ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-20607/20 от 20.10.2020 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

27 октября 2020 года

Дело № А50-20607/2020

Резолютивная часть решения вынесена 20 октября 2020 года. Полный текст решения изготовлен 27 октября 2020 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, пени за нарушение срока уплаты транспортного налога, налога, взимаемого в связи
с применением упрощенной системы налогообложения, в общей
сумме 201 928,09 руб.,

в заседании приняли участие представители:

от заявителя – не явились, извещен надлежащим образом;

от должника – ФИО2, по доверенности от 01.03.2020, предъявлены паспорт и диплом юриста;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения заказным
письмом с уведомлением, а также размещения данной информации
на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району
г. Перми (далее – заявитель, Инспекция, налоговый орган) обратилась
в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство» (далее также – Общество, общество «Благоустройство», должник, налогоплательщик) о взыскании недоимки
по транспортному налогу, налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, пени за нарушение срока уплаты транспортного налога, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в общей сумме 201 928,09 рубля. Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании налоговых обязательств и пеней, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс).

Требования налогового органа мотивированы выявлением у должника недоимки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее также - УСН), и транспортному налогу, наличие которой обусловило начисление пени в порядке статьи 75 НК РФ, неисполнением Обществом направленных Инспекцией в его адрес требования № 12826 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 10.04.2019, которым предъявлены
к уплате недоимка по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 199 160 руб., пени
за неуплату в нормативно предусмотренный срок указанного налога
в сумме 411,60 руб., требования № 12064 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 07.03.2019, исходя из которого налогоплательщику предъявлены к уплате недоимка по транспортному налогу в сумме 2 348 руб., пени за неуплату в нормативно предусмотренный срок указанного налога в сумме 8,49 руб., а также пропуском определенного пунктом 3 статьи 46 Кодекса срока для реализации процедуры безакцептного взыскания за счет денежных средств должника на счетах в банках недоимки и задолженности по пеням.

Должник представил в материалы дела письменный отзыв на заявление Инспекции, в котором, приведены доводы об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду несоблюдения срока обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки и пени. При этом факт наличия недоимки и задолженности по пени и их размер обществом «Благоустройство» по существу не оспариваются.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания заявитель в судебное заседание 20.10.2020 представителей
не направил, что с учетом положений части 3 статьи 156, части 2 статьи 215 АПК РФ не являлось препятствием для проведения судебного заседания в отсутствие его представителей.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя Общества, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, должник зарегистрирован в качестве юридического лица 21.01.2008 в регистрирующем (налоговом) органе
по месту учета, в качестве налогоплательщика состоит на учете
в Инспекции (л.д.22), и, исходя из положений статей 19, 23, 45, 52, 54, 80,
346.12, 346.14, 346.21, 346.23, 357, 358, 363, 363.1 НК РФ является налогоплательщиком налога, взимаемого в связи с применением упрощенном системы налогообложения, и транспортного налога, обязанным в нормативно предусмотренные сроки исчислять указанные налоги, представлять
в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по указанным налогам и уплачивать их в бюджетную систему Российской Федерации.

В связи с неисполнением налогоплательщиком налоговых обязательств по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, за 2018 год
в сумме 199 160 руб. и по факту выявления на основании статьи 70 НК РФ недоимки налоговым органом в порядке статьи 75 НК РФ начислены пени
за период с 02.04.2019 по 09.04.2019 в сумме 411,60 руб.
и в адрес Общества почтовым отправлением направлено требование № 12826
об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию
на 10.04.2019, которым предъявлены к уплате недоимка по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, в сумме 199 160 руб., пени
за неуплату в нормативно предусмотренный срок указанного налога
в сумме 411,60 руб., срок исполнения указанного требования установлен
до 23.04.2019.

Также ранее ввиду неисполнения Обществом налоговых обязательств
по транспортному налогу за 2018 год в сумме 2 348 руб. Инспекцией
после выявления на основании статьи 70 НК РФ недоимки по этому налогу
в порядке статьи 75 НК РФ начислены пени за период с 21.02.2019 по 06.03.2019 в сумме 8,49 руб. и в адрес Общества почтовым отправлением направлено требование № 12064 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 07.03.2019, исходя из которого налогоплательщику предъявлены к уплате недоимка по транспортному налогу в сумме 2 348 руб., пени за неуплату в нормативно предусмотренный срок указанного налога в сумме 8,49 руб., срок исполнения указанного требования установлен до 20.03.2019.

Решения о взыскании недоимки по отмеченным налогам и задолженности по пени в указанных суммах налоговым органом в пределах предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ срока не принимались.

Указывая на неисполнение обществом «Благоустройство»
как налогоплательщиком указанных требований об уплате недоимки по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, по транспортному налогу, начисленной за неуплату в установленный срок указанных налогов пени, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим
заявлением (подпункты 9, 14 пункта 1 статьи 31, подпункт 1 пункта 2,
пункт 8 статьи 45, пункты 1, 8 статьи 47, пункт 6 статьи 75 НК РФ, пункт 9 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»). Также налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении срока обращения в арбитражный суд
с заявлением о взыскании недоимки и задолженности по пени, в обоснование которого приведены доводы о техническом сбое в работе программного обеспечения и значительным объемом работы.

Установленный статьей 70 НК РФ, частью 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации досудебный порядок взыскания недоимки, начисленной пени в спорных суммах Инспекцией соблюден, заявленные требования подлежат рассмотрению арбитражным судом по существу.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 НК РФ каждый налогоплательщик, плательщик страховых взносов обязан платить законно установленные налоги, страховые взносы.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 11 НК РФ, недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 НК РФ обязанность
по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства
о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 НК РФ).

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 Кодекса определено, что обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога в случаях, предусмотренных Кодексом.

Пунктом 1 статьи 45 НК РФ, правила которой применяются также
в отношении пени (пункт 8 статьи 45 НК РФ), установлено,
что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность
по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, страховых взносов предусмотрено начисление пени (пункт 1
статьи 72, статья 75 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 57 Кодекса при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных этим Кодексом.

На основании пункта 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Исходя из пункта 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога,
а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено
в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Предусмотренные статьей 69 НК РФ правила применяются также
в отношении требований об уплате пеней (пункт 8 статьи 69 НК РФ).

Как определено пунктом 1 статьи 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику
не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное
не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Предусмотренные статьей 70 НК РФ правила применяются также
в отношении сроков направления требований об уплате пеней (пункт 3 статьи 70 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ, положения которой применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога (пункт 9 статьи 46 НК РФ), в случае неуплаты или неполной уплаты налога
в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется
в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

В случае невозможности применения внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся
к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение
шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46 НК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период).

Пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ определено, что налогоплательщиками налога, взимаемого в связи с применением УСН, признаются организации
и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном
главой 26.2 НК РФ.

Объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения признаются: доходы либо доходы, уменьшенные
на величину расходов (пункт 1 статьи 346.14 НК РФ). Согласно пункту 2
статьи 346.14 НК РФ выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 этой статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики, уплачивающие налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии
со статьей 249 Кодекса; внереализационные доходы, определяемые
в соответствии со статьей 250 Кодекса.

Как предусмотрено статьей 346.19 Кодекса, налоговым периодом при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признается календарный год (пункт 1
статьи 346.19 НК РФ); отчетными периодами признаются первый
квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (пункт 2
статьи 346.19 НК РФ).

Пунктами 1, 2, 7 статьи 346.21 НК РФ определено, что налог в связи
с применением УСН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы; сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно; налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 Кодекса, а авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее
25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики-организации представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 этой статьи).

Как установлено статьей 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате
на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

Исходя из статьи 357 НК РФ налогоплательщиками
транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии
с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии
со статьей 358 Кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей.

Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 360 Кодекса налоговым периодом для целей исчисления и уплаты транспортного налога признается календарный год, а отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные
периоды (пункт 3 статьи 360 НК РФ).

Статьей 361 НК РФ определены налоговые ставки по транспортному налогу, а пунктом 3 статьи 361 НК РФ закреплено, что налоговые ставки, указанные в пункте 1 этой статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Пунктом 1 статьи 362 Кодекса установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют сумму транспортного налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате
в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено статьей 362 НК РФ. Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой транспортного налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

На основании пункта 2.1 статьи 362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в пункте 2 этой статьи.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении транспортного налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять
и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового
периода (пункт 6 статьи 362 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 363 Кодекса установлено, что уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 Кодекса.

Исходя из пункта 2 статьи 363 Кодекса в течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи
по транспортному налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму транспортного налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 Кодекса.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных
средств налоговую декларацию по транспортному налогу (пункт 1
статьи 363.1 Кодекса). Налоговые декларации по транспортному
налогу представляются налогоплательщиками-организациями
не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым
периодом (пункт 3 статьи 363.1 Кодекса).

Отношения, связанные с исчислением и уплатой транспортного налога как регионального налога (пункт 3 статьи 12, пункт 3 статьи 14 НК РФ)
на территории Пермского края, наряду с НК РФ, регламентируются
Законом Пермского края от 25.12.2015 № 589-ПК «О транспортном налоге
на территории Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».

Статьей 2 Закона Пермского края от 25.12.2015 № 589-ПК установлены налоговые ставки по транспортному налогу.

Как определено статьей 4 Закона Пермского края от 25.12.2015
№ 589-ПК, налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, если иное не предусмотрено этой статьей; налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, - не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением обществом «Благоустройство» налоговых обязательств по транспортному налогу
за 2018 год в сумме 2 348 руб. Инспекцией после выявления на основании
статьи 70 НК РФ недоимки по этому налогу в порядке статьи 75 НК РФ начислены пени за период с 21.02.2019 по 06.03.2019 в сумме 8,49 руб.
и в адрес Общества почтовым отправлением направлено требование № 12064 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 07.03.2019, котором должнику предложено в срок 20.03.2019 уплатить недоимку по транспортному налогу в сумме 2 348 руб., пени за неуплату
в нормативно предусмотренный срок указанного налога в сумме 8,49 рубля.

Также в связи с неисполнением налогоплательщиком налоговых обязательств по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, за 2018 год в сумме 199 160 руб. и по факту выявления на основании статьи 70 НК РФ недоимки налоговым органом в порядке статьи 75 НК РФ начислены пени
за период с 02.04.2019 по 09.04.2019 в сумме 411,60 руб. и в адрес общества «Благоустройство» почтовым отправлением направлено требование № 12826 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов
(для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию
на 10.04.2019, которым налогоплательщику предложено в срок
не позднее 23.04.2019 уплатить недоимку по налогу, взимаемому в связи
с применением УСН, в сумме 199 160 руб., пени за неуплату в нормативно предусмотренный срок указанного налога в сумме 411,60 рубля.

Решения о взыскании недоимки по отмеченным налогам и задолженности по пени в указанных суммах налоговым органом в пределах предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ срока не принимались.

Предусмотренный пунктом 3 статьи 46 НК РФ срок обращения в суд
с заявлением о взыскании недоимки и пени по требованию № 12064 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 07.03.2019 истек 20.09.2019, а по требованию № 12826 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 10.04.2019 - 23.10.2019.

Вместе с тем, заявление Инспекции о взыскании недоимки по указанным налогам и пени в заявленных суммах представлено
в арбитражный суд 26.08.2020 (л.д.5), с существенным пропуском предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ (в редакции, действовавшей
в спорный период) срока.

Применительно к положениям статьи 70 НК РФ, Кодексом предусмотрены различные сроки направления требования об уплате налога
в зависимости от того, была ли выявлена налоговая задолженность
в результате проведения налоговой проверки (выездной или камеральной) и установления обстоятельств, свидетельствующих о занижении налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, либо недоимка образовалась вследствие неисполнения налогоплательщиком обязанности
по уплате в срок суммы налога, самостоятельно им исчисленной и задекларированной (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее также - ВАС РФ) от 20.09.2011
№ 3147/11, от 29.05.2012 № 17259/11).

Исходя из правовой позиции, отраженной в пункте 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении статьи 70 НК РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной
в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа). В срок, предусмотренный пунктом 1
статьи 70 Кодекса, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.

Согласно правовому подходу, выраженному в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1
статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов
в суд. Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает
в удовлетворении требований налогового органа. При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, Инспекция не привела и представила в суд доказательств уважительности причин пропуска срока в обоснование указанного ходатайства (часть 1 статьи 65 АПК РФ), а заявленные налоговым органом факторы основанием для восстановления срока обращения в суд служить
не могут. Таким образом, ходатайство Инспекции о восстановлении срока обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки и пеней удовлетворению не подлежит.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.03.2008
№ 13084/07, регламентация сроков взыскания налогов, равно как и сроков проведения проверок, направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Принимая во внимание изложенное, и исходя из целей достижения стабильности правопорядка, правовой определенности, устойчивости сложившейся системы правоотношений, учитывая временной интервал пропуска срока обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки, пени арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требований налогового органа.

Применительно к обстоятельствам спора, исходя из материалов дела, налоговым органом не приведены уважительные причины пропуска нормативно установленного срока взыскания недоимки, задолженности по пени, существенно превышен срок обращения в суд с заявленными требованиями, что исключает восстановление срока обращения в суд
с заявлением о взыскании недоимки и пени и удовлетворение требований Инспекции.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Инспекции следует отказать ввиду пропуска налоговым органом срока обращения
в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорных сумм недоимки, начисленной за неуплату в установленный срок указанных налогов и пени
в заявленных суммах.

Дополнительно арбитражный суд отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 57 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57
«О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении пункта 3 статьи 75 НК РФ судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Исходя из правовых позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлениях от 06.11.2007
№ 8241/07, от 29.09.2009 № 5838/09, после истечения установленного срока взыскания недоимки по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

В силу статьи 112, части 2 статьи 168 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят
из государственной пошлины и судебных издержек, связанных
с рассмотрением дела арбитражным судом. На основании части 1
статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими
в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с положениями части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты. При этом отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе
в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 НК РФ). Соответствующий правовой подход отражен в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46
«О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах».

При таких обстоятельствах, поскольку требования налогового органа, освобожденного при обращении в арбитражный суд от уплаты государственной пошлины (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ), признаны судом не подлежащими удовлетворению, государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела в бюджет с должника взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

Требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) оставить без удовлетворения.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и
не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья В.В. Самаркин