Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
12 января 2015 года Дело № А50-22657/2014
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Цыреновой Е.Б.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, - индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности по ст. 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю (далее – Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.45 КоАП РФ. Заявление мотивировано тем, что предприниматель допустил реализацию продукции без каких-либо сопроводительных документов, содержащих, в том числе, сведения о декларации о соответствии.
В силу ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) участники процесса извещены надлежащим образом.
Ответчиком определение о принятии заявления к производству и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 10.11.2014г. не получено, возвращено в суд с отметкой органа связи «истек срок хранения». Вместе с тем, судом установлено, что судебный акт был направлен по адресу (месту нахождения), указанному в выписке из ЕГРИП, в связи с чем, извещение признано судом надлежащим в силу положений п. 2 ч. 4 ст.123 АПК РФ.
В пределах сроков, установленных ст. 228 АПК РФ, от предпринимателя возражения по заявленным требованиям не поступили.
Изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.
Ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена соответствующая запись (л.д.22).
14.10.2014г. в отношении ИП ФИО1 на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 24.09.2014 № 1614 (л.д.14) проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей. Предприниматель осуществляет деятельность по продаже непродовольственных товаров в отделе Торгового центра «Коммунар» по адресу: <...>.
В ходе проверки торгового места 14.10.2014 выявлено, что предпринимателем допускается прием и реализация непродовольственных товаров без указания в товарно-сопроводительной документации (накладных) сведений об обязательно подтверждении соответствия товаров согласно законодательству РФ о техническом регулировании, а именно,
- на наборы полотенец (2 шт.) торговой марки «SPAOLLO» по цене 370 рублей за набор на остатке 14 шт., по цене 280 рублей за набор на остатке 4 шт., по цене 660 рублей за набор на остатке 3 шт., по цене 330 рублей за набор на остатке 5 шт.; подушка торговой марки «Comfort» по цене 890 рублей на остатке 9 шт., по цене 1080 рублей на остатке 6 шт.; комплект постельного детского белья торговой марки «MONA LIZA» по цене 1420 рублей на остатке 6 шт., комплект постельного белья торговой марки «BRAVO» по цене 1450 рублей на остатке 5 шт. не представлены сопроводительные документы, содержащие сведения о сертификатах соответствия или декларации о соответствии реализуемых товаров, чем нарушены требования п. 4 ст. 7, ст. ст. 8, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон), п.2 ст. 28 Федерального Закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее Закон «О техническом регулировании», п. 12 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее Правила);
- плед 1,5 спальный торговой марки «MONA LIZA» по цене 820 рублей на остатке 3 шт., плед 2 - спальный марки «MONA LIZA» по цене 890 рублей на остатке 2 шт.; покрывало детское «Поймай меня» по цене 710 рублей на остатке 2 шт. имеющих на этикетке знак ЕАС - без декларации о соответствии и без товарно-сопроводительных документов на товар, содержащих по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший), что является нарушением п. 4 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, п.2 ст. 28 Закона «О техническом регулировании».
Нарушения зафиксированы в акте проверки от 28.10.2014 № 904 (л. д. 16-20). По итогам проверки Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении предпринимателя ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении № 07-480 от 30.10.2014 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л. д. 10-12).
Протокол по делу об административном правонарушении от 30.10.2014 составлен в отсутствие предпринимателя, уведомленного надлежащим образом о дате, месте и времени составления протокола надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомление о вызове на составление протокола, копия телеграммы (л. д. 13).
С заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности Управление обратилось в арбитражный суд.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 14.45 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Объективная сторона правонарушения заключается в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Формой подтверждения соответствия является определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Согласно статье 18 указанного Федерального закона подтверждение соответствия осуществляется в целях: удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров; содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
В силу пункта 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Статьей 10 Закона № 2300-1 предусмотрена обязанность продавца своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 названного Закона.
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии в письме от 22.09.2000 № ИК-110-19/3022 разъяснил, что, информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности продавец имеет право представлять в товарно - сопроводительных документах, оформленных изготовителем или поставщиком (продавцом), содержащих по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат) и заверенных подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона, без представления копии сертификата.
Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее - Правила № 55).
Соблюдение указанных Правил является обязательным для продавца - организации независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров по договору розничной купли-продажи.
Пунктом 12 Правил № 55 (в редакции от 04.10.2012) установлено, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
В соответствии с п. 3 ст. 46 Закона о техническом регулировании Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 утвержден Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 продукция легкой промышленности выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии ее соответствия настоящему Техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и при условии, что она прошла подтверждение соответствия согласно статье 11 ТР ТС 017/2011, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» перед выпуском в обращение на рынок продукция легкой промышленности должна быть подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям настоящего Технического регламента, которая осуществляется в форме декларирования соответствия или сертификации.
Сертификацию продукции легкой промышленности проводит аккредитованный орган по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенный в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Материалами дела (акт проверки, протокол об административном правонарушении) подтверждается, что предприниматель при осуществлении розничной торговли допустил нарушение, выразившееся в отсутствии на реализуемый товар (продукцию легкой промышленности) сопроводительной документации, содержащей сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Данное обстоятельство подтверждается объяснениями продавца, работающей у предпринимателя, в протоколе об административном правонарушении (л. д. 20).
Вина предпринимателя в совершенном правонарушении выразилась в том, что он не принял всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст. 14.45 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Материалы дела не содержат доказательств принятия предпринимателем всех необходимых мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях предпринимателя вины в форме неосторожности (ст.ст.1.5, 2.2, 2.4 КоАП РФ).
В связи с этим в действиях предпринимателя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Санкция ст. 14.45 КоАП РФ предусматривает назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Учитывая тяжесть допущенного нарушения и его последствия, степень вины привлекаемого к ответственности, а также то обстоятельство, что предприниматель совершил нарушение впервые, арбитражный суд считает возможным назначить меру административного наказания в виде минимального размера штрафа, то есть двадцать тысяч рублей.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный требованием статьи 4.5 КоАП РФ в настоящее время не истек.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 205, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (дата рождения 03.02.1959, место рождения: г. Сороки, Молдавской ССР; ОГРНИП <***>, ИНН <***>, место жительства (регистрации): 614013,<...>) к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.45 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (Двадцать тысяч рублей).
Реквизиты для зачисления административного штрафа: УФК по Пермскому краю (Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю), ИНН <***>, КПП 590401001, банк получателя - ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Пермь, БИК 045773001, счет 40101810700000010003, КБК 141 1 16 90010 01 6000 140, ОКТМО 57701000.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пермского края в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья Е.Б.Цыренова