ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-2967/14 от 14.04.2014 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

14 апреля 2014 года                                                            Дело № А50-2967/2014

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Мухитовой Е.М.

рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, - индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) 

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Пермскому краю (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Определение суда о принятии заявления к производству и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 21.02.2014 г. получено заявителем 27.02.2014 г.

Определение, направленное ответчику посредством почтовой связи по известному суду адресу, возвратилось с отметкой отделения связи об истечении срока хранения.

В соответствии с абз. 5 п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», если после направления истцу или ответчику соответствующего судебного акта в суд от организации почтовой связи поступила информация, указанная в пункте 2 или 3 части 4 статьи 123 АПК РФ, суд проверяет, соответствует ли адрес, по которому должнику направлен судебный акт, сведениям о его месте нахождения, размещенным на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет, либо обращается в регистрирующий орган с запросом относительно места жительства индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 ч. 4 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) предусмотрено, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции считает, что о принятии заявления к производству и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения определения от 21.02.2014 г. и всех материалов дела на официальном сайте суда в сети Интернет.

Ответчик заявление о привлечении к административной ответственности не оспорил, письменный отзыв не представил.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании ст. 228 АПК РФ. Стороны возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не заявили.

Исследовав материалы дела, арбитраж­ный  суд  первой  инстанции  установил  следующее.

Предприниматель имеет лицензию Министерства транспорта РФ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 14.02.2012 г. № АСС-59-103389 (л.д. 23) на право осуществлять перевозки пассажиров автотранс­портом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

С 29.01.2014 г. по 11.01.2014 г. на основании приказа от 27.01.2014 г. № 188 в отношении предпринимателя проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой должностным лицом заявителя установлено, что предпринимателем осуществляется перевозка пассажиров автотранспортом с нарушением лицензионных условий и требований, предусмотренных Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение о лицензировании), а именно:

- не разработаны должностные инструкции механика и ответственного за вопросы обеспечения без­опасности дорожного движения;

-не заполняются установ­ленные приказом МТ № 152 реквизиты путевого листа: на момент ДТП в п/листах не простав­лялись время фактического выезда и заезда автобуса, не проставлялись и не проставляются по­казания спидометра; отсутствуют подписи водителей о приеме от механика и сдаче автобуса; отсутствуют расшифровки подписей медработников; не подсчитываются результаты работы автомобиля и водителя (время в наряде, общий пробег); путевые листы не хранятся в течение 5 лет;

- в представленном графике работы водителей на февраль 2014 г. не установлены время начала, окончания и продолжительности ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и пи­тания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. Кроме того, отсутствуют отметки об ознакомлении водителей с графиком работы не менее, чем за месяц до введения его в действие (с подписями водителей и датой ознакомления); в путевых листах и в табеле учета рабочего времени не ведется строгий учет фактически отра­ботанного времени водителями (в т.ч. сверхурочного);

- проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей не под­тверждено договором с лицензированным по мед. услугам органом (ООО «Форвардтранс»);

- не организовано ежегодное планирование мероприятий, направлен­ных на снижение аварийности и обеспечение БДД;

- инструктажи по БД не проводятся в соответствии с графиком в полном объеме по их видам; не разработаны и не утверждены руководителем инструкции по видам инструктажей;

- не проводится стажировка вновь принятых водителей аттестованными водителями-наставниками в объеме, соответствующем Положению о стажировке и с оформлением необходимой докумен­тации (приказов о направлении водителей на стажировку и допуске их к самостоятельной работе после успешного прохождения стажировки, путевых листов с Ф.И.О. водителя-наставника и во­дителя-стажера, стажировочных листков);

- водители не проходят повышение квалификации водителей по ежегодной 20-ти часо­вой программе ежегодно;

- в журнале учета или в личных карточках водителей не ведется учет сведений о проведении с водителями предупредительно-профилактической работы по обеспе­чению БДД, о допущенных ими ДТП и нарушениях ПДД, о принятых мерах;

- в журнале учёта ДТП не проводятся ежемесячно сверки с ГИБДД; не проводятся в срок до 5 суток служебные расследования по каждому допущенному ДТП с оформлением Актов служебного расследования (с приложениями);

- не заведен Журнал выезда и возврата автомобилей, в котором должны проставлять­ся фактическое время выезда и возврата в гараж, отметки о выявленных при предрейсовых техосмотрах неисправностях;

- не организовано планирование работ ТО по пробегу ТС с составлением графиков проведе­ния ТО-1, ТО-2; не ведется учет пробегов для своевременного проведения ТО; не подтвержда­ются документально сроки и проведение работ по ТО;

- не проведено тестирование установленной аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 11.02.2014 г. № 188 (л.д. 12-16).

12.02.2014 г. по результатам проверки должностным лицом заявителя в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 5-6). При составлении протокола присутствовал предприниматель, который указал, что с нарушениями согласен.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, образует осуществление предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию, с нарушением условий, предусмотренных лицензией (разрешением).

В соответствии с п. 24 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее закон о лицензировании) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежит лицензированию.

Лицензионные требования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров установлены п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее - Положение о лицензировании).

В силу п.п. «ж» п. 4 Положения о лицензировании лицензионным требованием и условием является использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Согласно Порядку, утвержденному Приказом Министерства транспорта Российской Феде­рации 26.01.2012 № 20,  в ходе оснащения транспортного средства аппаратурой спутниковой нави­гации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS осуществляется: установка на транспортное средство аппаратно-программного устройства для определения текущего местоположения и параметров движения транспортного средства, взаимодействия с автоматизированным центром контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транс­порта (далее - абонентский телематический терминал); тестирование абонентского телематического терминала для последующего подключения его к автоматизированному центру контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - АЦКН Ространснадзора); оформление и выдача владельцу транспортного средства документа, подтверждающего оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, с включением информации об абонентском телематическом терминале в базу данных АЦКН Ространснадзора.

Установка на транспортное средство абонентского телематического терминала и подключение абонентского телематического терминала к диспетчерскому центру или диспетчерскому пункту и к АЦКН Ространснадзора обеспечивается владельцем транспортного средства.

Проверкой установлено, что предпринимателем не проведено тестирование установленной аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом п.п. «ж» п. 4 Положения о лицензировании.

В силу п.п. «з» п. 4 Положения о лицензировании лицензионным требованием и условием является соблюдение лицензиатом требований, установленных ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ «О безопасности дорожного движения») установлено, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в том числе, связанную с эксплуатацией транспортных средств, а также осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей, анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Сведения о транспортном средстве включают показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку; оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет (п. 5, 18 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»).

Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха (п. 4 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»).

Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры (ст. 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Работа по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в территориальных объединениях (организациях) и предприятиях проводится на основе пятилетних, годовых и квартальных планов мероприятий; руководитель территориального объединения, организации, предприятия организует разработку планов мероприятий по предупреждению аварийности на подведомственном транспорте и утверждает их («Руководство по планированию мероприятий, предупреждающих дорожно-транспортные происшествия. РД-200-РСФСР-12-0071-86-08»).

Периодический инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности движения в период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия; Содержание инструктажей разрабатывается службой безопасности движения предприятия с учетом вида инструктажа, характера и условий перевозок («Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом. РД-200-РСФСР-12-0071-86-09»).

В первую очередь к обучению по программе НИИАТ привлекать всех водителей, вновь принятых на работу в предприятие (в счет времени, отведенного на их стажировку); водителей, совершивших дорожно-транспортное происшествие, привлекать к обучению дополнительно. После отпуска или месячного перерыва в работе по другим причинам водители обязаны сдать тестовые контрольные нормативы для получения зачета; сдача зачета оформляется протоколом («РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»).

Владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения; владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств (п.п. 15, 18 Постановления Правительства РФ от 29.06.1995 г. № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий».

Служебное расследование проводится руководителем автотранспортного предприятия (организации) - всех дорожно - транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток; по окончании служебного расследования комиссия составляет акт, который направляется в организации, участвующие в проведении служебного расследования, также по подчиненности в территориальное производственное объединение автомобильного транспорта по всем происшествиям с пострадавшими (п.п. 1.4, 5.1 Приказа Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 г. № 49 «Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий»).

Основой технической политики, определяемой настоящим Положением, является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта, которая представляет собой совокупность средств, нормативно-технической документации и исполнителей, необходимых для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава: Для соблюдения периодичностей технического обслуживания, установленных нормативами, планирование ТО-1 осуществляется преимущественно с учетом фактического пробега, а решение о направлении на обслуживание принимается за два-три дня (смены) до предполагаемой даты обслуживания; Календарное планирование ТО-1 допустимо при постоянных условиях работы, незначительном изменении сменного пробега и обязательном учете возможных целодневных простоев; Планирование ТО-2 осуществляется по фактическому пробегу или календарно с обязательным учетом в последнем случае целодневных простоев. Решение о направлении на ТО-2 принимается за четыре-шесть дней до предполагаемой даты обслуживания. В течение этого времени проводится углубленное диагностирование, выполняется при необходимости текущий ремонт и уточняется дата постановки подвижного состава на ТО-2; На предприятиях автомобильного транспорта осуществляется производственно-технический учет, который обеспечивает: своевременное получение информации об условиях работы, пробеге и техническом состоянии каждой единицы подвижного состава (годна к выпуску на линию, требует технического обслуживания или ремонта, находится в обслуживании или ремонте и т.п.) и парка в целом, необходимое для повышения эффективности использования подвижного состава; регистрацию работ по техническому обслуживанию и ремонту каждой единицы подвижного состава, выполненных за весь срок службы, количества израсходованных агрегатов, узлов, деталей и материалов; проведение текущего анализа результатов деятельности подразделений предприятий автомобильного транспорта; выявление работников, персонально ответственных за некачественное выполнение технического обслуживания и ремонта подвижного состава; возможность ручной и механизированной обработки информации, основанной на использовании единых форм учета. На основании данных учета производятся планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту, оперативное управление производством с целью эффективного использования рабочей силы, оборудования и производственных помещений и сокращения простоев подвижного состава (п.п. 2.1, 2.34, 2.38 «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта»).

Проверкой установлено, что не разработаны должностные инструкции механика и ответственного за вопросы обеспечения без­опасности дорожного движения; не заполняются установ­ленные приказом МТ № 152 реквизиты путевого листа: на момент ДТП в п/листах не простав­лялись время фактического выезда и заезда автобуса, не проставлялись и не проставляются по­казания спидометра; отсутствуют подписи водителей о приеме от механика и сдаче автобуса; отсутствуют расшифровки подписей медработников; не подсчитываются результаты работы автомобиля и водителя (время в наряде, общий пробег); путевые листы не хранятся в течение 5 лет;  в представленном графике работы водителей на февраль 2014 г. не установлены время начала, окончания и продолжительности ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и пи­тания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. Кроме того, отсутствуют отметки об ознакомлении водителей с графиком работы не менее, чем за месяц до введения его в действие (с подписями водителей и датой ознакомления); в путевых листах и в табеле учета рабочего времени не ведется строгий учет фактически отра­ботанного времени водителями (в т.ч. сверхурочного); проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей не под­тверждено договором с лицензированным по мед. услугам органом (ООО «Форвардтранс»); не организовано ежегодное планирование мероприятий, направлен­ных на снижение аварийности и обеспечение БДД; инструктажи по БД не проводятся в соответствии с графиком в полном объеме по их видам; не разработаны и не утверждены руководителем инструкции по видам инструктажей; не проводится стажировка вновь принятых водителей аттестованными водителями-наставниками в объеме, соответствующем Положению о стажировке и с оформлением необходимой докумен­тации (приказов о направлении водителей на стажировку и допуске их к самостоятельной работе после успешного прохождения стажировки, путевых листов с Ф.И.О. водителя-наставника и во­дителя-стажера, стажировочных листков); водители не проходят повышение квалификации водителей по ежегодной 20-ти часо­вой программе ежегодно; в журнале учета или в личных карточках водителей не ведется учет сведений о проведении с водителями предупредительно-профилактической работы по обеспе­чению БДД, о допущенных ими ДТП и нарушениях ПДД, о принятых мерах; в журнале учёта ДТП не проводятся ежемесячно сверки с ГИБДД; не проводятся в срок до 5 суток служебные расследования по каждому допущенному ДТП с оформлением Актов служебного расследования (с приложениями); не заведен Журнал выезда и возврата автомобилей, в котором должны проставлять­ся фактическое время выезда и возврата в гараж, отметки о выявленных при предрейсовых техосмотрах неисправностях; не организовано планирование работ ТО по пробегу ТС с составлением графиков проведе­ния ТО-1, ТО-2; не ведется учет пробегов для своевременного проведения ТО; не подтвержда­ются документально сроки и проведение работ по ТО.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом п.п. «з» п. 4 Положения о лицензировании.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о доказанности нарушения ответчиком требований законодательства в области безопасности дорожного движения и регулирования перевозки пассажиров автотранспортом, и как следствия нарушения лицензионных условий, а именно п.п. «ж», «з» п. 4 Положения о лицензировании.

Указанные действия образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В рассматриваемом случае вина предпринимателя в совершенном пра­вонару­шении состоит в том, что у него имелась возможность для соблюдения указан­ных правил и норм, но им не были приняты для этого все меры.

В соответствии с п. 5 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган, составивший протокол об административном правонарушении.

Арбитражный суд, исследовав и  оценив в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела,  пришел  к  выводу о том, что  административным органом  в материалы дела представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о нарушении предпринимателем вышеуказанных норм закона,  которые  относятся нарушениям лицензионных требований и условий, и являются основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении арбитражным судом не установлено, срок давности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения  заявления не истек.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд находит заявленные требования обоснованными  и подлежащими удовлетворению.

При назначении административного наказания в силу ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ суд учитывает совершение предпринимателем правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ впервые (иного судом не установлено), характер вмененного нарушения и обстоятельства, на которые указывает заявитель как на отягчающие административную ответственность обстоятельства, в связи с чем полагает обоснованным привлечение предпринимателя к административной ответственности в пределах минимальной санкции, установленной за данный вид правонарушения, то есть 3000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Привлечь Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, урож. г. Лысьва Пермской области, прож. <...>) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Реквизиты для зачисления административного штрафа: ИНН/КПП <***>/590201001, получатель – Управление федерального казначейства по Пермской области (Управление государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ОКАТО 57401000000, банк получателя – ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю, г. Пермь, счет 40101810700000010003, КБК 10611690040040000140, БИК 045773001. Адрес УГАДН по Пермскому краю – 614990, <...>.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства  в Семнадцатый  арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                                    Е.М. Мухитова