ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-18674/2021 от 14.10.2021 АС Пермского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь

28 октября 2021 года Дело № А50-18674/2021

Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2021 года. Полный текст решения изготовлен 28 октября 2021 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Батраковой Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зыковой В.О., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Бондаренко Михаила Александровича (ОГРНИП: 315595800036109, ИНН: 590417206622)

к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (614065, Пермский край, город Пермь, улица Верхне-муллинская, дом 71, ОГРН: 1035902106074, ИНН: 5948024308)

о признании незаконным решение от 19.07.2021 №3876 и об обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя,

с привлечением заинтересованного лица, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (614015, Пермский край, город Пермь, улица Сибирская, дом 30А, ОГРН: 1055900361835, ИНН: 5902293192),

при участии в судебном заседании представителя ответчика Бейлина М.М., доверенность от 11.01.2021г., паспорт, диплом,

установил:

Индивидуальный предприниматель Бондаренко Михаил Александрович (далее – ИП Бондаренко М.А., Заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным, как несоответствующее Земельному кодекса Российской Федерации, решение Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (далее – Комитет, Ответчик) от 19.07.2021 №3876, об обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав заявителя путем совершения действий, предусмотренных статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.

Определением от 05.08.2021 заявление принято к производству Арбитражного суда Пермского края, дело назначено к рассмотрению; к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края на основании части 1 статьи 51 АПК РФ.

Стороны уведомлены надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела в соответствии со статьями 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Пермского края.

От заявителя поступило ходатайство о проведении предварительного судебного заседания в свое отсутствие, возражал против рассмотрения дела по существу в свое отсутствие.

Ответчик заявленные требования не признал, представил в материалы дела копии письма от 06.07.2021 №Ивн31-02-1-21-1045, протокола от 09.07.2021 №б/н, послужившими основанием для принятия Комитетом оспариваемого решения.

От заинтересованного лица поступил письменный отзыв на заявление, содержащий ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Определением арбитражного суда от 01.09.2021г. дело признано подготовленным к судебному разбирательству, судебное заседание назначено на 14.10.2021г.

14.10.2021г. ИП Бондаренко М.А. в судебное заседание не явился, явку представителя не обеспечил, ходатайства в материалы дела не представил.

Ответчик заявленные требования не признает. Позиция ответчика сводится к тому, что земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:0000000:14822, 59:32:3420001:2776 не могут являться предметом аукциона ввиду их вовлечения в оборот для реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики».

Выслушав представителя ответчика, изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

12.07.2021г. ИП Бондаренко М.А. обратился в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о выставлении на торги земельных участков с кадастровым номерами 59:32:0000000:14822, 59:32:3420001:2776 (л.д.10).

Письмом от 19.07.2021г. №3876 Ответчик уведомил ИП Бондаренко М.А. об отказе в удовлетворении требования о выставлении вышеуказанных земельных участков на торги со ссылкой на планируемое вовлечение земельных участков в оборот для реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014г. №321, государственной программы «Развитие транспортной системы», утвержденной Постановлением Правительства пермского края от 03.10.2013г. №1323-п (л.д. 9).

Полагая, что решение Комитета, изложенное в письме от 19.07.2021 №3876, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, ИП Бондаренко М.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд считает требования Заявителя не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконным решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По общим правилам (ст. 65 АПК РФ), каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (п.5 ст. 200 АПК РФ).

В соответствии с п. 2. ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

На основании ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности урегулирован положениями статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

В соответствии с подп. 15 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок не может являться предметом аукциона, если он предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа ИП Бондаренко М.А. в проведении аукциона, указано Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 321, которым утверждена государственная программа "Энергоэффективность и развитие энергетики".

Целью данной программы является надежное обеспечение страны топливно-энергетическими ресурсами, повышение эффективности их использования и снижение антропогенного воздействия топливно-энергетического комплекса на окружающую среду. Программный подход к предоставлению участков недр в пользование способствует увеличению объемов геолого-разведочных работ, эффективную разработку существующих и ввод новых нефтегазовых месторождений.

Кроме того, в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся нефтегазового снабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих подобные виды деятельности в Российской Федерации, устанавливаются принципы государственной энергетической политики, в частности принцип максимально эффективного использования природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций (распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года).

В качестве основания для отказа в проведении аукциона в отношении спорных земельных участков Ответчик также указывает на утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013г. №1323-п государственную программу «Развитие транспортной системы», задачами которой является улучшение транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения Пермского края, развитие сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения Пермского края, в том числе объектов придорожного сервиса, обеспечение комфортных условий пользования транспортной системой для пассажиров, в том числе маломобильных категорий населения, обеспечение доступности транспортного обслуживания населения Пермского края внутренним водным транспортом, железнодорожным транспортом пригородного сообщения, автомобильным транспортом, воздушным транспортом, повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Пермского края (региональных или межмуниципальных, улично-дорожной сети) с целью снижения уровня смертности и травматизма участников дорожного движения, и иные.

В силу положений п. 24. ст. 39.11 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.

06.07.2021г. Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края направило в адрес ответчика письмо №Ивн31-02-1-21-1045, в котором сообщила о планируемом вовлечении в оборот земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:14822, указав на необходимость учесть данную информацию при управлении и распоряжении земельным участком. Основанием для данного решения послужила необходимость реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014г. №321, а также государственной программы «Развитие транспортной системы», утвержденной Постановлением Правительства пермского края от 03.10.2013г. №1323-п.

Протоколом от 09.07.2021г. комиссии по земельным отношениям по вопросу снятия с торгов земельного участка из категории земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Фроловское с/п, д. Замулянка, с кадастровым номером 59:32:0000000:14822, общей площадью 6 207 кв.м., указанный земельный участок был снят с аукциона, назначенного на 06.08.2021г. на основании п. 24 ст. 39.11 ЗК РФ.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014г. №321 государственную программу «Развитие энергетики», утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013г. №1323-п государственную программу «Развитие транспортной системы», с учетом положений п.п. 3 п. 2 ст. 39.6. ЗК РФ, которым предусмотрены особенности использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации, основания для удовлетворения заявленных ИП Бондаренко М.А. требований у суда отсутствуют.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (ст.71 АПК РФ).

В силу ст. 110 АПК РФ расходы по оплаты государственной пошлины возлагаются на Заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 136, 137, 159, 167-171, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд Пермского края.

Судья Ю.В. Батракова