ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-18362/10 от 08.11.2010 АС Пермского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

614990, г.Пермь, ул.Луначарского, д. 3

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

«08» ноября 2010г. № дела А50- 18362/2010

Резолютивная часть решения объявлена 08.11.2010.

В полном объеме решение изготовлено 08.11.2010.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Байдиной И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Власовой К.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице УФПС Пермского края – филиала ФГУП «Почта России» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю об оспаривании решения и предписания по делу № 123-10-а от 17.05.2010г.

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговый центр «Альтернатива» при участии:

от заявителя: ФИО1 ведущий юрисконсульт юридического отдела по доверенности от 06.09.2010г. (т.1, л.д.96-100), предъявлен паспорт.

от заинтересованного лица: ФИО2 специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков по доверенности от 27.09.2010г. (т.1, л.д.101), предъявлен паспорт.

от 3-го лица:  неявка.

Установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице УФПС Пермского края – филиала ФГУП «Почта России» в соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее по тексту – УФАС по Пермскому краю, Управление) от 17 мая 2010 г. по делу № 123-10-а и вынесенного на его основе предписания.

Требования изложены в заявлении (т.1, л.д.5-7) и дополнительных доводах от 02.11.2010 (т.2, л.д.2-4).

УФАС по Пермскому краю в удовлетворении требований просит отказать, считая, что оспариваемые ненормативные правовые акты соответствуют фактическим обстоятельствам и положениям Федерального закона от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон «О защите конкуренции»). Возражения относительно заявленных требований изложены в отзыве на заявление (т.1, л.д.60-63) и заключении (т.2, л.д.5).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по инициативе суда привлечено общество с ограниченной ответственностью «Альтернатива» (т.1, л.д.105-106).

Третье лицо поддерживает позицию антимонопольного органа (т.1, л.д.119).

ООО «Альтернатива» извещено надлежащим образом (т.2, л.д.14), но представитель в судебное заседание не направлен, что в силу положений части 1 статьи 123 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Как следует из материалов дела, отделением связи с ООО «Альтернатива» 24.11.2009г. при приеме письма с объявленной ценностью взята плата за проверку описи вложения (9 руб.) и упаковку этого письма в бумагу и ППО (20 руб.), а также тариф (56 руб. 64 коп.) и страховой сбор (7 руб. 08 коп.) (т.1, л.д.67).

Полагая, что ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Пермского края, пользуясь своим доминирующим положением, навязывает контрагентам не относящиеся к предмету договора услуги, что экономически и технологически необоснованно, общество обратилось в антимонопольный орган (т.1, л.д.64-66).

Антимонопольный орган обязан возбуждать дела в силу закона по исчерпывающим основаниям (пункты 1 - 4 части 2 статьи 39 Закона «О защите конкуренции»). Одним из таких оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица. Поэтому УФАС по ПК издан Приказ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 123-10-а о нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в неправомерном взимании платы за упаковку в бумагу и проверку описи вложения при отправлении письма с объявленной ценностью наложенным платежом с описью (т.1, л.д.69).

Определением от 12.03.2010г. дело назначено к рассмотрению на 01.04.2010г. (т.1, л.д.70), но определением от 13.04.2010г. рассмотрение дела было отложено на 17.05.2010г. в связи с направлением запросов в Федеральную службу по тарифам, Самарский, Свердловский и Удмуртский филиалы ФГУП «Почта России» (т.1, л.д.73). По итогам рассмотрения обращения ООО «Альтернатива» УФАС по ПК вынесено решение по делу № 123-10-а о признании в действиях ФГУП «Почта России» факта нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» (т.1, л.д.12-19).

Предписано прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в

- неправомерном принятии приказа УФПС Пермского края – филиала ФГУП «Почта России» от 03.03.2009г. № 28 «О введении Прейскуранта «Тарифы на услуги почтовой связи» в части определения при таком виде отправлений, как упаковка посылок и бандеролей, отправляемых населением, услуги по проверке вложения посылок, писем и бандеролей с объявленной ценностью, отправляемых с описью вложения ф.107 с установленным тарифом;

- неправомерном взимании платы за проверку вложения писем при пересылке письма с объявленной ценностью;

- неправомерном взимании платы за упаковку в бумагу при отправлении заявителем почтового отправления в конверте, приобретенном за отдельную плату, при отсутствии какой-либо другой упаковки;

- взимании платы за упаковку в бумагу при отправлении заявителем почтового отправления в конверте, приобретенном за отдельную плату, по несуществующему тарифу (т.1, л.д.20-21).

Не согласившись с решением и предписания в целом, ФГУП «Почта России» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Статьей 52 Закона "О защите конкуренции" прямо предусмотрен порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Трехмесячный срок для обжалования заявителем не пропущен, поскольку исходящей датой отправки оспариваемого решения является 31.05.2010 (т.1, л.д.12), а рассматриваемое заявление поступило в арбитражный суд 19.08.2010 (т.1, л.д.5).

Статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее по тексту – Закон «О почтовой связи») установлено, что услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств;

универсальные услуги почтовой связи - услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации и по доступным ценам.

Тарифы на универсальные услуги почтовой связи, оказываемые организациями федеральной почтовой связи на всей территории страны, регулируются государством (статья 14 Закона «О почтовой связи»).

Плата за услуги почтовой связи, за исключением универсальных услуг почтовой связи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе (часть 1 статьи 29 Закона «О почтовой связи»).

Государственное регулирование тарифов на услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) осуществляет Федеральная служба по тарифам (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005г. № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» и Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»).

Пунктом 2.3 Приказа от 17 декабря 2008г. № 367-с/1, изданного Федеральной службой по тарифам, утвержден тариф по пересылке письма с объявленной ценностью весом до 20 г. в размере 48 руб. 00 коп., а пунктом 2.8 этого же Приказа, утверждена плата за объявленную ценность письма – 3 копейки за каждый полный или неполный 1 рубль оценочной стоимости.

Данный приказ утратил силу 16.02.2010г. в связи с изданием нового приказа - от 24 декабря 2009 г. N 521-с/1.

С налогом на добавленную стоимость тариф по пересылке письма с объявленной ценностью весом до 20 г. составляет 56 руб. 64 коп.

На территории Пермского края филиалом ФГУП «Почта России» издан приказ от 03.03.2009 № 28 «О введении Прейскуранта «Тарифы на услуги почтовой связи», которым утвержден перечень услуг и Прейскурант «Тарифы на услуги почтовой связи», предоставляемые филиалом ФГУП «Почта России» (т.1, л.д.88-91).

В первой графе документа указываются позиции, т.е. порядковые номера, а во второй графе – номера статей согласно Приказу Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2008г. № 367-с/1. По некоторым позициям соответствующая ссылка на статью Приказа Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2008г. № 367-с/1 в приказе от 03.03.2009 № 28 отсутствует.

Например, в Пермском крае надлежит взыскивать 9 рублей (с НДС) за проверку вложения посылок, писем и бандеролей с объявленной ценностью, отправляемых с описью вложения ф.107 (т.1, л.д.90) и 20 руб. за упаковку письма с объявленной ценностью в бумагу с применением ленты с фирменными логотипами и ППО (т.1, л.д.90), тогда как Федеральной службой по тарифам не установлен такой вид отправлений и услуг, и не определена плата.

24.11.2009г., т.е. в день отправления ООО «Альтернатива» письма с объявленной ценностью, обществом был уплачен тариф на пересылку письма с объявленной ценностью весом до 20 г. в размере 56 руб. 64 коп. с НДС (т.1, л.д.89), тариф на упаковку письма с объявленной стоимостью в бумагу с применением ленты с фирменными логотипами и ППО – 20 руб. с НДС (т.1, л.д.90), а за проверку вложения письма с объявленной ценностью, отправляемого с описью вложения ф.107, уплачен тариф в размере 9 руб.(т.1, л.д.90).

Предприятия связи предоставляют основные и дополнительные услуги почтовой связи. К основным услугам относятся: прием, пересылка и вручение почтовых отправлений, осуществляемые в соответствии с настоящими Правилами. Дополнительными услугами для населения являются: упаковка почтовых отправлений; заполнениебланков сопроводительных адресов к посылкам, денежных переводов, описей вложения; написание адресов и письменных сообщений; предоставление в аренду посылочных ящиков из полиэтилена, хранение посылок и бандеролей, прямых контейнеров под пломбой (печатью) отправителя; наведение справок в адресном бюро, доставка почтовых отправлений и другие услуги (пункт 7 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992 – далее по тексту – Почтовые правила).

В соответствии с пунктом 155 Почтовых правил при приеме открытого ценного письма (бандероли) работник связи сверяет вложение с описью, а также тождественность места назначения, наименование адресата, суммы ценности и особые отметки, указанные на отправлении и в обоих экземплярах описи, расписывается на них и ставит оттиск календарного штемпеля. Первый экземпляр оформленной описи вкладывается в ценное письмо (бандероль), а второй экземпляр выдается отправителю.

Открытые ценные письма и бандероли в присутствии отправителя упаковываются, заклеиваются и опечатываются страховой печатью с таким расчетом, чтобы все клапаны письма или оболочки бандероли были скреплены сургучными оттисками страховой печати, обеспечивающими сохранность вложения.

Из приведенной нормы следует, что сверка вложения ценного письма с описью вложения дополнительной услугой не является, поскольку эти действия есть составляющая всей цепочки действий, осуществляемых работником связи при приеме открытого ценного письма.

Дополнительной услуга может быть только в случае, если работник отделения связи заполнит клиенту бланк описи вложения, но такое действие как «сверка вложения письма с текстом заполненного бланка описи вложения» дополнительной услугой не является.

Необходимо отметить, что ФГУП «Почта России» получено Дополнение № 1 к лицензии № 25577 (учетная серия А 025271) от 11.04.2003 в котором пункт 1 «Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 25577» изложен в следующей редакции: ФГУП «Почта России» (лицензиат) данной лицензией уполномочивается осуществлять совокупность операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, а именно: прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений (т.1, л.д.111).

Фактически ФГУП «Почта России» взимается плата за часть операции, входящей в единый производственно-технологический процесс оказания услуги почтовой связи по приему открытого ценного письма с описью вложения.

Пунктом 4 «Условий осуществления деятельности в соответствии с выданной ФГУП «Почта России» лицензией № 25577» определено, что при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами «О связи» и «О почтовой связи», другими Федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий (т.1, л.д.111).

Ссылка заявителя на положения Инструкции «О временном порядке приема и вручения регистрируемых почтовых отправлений» от 31.08.2001 № ДПС-2/2457 несостоятельна, поскольку тарифы на оказание универсальных услуг почтовой связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и контролю в отношении вопросов, связанных с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005г. № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи»).

Аналогичное положение содержится и в пункте 9 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 25577 (т.1, л.д.113).

Частью 1 статьи 3 Закона "О защите конкуренции" определено, что закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, в которых участвуют российские юридические лица.

На основании части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам действия естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и услуги общедоступной почтовой связи.

Из приведенных норм следует, что ФГУП «Почта России» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг общедоступной почтовой связи, как субъект естественной монополии.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В письме ФГУП «Почта России» (исх.от 12.04.2010г. № 31-72/2056) указано, что упаковка в бумагу является дополнительной услугой и эта услуга не должна оказываться в случае, если письмо с объявленной ценностью было подано в приобретенном ранее конверте (т.1, л.д.86). Услуга сверки описи с вложением в письмо с объявленной ценностью включена в перечень технологических операций, осуществляемых при оказании услуги по пересылке внутренних писем и бандеролей с объявленной ценностью (т.1, л.д.87).

В силу положений части 5 статьи 201 АПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возложена законодателем на орган, принявший данный акт.

В силу положений части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа может быть признан арбитражным судом недействительным только при наличии одновременно двух условий: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела доказано злоупотребление заявителем доминирующим положением на рынке услуг общедоступной почтовой связи, выразившееся в

- неправомерном принятии приказа от 03.03.2009г. № 28 «О введении Прейскуранта «Тарифы на услуги почтовой связи» в части определения при таком виде отправлений, как упаковка посылок и бандеролей, отправляемых населением, услуги по проверке вложения посылок, писем и бандеролей с объявленной ценностью, отправляемых с описью вложения ф.107 с установленным тарифом;

- неправомерном взимании платы за проверку вложения писем при пересылке письма с объявленной ценностью;

- неправомерном взимании платы за упаковку в бумагу при отправлении заявителем почтового отправления в конверте, приобретенном за отдельную плату, при отсутствии какой-либо другой упаковки.

Приказом от 19.10.2009г. № 169 были внесены изменения в действующий приказ от 03.03.2009г. № 28 в части тарифа за упаковку в бумагу – тариф был уменьшен с 20 руб. до 16 руб. (т.1, л.д.92-93).

То, что за упаковку в бумагу при отправлении заявителем почтового отправления в конверте, приобретенном за отдельную плату, с ООО «Альтернатива» было взято 20 руб. вместо 16 руб., заявителем не отрицается, что подтверждает вывод антимонопольного органа об оплате этой услуги по несуществующему тарифу.

На основании изложенного, суд первой инстанции признает верными выводы антимонопольного органа о том, что действия заявителя как субъекта естественной монополии противоречат антимонопольному законодательству. 

  Иные доводы заявителя отклоняются судом в связи неправильным толкованием норм материального права и их несоответствием установленным по делу фактическим обстоятельствам.

В связи с оспариванием двух ненормативных правовых актов при обращении в арбитражный заявителем уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. по платежному поручению № 30070170 от 26.07.2010г.(т.1, л.д.9) и в размере 2000 руб. по платежному поручению № 30085022 от 25.08.2010г. (т.1, л.д.11).

Поскольку требования не подлежат удовлетворению, заявителю не возвращается уплаченная им государственная пошлина.

Руководствуясь ст.ст. 167-170,176, 181 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
 Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на официальном сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет: www.17aas.arbitr.ru».

Судья И.В.Байдина