ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-28582/16 от 02.03.2017 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

30 марта 2017 года Дело № А50-28582/2016

Резолютивная часть решения принята 02 марта 2017 года. Полный текст решения изготовлен 30 марта 2017 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон,
 дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Горизонталь» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Осинском районе Пермского края
 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 29.09.2016 № 203V12160000799,

лица, участвующие в деле, о наличии возбужденного производства
 и возможности представления в сроки, установленные в определении
 о принятии заявления к производству, доказательств, дополнительных документов, извещены надлежащим образом в порядке статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения
 о принятии заявления к производству заказным письмом с уведомлением,
 а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Горизонталь» (далее – Общество, заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным вынесенного Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Осинском районе Пермского края (далее - Управление ПФР, фонд, заинтересованное лицо) решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 29.09.2016 № 203V12160000799.

Ненормативный акт фонда от 29.09.2016 № 203V12160000799 оспаривается заявителем в полном объеме.

В обоснование заявленных требований Общество приводит доводы
 о неправомерном доначислении ему оспариваемым ненормативным актом страховых взносов, начисление пеней и применение финансовых санкций
 в связи с выводами фонда о наличии оснований для включения спорных выплат работникам (частичная оплата путевок), в базу для исчисления страховых взносов, поскольку спорные выплаты, не являются частью системы оплаты труда, предусмотрены коллективным договором Общества как работодателя и работников, не связаны непосредственно с трудовой деятельностью работников, не подлежат обложению страховыми взносами. Также заявитель, по приведенной мотивации, не согласен с выводами фонда о предоставлении им недостоверных сведений и привлечении
 к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996
 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).

Заинтересованное лицо с требованиями заявителя не согласилось
 по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 20.01.2017
 (том 3 л.д.38-40), и указывает, что доводы заявителя являются несостоятельными, поскольку спорные выплаты сотрудникам Общества обусловлены трудовой деятельностью и подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. По выявленным нарушениям, с позиции фонда, обоснованно доначислены страховые взносы, начислены пени и применены финансовые санкции по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»,
 а по нарушениям в сфере индивидуального (персонифицированного) учета обоснованно применены санкции по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Оснований для привлечения к участию в деле Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Пермскому краю, с учетом положений статей 20, 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ
 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи
 с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»
 ни в статусе заинтересованного лица (соответчика), ни в статусе третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (статьи 46, 51 АПК РФ), несмотря на ходатайство Управления ПФР, отраженное в отзыве на заявление, судом не установлено.

Рассмотрев дело в порядке упрощенного производства, без вызова лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит
 к следующим выводам

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица 04.12.2009
 в налоговом (регистрирующем) органе по месту учета и, исходя из положений статьи 5 Закона № 212-ФЗ (действующего в спорный период
 до 01.01.2017), пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001
 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 11 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ
 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию.

По итогам проведенной за период с 01.01.2013 по 31.12.2015
 выездной проверки Общества должностным лицом Управления ПФР составлен акт выездной проверки от 04.07.2016 № 203V10160000969, фиксирующий выявленные в рамках проверки нарушения.

По результатам рассмотрения материалов выездной проверки должностным лицом фонда вынесено решение от 29.09.2016
 № 203V12160000799 о привлечении плательщика страховых взносов
 к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым заявителю предложено уплатить недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование,
 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в общей сумме 23 941,66 руб., начислены пени за неуплату в установленный срок страховых взносов в общей сумме 680,60 руб., применены финансовые санкции в соответствии с частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в общей сумме 25 686,63 руб., также Обществу предложено внести изменения в документы бухгалтерского учета.

Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда по Пермскому краю от 16.11.2016 решение Управления ПФР
 от 29.09.2016 № 203V12160000799 частично изменено, заявителю предложено уплатить страховые взносы в общей сумме 18 114,12 руб., начисленные пени в сумме 575,03 руб., штрафы по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в сумме 3 622,82 руб., в остальной части решение Управления ПФР от 29.09.2016 № 203V12160000799 утверждено (том 1 л.д.51-60)

Общество «Горизонталь», не согласившись с указанным решением фонда от 29.09.2016, обратилось в арбитражный суд с заявлением
 о признании указанного ненормативного акта недействительным.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Учитывая, что решение Управления ПФР вынесено 29.09.2016,
 а с заявлением Общество обратилось в арбитражный суд 02.12.2016 (том 1 л.д.10), с учетом части 3 статьи 128 АПК РФ, следовательно, заявителем соблюден установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок обращения в суд и его заявление подлежит рассмотрению судом по существу.

Поскольку решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда по Пермскому краю от 16.11.2016 решение Управления ПФР от 29.09.2016 № 203V12160000799 частично изменено и утверждено
 в остальной части, предметом спора, с учетом заявленных требований является признание недействительным решения Управления ПФР
 от 29.09.2016 № 203V12160000799, в редакции решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда по Пермскому краю
 от 16.11.2016 (далее по тексту - решение от 29.09.2016 № 203V12160000799).

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Положения части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5
 статьи 200 АПК РФ возлагают на заинтересованное лицо обязанность по доказыванию факта правонарушения, что предполагает необходимость установления в ходе проверки конкретных обстоятельств, подтвержденных документально и свидетельствующих о совершении плательщиком страховых взносов вменяемого ему нарушения законодательства.

В силу частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел
 об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя
 в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2010 № 13065/10, от 17.03.2011 № 14044/10.

Согласно части 1 статьи 1 Закона № 212-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Исходя из положений части 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (за исключением страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

На основании положений статьи 5 Закона № 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, являются плательщиками страховых взносов.

Подпунктами 2 и 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона
 от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001
 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьей 17 Федерального закона от 29.11.2010
 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что страхователи обязаны, в том числе уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы, вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме, представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с положениями пунктов 1, 3 части 2 статьи 28 Закона
 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, представлять
 в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Как предусмотрено статьей 20 Федерального закона от 16.07.1999
 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Законом № 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статьей 15 Закона № 212-ФЗ установлено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц)
 с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (части 3, 4, 5 статьи 15 Закона № 212 -ФЗ).

В соответствии со статьей 10 Закона 212-ФЗ расчетным периодом по уплате страховых взносов является год, а отчетными периодами – первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Исходя из положений статьи 25 Закона № 212-ФЗ, в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению
 с установленными законом сроки страхователь должен уплатить пени, начисляемые за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов.

В порядке реализации предоставленных полномочий органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить камеральные и выездные проверки подконтрольных субъектов (пункт 2 части 1 статьи 29, статьи 34, 35 Закона № 212-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001
 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) Закон № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений
 о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу
 статьи 1 Закона № 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав
 в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона №167-ФЗ индивидуальные предприниматели, организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Страхователь представляет сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, о каждом работающем у него застрахованном лице, а также сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Предусмотренные статьей 11 Закона № 27-ФЗ сведения страхователь представляет ежеквартально в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом № 212-ФЗ: - на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
 - в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения
 в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

В корреспонденции с указанными положениями статей 15, 16 Закона № 27-ФЗ пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 № 987н (далее – Инструкция № 987н), предусмотрено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.

Исходя из пункта 34 Инструкции № 987н, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь
 в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда.

На основании части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ) за непредставление
 в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который
 не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.

Порядок оформления результатов проверки, проведенной органом контроля за уплатой страховых взносов, нормативно регламентируется
 статьей 38 Закона № 212-ФЗ.

Согласно части 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов: 1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
 2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
 3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица
 к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; 4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

При этом, исходя из требований части 9 статьи 39 Закона № 212-ФЗ,
 в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой,
 со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей этого Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. Также в решении о привлечении
 к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

На основании части 1 статьи 40 Закона № 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое этим Федеральным законом установлена ответственность.

Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных Законом № 212-ФЗ, осуществляется органами контроля
 за уплатой страховых взносов (часть 2 статьи 40 Закона № 212-ФЗ).

Ответственность за совершение правонарушений несут, в частности организации (часть 1 статьи 41 Закона № 212-ФЗ).

В силу части 1 статьи 42 Закона № 212-ФЗ виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно (часть 2 статьи 42 Закона № 212-ФЗ) или по неосторожности (часть 3 статьи 42 Закона № 212-ФЗ). Вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения (часть 4 статьи 42 Закона № 212-ФЗ).

Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов предусмотрена статьей 47 Закона № 212-ФЗ, на основании части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов, в свою очередь, те же деяния, совершенные умышленно влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (часть 2 статьи 47 Закона № 212-ФЗ).

Доначисление Обществу страховых взносов, начисление пеней и применение финансовых санкций в соответствии с частью 1
 статьи 47 Закона № 212-ФЗ с учетом результатов проведенной проверки, обусловлено, в частности выводами Управления ПФР о необоснованном невключении страхователем в базу для начисления страховых взносов оплаты санаторно-курортных путевок работникам.

В соответствии со статьями 7, 8 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для их исчисления для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона, признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, за исключением сумм, указанных в статье 9 указанного закона.

Статьей 9 Закона № 212-ФЗ определялся перечень выплат,
 не подлежащих обложению страховыми взносами.

В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - ТК РФ) трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими
 у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу
 в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности
 в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности
 с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

На основании статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению
 с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (часть 3 статья 41 ТК РФ).

Таким образом, в отличие от трудового договора, который
 в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими,
 не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Следовательно, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, в том числе выплаты социальной направленности, представляют собой оплату их труда. Указанный вывод согласуется
 с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12.

Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд),
 в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Из представленных в материалы дела документов следует, что Обществом на основании условий коллективного договора, производились оплата путевок работникам заявителя.

Данные выплаты, не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного, систематического характера и не зависят от результатов труда работников общества «Горизонталь», не исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, не предусмотрены как обязательные к выдаче условиями трудовых договоров (фондом данное обстоятельство не оспаривается (часть 3.1
 статьи 70 АПК РФ).

В рассматриваемом случае между работниками Общества и заявителем как работодателем заключен коллективный договор в целях повышения эффективности работы Общества, усиления социальной ответственности сторон за результаты производственно-экономической и финансовой деятельности Общества, обеспечения роста уровня социальной защиты работников, в данном случае в сфере гарантий работникам, то социальные выплаты, основанные на коллективном договоре, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Таким образом, указанные выплаты работникам Общества, с учетом приведенных обстоятельств, не подлежат обложению страховыми взносами.

Указанные суммы неправомерно включены фондом в базу для начисления страховых взносов, что предопределило незаконное (в отсутствие правовых оснований) доначисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование,
 а также начисление пеней и применение финансовых санкций по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ за неуплату страховых взносов, что влечет признание недействительным ненормативного акта Управления ПФР
 от 29.09.2016 в указанной части.

В части применения санкции по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ суд учитывает следующее.

Исходя из положений статей 39, 40 Закона № 212-ФЗ, привлекая Общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона
 № 27-ФЗ, Управление ПФР должно не только констатировать факт представления сведений с расхождениями показателей, но и обязано определить все элементы состава данного правонарушения,
 в том числе виновность привлекаемого к ответственности лица (правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженные
 в Постановлениях от 27.04.2001 № 7-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 14.07.2003 № 12-П).

В нарушение вышеупомянутых норм закона, ни акт проверки, ни решение не содержат конкретных обстоятельств правонарушения, сведений
 о виновных противоправных ошибках, искажениях, допущенных Обществом.

В указанных документах содержатся ссылки на представление Обществом недостоверных сведений, без указания на то, в результате каких виновных действий страхователя представлены эти недостоверные сведения.

Причины расхождения между представленными Обществом сведениями и имеющимися сведениями у фонда, в ходе проверки
 не устанавливались. Заполнение формы отчетности с ошибками,
 без исследования причин, в результате которых они были допущены, само по себе не свидетельствует о противоправном характере действия страхователя.

В рассматриваемом случае такие данные относительно предоставления недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за спорные периоды, в части начисления страхования стажа
 в отношении работников в решении Управления ПФР в полной мере
 не изложены.

Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» в качестве первичных учетных документов по учету расчетов
 с персоналом по оплате труда были утверждены следующие формы первичных учетных документов: N Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу", N Т-1а "Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу", N Т-2 "Личная карточка работника", N Т-2ГС(МС) "Личная карточка государственного (муниципального) служащего", N Т-3 "Штатное расписание", N Т-4 "Учетная карточка научного, научно-педагогического работника", N Т-5 "Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу", N Т-5а "Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу", N Т-6 "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику", N Т-6а "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам", N Т-7 "График отпусков", N Т-8 "Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)", N Т-8а "Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении)", N Т-9 "Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку", N Т-9а "Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку", N Т-10 "Командировочное удостоверение", N Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении", N Т-11 "Приказ (распоряжение) о поощрении работника", N Т-11а "Приказ (распоряжение) о поощрении работников".

Из акта проверки, оспариваемого решения от 29.09.2016 не следует, что в ходе выездной проверки Управлением проводился детальный, индуктивный анализ периодов работы, оснований для предоставления отпусков, периодов нетрудоспособности работников, оснований, дат и сумм выплат, обоснованности включения их в базу по страховым взносам, подлежащих применению в отношении каждого физического лица, с учетом фактических условий труда, временного интервала исполнения трудовых обязанностей и выплаченных в пользу работника сумм.

Из акта проверки и решения фонда не следует, что им в рамках выездной проверки проводился комплексный анализ первичных документов, и по итогам именно совокупного исследования всех документов постановлен вывод об имеющихся нарушениях.

Исходя из положений статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Доказательств того, что страхователь представил в Управление ПФР недостоверные сведения, не соответствующие его внутренним (локальным) документам, не имеется.

В свою очередь, обязанности страхователя по представлению сведений, отличных от имеющихся у него данных, Закон № 27-ФЗ не предусматривает.

Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013
 № 17744/12 и обязательна для применения арбитражными судами при рассмотрении дел со сходными фактическими обстоятельствами.

В соответствии с правовым подходом, изложенным в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
 от 02.10.2012 № 7828/12, от 14.05.2013 № 17744/12, Закон № 27-ФЗ
 не предусматривает обязанности страхователя по предоставлению сведений
 о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов,
 и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись.

Из приведенных норм следует обязанность страхователя представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.

При таких обстоятельствах, оспариваемый ненормативный акт Управления ПФР от 29.09.2016, с учетом положений статей 39, 40, 42 Закона № 212-ФЗ, приведенных правовых позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, подлежит признанию недействительным.

На заинтересованное лицо следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (статья 201 АПК РФ).

Порядок привлечения страхователя к ответственности фонда соблюден, что Обществом не опровергнуто (часть 2 статьи 9, часть 1
 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, указанное обстоятельство не свидетельствует о законности ненормативного акта фонда в указанной части по вышеприведенным основаниям.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, судом исследованы, и признаны не имеющими самостоятельного правового значения для рассмотрения спора по существу.

В силу статьи 112 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Учитывая, что законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов (органов местного самоуправления) от возмещения судебных расходов,
 в связи с этим, если судебный акт принят не в пользу указанных органов, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этими органами в составе судебных расходов (пункт 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства
 о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).

Поскольку требования заявителя о признании недействительным ненормативного акта фонда от 29.09.2016 № 203V12160000799 признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, расходы заявителя по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. перечисленной платежным поручением от 22.11.2016 № 617 (том 3 л.д.37), с учетом
 статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на Управление ПФР.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 201, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

1. Требования общества с ограниченной ответственностью «Горизонталь» (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.

2. Признать недействительным вынесенное Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации
в Осинском районе Пермского края (ОГРН <***>,
 ИНН <***>) решение о привлечении плательщика страховых взносов
 к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 29.09.2016 № 203V12160000799.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Осинском районе Пермского края
 (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Горизонталь» (ОГРН <***>, ИНН <***>).

3. В порядке распределения судебных расходов взыскать
 с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Осинском районе Пермского края
 (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Горизонталь» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 3 000 (три тысячи) рублей.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок,
 не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на официальном сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет: www.17aas.arbitr.ru.

Судья В.В. Самаркин