ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-22976/20 от 28.12.2020 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь 

11 января 2021 года                                                    Дело № А50-22976/2020

Резолютивная часть решения вынесена 28 декабря 2020 года. Полный текст решения изготовлен 11 января 2021 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюФедерального государственного казенного учреждения комбинат «Минерал» Управления Федерального агентства по государственным резервам
по Приволжскому федеральному округу (ОГРН <***>,
ИНН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району
г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании частично недействительным требования № 40828 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию
на 07.08.2020,

в заседании приняли участие представители:

от заявителя – ФИО2, по доверенности от 19.10.2020 № 27/20, предъявлен паспорт, ФИО3, по доверенности от 19.10.2020 № 28/20, предъявлен паспорт; ФИО4, по доверенности от 13.07.2020
№ 59 АА 3617772, предъявлены паспорт, диплом юриста;

от налогового органа – ФИО5, по доверенности от 14.01.2020 № 04-08.1/00290, предъявлены паспорт, диплом юриста;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения суда заказным письмом
с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Минерал» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (далее - заявитель, учреждение, учреждение комбинат «Минерал», налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением
к
Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району
г. Перми
(далее - налоговый орган, Инспекция, заинтересованное лицо)
о признании частично недействительным требования № 40828 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию
на 07.08.2020
.

Как следует из заявленных учреждением требований, ненормативный акт Инспекции - требование № 40828 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 07.08.2020 оспаривается в части предъявления к уплате пеней, начисленных за неуплату в установленный срок налога на прибыль организаций, в сумме 54 886,50 рубля.

В обоснование заявленных требований учреждением комбинат «Минерал» приводятся доводы о неправомерном начислении и предъявлении к уплате пеней, поскольку им как налогоплательщиком при уточнении сумм налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, не причинен ущерб бюджетной системе. По доводам заявителя, налог на прибыль организаций, независимо от порядка его уплаты (перечисления) в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, является единым федеральным налогом, и излишнее перечисление налога на прибыль организаций
в региональный бюджет при недоплате налога на прибыль организаций
в части, зачисляемой в федеральный бюджет, не образует недоимку, наличие которой предопределяет начисление пеней.   

Инспекция с требованиями учреждения не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление, полагая, что заявление учреждения удовлетворению не подлежит. В частности, налоговый орган указывает на правомерное начисление налогоплательщику пеней в связи
с неуплатой в установленный срок сумм налога на прибыль организаций, зачисляемых в федеральный бюджет. Как отмечает налоговый орган, налог на прибыль организаций уплачивается с учетом установленных налоговых ставок в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации и зачисляется в бюджетную систему по разным кодам бюджетной классификации, неуплата в полном объеме этого налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, вне зависимости от излишнего перечисления налога в региональный бюджет, образует недоимку. В связи с выявлением недоимки по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, до даты проведения зачета переплаты налога, зачисленного
в бюджет субъекта Российской Федерации, в счет погашения обязательств
по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет,
начислены в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ, Кодекс) пени.

В судебном заседании 22.12.2020 судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11 час. 15 мин. 28.12.2020 (протокольное определение суда от 22.12.2020). После перерыва судебное заседание продолжено 28.12.2020 в том же составе суда при явке представителей сторон.

Представленные сторонами в ходе рассмотрения спора процессуальные документы и доказательства приобщены судом к материалам настоящего судебного дела.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица 25.06.1997
(до 01.07.2002), впоследствии 05.11.2002 прошел перерегистрацию
в регистрирующем (налоговом) органе по месту учета и исходя
из положений статей 19, 246, 247 НК РФ в связи с применением общей (традиционной) системы налогообложения является налогоплательщиком налога на прибыль организаций.

По итогам отчетных и налоговых периодов 2017, 2018 и 2019 годов учреждением исчислялись с применением налоговой ставки 20 процентов и уплачивались с соблюдением нормативно установленных сроков авансовые платежи по налогу на прибыль организаций и налог на прибыль организаций.

Вместе с тем, исчисление сумм налога на прибыль организаций
за 2017-2019 годы, зачисляемых в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации (Пермского края), а также исполнение налоговых обязательств на основе межбюджетного распределения налога на прибыль организаций осуществлялось заявителем с применением неверных налоговых ставок: исчисление и уплата сумм налога на прибыль организаций, зачисляемых в федеральный бюджет, осуществлялись по налоговой
ставке 2 %, тогда как подлежала применению налоговая ставка - 3%; в свою очередь, исчисление и уплата сумм налога на прибыль организаций, зачисляемых в региональный бюджет, осуществлялись по налоговой
ставке 18 %, тогда как подлежала применению налоговая ставка
- 17 процентов.

После выявления фактов применения для исчисления и уплаты сумм налога на прибыль организаций, зачисляемых в разные уровни бюджетной системы, неверных налоговых ставок заявителем в налоговый орган 22.07.2020 представлены уточненные (корректирующие) налоговые декларации за отчетные и налоговые периоды 2017-2019 годов, с пересчетом сумм налога, зачисляемых в федеральный бюджет и региональный бюджет,
по правильным налоговым ставкам.

В связи с корректировкой в налоговых декларациях сумм налога
на прибыль организаций, формирующих налоговые доходы разных уровней бюджетной системы, после разнесения показателей уточненных (корректирующих) налоговых деклараций учреждения по налогу на прибыль организаций за 2017-2019 годы в информационном ресурсе, используемом Инспекцией для целей налогового администрирования, по сведениям ресурса - «Карточка расчетов с бюджетом местного уровня» у заявителя образовалась недоимка в отношении доли налога на прибыль организаций, зачисляемого
в федеральный бюджет, в сумме 178 540,02 руб., и переплата в отношении доли налога на прибыль организаций, зачисляемого в региональный бюджет, в сумме 178 570 рублей.

Налогоплательщиком в Инспекцию на основании пункта 7
статьи 45 НК РФ направлено заявление от 23.07.2020 № 1006 об уточнении платежа для целей направления части сумм платежей, зачисленных
в региональный бюджет, в погашение обязательств по перечислению сумм налога на прибыль организаций, формирующих налоговые доходы федерального бюджета (л.д.34).

На основании выводов о наличии недоимки по суммам налога
на прибыль организаций, формирующим налоговые доходы федерального бюджета, Инспекцией в порядке статьи 75 НК РФ начислены пени
в сумме
56 041,82 руб. и в порядке пункта 1 статьи 70 НК РФ
и статьи 69 НК РФ в адрес учреждения направлено
требование № 40828
об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию
на 07.08.2020, которым предложено в срок не позднее 22.09.2020 уплатить налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет,
в сумме 178 540,02 руб., а также пени в общей сумме 56 041,82 рубля.

Впоследствии в налоговый орган поступило обращение учреждения
от 13.08.2020 о проведении зачета сумм налога на прибыль организаций, зачисленных в региональный бюджет в излишне размере, в счет погашения обязательств по перечислению сумм налога на прибыль организаций, формирующих налоговые доходы федерального бюджета (л.д.35).

Должностным лицом Инспекции на основании статьи 78 НК РФ приняты решения о зачете от 20.08.2020 № 39838, № 39839, № 39840,
№ 39841 и № 39842 на общую сумму 179 686,71 руб., в том числе в счет уплаты налога на прибыль организаций, формирующего налоговые доходы федерального бюджета, в сумме 178 540,02 руб., в счет погашении задолженности по пени, начисленной за нарушение срока перечисления налога на прибыль организаций, формирующего налоговые доходы федерального бюджета, в сумме 1 146,69 руб. (л.д.36-41).

Оставшаяся задолженность по пени, начисленной за нарушение срока перечисления налога на прибыль организаций, формирующего
налоговые доходы федерального бюджета, в сумме 54 895,13 руб. уплачена налогоплательщиком (его уполномоченным представителем) 18.09.2020
в составе суммы 55 504,48 руб. (л.д.64).

Не согласившись с выставленным Инспекцией требованием № 40828 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию
на 07.08.2020
, заявитель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган – Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю путем направления обращения от 28.08.2020 № 1758 (л.д.60-61). Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю
от 01.09.2020 № 11-19/15065@, оформленным письмом, жалоба заявителя
на ненормативный акт Инспекции оставлена без удовлетворения (л.д.62-63).

Полагая, что требование налогового органа № 40828 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций,
для индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 07.08.2020
в части предъявления к уплате пеней, начисленных за неуплату в установленный срок налога на прибыль организаций, в сумме 54 886,50 руб. не соответствует НК РФ, нарушает права и законные интересы налогоплательщика
в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта частично недействительным.

Установленный пунктом 2 статьи 138 Кодекса досудебный порядок урегулирования налогового спора заявителем соблюден (статья 138 НК РФ, часть 5 статьи 4, пункт 7 части 1 статьи 126 АПК РФ), как и установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок обращения в суд с заявлением
об оспаривании ненормативного акта Инспекции, в связи с чем, заявление учреждения
комбинат «Минерал» подлежит рассмотрению судом
по существу.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ, полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 11 НК РФ, недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Исходя из пункта 1 статьи 12 Кодекса в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Пунктом 2 статьи 12 Кодекса определено, что федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 этой статьи.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 НК РФ налог на прибыль организаций является федеральным налогом.

На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги. Пунктом 1 статьи 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны, в том числе: уплачивать законно установленные налоги (подпункт 1) и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах
и сборах (подпункт 4).

Подпунктом 12 пункта 1 статьи 21 НК РФ закреплено, что налогоплательщики имеют право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 22 НК РФ, налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.

Пунктом 2 статьи 32 НК РФ установлено, что наряду с обязанностями, предусмотренными пунктом 1 этой статьи, налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами. При этом должностные лица налоговых органов, в частности обязаны действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (подпункт 1 статьи 33 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 НК РФ обязанность
по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства
о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается
на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (пункт 2 статьи 44 НК РФ).

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 Кодекса определено, что обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога в случаях, предусмотренных Кодексом.

Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как закреплено пунктом 6 статьи 45 Кодекса, неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.

Согласно пункту 7 статьи 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии
с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим 
в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.
Заявление об уточнении платежа может быть представлено на бумажном носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
На основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.
При обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 45 НК РФ, если это уточнение 
не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.
При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты 
в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятом решении об уточнении платежа в течение пяти дней со дня принятия этого решения.
Порядок уплаты налогов определяется статьей 58 НК РФ, пунктом 1 которой предусмотрено, что уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные 
сроки (пункт 2 статьи 58 НК РФ).
Исходя из пункта 5 статьи 58 НК РФ конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно 
к каждому налогу, при этом порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Кодексом.

В качестве способа обеспечения исполнения обязанности
по уплате налогов предусмотрено начисление пени (пункт 1 статьи 72,
статья 75 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 57 Кодекса при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных этим Кодексом.

На основании пункта 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (пункт 3
статьи 75 Кодекса). Пеня за каждый день просрочки определяется
в процентах от неуплаченной суммы налога и процентная ставка пени по общему правилу принимается равной одной трехсотой действующей
в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 НК РФ).

Исходя из пункта 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

На основании пункта 1 статьи 246 Кодекса налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения
по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 НК РФ признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии
с главой 25 НК РФ.

Как определено пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях
главы 25 НК РФ относятся: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации); 2) внереализационные доходы.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном
статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 Кодекса, с учетом положений главы 25 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 249 НК РФ в целях главы 25 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка
от реализации имущественных прав. При этом в силу пункта 2 статьи 249 Кодекса выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей главы 25 Кодекса в соответствии со статьей 271 или статьей 273 Кодекса.

Порядок признания доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций регламентируются статьями 271, 272, 273 НК РФ,
а порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций статьей 274 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 284 Кодекса, в редакции, действовавшей
в спорный период (до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 03.08.2018 № 301-ФЗ), налоговая ставка
по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере
20 процентов, если иное не установлено этой статьей. При этом: сумма налога на прибыль организаций, исчисленная по налоговой ставке
в размере 2 процентов (3 процентов в 2017 - 2020 годах), зачисляется
в федеральный бюджет, если иное не установлено главой 25 Кодекса; сумма налога на прибыль организаций, исчисленная по налоговой ставке
в размере 18 процентов (17 процентов в 2017 - 2020 годах), зачисляется
в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка
не может быть ниже 13,5 процента (12,5 процента в 2017 - 2020 годах), если иное не предусмотрено статьей 284 Кодекса.

Отношения по исчислению и уплате налога на прибыль организаций
в региональный бюджет на территории Пермского края в 2017-2019 годах, наряду с НК РФ, регулировались Законом Пермской области от 30.08.2001
№ 1685-296 «О налогообложении в Пермском крае».

Так, действующей в 2017 году статьей 15 Закона Пермской области
от 30.08.2001 № 1685-296 «О налогообложении в Пермском крае» («Налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Пермского края, на 2016-2017 годы») предусматривалось, что налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Пермского края, устанавливается
в размере 15 процентов на 2016 год, в размере 16,5 процента на 2017 год для следующих категорий налогоплательщиков: - организаций, среднесписочная численность работников которых за отчетный (налоговый) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики,
превышает 10 человек; - организаций, у которых доход, определяемый
в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса Российской Федерации,
по итогам отчетного (налогового) периода по налогу на прибыль организаций превышает в совокупности сто тысяч рублей; - организаций, указанных
в подпунктах 2-8 и 17 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Действующей в 2018 году статьей 15.1 Закона Пермской области
от 30.08.2001 № 1685-296 «О налогообложении в Пермском крае» закреплялось, что для налогоплательщиков, осуществляющих капитальные вложения на территории Пермского края, и (или) благотворительную деятельность в соответствии с Законом Пермской области
«О благотворительной деятельности в Пермском крае», и (или) безвозмездные перечисления, в том числе пожертвования некоммерческим организациям на ведение уставной деятельности в сфере физической культуры и спорта, налоговая ставка, установленная абзацем третьим
пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации, снижается на показатель снижения ставки налога на прибыль организаций. Показатель снижения ставки налога на прибыль организаций рассчитывается
в процентах с округлением до десятых долей (первого знака после запятой) числа по итогам каждого отчетного (налогового) периода по определенной формуле. При этом ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Пермского края, с учетом показателя снижения
не может быть ниже 13,5 процента.

Статьей 15.1 Закона Пермской области от 30.08.2001 № 1685-296
«О налогообложении в Пермском крае», в редакции, действовавшей
в 2018-2020 годах, предусматривалось, что налоговая ставка налога
на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Пермского края, снижается на показатель снижения ставки налога на прибыль организаций для налогоплательщиков, которые одновременно соответствуют следующим критериям: - налогоплательщик осуществляет капитальные вложения на территории Пермского края; - налогоплательщик предоставил
в орган государственной власти Пермского края, уполномоченный
на проведение оценки эффективности установленных законодательством Пермского края налоговых льгот и налоговых ставок, сведения для проведения указанной оценки (за исключением налогоплательщиков, которые в предыдущем налоговом периоде в результате применения показателя снижения ставки налога на прибыль организаций уменьшили сумму налога, подлежащую уплате в бюджет Пермского края, на сумму менее 10 млн. рублей). Состав сведений, на основании которых проводится оценка эффективности установленных законодательством Пермского края налоговых льгот и налоговых ставок, сроки и порядок их предоставления устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Пермского края; - у налогоплательщика на момент подачи налоговой декларации отсутствует задолженность по налогам и сборам перед бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Показатель снижения ставки налога на прибыль организаций рассчитывается в процентах с округлением до сотых долей (второго знака после запятой) числа по итогам каждого отчетного (налогового) периода по определенной формуле.

При этом ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Пермского края, с учетом показателя снижения
не может быть ниже 13,5 процента в 2018 году, 14,75 процента в 2019 году, 15,75 процента в 2020 году.

В силу пунктов 1, 2 статьи 285 Кодекса для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налоговым периодом по налогу признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 286 Кодекса налог на прибыль организаций определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии
со статьей 274 Кодекса. В силу пункта 2 статьи 286 НК РФ если иное
не установлено пунктами 4, 5 и 7 этой статьи, сумма налога на прибыль организаций по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Пунктом 1 статьи 287 Кодекса установлено, что налог на прибыль организаций, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 Кодекса
(не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом). Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций
за соответствующий отчетный период.

По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога на прибыль организаций по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

В силу пункта 1 статьи 289 НК РФ налогоплательщики налога
на прибыль организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять налоговые декларации.

В пункте 3 статьи 289 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики налога на прибыль организаций подают налоговые декларации 
не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют декларации в сроки, которые установлены для уплаты авансовых платежей.
Согласно пункту 4 статьи 289 Кодекса налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со статьей 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют  налоговую базу по налогу на прибыль организаций по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Исходя из пункта 1 статьи 69 Кодекса, правила которой в силу пункта 8 статьи 69 Кодекса применяются также в отношении требований об уплате пеней, штрафов, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

На основании пунктов 2, 3 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Как определено пунктом 4 статьи 69 НК РФ, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога,
а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

При этом требование об уплате налога должно быть исполнено
в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Пунктом 6 статьи 69 НК РФ закреплено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено
по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней
с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме
по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору
в области налогов и сборов.

Пунктом 1 статьи 70 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период), правила которой исходя из пункта 3 этой статьи применяются
также в отношении сроков направления требований об уплате пеней, штрафов, предусматривалось, что требование об уплате налога должно
быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев
со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено этой статьей.
В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование
об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 этой статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Кодекса т ребование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено Кодексом.

Вопросы возврата (зачета) излишне уплаченного налога, страховых взносов, пени, штрафа регламентируются статьей 78 НК РФ (с учетом
пункта 14 этой статьи), а отношения по возврату излишне взысканного налога, страховых взносов, пени, штрафа - статьей 79 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика
по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Как предусмотрено пунктом 3 статьи 78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В силу пункта 4 статьи 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи
или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней
со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога (пункт 5 статьи 78 Кодексам).

В соответствии с пунктом 6 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Пунктом 7 статьи 78 НК РФ нормативно установлено, что заявление
о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65, части 3 статьи 189, части 5
статьи 200 АПК РФ о
бязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов
лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее также - ВАС РФ) от 01.02.2010 № 13065/10,
от 17.03.2011 № 14044/10.

Как следует из материалов дела, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, на основании статей 19, 23, 38, 52, 54, 57, 58, 80, 246,
247, 284, 289 НК РФ заявитель является налогоплательщиком налога
на прибыль организаций, обязанным самостоятельно исчислять и уплачивать указанный налог по установленным налоговым ставкам с соблюдением критерия межбюджетного распределения сумм этого налога, а также представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по итогам отчетных и налогового периодов.

Из материалов дела следует, что заявителем по итогам отчетных и налоговых периодов 2017, 2018 и 2019 годов исчислялись с применением налоговой ставки 20 процентов и уплачивались с соблюдением нормативно определенных сроков авансовые платежи по налогу на прибыль организаций и налог на прибыль организаций.

Налогоплательщиком после выявления фактов применения для исчисления и уплаты сумм налога на прибыль организаций, зачисляемых
в разные уровни бюджетной системы, неверных налоговых ставок
в Инспекцию 22.07.2020 представлены уточненные (корректирующие) налоговые декларации за отчетные и налоговые периоды 2017-2019 годов,
с пересчетом сумм налога, зачисляемых в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации (Пермского края), по правильным налоговым ставкам.

В связи с представлением уточненных (корректирующих) налоговых деклараций за отчетные и налоговые периоды 2017-2019 годов по сведениям налогового органа у учреждения образовалась недоимка в отношении доли налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет,
в сумме 178 540,02 руб., и переплата в отношении доли налога на прибыль организаций, зачисляемого в региональный бюджет, в сумме 178 570 рублей.

Констатировав наличие недоимки по налогу, формирующему налоговые доходы федерального бюджета, и оставив без исполнения заявление учреждения от 23.07.2020 № 1006 об уточнении платежа (направленное заявителем в соответствии с пунктом 7 статьи 45 Кодекса), налоговый орган на основании пункта 1 статьи 70 и статьи 69 Кодекса
в адрес учреждения направил
требование № 40828 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 07.08.2020, которым налогоплательщику предложено в срок не позднее 22.09.2020 уплатить
налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет,
в сумме 178 540,02 руб., а также начисленные в порядке статьи 75 Кодекса пени в общей сумме 56 041,82 руб. (л.д.32-33)

В дальнейшем после получения обращения учреждения от 13.08.2020
о проведении зачетов должностным лицом Инспекции на основании
статьи 78 НК РФ приняты решения о зачете от 20.08.2020 № 39838, № 39839, № 39840, № 39841 и № 39842 на общую сумму 179 686,71 руб., в том числе
в счет уплаты налога на прибыль организаций, формирующего налоговые доходы федерального бюджета, в сумме 178 540,02 руб., в счет погашения задолженности по пеням, начисленным за нарушение срока перечисления налога на прибыль организаций, формирующего налоговые доходы федерального бюджета, в сумме 1 146,69 руб. (л.д.36-41) Оставшаяся задолженность по пеням, начисленным за нарушение срока
перечисления налога на прибыль организаций, формирующего налоговые доходы федерального бюджета, в сумме 54 895,13 руб. уплачена налогоплательщиком 18.09.2020 в составе чека-ордера от 18.09.2020 № 9
на сумму 55 504,48 руб. (л.д.64).

Оспаривая требование Инспекции № 40828 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 07.08.2020 в части предъявления к уплате пеней, начисленных за неуплату в установленный срок налога на прибыль организаций, в сумме 54 886,50 руб., учреждение указывает, что налог на прибыль организаций является единым федеральным налогом и само по себе неверное применение налоговых ставок
(по федеральному и региональному бюджетам) в пределах общей предусмотренной пунктом 1 статьи 284 НК РФ налоговой ставки - 20 % при исчислении и уплате налога не обусловило возникновение задолженности перед бюджетной системой
Российской Федерации, соответственно,
не имелось оснований для начисления пеней.

Доводы заявителя со ссылками на отраженную в его заявлении судебную практику применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела арбитражный суд находит обоснованными. 

На основании пункта 5 статьи 13, главы 25 раздела VIII Кодекса налог на прибыль организаций является федеральным налогом. Все элементы этого налога, который используется с применением комбинированной налоговой ставки в качестве регулирующего источника доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются федеральным законом –
НК РФ (пункт 2 статьи 12 НК РФ) (соответствующая правовая позиции приведена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации
от 05.02.2004 № 70-О).

В соответствии с пунктом 1 статьи 284 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период (до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 03.08.2018 № 301-ФЗ)) налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 20 процентов, 
при этом: - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке
в размере 2 процентов (3 процентов в 2017 - 2020 годах), зачисляется
в федеральный бюджет, если иное не установлено главой 25 Кодекса;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов
(17 процентов в 2017 - 2020 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Также статьей 284 НК РФ закреплено, что налоговая ставка налога
на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, вместе с тем, указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента (12,5 процента в 2017 - 2020 годах), если иное не предусмотрено этой статьей.

Исходя из пункта 2 статьи 11 НК РФ недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

В силу пункта 1 статьи 75 Кодекса пеней признается денежная 
сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению
с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из положений пунктов 1, 3, 4 статьи 75 НК РФ следует, что пеня начисляется и уплачивается только в случае несвоевременной уплаты налогов. 
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлениях от 17.12.1996 № 20-П 
и от 15.07.1999 № 11-П,
определениях от 04.07.2002 № 202-О, от 07.12.2010 № 1572-О-О, правовому подходу Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженному в абзаце шестом пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пеня по своей природе является правовосстановительной мерой, направленной на компенсацию потерь бюджета в результате недополучения сумм налогов в установленный
срок (
задержки уплаты налога).
Нахождение на момент истечения установленного законодательством 
о налогах и сборах срока уплаты налога в бюджетной системе налоговых платежей при отсутствии фактов занижения налоговых обязательств, неполной уплаты налога, как и отсутствие доказательств нарушения срока уплаты налога, свидетельствует об отсутствии потерь бюджета, требующих компенсации посредством взимания пеней. Корреспондирующий подход применительно к таможенным платежам отражен в абзаце первом пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2019
№ 305-ЭС19-7439.

Отсутствие недоимки (пункт 2 статьи 11 НК РФ) исключает начисление и взыскание пени в порядке статьи 75 НК РФ, что соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной
в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2018 № 310-КГ18-7101, от 23.11.2020 № 305-ЭС20-2879, учитываемой арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела.

Кроме того, судебная практика применительно к положениям подпункта 1 пункта 3 статьи 44, подпункта 1 пункта 3 статьи 45, подпункт 4 пункта 3 статьи 45 НК РФ исходит из того, что задолженность перед бюджетом по конкретному виду налога объективно отсутствует, если накопленные по этому налогу суммы переплаты превышают величину вновь начисленного налога. В такой ситуации вынесение налоговым органом решения о зачете имеющейся переплаты в счет исполнения обязанности по уплате налога за текущий период является лишь способом оформления изменений в состоянии расчетов с бюджетом, а обязанность по уплате налога считается исполненной в момент наступления срока уплаты без необходимости совершения дополнительных действий со стороны налогоплательщика (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2018 
№ 310-КГ18-7101).
Таким образом, зачет сформированной переплаты по конкретному налогу в счет исполнения обязанности по уплате того же налога является лишь способом оформления изменений в состоянии расчетов с бюджетом 
и обязанность по уплате налога считается исполненной в момент наступления срока уплаты, а не в момент проведения налоговым органом зачета (подпункт 4 пункта 3 статьи 45 НК РФ).
Из положений пункта 5 статьи 13, главы 25 раздела VIII Кодекса следует, что налог на прибыль организаций является единым федеральным налогом и вне зависимости от его уплаты в разные уровни бюджетной системы по соответствующим налоговым ставкам не может быть поделен на несколько самостоятельных частей налога, поэтому пени могут быть начислены при наличии недоимки в целом по этому налогу.
Согласно статье 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации, 
в редакции, действовавшей в спорный период (далее также - БК РФ), доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Как определено пунктом 1 статьи 40 БК РФ, д  оходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Органы Федерального казначейства осуществляют 
в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом этого пункта,
а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
Исходя из пункта 1 статьи 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся, 
в том числе налоговые доходы.
На основании пункта 2 статьи 41 БК РФ к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов,
в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.
В соответствии со статьей 218 БК РФ исполнение бюджетов по доходам предусматривает: - зачисление на единый счет бюджета доходов 
от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по установленным нормативам,
со счетов органов Федерального казначейства; - зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации; - уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- перечисление Федеральным казначейством излишне распределенных сумм, средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В силу статьи 241.1 БК РФ все операции по кассовым поступлениям
в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Методы (способы) распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы могут быть предусмотрены как БК РФ, так и НК РФ; НК РФ в частности предусмотрено самостоятельное участие налогоплательщика в процессе межбюджетного распределения налоговых доходов посредством зачисление сумм налога на прибыль организаций в бюджеты разных уровней бюджетной системы согласно закрепленным за каждым уровнем бюджета налоговым ставкам.
Вместе с тем, нормативно установленные методы (способы) распределения налоговых доходов между разными уровнями бюджетной системы самостоятельно не определяют момент признания обязанности 
по уплате налога исполненной (пункт 3 статьи 45 НК РФ).
Из материалов дела следует, что по фактам представления уточненных (корректирующих) налоговых деклараций за отчетные и налоговые периоды 2017-2019 годов по сведениям налогового органа у заявителя образовалась недоимка в отношении доли налога на прибыль организаций, зачисляемого 
в федеральный бюджет, в сумме 178 540,02 руб., и переплата в отношении доли налога на прибыль организаций, зачисляемого в региональный бюджет, в сумме 178 570 рублей.
При этом ссылки налогового органа на сведения лицевого счета  - «Карточки расчетов с бюджетом местного уровня», а также на нарушение правил заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и применение неверных налоговых ставок при исчислении сумм налога, распределяемых по уровням бюджетной системы, являются неосновательными, поскольку законодательством о налогах и сборах
данные документы не отнесены к правоустанавливающим документам, свидетельствующим о наличии или отсутствии недоимки по налогу.
В спорной ситуации учреждение исполнило обязанность по уплате налога в установленные сроки и не в заниженном размере; денежные средства в полном объеме поступили в бюджетную систему Российской Федерации, в связи с чем, правовых оснований для начисления пени и направления требования об уплате налога и пени (абзац третий пункта 1 статьи 45, пункт 2 статьи 69, статья 75 НК РФ) у Инспекции не имелось.
Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют 
о том, что у заявителя в целом по налогу на прибыль организаций по срокам исполнения обязательств по уплате авансовых платежей и собственно итоговой суммы налога за 2017-2019 годы недоимка отсутствовала, что налоговым органом не оспаривается.
Проведенные налоговым органом в порядке статьи 78 НК РФ зачеты излишне перечисленных сумм налога на прибыль организаций, формирующих налоговые доходы регионального бюджета, в счет погашения обязательств по уплате сумм налога на прибыль организаций, формирующих налоговые доходы федерального бюджета, на основании обозначенных позиций Верховного Суда Российской Федерации не свидетельствуют о том, что обязательства по уплате налога на прибыль организаций, формирующего налоговые доходы федерального бюджета, исполнены в момент проведения налоговым органом зачета (подпункт 4 пункта 3 статьи 45 НК РФ).

Уплата единого налога на прибыль организаций в зависимости
от налоговых ставок по разным кодам бюджетной классификации в пределах предусмотренного НК РФ срока не может служить основанием для начисления пеней.

Как следует из материалов дела, у заявителя в результате корректировки сумм налога на прибыль организаций, зачисляемых в разные уровни бюджетной системы, не имелось фактической недоимки по налогу.

Несмотря на различие в кодах бюджетной классификации и налоговых ставках, уплаченный учреждением налог на прибыль организаций является единым федеральным налогом, при уплате которого ущерба
бюджетной системе не возникло. Корреспондирующий подход применительно к налогу, взимаемому при применении упрощенной системы налогообложения, и минимальному налогу в рамках этой же системы налогообложения отражен в постановлении Президиума ВАС РФ
от 01.09.2005 № 5767/05 (минимальный налог является единым налогом, размер которого определяется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, независимо от порядка исчисления единого налога).

Приведенные в ходе судебного разбирательства доводы представителей заявителя (не оспоренные налоговым органом) о том, что учреждением 
за 2017 год допущена излишняя уплата сумм налога на прибыль организаций, формирующих налоговые доходы регионального бюджета, в том
числе ввиду того, что налогоплательщик, имеющий статус казенного учреждения (абзац тридцать девятый статьи 6 БК РФ, устав заявителя),
а также среднесписочную численность работников свыше 10 человек
(у заявителя среднесписочная численность работников составила в 2017 году 87 человек) на основании действующей в 2017 году статьи 15 Закона Пермской области от 30.08.2001 № 1685-296 «О налогообложении
в Пермском крае» и положений подпункта 17 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, имел право уплачивать налог на прибыль организаций, зачисляемый
в бюджет Пермского края по ставке не 17 %, а 16,5 %, судом исследованы и признаны заслуживающими внимания, но вместе с тем, ввиду отсутствия фактической недоимки по налогу на прибыль организаций за 2017-2019 годы, даже без применения такой пониженной налоговой ставки (и как следствие, отсутствия основания для начисления пеней), признаны не имеющими самостоятельного юридического значения для рассмотрении спора по существу.

Наряду с этим, арбитражный суд при оценке обстоятельств спора учитывает, что в действиях учреждения комбинат «Минерал» по уплате налога и корректировке налоговых обязательств не имеется признаков недобросовестности, напротив, учреждение действовало добросовестно: произвело исчисление и уплату в пределах нормативно предусмотренных сроков авансовых платежей и налога за 2017-2019 годы в бюджетную систему; представило в Инспекцию налоговые декларации (расчеты) по итогам отчетных и налогового периодов 2017-2019 годов; при выявлении неверного отражения показателей в налоговых декларациях в части сумм налога, зачисляемых в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, самостоятельно представило в налоговый орган уточненные (корректирующие) налоговые декларации (расчеты); представило
в Инспекцию на основании пункта 7 статьи 45 Кодекса заявление
об уточнении назначения платежа (которое налоговым органом оставлено
без удовлетворения).

При изложенные обстоятельствах, в отсутствие в действиях учреждения комбинат «Минерал» по уплате налога и последующему представлению уточненных (корректирующих) налоговых деклараций признаков недобросовестности, при отсутствии фактической недоимки и ущерба бюджетной системе, требования учреждения подлежат удовлетворению, а ненормативный акт Инспекции в оспоренной части - признанию недействительным.

Таким образом, следует признать недействительным выставленное Инспекцией в адрес учреждения требование № 40828 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 07.08.2020 в части предъявления к уплате пеней, начисленных за неуплату в установленный срок налога на прибыль организаций, в сумме 54 886,50 руб. (в пределах заявленных учреждением требований). На налоговый орган следует возложить обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя (часть 2, пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).

Иные доводы заявителя, Инспекции судом исследованы и признаны
не имеющими самостоятельного правового значения для рассмотрения настоящего спора по существу.

В силу статьи 112, части 2 статьи 168 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В соответствии с положениями части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.

Поскольку заявитель, имеющий статус казенного учреждения, входящего в систему органов и организаций Федерального агентства
по государственным резервам
и осуществляющего публичные
функции (пункты 1, 2 статьи 4, статья 17 Федерального закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», пункт 32 Перечня федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Росрезерва, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.01.2005 № 8-р), освобожден от уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах исходя
из подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ (корреспондирующие правовые позиции приведены в Определениях Судебной коллегии
по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
от 11.10.2018 № 309-ЭС18-8673, от 11.10.2018 № 306-ЭС18-7885,
от 11.10.2018 № 306-ЭС18-8190, от 26.11.2018 № 309-ЭС18-12587,
от 17.12.2018 № 309-ЭС18-17151), и Инспекция также на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ не является плательщиком государственной пошлины при рассмотрении в арбитражных судах дел
с ее участием, вопрос о взыскании со сторон государственной пошлины арбитражным судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

1. Требования Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Минерал» Управления Федерального агентства
по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу
(ОГРН <***>, ИНН <***>)
удовлетворить.

2. Признать недействительным выставленное Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) требование № 40828 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 07.08.2020 в части предъявления
к уплате пеней, начисленных за неуплату в установленный срок налога
на прибыль организаций, в сумме 54 886,50 рубля.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Минерал» Управления Федерального агентства по государственным резервам
по Приволжскому федеральному округу (ОГРН <***>,
ИНН <***>).

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и
не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                     В.В. Самаркин