Арбитражный суд Пермского края
ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
18 марта 2021 года Дело № А50-23908/2020
Резолютивная часть решения вынесена 11 марта 2021 года. Полный текст решения изготовлен 18 марта 2021 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1, секретарем судебного заседания Гандилян А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 120» г. Перми (ОГРН <***>,
ИНН <***>)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонному) (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным решения о привлечении страхователя
к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования от 02.07.2020
№ 203S19200020055,
в заседании приняли участие представители:
от заявителя – ФИО2, директор, приказ от 30.07.2020, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица – не явились, извещено надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения заказным письмом
с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 120» г. Перми (далее - заявитель, учреждение, учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 120»
г. Перми, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края
с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонному) (далее - заинтересованное лицо, Управление, Управление ПФР, фонд) о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.07.2020 № 203S19200020055.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 10.11.2020 рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 11.01.2021 рассмотрение дела назначено по общим правилам административного производства.
Ненормативный акт Управления ПФР от 02.07.2020
№ 203S19200020055 оспаривается страхователем в части применения финансовой санкции в размере 25 500 рублей.
В обоснование заявленных требований учреждение приводит доводы
о неполном выяснении Управлением ПФР обстоятельств вмененного нарушения, наличии оснований для снижения финансовой санкции с учетом имеющихся смягчающих ответственность обстоятельств.
Заинтересованное лицо по доводам письменных возражений требования заявителя находит не подлежащими удовлетворению. С позиции Управления ПФР, в связи с представлением страхователем недостоверных сведений о застрахованных лицах в составе отчета по форме СЗВ-СТАЖ
за 2019 год, а также неустранением выявленных расхождений в сведениях, полученных фондом от налогового органа по месту учета учреждения, и отраженных в отчете по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 51 лица, оспоренным решением Управления заявитель правомерно привлечен
к ответственности в виде применения финансовых санкций
в размере 25 500 рублей.
В судебном заседании 09.03.2021 при явке представителя заявителя,
в отсутствие представителя Управления ПФР судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 10 час. 15 мин. 11.03.2021 (протокольное определение суда от 09.03.2021).
После перерыва судебное заседание продолжено 11.03.2021 в том же составе суда при явке представителя учреждения в отсутствие представителя Управления.
Неявка в продолженное 11.03.2021 после перерыва судебное заседание представителя Управления ПФР в силу положений части 3 статьи 156, части 2 статьи 200АПК РФ, не препятствовала проведению судебного заседания и рассмотрению дела в отсутствие представителя фонда.
Представленные сторонами в ходе рассмотрения спора процессуальные документы и доказательства приобщены судом к материалам настоящего судебного дела.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, учреждение зарегистрировано
в качестве юридического лица 10.04.1996, в дальнейшем прошло 04.11.2002 перерегистрацию в регистрирующем (налоговом) органе по месту учета,
с присвоением основного государственного регистрационного номера (ОГРН) <***>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации», статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьям 8, 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее также - Закон № 27-ФЗ) обязано представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации - страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» определено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения
о застрахованных лицах, определенные этим Федеральным законом.
Как установлено статьей 5 Закона № 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, соответствующие функции реализуются также его территориальными органами.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом
(за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии
с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: - страховой номер индивидуального лицевого счета; - фамилию, имя и отчество; - дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии
с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; - дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому
в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; - периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; - суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; - периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; - документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Такие сведения представляются по форме СЗВ-СТАЖ «Сведения
о страховом стаже застрахованных лиц», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п.
Исходя из нормативных требований, отчетность за 2019 года, как отчетный период, страхователи обязаны представить в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее
02 марта 2020 года.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым
в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Указанные сведения представляются по форме СЗВ-М «Сведения
о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п.
Обязанность по представлению страхователями названной отчетности
в территориальные органы ПФР введена Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» с 01.04.2016 (статья 2, часть 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ).
Из материалов дела следует, что должностным лицом Управления ПФР проведена проверка (сопоставительный анализ) представленных учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетные периоды (месяцы) 2019 года, отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, а также сведений из расчетов страхователя по страховым взносам за отчетные и расчетный периоды 2019 года, представленных в Управление ПФР налоговым органом по месту учета учреждения, по итогам которой в адрес страхователя на основании части 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в электронном виде направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющими у Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.05.2020 № 10/14340, с предложением представить соответствующие предусмотренные статьей 11 Закона № 27-ФЗ данные в отношении указанных фондом 51 застрахованных лиц.
Отмеченное уведомление Управления ПФР от 14.05.2020 направлено
в адрес страхователя в электронном виде 15.05.2020.
На основании выводов о представлении страхователем недостоверных сведений о застрахованных лицах, которые предусмотрены пунктом 2
статьи 11 Закона № 27-ФЗ в отчете по форме СЗВ-СТАЖ
за 2019 год и неустранении выявленных расхождений в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета по факту направления уведомления фонда от 14.05.2020 должностным лицом Управления ПФР составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования: акт от 25.05.2020
№ 203S18200019344, фиксирующий выявленное нарушение.
По результатам рассмотрения акта от 25.05.2020 № 203S18200019344 и иных документов, уполномоченным должностным лицом Управления ПФР вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности
за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования от 02.07.2020
№ 203S19200020055, которым учреждение привлечено к ответственности
по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 25 500 рублей.
Размер финансовой санкции рассчитан Управлением ПФР в отношении представления недостоверных сведений по 51 застрахованному
лицу (25 500 руб. = 51 лицо × 500 руб.), сведения о которых в решении фонда не приведены.
Не согласившись с решением фонда от 02.07.2020
№ 203S19200020055, учреждение, полагая, что это решение не соответствует Закона № 27-ФЗ и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением
о признании указанного ненормативного акта недействительным.
Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Учитывая, что решение фонда вынесено 02.07.2020,
а с заявлением учреждение обратилось в арбитражный суд 01.10.2020, следовательно, заявителем, с учетом части 3 статьи 128 АПК РФ, соблюден установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок и его заявление подлежит рассмотрению судом по существу.
Положения части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5
статьи 200 АПК РФ возлагают на заинтересованное лицо обязанность
по доказыванию факта правонарушения, что предполагает необходимость установления в ходе проверки конкретных обстоятельств, подтвержденных документально и свидетельствующих о совершении плательщиком страховых взносов вменяемого ему нарушения законодательства.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее также - ВАС РФ) от 01.02.2010 № 13065/10,
от 17.03.2011 № 14044/10.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно
не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом
(за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены этим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии
с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: - страховой номер индивидуального лицевого счета; - фамилию, имя и отчество; - дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии
с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; - дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому
в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; - периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; - суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; - периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; - документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения представляются по форме СЗВ-СТАЖ «Сведения
о страховом стаже застрахованных лиц», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п.
Таким образом, исходя из нормативных требований, отчетность
за 2019 года, как отчетный период, страхователи обязаны представить
в территориальные органы ПФР не позднее 02 марта 2020 года.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым
в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Указанные сведения представляются ежемесячно по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п.
В поле «Тип формы» отчета по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации
от 01.02.2016 № 83п, предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исхд», «доп» и «отмн»: - код «исхд» (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период; - код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; - код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения
о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Как установлено частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Пунктом 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ определено, что сведения
о застрахованных лицах представляются страхователями.
Пунктом 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ закреплено, что сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые
в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации,
а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Статье 19 Закона № 27-ФЗ установлено, что инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений
о зарегистрированных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как предусматривалось пунктом 24 действующей в спорный период
до 26.07.2020 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, утратившей силу в связи с изданием приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 № 211н (далее также - Инструкция
№ 766н), страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии
с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Законом № 27-ФЗ.
Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
Контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 36 Инструкции № 766н).
Статьей 16 Закона № 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения
в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 37 Инструкции № 766н устанавливалось, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Датой получения страхователем уведомления, направленного
в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет
в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Абзацем первым пункта 39 Инструкции № 766н определялось, что
за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений
о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся
в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (абзац второй пункта 39 Инструкции № 766н).
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить
в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице
за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются (абзац третий пункта 39 Инструкции № 766н).
Как следует из материалов дела, должностным лицом Управления ПФР проведена проверка (сопоставительный анализ) представленных учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетные периоды (месяцы) 2019 года, отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, а также сведений из расчетов страхователя по страховым взносам за отчетные и расчетный период 2019 года, представленных в Управление ПФР налоговым органом по месту учета учреждения, по итогам которой в адрес страхователя на основании части 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в электронном виде направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющими у Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.05.2020 № 10/14340, с предложением представить соответствующие предусмотренные статьей 11 Закона № 27-ФЗ данные в отношении указанного фондом 51 застрахованного лица.
Отмеченное уведомление Управления ПФР от 07.05.2020
с приложением протокола проверки в отношении 51 лиц направлено
в адрес страхователя в электронном виде 15.05.2020.
На основании выводов о представлении страхователем недостоверных сведений о застрахованных лицах, которые предусмотрены пунктом 2
статьи 11 Закона № 27-ФЗ в отчете по форме СЗВ-СТАЖ
за 2019 год и неустранении выявленных расхождений в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета по факту направления уведомления фонда от 14.05.2020 должностным лицом Управления ПФР составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования: акт от 25.05.2020
№ 203S18200019344, фиксирующий выявленное нарушение в отношении
51 лица. К акту от 25.05.2020 приложен протокол проверки отчетности
в отношении 51 застрахованного лица.
По результатам рассмотрения акта от 25.05.2020 № 203S18200019344 и иных документов, уполномоченным должностным лицом Управления ПФР вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности
за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования от 02.07.2020
№ 203S19200020055, которым учреждение привлечено к ответственности
по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 25 500 рублей.
При этом размер финансовой санкции рассчитан Управлением ПФР
в отношении представления недостоверных сведений по 51 застрахованному
лицу (25 500 руб. = 51 лицо × 500 руб.).
Из письменных возражений Управления следует, что финансовая санкция в размере 25 500 руб. применена в связи с представлением страхователем в порядке пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в составе отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год недостоверных сведений в отношении 51 застрахованного лица: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9,
ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17,
ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33,
ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53.
Вместе с тем, представленными учреждением пояснениями и документами, подтверждается, что в составе отчета по форме СЗВ-СТАЖ
за 2019 год представлены актуальные сведения об указанных застрахованных лицах, все указанные лица в 2019 году являлись трудоустроенными
в учреждении, а отсутствие начислений в расчетах по страховым взносам обусловлено нахождением работников в ежегодных отпусках, отпусках
по уходу за ребенком, периодом их нетрудоспособности.
При этом отсутствие факта начисления в пользу лиц (работающих на основании договора или без него) выплат и иных вознаграждений
за отчетный период не является основанием для непредставления
в отношении этих лиц отчетности по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.07.2016 N ЛЧ-08-19/10581, от 06.05.2016 N 08-22/6356).
Выводы Управления о допущенных нарушениях, послужившие основанием для привлечения страхователя к ответственности, основаны
на сопоставительном анализе и сравнении отчетов по форме СЗВ-М
за 2019 года, СЗВ-СТАЖ за 2019 год и сведений из расчетов страхователя
по страховым взносам за 2019 год, представленных в Управление ПФР налоговым органом по месту учета страхователя, не имеющем нормативного обоснования приоритетном значении сведений представленных налоговым органом сведений из расчетов страхователя по страховым взносам
за 2019 год, и недостоверности сведений именно в отчете по форме
СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
Несмотря на доводы Управления ПФР, неисполнение
страхователем в установленный срок полученного уведомления фонда
об устранении имеющихся расхождений в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета не образует самостоятельный состав правонарушения, и при доказанном событии и составе правонарушения исключает применение установленных пунктом 39 Инструкции № 766н условий для освобождения от предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ публичной ответственности.
Формуляром решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденным постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016
№ 1058п, предусмотрено, что в таком решении отражаются документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.
Вместе с тем, арбитражный суд отмечает, что в оспоренном решении,
на основании которого учреждение привлечено к публичной ответственности не отражен, не установлен сам состав правонарушения, не указаны сведения о 51 застрахованном лице (фамилия имя, отчество и иная информация),
в отношении которых, по выводам Управления, представлены недостоверные сведения, не приведено какие именно сведения в отношении 51 лица являются недостоверными (не соответствующими действительности), что указывает на незаконность такого решения фонда и предопределяет признание его недействительным.
Так, из содержания оспоренного решения Управления следует, что описание события и состава вменного нарушения, послужившего основанием для применения финансовой санкции ограничивается следующими формулировками «В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта, следующего за отчетным годом, представляет форму СЗВ-СТАЖ. Страхователем форма СЗВ-СТАЖ за 2019 г. представлена в срок, 12.02.2020. В результате контрольных мероприятий выявлены расхождения в отчетности на застрахованных лиц, указанных в Приложении к Акту
№ 203S18200019344 от 25.05.2020 года. Согласно ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ направлено Уведомление
№ 10/14340 от 14.05.2020г. о необходимости устранения имеющихся расхождений (ошибок) в течение пяти рабочих дней, которые
в установленный срок и по настоящее время не устранены. Пояснения
о расхождении в отчетности в установленный пятидневный срок
не представлены. Форма СЗВ-КОРР с частичным исправлением ошибок
на застрахованных лиц указанных в Приложении к Акту № 203S18200019344 от 25.05.2020 года представлена 10.06.2020».
Арбитражный суд учитывает, что с 01.01.2017 отношения, связанные исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, нормативно регламентируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, что также предполагает применения положений глав 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений статей 101, 101.4, 106, 108, 110 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 13 АПК РФ), привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации должен не только констатировать факт представления сведений
с расхождениями показателей, но и обязан определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе объективную сторону и виновность привлекаемого к ответственности лица (правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженные
в Постановлениях от 27.04.2001 № 7-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 14.07.2003
№ 12-П).
Обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушения, устанавливаются в ходе проведения соответствующих мероприятий контроля, что предполагает обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств их подтверждающих.
В акте проверки фиксируется факт выявленного правонарушения и наличие в деянии лица события и признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения. Актом проверки, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения (правовые позиции, выраженные
в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
от 14.07.2005 № 9-П, Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 267-О, от 03.10.2006 № 442-О).
Констатация в решении фонда нарушения без установления виновных действий либо бездействия страхователя, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями)
и совершенным правонарушением, а также без установления наличия
у страхователя реальной возможности для соблюдения указанных норм,
в данном случае не является достаточным основанием для привлечения страхователя к публичной ответственности.
Как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности (пункт 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, определение Верховного Суда Российской Федерации
от 02.07.2018 № 303-КГ18-99).
То обстоятельство, что Управление ПФР приняло оспариваемый ненормативный акт по не полностью выясненным обстоятельствам, свидетельствует о неправомерности такого решения Управления ПФР.
Привлекая учреждение к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, фонд должен не только констатировать факт предоставления неких недостоверных сведений, но и обязан был выявить, отразить то, в чем именно заключается недостоверность сведений о каждом застрахованном лице, определить все элементы состава данного правонарушения. Вместе с тем, вывод Управления ПФР о представлении страхователем недостоверных сведений обусловлен сопоставительным анализом показателей сведений, отраженных в отчетах по форме СЗВ-М,
по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год и информации из расчетов страхователя
по страховым взносам за отчетные и расчетный периоды 2019 года, полученные фондом от налогового органа по месту учета заявителя,
с проставлением в протоколе проверки от 13.05.2020 кодов выявленных несоответствий.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность
за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Поскольку состав нарушений надлежащим образом Управлением ПФР не установлен, не доказан, не зафиксирован в оспоренном решении Управления, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Исходя из статей 199, 200 АПК РФ при проверке законности и обоснованности соответствующего решения компетентного органа арбитражный суд проверяет законность и обоснованность указанного решения исходя из тех обстоятельств, которые имели место на момент его принятия (только по тем основаниям, которые непосредственно в нем приведены и явились причиной для его принятия). Соответствующая правовая позиция изложена в абзацах втором и третьем пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»: суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение публичного органа
со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, изменяя, таким образом, основания принятого решения. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных
в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Решение Управления ПФР от 02.07.2020 № 203S19200020169
как вынесенное с нарушением Закона № 27-ФЗ при недоказанности оснований для применения финансовой санкции подлежит признанию недействительным в части применения финансовой санкции
в размере 25 500 руб. (в пределах заявленных учреждением требований),
с возложением на фонд обязанности устранить нарушения прав и законных интересов заявителя (часть 2 статья 201 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, при недоказанности Управлением ПФР
тех события и состава правонарушения (недостоверность сведений
о застрахованных лицах в отчете по форме СЗВ-СТАЖ), которые
без надлежащей мотивации и изложения существа нарушения нормативных требований отражены в оспоренном решении, при недоказанности объективной стороны нарушения отраженного в оспоренном решения фонда, доводы заявителя о наличии оснований для снижения размера финансовой санкции самостоятельного правового значения не имеют.
Недоказанность события и состава правонарушения исключает привлечение к публичной ответственности и применение финансовой санкции.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу статьи 112, части 2 статьи 168 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.
Исходя из статьи 101 АПК РФ, судебные расходы состоят
из государственной пошлины и судебных издержек, связанных
с рассмотрением дела арбитражным судом. На основании части 1
статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими
в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Учитывая, что законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов, в связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (пункт 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46
«О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).
Поскольку требования заявителя о признании недействительным решения Управления ПФР от 02.07.2020 № 203S19200020055 признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, расходы заявителя по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб., перечисленной платежным поручением от 27.10.2020 № 369428, чеком-ордером
от 09.11.2020 № 4949, с учетом статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению
на Управление ПФР.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
1. Требования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 120» г. Перми
(ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.
2. Признать недействительным вынесенное Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации
в Индустриальном районе г. Перми (межрайонным) (ОГРН <***>, ИНН <***>) решение от 02.07.2020 № 203S19200020055
о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации
об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части применения финансовой санкции
в размере 25 500 рублей.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 120» г. Перми (ОГРН <***>,
ИНН <***>).
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать
с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонного) (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 120» г. Перми (ОГРН <***>,
ИНН <***>) в счет возмещения затрат по уплате государственной пошлины 3 000 (три тысячи) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и
не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья В.В. Самаркин