Арбитражный суд Пермского края
614990, г. Пермь, ул. Луначарского, 3
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
29 декабря 2010 года Дело № А50-23227/2010
Резолютивная часть решения объявлена 23.12.2010г.
Полный текст решения изготовлен 29.12.2010г.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Цыреновой Е. Б.,
при ведении протокола заседания помощником судьи Нефедовой Ю. Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению УВД по г. Перми
к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Альта»
о привлечении к административной ответственности
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом
от ответчика – не явился, извещен надлежащим образом
УВД по г. Перми обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Альта» (далее по тексту – Общество) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ). Заявление мотивировано тем, что Общество осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии).
Заявитель, извещенный о судебном заседании надлежащим образом в порядке, предусмотренном ст.121 АПК РФ, в судебное заседание не явился, что в силу п. 3 ст. 205 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения заявления в его отсутствие.
Ответчик, извещенный о судебном заседании надлежащим образом в порядке, предусмотренном ст.121 АПК РФ, в судебное заседание не явился, что в силу п. 3 ст. 205 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения заявления в его отсутствие.
Изучив материалы дела, арбитражный суд первой инстанции установил следующее.
ООО «Альта» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <***>, ИНН <***>.
23.09.2010 г. сотрудниками ОБППР ИАЗ УВД по г. Перми проведена проверка деятельности ООО «Альта» с целью контроля соблюдения условий лотереи и законодательства Российской Федерации о лотереях.
Проверка проведена в помещении «Центра досуга», расположенного по адресу: <...>, деятельность в котором осуществляет ООО «Альта».
В ходе контрольных мероприятий проверяющимив присутствии понятых произведен осмотр вышеуказанного помещения, о чем 23.09.2010 составлен протокол осмотра помещений, территорий (л.д.11).
Проверкой выявлено, что в центре досуга осуществляется деятельность по проведению стимулирующей лотереи «Лотерейный Мир», организатором которой является ООО «Лотерейный Мир». Условием участия в лотерее является приобретение посетителем клуба календаря или открытки по цене 100 руб. или 1000 руб. (л.д.25).
В результате осмотра установлено, что в помещении установлены электронные лототроны в количестве 11 единиц, которые подключены к сети и функционируют, имеются правоустанавливающие документы Общества, договор № 112/09 от 10.11.2009 на проведение стимулирующей лотереи, заключенный между ООО «Лотерейный Мир» и ООО «Альта», условия проведения стимулирующей лотереи «Лотерейный Мир», выписка из государственного реестра всероссийских лотерей.
Проверкой выявлено, что принцип работы электронных лототронов аналогичен принципу работы игрового автомата с денежным выигрышем, в котором имеется компьютерная видеоигра. Визуальный осмотр показал, что используемое Обществом оборудование имеет внешний вид, соответствующий игровым автоматам, а именно: имеет клавиатуру, с помощью которой производятся игровые манипуляции и мониторы с установленными играми. Устройством для приема и выдачи денежных знаков данное оборудование не оснащено.
При проверке изъятие (арест) оборудования не производилось, изъяты в порядке ст. 27.10 КоАП РФ протоколом от 23.09.2010 г. провод сетевой черного цвета в количестве 10 шт., провод сетевой белого цвета в количестве 1 шт. (л.д. 14)
13.10.2010 по результатам проверки уполномоченным лицом административного органа в отношении ООО «Альта» составлен протокол об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д.8).
В протоколе содержатся выводы об осуществлении Обществом деятельности по проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, чем нарушены положения Закона от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (далее – Закон об азартных играх).
С заявлением о привлечении ООО «Альта» к административной ответственности налоговый орган обратился в арбитражный суд.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с п. 104 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах отнесена к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Подпунктами 1, 5 ст. 4 Закона об азартных играх определено, что азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Организатор азартной игры – это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр.
Исходя из общих понятий, установленных в ст. 4 Закона об азартных играх, деятельность по организации и проведению азартных игр – это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
В соответствии с п. 1, 4 ст. 5 Закона об азартных играх деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 3 Закона об азартных играх государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.
Под разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне понимается документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений (ст. 4 Закона об азартных играх).
Статьей 13 Закона об азартных играх установлено, что разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.
Деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов (ст. 16 Закона об азартных играх).
Вне игорных зон действующим законодательством разрешена деятельность юридических лиц по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Такая деятельность в соответствии с подп. 104 п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона об азартных играх букмекерские конторы и тотализаторы могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации. Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах утверждено Постановлением Правительства РФ от 17.07.2007 № 451.
Правовая основа государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, определена Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон о лотереях).
В соответствии со ст. 2 Закона о лотереях под лотереей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о лотереях в зависимости от способа проведения лотерея подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную.
Тиражная лотерея – это лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.
Бестиражная лотерея – это лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.
Комбинированная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда лотереи.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона о лотереях в зависимости от способа формирования призового фонда лотерея подразделяется на: 1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; 2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
В зависимости от технологии проведения лотерея подразделяется на лотерею, проводимую: 1) в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанное оборудование должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи; 2) в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно (п. 6 ст. 3 Закона о лотереях).
Из материалов дела судом установлено, что ООО «Альта» осуществляет деятельность по проведению стимулирующей лотереи «Лотерейный Мир» в помещении, расположенном по адресу: <...>.
Организатором лотереи «Лотерейный Мир» является ООО «Лотерейный Мир» (государственный регистрационный номер стимулирующей лотереи Н200С/001581 ФНС), срок проведения лотереи с 15.06.2009 по 14.06.2010 (л.д.29).
Между ООО «Лотерейный Мир» (г. Москва) и ООО «Альта» (г. Пермь) заключен договор № 112/09 от 10.11.2009г. В соответствии с условиями данного договора в целях стимулирования продажи товара (непериодические печатные издания в качестве рекламных носителей, содержащих наименование «Лотерейный мир») ООО «Лотерейный мир» поручает, а ООО «Альта» обязуется проводить стимулирующую лотерею «Лотерейный Мир» в местах продажи товара от имени ООО «Лотерейный мир» и за его счет (л.д.19-21).
Из пункта 3.2.1. названного договора следует, что Общество осуществляет проведение лотереи согласно Условиям Лотереи, выплачивает выигрыши за счет собственных средств при условии их дальнейшей компенсации ООО «Лотерейный мир».
Из анализа условий указанного договора следует, что основным предметом данного договора является поставка товаров, а проведение стимулирующей лотереи - это способ увеличения объема реализации продукции.
Согласно Правилам проведения стимулирующей лотереи «Лотерейный Мир» для участия в лотерее потенциальному участнику необходимо: приобрести непериодические издания в качестве рекламных носителей ТМ «Лотерейный Мир» (книги, брошюры, альбомы, календари, открытки и др.), сохранить чек и предъявить его представителю организатора в местах продажи непериодических изданий и проведения лотереи, узнать свой идентификационный номер и получить у представителя организатора скретч-карту. Далее участнику необходимо стереть защитный слой скретч-карты и зафиксировать у представителя организатора количество лотерейных баллов (очков), дающих право на участие в розыгрыше призов стимулирующей лотереи. Розыгрыш призов стимулирующей лотереи производится на сертифицированном лотерейном оборудовании: программно-аппаратного комплекса для розыгрыша призов фондов стимулирующей лотереи. Алгоритм определения выигрышей и победителей основан на принципе случайности. Электронный лототрон не содержит скрытые алгоритмы (в том числе исходные тексты компьютерных программ) (л.д.24).
Как следует из материалов дела, фактически проведение стимулирующей лотереи проводится Обществом следующим образом: участник приобретает у администратора календарь или открытку по цене 100 руб. или 1000 руб. Администратор с помощью ключа выставляет на лототроне баллы в зависимости от стоимости приобретенной продукции. Далее участник с помощью клавиш (линия, старт, ставки, риск, макс. ставка, помощь) участвует в лотерее. В случае выигрыша администратор снимает ключом баллы и выдает участнику денежные средства, равные набранным баллам.
Таким образом, судом усматривается, что данный розыгрыш не носит характер стимулирующей лотереи, т. к. фактически приобретение обусловленного товара является лишь условием для участия в ней и не нацелено на стимулирование продаж товара, в том смысле как это предусмотрено при заключении договоров купли-продажи нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей».
Исследовав представленные в дело доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что деятельность Общества не является деятельностью по проведению стимулирующей лотереи, поскольку не отвечает признакам такой лотереи в силу Закона о лотереях.
Основным признаком стимулирующей лотереи является реализация товара либо оказание услуги, с которыми непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи, участникам лотереи, до которых должны быть доведены условия лотереи. Описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих без специальных знаний установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи, должно быть доведено до участников стимулирующей лотереи доступным способом (нанесено на упаковку конкретного товара либо размещено иным способом). То есть целью проведения стимулирующей лотереи является продвижение на розничном рынке товаров определенного конкретного товара, приобретатель которого, ознакомившись с условиями лотереи, вправе стать его участником и участвовать в розыгрыше призов.
Из представленных в дело документов суд не усматривает реализацию Обществом какого-либо товара, среди которого потребителю был бы предложен конкретный товар, с которым в целях продвижения его на розничном рынке усматривалась связь со стимулирующей лотереей.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что фактически выигрыш определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса оборудования, без участия организатора или его работников, и в последующем вручается клиенту непосредственно владельцем игрового оборудования ввиду механического удаления. Данные действия свидетельствуют об использовании Обществом оборудования, которое подпадает под признаки игрового, при отсутствии признаков проведения стимулирующей лотереи.
Как следует из материалов дела и установлено судом, при проведении розыгрыша клиент сообщает о выигрыше на оборудовании представителю ответчика, который фиксирует выигрышную комбинацию на экране автомата для выдачи выигрыша.
Таким образом, данный розыгрыш не отвечает признакам бестиражной лотереи, проводимой в обычном режиме, поскольку выигрыш не может быть определен на стадии изготовления лотерейных билетов (до распространения среди участников лотереи), а определяется в ходе розыгрыша устройством, находящимся внутри оборудования без участия организатора, что присуще игровому оборудованию (ст. 4 Закона об азартных играх) и исключает поэтапность проведения лотереи (ст. 3 Закона о лотереях).
Следует также учесть, что Федеральным законом от 27.07.2010 № 214-ФЗ внесены изменения в Закон о лотереях, вступившие в силу с 10.08.2010. В силу названного федерального закона ст. 3 Закона о лотереях дополнена ч. 8 предусматривающей, что проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических средств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено.
Согласно ч. 5 ст. 12.1 Закона о лотереях (в ред. от 27.07.2010) не допускается использование лотерейного оборудования при проведении стимулирующих лотерей.
Таким образом, в материалах дела нашло свое подтверждение проведение Обществом азартных игр с использованием игрового оборудования при отсутствии соответствующего разрешения (лицензии) в нарушение требований статей 7, 17 Закона о лицензировании и статей 4, 14 Закона об азартных играх.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае, вина Общества выразилась в следующем: являясь участником на рынке организации и проведения азартных игр, зная об изменениях в законодательстве, разрешающих вне игорных зон деятельность по организации и проведению азартных игр только в букмекерских конторах и тотализаторах при наличии лицензии, пренебрегая данным требованием закона, Общество фактически осуществляло без специального разрешения (лицензии) данную деятельность и не приняло все зависящие от него меры по получению лицензии.
Согласно ч. 5 ст. 205 АПК РФ, по делам о привлечении к административной ответственности бремя доказывания обстоятельств, положенных в основу составления протокола об административном правонарушении, лежит на том лице или органе, которые данный протокол составили. На них же лежит обязанность представления всех необходимых доказательств.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу о том, что вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами. Материалы дела не содержат доказательств принятия Обществом всех необходимых мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
Таким образом, заявителем доказано наличие в действиях ООО «Альта» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении заявителем не допущено.
По настоящему делу применению подлежит общий срок давности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 30.04.2010 № 69-ФЗ). Согласно ч. 1 и 2 указанной статьи КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Правонарушение носит характер длящегося, если заключается в длительном непрекращающемся невыполнении установленной законом обязанности.
23.09.2010 проверяющими проведен осмотр помещения центра, 13.10.2010 - составлен протокол, следовательно, на момент рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде срок для привлечения к административной ответственности не истек.
Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5. КоАП РФ, а также нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.
Всилу ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд определяет меры административной ответственности, а в силу п. 3 ч. 3 ст. 206 данного Кодекса в резолютивной части решения должен указать вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.
Нарушение ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой, конфискация предусмотрена в качестве дополнительного наказания.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный ст.4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства (п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5).
Судом первой инстанции установлено, что решениями Арбитражного суда Пермского края от 31.08.2010 по делу № А50-15085/2010, от 05.07.2010 года по делу № А50-11642/2010 ООО «Альта» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за однородные правонарушения, что является обстоятельствами, отягчающими административную ответственность.
Учитывая тяжесть допущенного нарушения, степень вины привлекаемого к ответственности, а также привлечение ранее к административной ответственности за однородное нарушение, суд первой инстанции считает возможным назначить меру административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей без конфискации.
В порядке п. 3 ст. 29.10 КоАП РФ при вынесении протокола по делу об административном правонарушении должен быть решен вопрос об изъятых вещах, а также о вещах, в отношении которых не применено административное наказание в виде конфискации.
В связи с отсутствием в материалах дела сведений об изъятии спорного лотерейного оборудования (о наложении ареста) и доказательств принадлежности проводов, изъятых по протоколу изъятия от 23.09.2010 г., к этому оборудованию, у суда отсутствуют основания для разрешения вопроса в порядке ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ. Изъятые на основании протокола изъятия от 23.09.2010 г. провода в соответствии с п.1 ч.3 ст.29.10 КоАП РФ подлежат возвращению ООО «Альта».
Руководствуясь ст.ст. 168-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Альта» (юридический адрес: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Возвратить ООО «Альта» провод сетевой черного цвета в количестве 10 шт., провод сетевой белого цвета в количестве 1 шт., согласно протоколу изъятия от 23.09.2010 г.
Реквизиты для зачисления административного штрафа: УФК по Пермскому краю (УВД по г. Перми), ИНН <***>, КПП 590601001, банк получателя - ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Пермь, БИК 045773001, ИНН <***>, КПП 590401001, расчетный счет <***>, КБК 188 116 90040 04 0000 140, ОКАТО 57401000000.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.
Судья Цыренова Е. Б.