ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-20862/19 от 19.11.2019 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

26 ноября 2019 года

Дело № А50-20862/2019

Резолютивная часть решения вынесена 19 ноября 2019 года. Полный текст решения изготовлен 26 ноября 2019 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Администрации Орджоникидзевского района города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Территориальному общественному самоуправлению «Гайва – I» микрорайона Гайва Орджоникидзевского района города Перми
(ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании денежных средств в сумме 27 982,66 руб.,

в заседании приняли участии представители:

от истца – ФИО2, по доверенности от 04.06.2019, предъявлено служебное удостоверение, предъявлен диплом юриста;

от ответчика – не явился, извещен надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения заказным
письмом с уведомлением, а также размещения данной информации
на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Орджоникидзевского района города Перми (далее – истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Пермского края
с исковым заявлением к Территориальному общественному самоуправлению «Гайва – I» микрорайона Гайва Орджоникидзевского района города Перми (далее – ответчик, ТОС, ТОС «Гайва – I»), отражающим требования
о взыскании средств возмещения субсидии в размере 27 982,66 рубля.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 01.07.2019 исковое заявление принято к производству, рассмотрение дела назначено
в порядке упрощенного производства.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 26.08.2019 рассмотрение дела назначено по общим правилам искового производства.

Администрация как истец по делу в обоснование предъявленных
к ответчику требований по приведенной мотивации приводит аргументы
о нецелевом использовании ответчиком средств субсидии в заявленной
к взысканию сумме.

Ответчик отзыв на исковое заявление Администрации не представил, процессуальную позицию по спору не выразил.

Неявка в судебное заседание 19.11.2019 представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не являлась препятствием для проведения судебного заседания в его отсутствие (часть 3 статьи 156 АПК РФ).

Представленные истцом процессуальные документы и доказательства приобщены судом к материалам настоящего дела.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, консультации и пояснения участвующего в судебном заседании специалиста ФИО3 (статьи 55.1, 87.1 АПК РФ), исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими
в деле лицами, в соответствии с действовавшими в спорный период Порядком предоставления субсидий за счет средств бюджета города Перми на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности территориального общественного самоуправления города Перми, утвержденным постановлением Администрации города Перми
от 07.03.2014 № 160 (далее также - Порядок № 160, Порядка предоставления субсидии), между Администрацией и ТОС «Гайва – I» (Получатель) заключен договор о предоставлении из бюджета города Перми, субсидий некоммерческой организации на финансовое обеспечение затрат в связи
с осуществлением уставной деятельности территориального общественного самоуправления города Перми от 14.02.2018 № СЭД-059-37-01-31-8 (далее - договор).

Согласно пункту 1.1 договора предметом договора является предоставление Получателю (ТОС «Гайва – I») из бюджета города Перми
в 2018 году субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных
с осуществлением уставной деятельности.

Как определено пунктом 1.2 договора, предоставленные из бюджета города Перми средства направляются на: - обеспечение затрат, связанных
с осуществлением хозяйственной деятельности, направленной
на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории; - организацию и проведение мероприятий по работе с населением; - материально-техническое обеспечение деятельности территориального общественного самоуправления;
- содержание помещений; - оплату коммунальных услуг; - оплату труда.

Исходя из пункта 2.1 договора субсидия предоставляется в 2018 году
в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Администрации как получателю средств бюджета города Перми на цели, указанные в разделе 1 договора, в размере 289 377 рублей. На основание пунктом 3.1, 3.2 договора субсидия предоставляется в соответствии
с Порядком предоставления субсидии, перечисление субсидии осуществляется ежеквартально на счет Получателя (ответчика) за 1 квартал
в сумме 72 344,25 руб. в течение 15 рабочих дней с даты заключения договора; за 2 квартал в сумме 72 344,25 руб. до 25 числа первого месяца квартала; за 3 квартал в сумме 72 344,25 руб. до 25 числа первого месяца квартала; за 4 квартал в сумме 72 344,25 руб. до 25 числа первого месяца квартала.

По условиям договора (пункт 4.1) Администрация обязуется:
-
обеспечить предоставление Субсидии в соответствии с разделом III настоящего договора (подпункт 4.1.1); - осуществлять проверку представляемых Получателем документов, указанных в пункте 4.3.1.6. настоящего договора, в том числе на соответствие их Порядку предоставления субсидии, в течение 10 рабочих дней со дня их получения
от Получателя (подпункт 4.1.2); - осуществлять контроль за соблюдением Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии и настоящим договором, путем (проведения плановых и (или) внеплановых проверок (подпункт 4.1.6); - в случае установления Администрацией или получения от органа муниципального финансового контроля информации о факте(ах) нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и (или) настоящим договором, в том числе указания в документах, представленных Получателем в соответствии с Порядком предоставления субсидии и (или) настоящим договором, недостоверных сведений, направлять Получателю требование об обеспечении возврата Субсидии в бюджет города Перми в размере и в сроки, определенные в указанном требовании. Как определено пунктом 6.1 договора, Получатель (ответчик) подтверждает согласие на осуществление Администрацией и органами муниципального финансового контроля администрации города Перми проверок соблюдения Получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и настоящим договором.

На основании пункта 4.3 договора Получатель (ответчик) принял обязательства: - обеспечить достижение значений показателей результативности предоставления субсидии и (или) иных показателей, установленных Порядком предоставления субсидии или Администрацией
в соответствии с пунктом 4.1.4. настоящего договора (подпункт 4.3.4);
- направлять по запросу Администрации документы и информацию, необходимые для осуществления контроля над соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидии в соответствии с подпунктом 4.2.3 настоящего договора, в течение 2-х рабочих дней со дня, следующего за днем получения указанного запроса (подпункт 4.3.5); - ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Администрацию: - отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является Субсидия, по форме согласно Приложению 6 к настоящему договору, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора; - финансовый отчет об использовании субсидии, по форме согласно Приложению 7
к настоящему договору, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора; - аналитический отчет об исполнении плана мероприятий,
по (форме согласно Приложению 8 к настоящему договору, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора; - пояснительную записку
в случае отклонения фактических показателей от плановых на бумажном и электронном носителях, - отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии по форме согласно Приложению 4 к настоящему договору, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора (подпункт 4.3.5); - в случае получения от Администрации требования в соответствии с пунктом 4.1.7 настоящего договора: - устранять факт(ы) нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии
в сроки, определенные в указанном требовании; - возвращать в бюджет города Перми субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании (подпункт 4.3.7); - возвращать в бюджет города Перми средства
в случае принятия Администрацией решения о применении к Получателю штрафных санкций в соответствии с подпунктом 4.1.8 настоящего договора, в срок, установленный Администрацией в уведомлении о применении штрафных санкций (подпункт 4.3.8); - возвращать неиспользованный
в 2018 году остаток субсидии в доход бюджета города Перми в срок
до 25 декабря 2018 года (подпункт 4.3.9); - обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в Администрацию в соответствии
с настоящим договором (подпункт 4.3.10).

Пунктом 5.2 договора предусмотрены меры ответственности
за нарушение условий, целей и Порядка предоставления субсидии:
- средства, предоставляемые в виде субсидий ТОС, подлежат возврату
в бюджет города Перми в установленном порядке и случае неполного использования средств бюджета города Перми (после окончания действия настоящего договора); выявления факта нецелевого использования субсидии; нарушения Получателем условий, установленных настоящим договором
и Порядком предоставления субсидии; расторжения настоящего договора (подпункт 5.2.1 пункта 5.12 договора).

При этом в соответствии с пунктом 5.3 договора Администрация
в течение 10 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, указанных
в пункте 5.2.1 настоящего договора: прекращает предоставление субсидии; направляет Получателю требование о возврате субсидии, которое должно быть исполнено Получателем в течение 15 рабочих дней с даты получения.
В случае невыполнения Получателем в установленный срок требования
о возврате субсидии Администрация обеспечивает взыскание данной субсидии в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Во исполнение предусмотренных договором обязательств 11.07.2018 Администрацией на расчетный счет Получателя (ТОС) перечислена субсидия за 3 квартал 2018 года в размере в размере 72 344,25 руб., что подтверждается платежным поручением от 11.07.2018 № 244575.

Приказом главы администрации Орджоникидзевского района города Перми от 04.09.2018 № СЭД-059-37-01-05-62 назначено проведение проверки соблюдения условий, целей, порядка предоставления и использования субсидии ТОС «Гайва-I» в период с 10.09.2018 по 28.09.2018, о чем ответчик уведомлен по электронной почте 06.09.2019.

В рамках назначенной проверки ТОС «Гайва-I» не представлены истребованные документы, что объективно исключило возможность проведения документарной проверки соблюдения ответчиком условий договора.

В нарушение пункта 4.3.6 договора ответчик как Получатель субсидии не предоставил в Администрацию в срок до 05.10.2018 отчет
за 3 квартал 2018 года, что обусловило принятие Администрацией решение
о приостановлении предоставления субсидии, в адрес ТОС «Гайва-
I» заказным почтовым отправлением направлено соответствующее уведомление от 12.11.2018 № СЭД-059-37-01-63-784.

Ответчику в уведомлении от 12.11.2018 № СЭД-059-37-01-63-784 предложено в срок до 13.11.2018 представить в отчет за 3 квартал 2018 года, и сообщено, что в случае неисполнения ТОС указанных требований будет направлено требование об обеспечении возврата субсидии.

Выявленные нарушения на основании уведомления Администрации
от 12.11.2018 ответчиком не устранены, что обусловило направление в адрес ТОС «Гайва-
I» требования от 21.11.2018 о возврате субсидии
за 3 квартал 2018 года № СЭД-059-37-01-63-804 в размере 72 344,25 руб.
в срок до 28.11.2018,

ТОС «Гайва-I» 26.11.2018 в адрес Администрации направлены отчетные документы, по итогам проверки которых, выявлено,
что в ТОС сформировался неиспользованный остаток субсидии
за 3 квартал 2018 года в сумме 27 982,66 руб., отчетные документы, подтверждающие расходование средств субсидии в соответствии целями
ее предоставления и условиями договора ответчиком не представлены.

Администрацией 19.12.2018 в адрес ответчика посредством электронной почты (stos-gaiva@mail.ru) направлено требование
18.12.2018 № СЭД-059-37-01-57-201 о возврате неиспользованного остатка субсидии в сумме 27 982,66 руб. за 3 квартал 2018 года в срок до 25.12.2018.

ТОС «Гайва-I» 29.12.2018 предоставлены в Администрацию отчетные документы на сумму 29 761 руб., которая превысила неподтвержденный документами остаток субсидии - 27 982,66 рубля.

Вместе с тем, ответчиком не представлены в адрес истца финансовый отчет об использовании субсидии, пояснительная записка об отклонении фактических показателей от плановых на бумажном и электронных носителях, отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии.

Приведенные обстоятельства, с учетом выявленных в деятельности ответчика нарушений послужили основанием для обращения истца
в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ полагает, что исковые требования Администрации подлежат удовлетворению.

Стороны согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.

В силу закрепленного в статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципа состязательности задача лиц, участвующих в деле, - собрать и представить в суд доказательства, подтверждающие их правовые позиции (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.10.2011
№ 6616/11, от 18.10.2012 № 7204/12).

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как предусмотрено частью 3.1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства,
на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо
не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Часть 5 статьи 70 АПК РФ предусматривает, что обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами в порядке, установленном этой статьей, в случае их принятия арбитражным судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу.

Таким образом, положения части 5 статьи 70 АПК РФ распространяются на обстоятельства, которые считаются признанными стороной в порядке части 3.1 статьи 70 АПК РФ (названная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2013 № 8127/13).

В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

Согласно пункту 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации при предоставлении субсидий, указанных в пункте 2 этой статьи, обязательными условиями их предоставления, включаемыми в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, являются согласие их получателей (за исключением государственных корпораций и компаний) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления и запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты,
за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Пунктом 1.1 Порядка № 160, в редакции, действовавшей в спорный период, определялось, что им определяются цели, условия предоставления субсидий за счет средств бюджета города Перми, а также контроль и порядок возврата.

Как определялось пунктом 1.2 Порядка № 160, субсидии предоставляются территориальным общественным самоуправлениям (далее - Получатель субсидии, ТОС), руководствующимся в своей деятельности уставами, зарегистрированными в установленном порядке
в соответствующих государственных органах, и осуществляющим деятельность на территории города Перми, в том числе поселка Новые Ляды.

Субсидии ТОС за счет средств бюджета города Перми носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (пункт 1.3 Порядка
№ 160).

На основании пункта 1.4 Порядка № 160 субсидии предоставляются ТОС на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности, в том числе на обеспечение затрат, связанных
с осуществлением хозяйственной деятельности, направленной
на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, организацию и проведение мероприятий
по работе с населением, а также на материально-техническое обеспечение деятельности ТОС, содержание помещений, оплату коммунальных услуг, оплату труда.

Исходя из пункта 1.5 Порядка № 160 администрация Ленинского района города Перми, администрация Свердловского района города Перми, администрация Дзержинского района города Перми, администрация Кировского района города Перми, администрация Мотовилихинского района города Перми, администрация Орджоникидзевского района города Перми, администрация Индустриального района города Перми, администрация поселка Новые Ляды являются главными распорядителями бюджетных средств города Перми согласно ведомственной структуре расходов бюджета города Перми, наделенными правом предоставлять субсидии в соответствии с решением Пермской городской Думы о бюджете города Перми (далее - главный распорядитель бюджетных средств).

Разделом II Порядка № 160 определяются условия и порядок предоставления субсидий.

На основании пункта 3.2 Порядка № 160 получатель субсидии несет ответственность за качественное и своевременное составление отчетности
и достоверность представляемых сведений в соответствии с действующим законодательством.

Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет проверку отчетов в течение 10 рабочих дней с даты получения (пункт 3.3 Порядка
№ 160).

Пунктом 3.4 Порядка № 160 нормативно предусмотрено, что в случае непредставления и (или) неполного представления, а также представления некачественно составленных отчетов, указанных в пункте 3.1 этого Порядка, главный распорядитель бюджетных средств уведомляет об этом факте Получателя субсидии не позднее дня, следующего за днем выявления указанных нарушений, и приостанавливает предоставление субсидии до их устранения. Получатель субсидии обязан устранить выявленные нарушения
в течение 3 рабочих дней с момента уведомления главным распорядителем бюджетных средств. В случае если Получателем субсидии не устранены нарушения при сдаче отчетности, к Получателю субсидии применяются меры ответственности, установленные пунктом 4.2 Порядка № 160.

Главный распорядитель бюджетных средств и (или) орган муниципального финансового контроля обязаны проводить проверки соблюдения Получателем субсидии условий, целей и порядка их предоставления (пункт 4.2 Порядка № 160).

Подпунктом 4.2.1 пункта 4.2 Порядка № 160 закреплено, что средства, предоставляемые в виде субсидий ТОС, подлежат возврату в бюджет города Перми в установленном порядке в случае: - неполного использования средств бюджета города Перми (после окончания действия Договора); - выявления факта нецелевого использования субсидии; - нарушения Получателем субсидии условий, установленных настоящим Порядком и Договором;
- расторжения Договора.

Исходя из подпункта 4.2.2 пункта 4.2 Порядка № 160 главный распорядитель бюджетных средств в течение 10 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, указанных в пункте 4.2.1 настоящего Порядка:
- прекращает предоставление субсидии; - направляет Получателю субсидии требование о возврате субсидии.

При этом требование о возврате субсидии должно быть исполнено Получателем субсидии в течение 15 рабочих дней с даты получения.
В случае невыполнения Получателем субсидии в установленный срок требования о возврате субсидии уполномоченный орган, осуществляющий контроль, обеспечивает взыскание данной субсидии в судебном порядке
в соответствии с действующим законодательством.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора
(пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -
ГК РФ).

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и
не предусмотренный законом или иными правовыми актами (пункт 2
статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются,
за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены
законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла
гражданского законодательства порождают гражданские права
и обязанности (статья 8 ГК РФ).

На основании подпунктов 4.3.5, 4.3.6, 4.3.7 пункта 4.3 договора Получатель (ответчик) принял обязательства по представлению
в Администрацию установленных форм отчетности, информации и документов, необходимых для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий представления субсидии; по устранению нарушений по требованию Администрации и возврату субсидии при выделении нарушений.

Ответчиком в рамках перечисленных нарушений не представлено доказательств надлежащего исполнения договорных обязательств, либо возврата по требованию истца денежных средств в заявленной к взысканию сумме, также ответчиком не оспорены подтверждающие заявленные требования документы, представленные истцом (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65, часть 3.1, часть 5 статьи 70 АПК РФ).

Как указывается истцом, и не опровергнуто ответчиком (часть 2
статьи 9, часть 1 статьи 65, часть 3.1 статьи 70 АПК РФ) условия договора
в части представления отчетности и возврата субсидии при выявлении нарушений не исполнены, по требованию Администрации выявленные нарушений не устранены, целевая направленность расходования средства субсидии, определенная Порядком № 160 и договором, не подтверждена.

При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3
статьи 1 ГК РФ, при этом никто не вправе извлекать преимущество
из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4
статьи 1 ГК РФ).

Как закреплено пунктом 1 статьи 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью,
а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что установленный в статье 10 ГК РФ запрет злоупотребления правом
в любых формах прямо направлен на реализацию принципа, закрепленного
в статье 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, и не может рассматриваться как нарушающий какие-либо конституционные права и свободы (Определения от 21.12.2000 № 263-О, от 20.11.2008 № 832-О-О,
от 25.12.2008 № 982-О-О, от 19.03.2009 № 166-О-О, от 18.01.2011 № 8-О-П, от 16.07.2013 № 1229-О). При этом критерием оценки правомерности поведения субъектов соответствующих правоотношений - при отсутствии конкретных запретов в законодательстве - могут служить нормы, закрепляющие общие принципы гражданского права (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 № 8-О-П).

Исходя из условий договора, указанных положений Порядка № 160, несоблюдение установленных требований и условий получения субсидии и ее нецелевое использование предопределяют возврат субсидии.

Факт нарушения условий договора, Порядка № 160 находит подтверждения материалами дела (л.д.48-51, 53, 54, 55, 58-69). Доказательств целевого использования средств субсидии (остатка в сумме 27 982,66 руб.),
в том числе по отраженным в пояснительной записке ответчика направлениям (л.д.55), им не представлено (в нарушение части 1
статьи 65 АПК РФ).

Учитывая условия договора, пункты 1.5, 3.3, 4.1, 4.2 Порядка № 160, Администрация вправе обратиться в арбитражный суд с требованием
о возврате средств субсидии.

Принимая во внимание компетенцию и статус Администрации, установленные частью 8 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации», Администрация с учетом условий договора, указанных положений Порядка № 160 наделена правомочиями на предъявление в судебном порядке требований о взыскании с ответчика средств субсидии.

Учитывая, что ответчиком не соблюдены условия договора,
не представлены доказательства целевого использования субсидии
в заявленной к взысканию сумме как и доказательства исполнения
в добровольном порядке требований Администрации о возврате денежных средств, суд, исходя из положений статей 8, 309, 310 ГК РФ, условий договора, положений Порядка № 160 считает требования истца
о взыскании ответчика 27 982,66 руб. в счет возврата субсидии, подлежащими удовлетворению.

В силу статьи 112, части 2 статьи 168 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят
из государственной пошлины и судебных издержек, связанных
с рассмотрением дела арбитражным судом.

На основании части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании части 3 статьи 110 АПК РФ, принимая во внимание, что Администрация как орган местного самоуправления, в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении
в арбитражный суд, расходы по уплате государственной пошлины по исковому заявлению в сумме 2 000 руб. (пункт 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации) относятся на ответчика – ТОС «Гайва – I»
и взыскивается с ответчика непосредственно в доход федерального
бюджета (пункт 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

1. Исковые требования Администрации Орджоникидзевского района города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.

2. Взыскать с Территориального общественного самоуправления «Гайва – I» (ОГРН <***>, ИНН <***>) микрорайона Гайва Орджоникидзевского района города Перми в пользу Администрации Орджоникидзевского района города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) 27 982 (двадцать семь тысяч девятьсот восемьдесят
два) рубля 66 копеек.

3. Взыскать с Территориального общественного самоуправления «Гайва – I» (ОГРН <***>, ИНН <***>) микрорайона Гайва Орджоникидзевского района города Перми в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и
не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья В.В. Самаркин