ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-24709/14 от 13.04.2015 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь       

20.04.2015 года                                                             Дело № А50-24709/14

Резолютивная часть решения объявлена 13.04.2015года. Полный текст решения изготовлен 20.04.2015 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Дубова А.В.,

При ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Скрябиной С.Ю.

Рассмотрев в  открытом судебном заседании   дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя  ФИО1   /ОГРН <***>, ИНН <***>/

к  1/ обществу с ограниченной ответственностью «Строительное управление               -157» /ОГРН <***>,  ИНН <***>/

2/ Муниципальному казенному учреждению «Благоустройство Орджоникидзевского района»  /ОГРН <***>,  ИНН <***>/

Третьи лица: 1/ гр. ФИО2; 2/ Публичное  акционерное общество «Межотраслевой страховой центр»

о взыскании  102 534,76  рублей

При участии в  судебном заседании представителей:

Истца:  ФИО3 – дов от 04.07.2014г.

Ответчиков: 1/  не явился, извещен надлежащим образом; 2/  не явился, заявление

Третьих лиц:  не явились,  извещены надлежащим образом

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1   (далее – истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о взыскании с ООО «Строительное управление-157» /далее - управление или общество/  и МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района»  / далее - учреждение или ответчик/  102534,76 рублей,  в том числе в возмещение ущерба,   связанного с повреждением транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия 96734,76 рубля и 5800 руб. в возмещение затрат на оплату услуг независимого оценщика. 

В судебном заседании представитель истца  настаивает на исковых требованиях по основаниям, изложенным в заявлении.

Учреждение, заявив о рассмотрении дела в отсутствии своих представителей,  предъявленные требования не признало по мотивам, изложенным в письменном отзыве,  ссылаясь на то, что  оно не является лицом,  ответственным за содержание   автодороги, поскольку спорный участок дороги   в  его   владении не находится.

Присутствующий в судебном заседании 18.03.2015г. водитель  автотранспортного средства ФИО2 пояснил, что ДТП произошло в результате   того, что решетка ливнеприемника, на который наехал автобус, была изготовлена кустарным способом и  не соответствовала  техническим требованиям.  

          Управление и Публичное  акционерное общество «Межотраслевой страховой центр» о времени и месте судебного разбирательства извещены судом надлежащим образом, своих представителей в заседание суда не направили и письменных отзывов  не представили. Указанные обстоятельства не являются препятствием для рассмотрения дела  по существу в отсутствии  представителей общества и  названного третьего лица согласно ч.3 ст. 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела,  заслушав доводы представителя  истца,   арбитражный суд  установил следующее.

Как  следует из материалов дела, 26.04.2014 года в результате нарушения правил содержания дорог в безопасном состоянии / п.1.5 ПДД/  на проезжей части  участка дороги, расположенной  в <...>  произошло дорожно-транспортное происшествие / наезд на  решетку ливнеприемника/, в результате которого принадлежащему  истцу  автотранспортному средству  МАЗ 206060, г/н <***> были причинены механические повреждения. 

Указанные обстоятельства подтверждаются  справкой о дорожно-транспортном происшествии от 26.04.2014 года (л.д.24), определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении  от 26.04.2014 года (л.д.25), фотоматериалами.

          Согласно  заключений  специалиста  по оценке транспортных средств ФИО4 /л.д. 13-15 и 20-22/ стоимость затрат на восстановление поврежденного  транспортного средства, с учетом износа заменяемых деталей,   составила 56633,76 руб.,  величина утраты товарной стоимости – 40101 рубль.

          Кроме того,  предпринимателем   понесены  расходы на оплату услуг независимого оценщика в сумме 5800 руб., что подтверждается  договорами   на оказание услуг  по исследованию транспортного средства  № 777/05/14 и № 777/05/14/1 ,  копиями чеков ККМ от 21.05.2014г. ( л.д.31-32).

          Поскольку в добровольном порядке ущерб, связанный с повреждением транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия в сумме 96734,76  руб. и 5800 руб. в возмещение затрат на оплату услуг независимого оценщика не были возмещены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением. 

Арбитражный суд считает требования истца правомерными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пунктов 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

В соответствии с положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для наступления ответственности необходимо установить факт наступления вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между ними и вину причинителя вреда. Наличие указанного юридического состава обязательно для возникновения деликтного обязательства.

Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (п. 4 ст. 6 названного Закона).

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения  относится,   в том числе  дорожная деятельность.

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог /ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г./

Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Из содержания устава Муниципального казенного учреждения «Благоустройство Орджоникидзевского района»   следует, что оно  учреждено Муниципальным образованием г. Пермь /п. 1.2 Устава/. Целью учреждения является  обеспечение реализации предусмотренных законодательством  Российской Федерации полномочий  органов местного   самоуправления, в том числе,  обеспечение дорожной деятельности в  пределах административных границ / п. 2.1 и 2.2 Устава/. Учреждение  обеспечивает разработку и реализацию   перспективных, текущих планов и целевых программ по   содержанию и текущему ремонту автомобильных дорог, осуществляет технический надзор по  их текущему ремонту и содержанию,   осуществляет функции муниципального заказчика   по размещению муниципального заказа на  выполнение работ по  содержанию и текущему ремонту  автомобильных дорог местного значения / п.п. 3.1.1., 3.1.2, 3.1.4 Устава/

Во исполнение этой обязанности  учреждением заключен  муниципальный контракт № 36/13 от 20.08.2013г.   на выполнение работ по  содержанию и ремонту  спорного участка  дороги с  ООО «Строительное управление -157»

Таким образом,учреждение, осуществляядеятельность по  содержанию и  текущему  ремонту участка  автомобильной дороги,  на    котором  произошло дорожно-транспортное происшествие,  несет ответственность за ущерб, причиненный  транспортному  средству  истца, поэтому соответствующие доводы   учреждения судом не могут быть приняты.

Противоправное бездействие ответчика /в том числе в результате ненадлежащего контроля за  выполнение обязательств подрядчиком - ООО «Строительное управление -157»/, выразившееся в ненадлежащем содержании дороги и не обеспечении безопасности дорожного движения на спорном участке дороги, повлекло причинение ущерба   автотранспортному средству предпринимателя. Учреждением , в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено  суду доказательств надлежащего  содержания указанного участка дороги, как и  надлежащего исполнение обязанностей по контролю за его содержанием.

Размер причиненного ущерба истцу подтвержден  представленными суду доказательствами и учреждением документально не опровергнут. Поскольку расходы на проведение экспертизы в сумме 5800 руб. были произведены предпринимателем  в связи с причиненным вредом и при этом подтверждены документально, суд считает требования истца об их возмещении также  подлежащим удовлетворению в заявленном размере. 

При этом, наличие муниципального контракта № 36/13 от 20.08.2013г.   на выполнение работ по  содержанию и ремонту  спорного участка  дороги, заключенного  учреждением с    ООО «Строительное управление -157»  не освобождает учреждение от возмещения ущерба, находящегося в причинно-следственной связи с неудовлетворительным состоянием дорожного покрытия. Учреждение является контролирующей организацией и в соответствии с условиями заключенного  муниципального контракта  вправе обратиться за возмещением ущерба непосредственно к подрядчику – ООО «Строительное управление-157».

При указанных обстоятельствах требования истца о взыскании  с учреждения ущерба, связанного с повреждением транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия  и  взыскании его расходов на проведение экспертизы подлежат удовлетворению в заявленной сумме в  силу ст.ст.15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поскольку судом  установлено, что лицом ответственным за надлежащее содержание спорного участка дороги является учреждение, в удовлетворении требований истца к ООО «Строительное управление -157» следует отказать.

Судебные расходы в размере государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в порядке ст.110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации.  

          На основании ст. 104 АПК РФ, ст. 333.40 АПК РФ  истцу  подлежит возврату из федерального бюджета госпошлина в сумме 0,04 рубля, излишне перечисленная платежным поручением  № 47648 от 14.11.2014г.

      Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 112, 167-170, 176 Арбитражного  процессуального кодекса     Российской    Федерации,    арбитражный    суд     Пермского края

Р  Е  Ш  И  Л:

      Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Благоустройство Орджоникидзевского района»  /ОГРН <***>,  ИНН <***>/ в пользу индивидуального предпринимателя  ФИО1   /ОГРН <***>, ИНН <***>/    102534,76 рублей,  в том числе в возмещение ущерба 96734,76 рубля, 5800 рублей в возмещение затрат на  оплату услуг оценщика, а также  судебные расходы в сумме 4076 рублей.

        В удовлетворении заявленных требований к обществу с ограниченной ответственностью «Строительное управление -157» /ОГРН <***>,  ИНН <***>/  отказать.

         Возвратить из федерального бюджета индивидуальному предпринимателю  ФИО1   /ОГРН <***>, ИНН <***>/ государственную пошлину в сумме 0,04 рубля, излишне перечисленную платежным поручением № 47648 от 14.11.2014г.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца  с даты его изготовления в полном объеме  через Арбитражный суд Пермского края.

    Судья                                                                                  А.В. Дубов