ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-24003/20 от 17.03.2021 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь      

24.03.2021 года                                                             Дело № А50-24003/20

            Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2021 года.

            Решение в полном объеме изготовлено 24 марта 2021 года.

          Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Амелиной Е.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Каменских М.М., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Панорама» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>); Главе города Перми  об оспаривании постановлений,

 третье лицо: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (614015, <...> , ОГРН <***>, ИНН <***>)

 В заседании приняли участие:

 от заявителя: ФИО1, доверенность от 01.06.2020, паспорт, диплом; ФИО2, доверенность от 21.01.2020, паспорт, диплом;

 от заинтересованных лиц:  ФИО3, доверенность №059-01-44/2- 277 от 24.12.2020, паспорт, диплом;

 от третьего лица: ФИО3, доверенность № 059-22-01/17/2-55 от 15.12.2020, паспорт, диплом

 У С Т А Н О В И Л:

     общества с ограниченной ответственностью «Панорама» (далее по тексту – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Администрации города Перми, Главе города Перми ФИО4 (далее по тексту – заинтересованное лицо 1, заинтересованное лицо 2 (соответственно), содержащим следующие требования:

 - признать незаконным Постановление Администрации г. Перми от 22.07.2020 года № 640 «О подготовке проекта решения Пермской городской  Думы «О внесении изменений в Генеральный план города Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 17.12.2020 № 205» в части территории, расположенной на ул. Новогайвинская, 118 в Мотовилихинском районе г. Перми;

- признать незаконным Постановление Главы города Перми от 10.09.2020 № 159 «О назначении публичных слушаний по рассмотрению проекта решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в Генеральный план города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205» в части проведения собрания участников публичных слушаний по рассмотрению проекта решения относительно территории, расположенной на ул. Новогайвинская, 118 в Мотовилихинском районе г. Перми.

      К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми.

     Представитель заявителя на требованиях настаивает, представил письменные пояснения по делу, которые приобщены к материалам дела. Суду пояснил, что Постановлением от 22.07.2020 года № 640 нарушены п. 7 Порядка о принятии решения  о подготовке проекта изменений в Генеральный план (Порядок № 1), п. 1.4., 5.1.4. Порядка организации и проведении публичных слушаний по вопросам изменения  Генерального плана ( Порядок № 2).Несмотря на допущенные нарушения, главой города назначены публичные слушания по вопросу изменения функциональной зоны в отношении территории, принадлежащей заявителю.Постановление от 10.09.2020 года № 159 опубликовано 15.09.2020 года. Полагает, что публичные слушания не могут быть проведены ранее 15 октября 2020 года.

В нарушения Градостроительного кодекса РФ публичные слушания назначены на 06.10.2020 года (п. 6 Постановление от 10.09.2020 года № 159), что ущемляет право заинтересованных лиц на подготовку к публичным слушаниям.В силу п. 1.4. Порядка № 2 не допускается назначение публичных слушаний по обсуждению проекта решения Пермской городской Думы о внесении изменений в Генеральный план при отсутствии положительного заключения о соответствии указанного проекта требованиям технических регламентов,а до вступления в силу соответствующих технических регламентов - нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Утверждает, что указанного заключения о соответствии техническим регламентам нет ни в одном документе, размещенном на сайте администрации города Перми, на сайте ФГИС ТП, а также нет в материалах (экспозиции проекта решения), представленных для ознакомления в Администрации Мотовилихинского района.

Также подобное заключение не было предусмотрено перечнем мероприятий, перечисленных в постановлении от 22.07.2020 № 640. Считает, что в отсутствие заключения публичные слушания не могут быть проведены.

Обжалуемым постановлением от 22.07.2020 № 640 определены мероприятия по разработке проекта изменений в генеральный план города Перми, касающийся изменения функционального зонированияв отношении территории по ул. Новогайвинской, 118 в Мотовилихинском районе г. Перми и других территорий.

На текущий день определена зона СТН-И(зона малоэтажной застройки), предлагается установить зону ТСП-Р (зона рекреационных и специальных объектов).

Обжалуемые постановления, по мнению заявителя,  нарушают права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности ввиду того, что земельные участки по адресу ул. Новогайвинская, 118, являются частной собственностью. 

Представитель заинтересованного лица - Главы города Перми с требованиями не согласен, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. В соответствии с п. 2 постановления Главы города Перми от 10.09.2020 № 159 срок проведения публичных слушаний составляет не менее 1 месяца и не более 3 месяцев со дня опубликования данного постановления до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь».

Оспариваемое постановление Главы города Перми от 10.09.2020 № 159 было опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 15.09.2020 № 69, а также размещено на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 15.09.2020.

В соответствии с п. 6 постановления Главы города Перми от 10.09.2020 № 159 проведение публичных слушаний назначено на 06.10.2020, 07.10.2020.По мнению Главы города, в рамках рассмотрения настоящего дела Главой города Перми по правилам ч. 5 ст. 200 АПК РФ представлены суду доказательства соответствия оспариваемых постановлений положениям действующего законодательства, а заявителем, в свою очередь, в нарушение ст.ст. 65, 200 АПК РФ не представлено доказательств нарушения его прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, его требования удовлетворению не подлежат.По мнению Главы города, оспариваемые постановления администрации города Перми от 22.07.2020 № 640, Главы города Перми от 10.09.2020 № 159 приняты в рамках полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Аналогичной позиции придерживается администрация города Перми, третье лицо – Департамент  архитектуры и градостроительства.

       Представитель заявителя просит суд вынести частное определение в отношении Главы города Перми.

      Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

     Как следует из заявления ООО «Панорама», заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки по ул. Новогайвинской, 118, г. Перми со следующими кадастровыми номерами: 59:01:0719226:208 площадью 140557,00 кв.м; 59:01:0719226:209 площадью 140556,00 кв.м; 59:01:0719226:210 площадью 6991 кв.м; 59:01:0719226:211 площадью 6990,00 кв.м; 59:01:0719226:212 площадью 11284,00 кв.м; 59:01:0719226:16 площадью 10252,18 кв.м; 59:01:0719226:213 площадью 11284 кв.м; 59:01:0719226:0023 площадью 5157,20 кв.м; 59:01:0719226:252 площадью 16170 кв.м; 59:01:0719226:253 площадью 16169 кв.м; 59:01:0719226:0028 площадью 32604,4 кв.м; 59:01:0719226:3 площадью 135405,4 кв.м; 59:01:0719226:262 площадью 1600 кв.м; 59:01:0719226:261 площадью 800 кв.м; 59:01:0719226:259 площадью 800 кв.м; 59:01:0719226:255 площадью 800 кв.м.

Как указывает заявитель, постановлением администрации города Перми от 22.07.2020 № 640 определены мероприятия по разработке проекта изменений в Генеральный план города Перми, касающиеся изменения функционального зонирования в отношении территории по ул. Новогайвинской, 118 в Мотовилихинском районе г. Перми и других территорий. На текущий день определена зона СТН-И (зона малоэтажной застройки), предлагается установить зону ТСП-Р (зона рекреационных и специальных объектов).

Полагая, что, постановления администрации города Перми от 22.07.2020 № 640, постановление  Главы города Перми от 10.09.2020 № 159 нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО «Панорама» обратилось в арбитражный суд.

       В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ для признания оспариваемых действий незаконными суду необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие действий закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

      Оценив в совокупности представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, заслушав пояснения участвующих в деле лиц и проанализировав нормы права, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

Согласно ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 ГрК РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Решением Пермской городской Думы от 18.12.2012 № 286 утвержден Порядок принятия решения о подготовке проекта изменений в Генеральный план города Перми (далее - Порядок).

Согласно п.2 Порядка, основаниями для принятия Главой города решения о подготовке изменений в Генеральный план города Перми являются:

несоответствие Генерального плана схеме территориального планирования Российской Федерации, схеме территориального планирования Пермского края;

поступление мотивированных инициативных предложений о внесении изменений в Генеральный план города Перми (далее - предложения) в случаях, предусмотренных в п. 3 Порядка.

В соответствии с п.З Порядка, предложения о внесении изменений в Генеральный план города Перми направляются Главе города, в том числе:

функциональными (территориальными) органами, функциональными подразделениями администрации города, Пермской городской Думой в случае наличия мотивированных оснований изменения границ функциональных зон, их характеристик, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Согласно п.4 Порядка, функциональный орган администрации города, осуществляющий функции управления в сфере градостроительной деятельности, в срок, установленный Главой города, но не превышающий 30 дней после дня поступления предложений, рассматривает поступившие предложения и подготавливает заключение, которое содержит положения о соответствии (несоответствии) предложений требованиям Порядка и выводы с рекомендациями по представленным предложениям. Предметом рассмотрения поступивших предложений являются:

соответствие положениям, которые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подлежат утверждению в Генеральном плане;

соответствие основным положениям градостроительной политики, осуществляемой в городе Перми посредством реализации мероприятий Генерального плана, программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Перми, документации по планировке территории и Правилам землепользования и застройки города Перми.

В соответствие с п.5 Порядка подготовленное заключение направляется Главе города для принятия решения:

    об издании правового акта о подготовке проекта изменений в Генеральный план; об инициировании совместной подготовки проекта документа о внесении изменений в Генеральный план - в случае необходимости и подготовки проектов о внесении изменений в схему территориального планирования Пермского края, документов территориального планирования смежных муниципальных образований;

     о проведении исследований в области градостроительного проектирования;

     об отклонении предложений с указанием причин.

     Согласно п. 7 Порядка правовой акт администрации города о подготовке проекта изменений в Генеральный план включает:

      перечень необходимых мероприятий;

      перечень органов администрации города, ответственных за подготовку и проверку проекта изменений в Генеральный план на соответствие требованиям законодательства о градостроительной деятельности;

     порядок представления и обсуждения подготавливаемых документов до принятия решения о назначении публичных слушаний;

     условия финансирования работ по подготовке проекта изменений в Генеральный план.

Согласно п. 1.1, З.1.4., 3.1.8. Положения о департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее - департамент, ДГА), утвержденным решением Пермской городской Думы от 27.09.2011 № 193, департамент:

        является функциональным органом администрации города Перми;

       организует мероприятия по разработке проекта Генерального плана города Перми, внесению в него изменений;

     осуществляет подготовку и организацию проведения публичных слушаний в отношении, в том числе Генерального плана города Перми.

Из действующей редакции Порядка следует, что на основании Положения о департаменте, предложения о внесении изменений в Генеральный план города Перми могут быть направлены Главе города по инициативе в том числе  департамента.

Поскольку функциональным органом администрации города, осуществляющим функции управления в сфере градостроительной деятельности, является ДГА, департаментом подготовлено соответствующее заключение по предложению о подготовке изменений в Генеральный план города Перми (далее - Заключение).

Указанное Заключение содержит положения о соответствии предложений требованиям Порядка и выводы с рекомендациями о необходимости принятия решения Главой города об издании правового акта о подготовке проекта изменений в Генеральный план города Перми.

Данное Заключение в соответствии с п. 5 Порядка было направлено Главе города, который впоследствии принял решение об издании правового акта о подготовке проекта изменений в Генеральный план города Перми.

22.07.2020 было издано постановление администрации города Перми № 640 «О подготовке проекта решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в Генеральный план города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 №205».

В соответствии с п. 4 ст. 9 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы 13.03.1996, официальное опубликование правовых актов осуществляется в учрежденном органами городского самоуправления средстве массовой информации либо в средствах массовой информации, определяемых по результатам конкурса. В случаях, предусмотренных действующим законодательством и правовыми актами города, правовые акты также подлежат размещению на официальном сайте муниципального образования город Пермь.

Согласно решению Пермской городской Думы от 26.09.2006 № 255 «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» является официальным печатным средством массовой информации, предназначенным для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов, доведения до сведения жителей города Перми официальной информации о социально - экономическом и культурном развитии города Перми, его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

Указанное постановление было опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 28.07.2020 № 55, а также размещено на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 28.07.2020.

Согласно ч. 11 ст. 24 ГрК РФ при подготовке генерального плана поселения, генерального плана городского округа в обязательном порядке проводятся публичные слушания.

Решением Пермской городской Думы от 18.12.2012 № 286 утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний по обсуждению проекта решения Пермской городской Думы о внесении изменений в Генеральный план города Перми (далее - Положение).

Согласно п. 1.2. Положения, под публичными слушаниями по обсуждению проекта решения Пермской городской Думы о внесении изменений в Генеральный план города Перми понимается процедура, которая включает следующие этапы:

      оповещение о начале публичных слушаний;

      размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

      проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;

      проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;

     подготовка и оформление протокола публичных слушаний;

     подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

В соответствии с п. 1.3. Положения назначение публичных слушаний по обсуждению проекта решения Пермской городской Думы о внесении изменений в Генеральный план города Перми осуществляется Главой города.

        Согласно п.2.1. Положения функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в области градостроительной деятельности (департамент):

осуществляет подготовку комплекта документов и материалов, направляемых Главе города для назначения публичных слушаний по обсуждению проекта решения Пермской городской Думы о внесении изменений в Генеральный план, а также документов и материалов по обоснованию, представляемых в Пермскую городскую Думу для утверждения изменений в Генеральный план;

обеспечивает опубликование оповещения о начале публичных слушаний в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» и размещение его на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

обеспечивает размещение проекта решения Пермской городской Думы о внесении изменений в Генеральный план и информационных материалов к нему на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

организует проведение экспозиции или экспозиций проекта решения Пермской городской Думы о внесении изменений в Генеральный план, консультирование посетителей экспозиции проекта;

организует выступления представителей администрации города Перми (далее -администрация города), Пермской городской Думы, разработчиков проекта решения Пермской городской Думы о внесении изменений в Генеральный план на собраниях участников публичных слушаний, в печатных средствах массовой информации, по радио и на телевидении;

осуществляет подготовку и оформление протокола публичных слушаний;

обеспечивает внесение изменений в проект решения Пермской городской Думы о внесении изменений в Генеральный план по результатам публичных слушаний в случае, если по результатам публичных слушаний принято аргументированное решение о целесообразности учета внесенных участниками публичных слушаний предложений и замечаний;

обеспечивает подготовку заключения о результатах публичных слушаний по обсуждению проекта решения Пермской городской Думы о внесении изменений в Генеральный план, его опубликование и размещение на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с п.5.1.4 Положения в состав документов, материалов, предоставляемых участникам публичных слушаний, включается положительное заключение функционального органа, в котором подтверждается готовность проекта решения к обсуждению на публичных слушаниях и утверждению.

25.08.2020 департаментом подготовлено заключение о готовности проекта решения Пермской городской Думы о внесении изменений в Генеральный план города Перми к обсуждению на публичных слушаниях и утверждению (далее - Заключение от 25.08.2020).

Указанное заключение размещено на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 22.09.2020, а также представлено участникам публичных слушаний в ходе проведения собрания участников публичных слушаний.

Таким образом, суд приходит к выводу о несостоятельности  вывода заявителя об отсутствии заключения на официальном сайте муниципального образования город Пермь.

В соответствии с п.5.2.2 Положения Заключение от 25.08.2020 содержит, в том числе подтверждение соответствия проекта решения Пермской городской Думы о внесении изменений в Генеральный план города Перми требованиям технических регламентов.

В связи с этим, довод заявителя о том, что публичные слушания не могут быть проведены по причине отсутствия положительного заключения о соответствии указанного проекта требованиям технических регламентов, не обоснован, так как противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Данное Заключение в соответствии с п. 5 Порядка было направлено письмом от 04.02.2020 № 059-01-47/3-317 Главе города, который впоследствии принял решение об издании правового акта о подготовке проекта изменений в Генеральный план города Перми (прилагается).

Распоряжением администрации города Перми от 31.05.2012 № 15-р «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в администрации города Перми» утверждена инструкция по делопроизводству в администрации города Перми (далее -Инструкция).

Согласно п. 1.1. Инструкции, инструкция по делопроизводству в администрации города Перми разработана в целях установления единых требований к подготовке, обработке, хранению и использованию документов, повышения качества их подготовки, упорядочения и оптимизации документооборота в функциональных и территориальных органах, функциональных подразделениях администрации города Перми и подведомственных муниципальных учреждениях и предприятиях города Перми.

Пунктом 3.1.1. Инструкции предусмотрено, что делопроизводство в администрации города Перми осуществляется с использованием системы электронного документооборота, предназначенной для регистрации и учета, сопровождения документов, доведения электронных документов, электронных копий документов и поручений по исполнению документа до исполнителей, подготовки проектов поручений по исполнению документов, подготовки и согласования проектов документов, контроля исполнения документов, справочно-информационной работы.

Согласно карточке регистрации документа от 04.02.2020 № 059-01-47/3-317, а также скриншоту из программы электронного документооборота в отношении документа от 04.02.2020 № 059-01-47/3-317, решение об издании правового акта о подготовке проекта изменений в Генеральный план города Перми было принято Главой города 09.06.2020.

22.07.2020 было издано постановление администрации города Перми № 640 «О подготовке проекта решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в Генеральный план города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 №205».

В соответствии с п. 4 ст. 9 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы 13.03.1996, официальное опубликование правовых актов осуществляется в учрежденном органами городского самоуправления средстве массовой информации либо в средствах массовой информации, определяемых по результатам конкурса. В случаях, предусмотренных действующим законодательством и правовыми актами города, правовые акты также подлежат размещению на официальном сайте муниципального образования город Пермь.

Согласно решению Пермской городской Думы от 26.09.2006 № 255 «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» является официальным печатным средством массовой информации, предназначенным для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов, доведения до сведения жителей города Перми официальной информации о социально - экономическом и культурном развитии города Перми, его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

Указанное постановление было опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 28.07.2020 № 55, а также размещено на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 28.07.2020.

     Судом установлено и материалами  дела подтверждено, что заинтересованным лицом представлены   доказательства полного и последовательного соблюдения действующего законодательства при принятии обжалуемого постановления администрации города Перми от 22.07.2020 № 640.

В связи с чем суд не находит правовых оснований для  вынесения частного определения в отношении органов местного самоуправления  городского округа по заявленному ходатайству заявителя.

В соответствии с п.7.1. Положения решение Главы города о назначении публичных слушаний по обсуждению проекта решения Пермской городской Думы о внесении изменений в Генеральный план города Перми должно содержать информацию о (об):

проекте, подлежащем рассмотрению на публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту;

порядке и сроках проведения публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на публичных слушаниях;

месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций, о днях и часах проведения консультирования посетителей экспозиции;

порядке, сроке и форме внесения участниками публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;

официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему;

дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.

10.09.2020 издано постановление Главы города Перми № 159 «О назначении публичных слушаний по рассмотрению проекта решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в Генеральный план города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205».

Как следует из указанного постановления, информация, предусмотренная п.7.1. Положения, содержится в данном постановлении в полном объеме.

Согласно ч. 8 ст. 28 ГрК РФ срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

В соответствии с п. 2 постановления Главы города Перми от 10.09.2020 № 159 срок проведения публичных слушаний составляет не менее 1 месяца и не более 3 месяцев со дня опубликования данного постановления до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь».

Оспариваемое постановление Главы города Перми от 10.09.2020 № 159 было опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 15.09.2020 № 69, а также размещено на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 15.09.2020.

В соответствии с п. 6 постановления Главы города Перми от 10.09.2020 № 159 проведение публичных слушаний назначено на 06.10.2020, 07.10.2020.

Как следует из заявления ООО «Панорама», заявитель полагает, что публичные слушания не могут быть проведены ранее 15.10.2020.

С учетом  установленных обстоятельств по делу суд приходит к выводу, что доводы заявителя  являются ошибочными, поскольку согласно ч. 8 ст. 28 ГрК РФ, п. 2 постановления Главы города Перми от 10.09.2020 № 159 срок проведения публичных слушаний составляет не менее 1 месяца со дня опубликования данного постановления до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний, а не до дня их проведения.

Как следует иззаявления, ООО «Панорама» полагает, что при принятии обжалуемых постановлений были нарушены требования Порядка и Положения, в частности:

«информации об инициаторе проекта решения, а также о заключении ДГА нет ни в одном документе, размещенном на сайте администрации города Перми, на сайте ФГИС ТП, а также нет в материалах (экспозиции проекта решения), представленных для ознакомления в администрации Мотовилихинского района (<...>)».

В соответствии с Порядком (п.З, п.4), на основании п. 1.1, 3.1.4., 3.1.8. Положения о департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее - департамент, ДГА), утвержденного решением Пермской городской Думы от 27.09.2011 № 193, предложения о внесении изменений в Генеральный план города Перми могут быть направлены Главе города по инициативе департамента.

При этом, суд соглашается с позицией заинтересованного лица, что  Порядок и Положение не содержит требований о необходимости размещения на официальном сайте администрации города Перми, на сайте Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП), а также в материалах (экспозиции проекта решения) информации об инициаторе проекта решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в Генеральный план города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205» (далее - проект решения ПГД о внесении изменений в Генеральный план).

Вместе с тем,  информация об инициаторе проекта решения ПГД имеется, в том числе в разделе I «Основные результаты проверки» Заключения о готовности проекта решения Пермской городской Думы о внесении изменений в Генеральный план города Перми к обсуждению на публичных слушаниях и утверждению . Указанное заключение размещено на официальном сайте муниципального образования город Пермь, а также в соответствии с п.5.1.4. Положения заключение было размещено в материалах экспозиции проекта решения, представленных для ознакомления в администрации Мотовилихинского района (<...>).

Кроме этого, проект решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в Генеральный план города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205», а также материалы по его обоснованию размещены на сайте ФГИС ТП(https://fgistp.economY.gov.ru/) (соответствующий скриншот, а также письмо Главы города Перми вадрес Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 03.08.2020 № 059-01-57/22-1073, подтверждающее размещение проект решения ПГД о внесении изменений в Генеральный план в ФГИС ).

При этом,  Градостроительным кодексом РФ, Порядком, Положением не установлены требования в части размещения в ФГИС ТП информации об инициаторе проекта решения ПГД о внесении изменений в Генеральный план, а также о Заключении о готовности проекта решения Пермской городской Думы о внесении изменений в Генеральный план города Перми к обсуждению на публичных слушаниях и утверждению.

Соответственно, указанные ссылки ООО «Панорама» на нарушение Порядка и Положения несостоятельны.

Также, в заявлении ООО «Панорама» указано, что в перечне мероприятий, указанных в постановлении от 22.07.2020 № 640, нет заключения о соответствии проекта требованиям технических регламентов, что обязательно в силу п. 1.4. Положения.

Перечнем необходимых мероприятий и органов, ответственных за подготовку проекта решения ПГД о внесении изменений в Генеральный план, утвержденным постановлением администрации города Перми от 22.07.2020 № 640, предусмотрено мероприятие № 3 «Проверка проекта решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в Генеральный план города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205» на соответствие требованиям законодательства о градостроительной деятельности и подготовка заключения, в котором подтверждается готовность данного проекта к обсуждению на публичных слушаниях и утверждению» (далее - мероприятие № 3).

В указанном заключении, подготовка которого включена в мероприятие № 3, изложена информация о соответствии проекта решения ПГД о внесении изменений в Генеральный план требованиям технических регламентов.

Соответственно, указанная ссылка ООО «Панорама» на нарушение Положения также  является несостоятельной.

Также, заявитель полагает,  что в силу п. 1.4 Положения не допускается назначение публичных слушаний по обсуждению проекта решения Пермской городской Думы о внесении изменений в Генеральный план при отсутствии положительного заключения о соответствии указанного проекта требованиям технических регламентов.

Согласно ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 «О техническом регулировании», технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Градостроительным кодексом РФ определены случаи обязательного соблюдения требований технических регламентов при осуществлении градостроительной деятельности (ст.31, ст.41.2, ст.43, ст.45, ст.47-49, ст.52-55).

При этом, Градостроительным кодексом РФ не предусмотрена необходимость осуществления проверки проектов генеральных планов поселений, городских округов (проектоввнесения изменений в генеральные планы) на соответствие требованиям технических регламентов.

В соответствии с Заключением о готовности проекта решения Пермской городской Думы о внесении изменений в Генеральный план города Перми к обсуждению на публичных слушаниях и утверждению, проект решения ПГД о внесении изменений в Генеральный план предусматривает изменение границ функциональных зон, при развитии которых на последующих стадиях будет осуществляться архитектурно-строительное проектирование в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно ст.48 Градостроительным кодексом РФ, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.

Согласно п. 1.6. Положения, публичные слушания считаются состоявшимися в случаях, когда выполнены требования Градостроительного кодекса РФ и Положения в части сроков, процедур информирования и наличия подготовленных к публичным слушаниям документов и материалов.

Как следует из материалов дела, публичные слушания по обсуждению проекта решения ПГД о внесении изменений в Генеральный план проведены в полном соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, и Положения в части сроков, процедур информирования и наличия подготовленных к публичным слушаниям документов и материалов.

Соответственно, указанные доводы  заявителя не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения  дела.

Кроме этого, заявитель также ссылается на то, что материалы по обоснованию проекта решения ПГД о внесении изменений в Генеральный план  не подписаны, не скреплены печатью и отсутствует дата их подготовки.

Градостроительным кодексом РФ, Порядком и Положением не установлены требования к оформлению материалов по обоснованию проектов решений о внесении изменений в генеральный план, в связи с чем, указанные доводы ООО «Панорама» суд также находит  необоснованными. Между тем материалы обоснования представленные в материалы дела ( л.д.77-121 том2).

Согласно п.26 ч. 1 ст. 16, ч.1 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст.24 и ч. 1 ст. 32 ГрК РФ утверждение генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ.

Генеральный план поселения является документом территориального
планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образование (ст.24 ГрК РФ).        

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (п. 1 ст. 2 ГрК РФ).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений. Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1 ст. 9 ГрК РФ).

Генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории должно быть направлено на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иныхфизических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие синтересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется с положениями ст. 2,9и 23 ГрК РФ.

Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке градостроительных документов состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

      На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемые в рамках настоящего дела постановления  Администрации г. Перми от 22.07.2020 года № 640 «О подготовке проекта решения Пермской городской  Думы «О внесении изменений в Генеральный план города Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 17.12.2020 № 205» в части территории, расположенной на ул. Новогайвинская, 118 в Мотовилихинском районе г. Перми;  постановление Главы города Перми от 10.09.2020 № 159 «О назначении публичных слушаний по рассмотрению проекта решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в Генеральный план города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205» в части проведения собрания участников публичных слушаний по рассмотрению проекта решения относительно территории, расположенной на ул. Новогайвинская, 118 в Мотовилихинском районе г. Перми приняты в соответствии с предоставленными полномочиями и с соблюдением установленного порядка.

При оценке существа оспариваемых постановлений, суд исходит из того, что заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов на стадии назначения публичных слушаний по обсуждению проектов о внесении изменений в Генеральный план города Перми, поскольку оспариваемыми постановлениями не изменяется функциональное зонирование в отношении территории по ул.Новогайвинской, 118, в пределах которой расположены принадлежащие заявителю земельные участки.

 Заявитель не был лишен права  предоставить замечания и предложения по предмету публичных слушаний в порядке, установленном действующим законодательством.

Кроме того, как разъяснено в определении Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 931-О-О, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

Поскольку отсутствие факта нарушения прав и законных интересов лица в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности оспариваемыми правовыми актами является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, в удовлетворении заявленных требований  следует отказать.

В связи с отказом в удовлетворении требований государственная пошлина по делу относится на заявителя в порядке ст. 110 АПК РФ.

    Руководствуясь ст. 110, 168-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

           В удовлетворении заявленных требований отказать.

           Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через арбитражный суд Пермского края.

                Судья                                                      Е.В.Амелина