ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-19129/09 от 08.09.2009 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь                                                            

14 сентября 2009 г.                                                     Дело № А50-19129/2009

Резолютивная часть решения объявлена 8 сентября 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 14 сентября 2009 г.

Арбитражный суд в составе:

Судьи                         Мухитовой Е.М.

при ведении протокола судебного заседания судьёй Мухитовой Е.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Минеральные удобрения»    

к Пермской таможне

об отмене постановления по делу об административном правонарушении

при участии

от заявителя: Мерзляков Д. В., паспорт 57 03 637443, доверенность в деле

от ответчика: Пыстогова О. Б., удостоверение ГС № 047804,  доверенность в деле, Терехов П. В., удостоверение РС № 197929,  доверенность в деле

ОАО «Минеральные удобрения» обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 10411000-451/2009 от 9.07.2009 г.

Требования заявителя мотивированы тем, что страна происхождения подшипников подтверждена надлежащими документами, такой страной является США, где произведена окончательная сборка подшипников.

Таможенный орган с заявленными требованиями не согласился, поскольку при обнаружении таможенным органом признаков недостоверности заявленных сведений о стране происхождения товара документом, подтверждающим происхождение товаров  из  данной  страны,   может являться только сертификат о происхождении товара. В ходе таможенного досмотра было установлено наличие маркировки «TAIWAN» на защите подвижной части подшипника. Сертификат заявителем не представлен.

Заслушав объяснения представителей сторон, рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

18.06.2009 г. заявителем в качестве декларанта была подана ГТД № 10411080/180609/0006505 на товар «регулятор оборотов TG-13 и запасные части к нему: шариковый подшипник, приводной вал, масляное уплотнение, установочный винт» из Нидерландов, поставленный по контракту № 090213/ОИЗ от 13.02.2009 с Вудвард Говернор Нидерланд Б.В.

В ГТД заявлено 5 товаров, в графе 16 ГТД заявлена страна происхождения товаров «разные»: товар № 1 - часть паровой турбины - автоматический гидравлический регулятор оборотов TG-13, 1 шт., изготовитель - Woodward, страна происхождения – Китай, товар № 2 - шариковый подшипник, старый номер детали 04042-131, внутренний диаметр 0,500 дюймов (12,7 мм), наружный диаметр 1,125 дюймов (28,5 мм), высота 0,312 дюймов (7,9 мм), материал - сталь ШХ-15, для опоры приводного вала регулятора оборотов TG-13, 5 штук, код ТН ВЭД 8482 10 100 9, изготовитель - Woodward, страна происхождения – США, товар № 3 - зап. часть регулятора оборотов TG-13 - приводной вал, 5 штук, изготовитель -Woodward, страна происхождения – США, товар № 4 - зап. часть регулятора оборотов TG-13 - масляные уплотнения круглого сечения, 5 штук, изготовитель - Woodward, страна происхождения – США, товар № 5 - установочный винт, 5 штук, изготовитель - Woodward, страна происхождения - Китай.

В ходе проведения таможенного досмотра (акт таможенного досмотра № 10411080/260609/000441) было установлено, что на защите подвижной части подшипника имеется маркировка «TAIWAN». На основании акта таможенного досмотра Пермской таможней принято решение № 10411000-03-04-25/7869 от 26.06.2009 о стране происхождения товара № 2 - шариковый подшипник Тайвань (Китай).

В соответствии с Федеральным законом № 165-ФЗ от 08.12.2003 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», Постановлением Правительства РФ от 13.12.2007 № 868 «О мерах по защите российских производителей подшипников качения» в целях защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи противодействием демпинговому импорту (импорту товара по цене ниже нормальной стоимости) на товар, ввозимый на таможенную территорию РФ - подшипники, код ТН ВЭД 8482 10 100 9, страной происхождения которых является Китай, независимо от ввозной таможенной пошлины установлена антидемпинговая пошлина в размере 41,5 % от таможенной стоимости.

Согласно ст. 318 ТК РФ к таможенным платежам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 5) таможенные сборы. Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, взимаются по правилам, предусмотренным ТК РФ для взимания ввозной таможенной пошлины.

Размер антидемпинговой пошлины в отношении товара № 2 составил 1115,02 рублей. Декларанту выставлено уведомление и требование от 29.06.2009 г. о необходимости корректировки сведений о стране происхождения товара № 2 и уплате таможенных платежей.

07.07.2009 г. декларантом самостоятельно произведена корректировка ГТД (изменены сведения о стране происхождения товара № 2 путем перечеркивания США и внесения Тайвань (Китай), произведена доплата платежей. Товар выпущен.

В соответствии ст. 123 Таможенного кодекса РФ товары при перемещении через таможенную границу РФ подлежат декларированию. Обязанность подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения, уплатить таможенные платежи согласно п. 2 ст. 127 ТК РФ лежит на декларанте. Согласно ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведениях, необходимых для таможенных целей.

Согласно п. 3 ст. 132 ТК РФ с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 124 ТК РФ к основным сведениям, которые должны быть указаны в таможенной декларации, относятся сведения о товарах, в том числе наименование, код ТН ВЭД, наименование страны происхождения, таможенная стоимость.

В соответствии с Приказом ФТС РФ № 1057 от 04.09.2007 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации» в графе 16 необходимо указать краткое название страны происхождения декларируемых товаров по общероссийскому классификатору стран мира либо по классификатору экономических союзов и сообществ, если нанесенная на товары маркировка или представленные документы не указывают на конкретную страну происхождения товаров, а содержат информацию о происхождении товаров с территории экономического союза или сообщества.

Если в одной ГТД декларируется несколько товаров происходящих из разных стран или если страна происхождения хотя бы одного товара неизвестна, в графе делается запись: «Разные».

В графе 34 по общероссийскому классификатору стран мира необходимо проставить двузначный буквенный код страны происхождения декларируемого товара либо буквенный код страны происхождения по классификатору экономических союзов и сообществ. Код страны происхождения должен соответствовать сведениям, указанным в графе 16.

В соответствии со ст. 372 ТК РФ таможенный досмотр - проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где| находятся или могут находиться товары.

Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары. До подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, таможенный досмотр может проводиться в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства РФ.

В соответствии со ст. 29 ТК РФ определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, зависит от страны происхождения товаров.

Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применениятарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики.

Согласно ст. 30 ТК РФ страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены (ст. 31 ТК РФ) или подвергнуты достаточной переработке (статья 32) в соответствии с критериями или порядком, установленными ТК РФ. По запросу декларанта или иного заинтересованного лица таможенные органы принимают предварительное решение об определении страны происхождения товаров.

Согласно ст. 32 ТК РФ, если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки.

В соответствии с п. 3 ст. 33 ТК РФ принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные    для    использования    с    машинами,    оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, при условии, что данные принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и используются совместно с указанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами в  комплектации  и  количестве, которые обычно поставляются с данными устройствами.

Согласно ст. 34 ТК РФ в удостоверение происхождения товаров из данной страны таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих происхождение товаров, в случаях, предусмотренных ст. 37 ТК РФ. Документами, подтверждающими происхождение товаров из данной  страны,  являются  декларация  о   происхождении  товара  (ст.   35)  или   в   случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, сертификат о происхождении товара (ст. 36).

В соответствии с п. 2 ст. 34 ТК РФ постановлением Правительства РФ от 27.11.2003 № 716 определены случаи представления сертификата о происхождении товара при ввозе его на таможенную территорию РФ: Сертификат о происхождении товара при ввозе его на таможенную территорию РФ из государства - участника СНГ, за исключением Республики Белоруссия, представляется по требованию таможенного органа РФ удостоверения страны происхождения товаров согласно приложению (п. 1); Сертификат о происхождении товара представляется при обнаружении таможенным органом РФ признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товара, влияющие на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, являются недостоверными (п. 2).

Согласно ст. 36 ТК РФ сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

По результатам документального и фактического контроля таможенным органом установлен факт заявления ОАО «Минеральные удобрения» недостоверных сведений о стране происхождения товара.

Следовательно, выводы таможенного органа соответствуют п. 2 ст. 34 ТК РФ и постановлению Правительства РФ от 27.11.2003 № 716 «Об определении случаев представления сертификата о происхождении товара при ввозе его на таможенную территорию РФ», документом, подтверждающим  происхождение спорного товара из заявленной страны, может являться только сертификат о происхождении товара, выводы таможенного органа, сделанные в ходе таможенного контроля, о стране происхождения шарикового подшипника – Китай, могли быть опровергнуты заявителем путем представления соответствующего сертификата о происхождении товара.

В силу изложенного доводы заявителя о том, что документом, подтверждающим страну происхождения, является инвойс, что сертификат происхождения товара предоставляется только по требованию таможенного органа, судом отклоняются как основанные на неверном толковании законодательства.

Сертификат происхождения товара заявителем не представлен также в ходе судебного разбирательства.

Суд принимает дополнительные доводы и доказательства таможенного органа о том, что товар завозится из Нидерландов, а не США, что автоматический гидравлический регулятор оборотов (товар № 1) - страна
происхождения
Китай, запасные части к нему (товары № 2-5) - страна
происхождения товара
Китай и США, изготовитель всех товаров один –
Woodward, поставщик товара не является изготовителем (производителем) подшипников, никакими   иными   документами,   кроме   сведений   поставщика,   не являющегося изготовителем, декларант не подтвердил страну происхождения товара.

На основании изложенного суд находит, что факт заявления недостоверных сведений о стране происхождения товара, что привело к занижению таможенных платежей в размере 1 115,02 руб., таможенным органом установлен.

Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ  установлено, что заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении составлен 29.06.2009 г. с участием представителя заявителя.

9.07.2009 г. таможенным органом вынесено оспариваемое постановление, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в минимальном размере - 557,51 рублей, без дополнительных мер.

Заявления относительно процессуальных нарушений, допущенных таможенным органом при производстве по делу об административном правонарушении, от заявителя не поступило, судом процессуальные нарушения не установлены.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статья 26.1 Кодекса определяет круг обстоятельств, которые подлежат выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе к ним относятся: наличие события административного правонарушения и виновность лица в его совершении.

У заявителя имелась возможность заявить достоверные сведения о стране происхождения товара, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по заявлению достоверных сведений: никакими иными документами, кроме сведений поставщика, не являющегося изготовителем, декларант не подтвердил страну происхождения товара (паспортом изготовителя, сертификатом страны происхождения). Кроме того, в целях заявления достоверных сведений о товаре декларант согласно п. 1 ст. 127 ТК РФ имел возможность осмотреть товар до подачи ГТД.

Таким образом, основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении № 10411000-451/2009 от 9.07.2009 г. отсутствуют, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л

В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Пермской таможни по делу об административном правонарушении № 10411000-451/2009 от 9.07.2009 г. отказать.

Решение может быть  обжаловано  в порядке  апелляционного производства  в Семнадцатый  арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также  в порядке кассационного производства в Федеральный  арбитражный суд  Уральского округа в течение двух месяцев  со дня его вступления  в законную силу  через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте  и результатах рассмотрения дела  апелляционной или кассационной жалобы  можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ruили  Федерального арбитражного суда  Уральского  округа www.fasuo.arbitr.ru.       

Судья                                                                          Е.М. Мухитова