Арбитражный суд Пермского края
ул. Екатерининская, 177, г. Пермь, 614068
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
06 декабря 2012 года
Дело № А50-18147/2012
Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 06 декабря 2012 года.
Арбитражный суд Пермского края
в составе:
судьи Аликиной Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котовой К.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО «М-10» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Муниципальному образованию город Пермь в лице департамента финансов администрации города Перми
третьи лица: 1. Муниципальное бюджетное учреждение «Городское управление транспорта»; 2. Департамент дорог и транспорта администрации города Перми
о взыскании 998 373 руб. 84 коп.
при участии
от истца – ФИО1 по доверенности, предъявлен паспорт;
от ответчика – не явился;
от третьего лица – не явился;
Общество с ограниченной ответственностью «М-10» (далее по тексту истец, перевозчик) обратилось в суд с иском к Муниципальному образованию город Пермь в лице департамента финансов администрации города Перми (далее – ответчик) о взыскании 998 373 руб. 84 коп. убытков, возникших в результате предоставления в 2009 году льгот по перевозке пассажиров по льготным проездным билетам.
Как указывает истец, установив дополнительные меры социальной поддержки для студентов и учащихся, муниципальное образование г. Пермь не компенсировало перевозчику выпадающие доходы. Расчет убытков основан на исходных данных оператора пассажирских перевозок и ответчиком не опровергнут. Денежные средства, полученные из бюджета муниципального образования, имеют иное целевое назначение - компенсация за работу на убыточных маршрутах, а потому они и не могут восполнить потери перевозчика от предоставления льгот студентам и учащимся.
Муниципальное образование город Пермь в лице департамента финансов администрации города Перми в представленном в арбитражный суд письменном отзыве иск не признало, указывая на то, что у него отсутствуют какие-либо иные расходные обязательства перед перевозчиком, кроме субсидий, выплачиваемых в порядке, установленном Постановлением администрации г. Перми от 27.03.2009 №162. По мнению ответчика, указанный порядок предусматривает полное возмещение транспортной организации убытков, связанное с перевозкой студентов и учащихся.
Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми письменный отзыв по делу не представил.
МБУ «Гортранс» (далее по тексту оператор пассажирских перевозок) представило отзыв на исковое заявление, в котором подтвердило сведения о количестве реализованных ЛПД и о доходах, полученных от их реализации, содержащихся в заявлении, отчетным данным оператора пассажирских перевозок.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте проведения судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились. Данное обстоятельство не препятствует рассмотрению спора в отсутствие указанных лиц в порядке п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доводы заявления и материалы дела, заслушав представителей истца, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
ООО «М-10» осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом на основании лицензии.
В 2009 году общество оказывало услуги по перевозке пассажиров студентов (учащихся), имеющих соответствующие проездные билеты на основании договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения г. Перми № 12-06 от 01.01.2006 (л. д. 11-16), заключенного с муниципальным комитетом по транспорту администрации города Перми.
Согласно указанному договору перевозчик обязуется осуществлять перевозку льготных категорий пассажиров и пассажиров, имеющих социальные проездные документы и проездные документы студентов (учащихся), в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, Пермской области, нормативными правовыми актами города Перми (п.3.1.9 договора).
В соответствии с п. 6.3 договора выпадающие доходы перевозчика от перевозки пассажиров с использованием социальных проездных документов и проездных билетов студентов (учащихся) подлежат компенсации за счет средств, выделенных на эти цели бюджетами всех уровней, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пермской области, нормативно-правовыми актами г. Перми. Компенсация перевозчику убытков и выпадающих доходов, связанных с перевозкой пассажиров на городских маршрутах регулярного сообщения, из бюджета г.Перми осуществляется в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами (п. 6.4 договора).
В соответствии с решением Пермской городской Думы от 27.01.2009 г. № 5 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом на поселенческих маршрутах городского сообщения в городе Перми» установлен тариф на перевозку одного пассажира автомобильным транспортом на маршрутах городского сообщения в размере 12 рублей (п. 1.1).
Пунктом 2.1 указанного решения Пермской городской Думы администрации города рекомендовано до 01.02.2009 г. установить стоимость проездных документов на месяц на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом на поселенческих маршрутах городского сообщения для отдельных категорий пассажиров:
учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования,
учащихся учреждений высшего и среднего специального образования дневной формы обучения,
жителей города Перми, имеющих право на трудовую пенсию по старости, но не имеющих права на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным или региональным законодательством.
Руководствуясь решением представительного органа местного самоуправления администрацией г. Перми принято постановление от 27.01.2009 г. № 25 «Об установлении стоимости проездных документов для отдельных категорий пассажиров».
Согласно указанному постановлению администрации г. Перми с 01.02.2009 на поселенческих маршрутах городского сообщения в городе Перми для отдельных категорий пассажиров установлена следующая стоимость проездных документов, дающих право проезда на всех видах транспорта (автобус, трамвай, троллейбус) для:
учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования на месяц - 550 руб., на полмесяца - 275 руб.,
учащихся учреждений высшего и среднего специального образования дневной формы обучения на месяц - 550 руб., на полмесяца - 275 руб.,
жителей города Перми, имеющих право на трудовую пенсию по старости, но не имеющих права на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным или региональным законодательством, - 435 руб. (п. 1).
Пунктами 2.1, 2.2 данного постановления предусмотрено, что МУ «Горпассажиртранс» (в настоящее время МУБ «Гортранс») осуществляет функции по организации процесса реализации проездных документов для отдельных категорий пассажиров на территории города Перми и по распределению денежных средств по реализации указанных проездных документов между перевозчиками (далее по тексту оператор пассажирских перевозок).
МУБ «Гортранс» занималось изготовлением бланков льготных проездных документов (ЛПД), аккумулированием денежных средств от их реализации, а также распределением и перечислением этих денежных средств перевозчикам в полном объеме (до 1 февраля 2009 г. согласно Методики распределения доходов от перевозки пассажиров в городском пассажирском транспорте», разработанной комитетом по промышленной политике и транспорту администрации г. Перми от 30.07.2004 г., а с 1 февраля 2009 г. в соответствии с Порядком распределения денежных средств, поступивших от реализации проездных документов, между перевозчиками, осуществляющими пассажирские перевозки на маршрутах регулярных перевозок городского сообщения г. Перми, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 17.11.2009 г. № 873.
Поскольку полученные денежные средства не восполняли убытки перевозчика, возникшие в результате предоставления льгот студентам и учащимся, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу. В качестве правового основания иска заявителем указаны ст.ст. 8, 15-16, 125, 790, 1069, 1071, 1082 ГК РФ.
В силу ст. 15 ГК РФ под убытками следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 16, 1069 ГК РФ).
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу п.п. 1, 5 ст. 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 16 Постановления от 22.06.2006г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» следует, что, организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде не полученной от потребителей платы.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготной категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование (п.17).
Согласно ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений по данным вопросам); принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Предоставив право на льготный проезд студентам и учащимся, а также лицам, имеющим право на получение трудовой пенсии по старости, публично-правовое образование – муниципальное образование город Пермь взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении перевозчиков, а потому право льготного проезда для указанной категории граждан является гарантией, носящей компенсационный характер.
Из вышеизложенного следует, что у соответствующего публично-правового образования, установившего соответствующую льготу в спорный период, возникли обязательства по возмещению перевозчику выпадающих доходов от предоставления права проезда по льготным проездным билетам в отношении указанных категорий льготников.
Согласно ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов органами местного самоуправления
по вопросам местного значения, исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.
Вместе с тем, денежных средств на возмещение убытков, возникших в результате предоставления льгот, предусмотренных Постановлением администрации г. Перми от 27.01.2009 г. № 25, перевозчикам выплачено не было.
Предоставленные перевозчикам субсидии за счет средств местного бюджета в рамках Постановления администрации г. Перми от 27.03.2009 г. №162 не свидетельствуют о компенсации убытков, возникших в связи с предоставлением льгот.
Действительно, утвержденный Постановления администрации г. Перми от 27.03.2009 г. №162 Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета города Перми перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров на поселенческих маршрутах городского сообщения (далее Порядок) предусматривает предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат по осуществлению регулярных перевозок пассажиров на поселенческих маршрутах городского сообщения (п. 1.4 Порядка). Предоставление указанный субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных в решении о бюджете города Перми на эти цели департаменту дорог и транспорта администрации города Перми на очередной финансовый год и плановый период (п. 1.5 Порядка).
Вместе с тем, предусмотренная в указанном Порядке финансовая поддержка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров на поселенческих маршрутах, не направлена на компенсацию затрат перевозчика от предоставления услуг льготным пассажирам.
Как следует из Раздела 3 Порядка размер субсидий при перевозке пассажиров на поселенческих маршрутах автомобильным транспортом определяется как разница между общей стоимостью транспортной работы по маршруту и доходами по маршруту, включающими в себя билетную выручку и доходы от перевозки пассажиров, пользующихся социальными проездными документами и проездными документами для отдельных категорий пассажиров. Расчет стоимости транспортной работы производится с учетом себестоимости транспортной работы на один авточас транспортной работы, определенной на дату утверждения действующего тарифа на перевозку, и прибыли, определенной как произведение себестоимости на нормативный уровень рентабельности транспортной работы. Расчет общей стоимости транспортной работы определяется с учетом количества отработанных часов на маршруте, но не более планируемого объема транспортной работы. Учет доходов от перевозки пассажиров производится по данным обследования пассажиропотока и отчетных данных оператора пассажирских перевозок об объемах транспортной работы в разрезе маршрутов и перевозчиков.
В связи с принятием указанного постановления утратило силу Постановление администрации города от 31.05.2007 г. № 194 «Об утверждении Порядка определения компенсации убытков от перевозки пассажиров на городских маршрутах регулярного сообщения и садоводческих автобусных маршрутах» (п. Постановления администрации г. Перми от 27.03.2009 г. № 162).
Таким образом, вновь введенный Порядок предусматривает компенсацию убытков перевозчиков от перевозки пассажиров по нерентабельным маршрутам в целях организации транспортного сообщения на территории городского поселения, поскольку создание условий для предоставления транспортных услуг населению относится к компетенции органа местного самоуправления в соответствии с законодательством о местном самоуправлении в РФ.
Доводы ответчика о том, что Порядок предусматривает компенсацию убытков перевозчиков от предоставления льготного проезда гражданам, поскольку выпадающие доходы снижают рентабельность маршрута, основаны на неправильном толковании указанного Порядка.
Согласно расчету истца расходы за предоставление льготного проезда студентам и учащимся, а также лицам, имеющим право на трудовую пенсию по старости, в 2009 году составили сумму 998 373 руб. 84 коп.
Произведенный истцом расчет выпадающих доходов основан на следующих показателях: общее количество реализованных льготных проездных документов (студенческих, ученических, лиц, имеющих право на трудовую пенсию по старости), стоимость одной поездки (тариф), количество поездок по одному проездному документу в месяц (по данным обследования пассажиропотока, доходы от реализации проездных документов. При этом общее количество реализованных льготных проездных документов и выручка от их реализации на территории г. Перми, доля истца в выручке от продажи льготных проездных документов за 2009 год и размеры денежных средств, полученных истцом, соответствуют данным оператора - МБУ «Гортранс».
На основании перечисленных документов истцом определена нормативно-расчетная цена одного льготного проездного документа на полный месяц, и на полмесяца, как производное от количества поездок одного пассажира по льготным проездным билетам (расчет средневзвешенного количества поездок по проездным документам в феврале 2008 года, в марте, мае 2009 и установленного тарифа).
Выпадающие доходы от перевозки одного пассажира представляют собой разницу между нормативно-расчетной ценой и фактической стоимостью льготного проездного документа (далее – ЛПД), которая определена путем деления денежных средств, полученных от реализации ЛПД на количество реализованных ЛПД, по данным отчетов группы реализации билетной продукции о полученных доходах от продажи проездных билетов за 2009 год.
Сумма убытков представляет собой долю истца в общей сумме выпадающих доходов всех перевозчиков, возникших в результате перевозки общего количества граждан, имеющих ЛПД, определенную с учетом удельного веса истца в общем объеме денежных средств, полученных за 2009 год от реализации ЛПД. При расчете истцом использованы данные об удельном весе истца, определенные МБУ «Гортранс» исходя из объемов транспортной работы истца в соответствии с утвержденной Методикой.
Из соответствующего расчета усматривается, что истцом используется средневзвешенное количество поездок для определения суммы выпадающих доходов по всем перевозчикам, при этом учитывается приходящаяся на него доля в перевозке льготных пассажиров, как в процентном, так и в денежном выражении.
Учитывая отсутствие на нормативном уровне способа расчета размера неполученной платы от проезда льготной категории граждан, использование данного расчетного метода суд находит правомерным.
Поскольку наличие и размер не возмещенных истцу убытков в виде выпадающих доходов, подтверждены материалами дела, исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п.2 Информационного письма от 13.03.2007 №117 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Об отдельных вопросах практики применения гл.25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», Кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
Учитывая, что при обращении в арбитражный суд истец уплатил госпошлину, понесенные истцом расходы подлежат отнесению на ответчика в соответствии с п. 1 ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с муниципального образования город Пермь в лице Департамента финансов администрации г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) за счет казны муниципального образования город Пермь в пользу общества с ограниченной ответственностью «М-10» (ОГРН <***>; ИНН <***>) убытков в сумме 998 373 (девятьсот девяносто восемь тысяч триста семьдесят три) рубля 84 копейки и расходов по уплате госпошлины в сумме 22 967 (двадцать две тысячи девятьсот шестьдесят семь) рублей 48 копеек. Исполнительный лист выдать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного ссуда www.17aas.arbitr.ru.
Судья
Е.Н.Аликина