ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-30732/20 от 17.02.2021 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь    

01 марта 2021 года                                              Дело № А50-30732/2020

Резолютивная часть решения принята 17 февраля 2021 года. Мотивированное решение изготовлено 01 марта 2021 года.                                                

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело
по исковому заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кунгуре Пермского края (межрайонного) (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Кунгурскому потребительскому обществу «КООПХЛЕБ» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании переплаты средств пенсии в сумме 55 334,80 руб.,

лица, участвующие в деле, о наличии возбужденного производства
и возможности представления в сроки, установленные в определении
о принятии искового заявления к производству, доказательств, дополнительных документов, извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения о принятии искового заявления к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации
на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении
о принятии заявления к производству,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кунгуре Пермского края (межрайонного) (далее - истец, фонд, Управление, Управление ПФР) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Кунгурскому потребительскому обществу «КООПХЛЕБ» (далее - потребительское общество, ответчик, страхователь) с исковым заявлением о взыскании переплаты средств Пенсионного фонда Российской Федерации в сумме 55 334,80 руб. за период с 01.04.2017 по 31.03.2018,
с 01.01.2019 по 29.02.2020, включительно.

Исходя из заявленных Управлением ПФР требований, истец просит взыскать с ответчика денежные средства в сумме 55 334,80 руб.,
в связи переплатой средств Пенсионного фонда Российской Федерации
ФИО1 с 01.04.2017 по 31.03.2018, с 01.01.2019 по 29.02.2020, включительно. Как указывает истец, переплата средств внебюджетного фонда возникла в связи с нарушением ответчиком как страхователем и работодателем нормативных требований - Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ввиду непредставления
в установленный срок актуальных сведений в отношении застрахованных лиц.

От ответчика отзыв на исковое заявление в суд не представлен, процессуальная позиция по делу не обозначена.

Рассмотрев дело в порядке упрощенного производства, без вызова лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит
к следующим выводам.

Как следует из материалов дела потребительское общество зарегистрировано в качестве юридического лица 09.03.2006
в регистрирующем (налоговом) органе по месту учета с присвоением
ОГРН <***>, и в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее также - Закон № 27-ФЗ) имеет статус страхователя по обязательному пенсионному страхованию.

По факту выявления нарушения потребительским обществом срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета
в системе обязательного пенсионного страхования в отношении
ФИО1 за январь 2017 года (нормативно предусмотренный срок представления - не позднее 15.02.2017, фактически представлены - 21.02.2018), за январь, февраль 2019 года (нормативно предусмотренный срок представления - не позднее 15.02.2019, 15.03.2019, фактически представлены - 18.01.2020) и на основании выводов о переплате средств Пенсионного фонда Российской Федерации по вине страхователя вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии от 03.06.2020 № 069-015/14, которым потребительскому обществу предложено возместить излишне перечисленные средства внебюджетного фонда в сумме 55 334,80 руб. за отмеченные периоды.

Отмечая, что виновные действия потребительского общества как страхователя обусловили выплату Управлением ПФР ФИО1 излишних сумм страховой пенсии, и необоснованное расходование средств внебюджетного фонда в размере 55 334,80 руб., что квалифицировано истцом как причинение ущерба, фонд обратился в арбитражный суд
с рассматриваемым исковым заявлением к потребительскому обществу.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ полагает, что исковые требования Управления ПФР удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Стороны согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее
в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как
на основание своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации», статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Статьей 15 Закона № 27-ФЗ определено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения
о застрахованных лицах, определенные этим Федеральным законом.

Как установлено статьей 5 Закона № 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, соответствующие функции реализуются также его территориальными органами.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее
15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии
у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения представляются по форме СЗВ-М «Сведения
о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п.

Обязанность по представлению страхователями названной отчетности
в территориальные органы ПФР введена Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» с 01.04.2016 (статья 2, часть 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ).

Исходя из части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Закон № 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию
в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии
(с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 этого Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 этого Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10
статьи 18 этого Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Частью 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ закреплено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию
в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии
(с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 этого Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 этого Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10
статьи 18 этого Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Исходя из статьи 28 Закона № 400-ФЗ, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся
в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, и выплаты
в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты
к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты
к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).

На основании статей 12, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Соответствующие разъяснения отражены в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25
«О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом (пункт 3 статьи 1064 ГК РФ).

Исходя из правовых позиций, отраженных в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25
«О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2
статьи 15 ГК РФ); по общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ); бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред; вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Соответственно, лицо, заявляющее о взыскании убытков, должно доказать наличие и размер вреда, незаконность действий причинителя вреда и наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и причиненным ущербом.

На обязательное наличие состава элементов деликта, как основания для взыскания убытков, обращено внимание, в частности, в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 18.04.2000 № 8051/99, от 29.06.2010 № 1817/10, от 27.07.2010 № 4515/10.

В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Пунктом 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии
с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Минтруда России
от 17.11.2014 № 885н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии
в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии» (далее - Правила № 885н) установлено, что в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты
к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты
к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Исходя из пункта 101 Правил № 885н излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2-4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 Закона № 400-ФЗ, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.

Исходя из нормативных требований, отчетность по форме СЗВ-М
за январь 2017 года, как отчетный период, страхователи обязаны представить
в территориальные органы ПФР не позднее 15.02.2017. Ответчиком сведения по форме СЗВ-М с кодом «исхд» (исходная форма) за январь 2017 года как отчетный период в отношении застрахованных лиц представлены
с нарушением нормативно установленного срока - 21.02.2018, также отчетность по форме СЗВ-М за январь и февраль 2019 года, как отчетный период, страхователи обязаны представить в территориальные органы ПФР не позднее 15.02.2019, 15.03.2019 соответственно. Страхователем сведения по форме СЗВ-М с кодом «исхд» (исходная форма) за январь и февраль
2019 года как отчетный период в отношении застрахованных лиц представлены с нарушением нормативно установленного срока - 18.01.2020.

При этом как усматривается из материалов дела, информация
в отношении ФИО1 как о застрахованном физическом лице содержалась в представленных с соблюдением нормативно установленного срока 14.03.2017 в Управление ПФР сведениях по форме СЗВ-М за отчетный период февраль 2017 года, а также за предшествующие отчетные периоды -
с апреля 2016 года по декабрь 2016 года, кроме того информация
в отношении ФИО1 как о застрахованном физическом лице содержалась в представленных с соблюдением нормативно установленного срока 15.04.2019 в Управление ПФР сведениях по форме СЗВ-М за отчетный период март 2019 года, а также за предшествующие отчетные периоды -
с апреля 2016 года по декабрь 2016 года, с февраля 2017 года по декабрь
2017 года, с января по декабрь 2018 года.

Таким образом, фактически с 14.03.2017 (момента представления потребительским обществом сведения по форме СЗВ-М тип «исходная» за февраль 2017 года), и с 15.04.2019 момента представления потребительским обществом сведения по форме СЗВ-М тип «исходная» за март 2019 года) фонд, при наличии ранее представленных форм ежемесячной отчетности
за 2016, 2017, 2018 годы, располагал сведениями о том, что ФИО1 не прекратила осуществление трудовой деятельности, что исключает основания для индексации получаемой пенсии с 01.04.2017, также с 01.01.2019, основания для выплаты пенсии с учетом индексации указанному физическому лицу у фонда отсутствовали.

Потребительским обществом представлены сведения за февраль
2017 года и март 2019 года, отсутствие в указанных сведениях данных о том, что застрахованное лицо продолжает работать, что позволило бы продолжать индексацию получаемой пенсии Управлением ПФР не доказано (часть 1 статьи 65 АПК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Пунктом 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии
с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Минтруда России
от 17.11.2014 № 885н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии
в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии» (далее - Правила № 885н) установлено, что в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты
к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Исходя из пункта 101 Правил № 885н излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2-4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 Закона № 400-ФЗ, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.

Учитывая изложенное, при получении 14.03.2017 сведений
за февраль 2017 год, 15.04.2019 - за март 2019 и в дальнейшем
за последующие отчетные периоды 2017, 2018, 2019 года сведений
о ФИО1, у Управления ПФР отсутствовали правовые основания для индексации и выплаты повышенной пенсии указанному пенсионеру
за спорные периоды с 01.04.2017 по 31.03.2018, с 01.01.2019 по 29.02.2020.

Соответственно, начиная с момента предоставления сведений
за февраль 2017 года, имея в распоряжении ранее представленную страхователем информацию за отчетные периоды - апрель-декабрь 2016 года, кроме того, с момента предоставления сведений за март 2019 года, имея в распоряжении ранее представленную страхователем информацию за отчетные периоды - апрель-декабрь 2016 года, февраль 2017 года - декабрь
2017 года, январь - декабрь 2018 года, содержащую сведения
о ФИО1 как застрахованном лице (л.д.131-134), истец был осведомлен о трудоустройстве пенсионера в потребительском обществе.

Несмотря на это, после представления ответчиком как страхователем сведений в составе отчетности по форме СЗВ-М за февраль 2017 года (поступили 14.03.2017) и при наличии ранее представленных сведений
за предыдущие периоды с января по декабрь 2016 года (л.д.131-134), также после представления ответчиком как страхователем сведений в составе отчетности по форме СЗВ-М за март 2019 года (поступили 15.04.2019) и при наличии ранее представленных сведений за предыдущие периоды с апреля по декабрь 2016 года,  с февраля 2017 года по декабрь 2017 года, с января по декабрь 2018 года (л.д.131-134), истец не предпринял мер для выяснения фактических обстоятельств в отношении указанного пенсионера.

По факту получения 14.03.2017 и 15.04.2019 сведений
о ФИО1 в составе отчетности по форме СЗВ-М за февраль
2017 года (до начала выплаты пенсии с учетом индексации 29.03.2017 (л.д.36)), в составе отчетности по форме СЗВ-М за март 2019 года (до начала выплаты пенсии с учетом индексации 25.04.2019 (л.д.35)), при наличии ранее представленных сведений за предшествующие истекшие отчетные периоды (с апреля 2016 по декабрь 2018 года (л.д.131-134)), фонд имел достаточные основания считать, что трудовая деятельность ФИО1 в 2016,
2017, 2018, 2019 годах являлась непрерывной, что исключало индексацию и назначение ей пенсии в повышенном размере с 01.04.2017 и 01.01.2019 соответственно.

Дополнительно также арбитражным судом учитывается следующее.

Исходя из статьи 1 Закона № 27-ФЗ для целей его применения используются следующие понятия: застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии
с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»); страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных,
а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «страхователь».

Как определено пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», застрахованными признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ
и оказание услуг.

На основании разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащихся в письме от 13.07.2016 № ЛЧ-08-26/9856, если физические лица (в том числе руководитель организации, в случае когда он является
ее единственным учредителем), состоят с данной организацией в трудовых отношениях, такие лица в целях Закона № 167-ФЗ относятся к работающим лицам.

Из разъяснений, приведенных в письмах Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.05.2016 № 08-22/6356, от 27.07.2016
№ ЛЧ-08-19/10581, от 07.06.2018 № 08/30755, а также в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846, руководитель организации, являющийся единственным участником (учредителем), относится к числу застрахованных лиц, отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанного лица (работающего на основании договора или без него) выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления в отношении этого лица отчетности по форме СЗВ-М.

Таким образом, страхователи обязаны представлять сведения по форме СЗВ-М на руководителей организаций, являющихся единственными участниками (учредителями).

Из представленной Управлением ПФР выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении потребительского общества (л.д.9-12), а также сведений Единого государственного реестра юридических лиц, размещенных на сайте Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/) потребительское общество с 13.08.2015 находится
в стадии ликвидации, в свою очередь, ФИО1 (ИНН <***>)
с 13.08.2015 является руководителем ликвидационной комиссии.

Поскольку с момента начала ликвидации потребительского общества - 13.08.2015, значащаяся руководителем ликвидационной комиссии
ФИО1 в силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьи 1 Закона № 27-ФЗ имела и не утратила статус застрахованного лица, и при наличии представленной информации
о ФИО1 как застрахованном лице в составе отчетов по форме
СЗВ-М за апрель-декабрь 2016 года, февраль 2017 года - декабрь
2017 года, январь - декабрь 2018 года, март - декабрь 2019 года у Управления ПФР не имелось правовых оснований производить указанному лицу индексацию пенсии.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации» регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей организаций осуществляется в территориальных органах страховщика в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Исходя из подпунктов «г», «д», «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице содержится следующая информация
о юридическом лице: - способ образования юридического лица (создание или реорганизация); - сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения
о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;
-  сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика.

Как определено пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения
ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 этой статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 этой статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» закреплено, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными,
за исключением сведений, доступ к которым нормативно ограничен.

В силу пункта 3.1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001
№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации, представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно
в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей,
в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия
с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

На основании пункта 9 Правил представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, иными государственными органами и организациями сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и иных сведений, установленных федеральными законами, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1092, регистрирующий орган
в течение 5 рабочих дней с момента внесения в соответствующий государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лица, также иных сведений о юридических лицах бесплатно предоставляет указанные сведения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальные органы Федеральной службы государственной статистики.

Как определено пунктом 6 статьи 6 Закона № 27-ФЗ, содержащиеся
в индивидуальном лицевом счете сведения систематически уточняются и дополняются, в том числе на основании информации, полученной от органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных организаций.

Исходя из пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения
о застрахованных лицах представляются страхователями; при этом контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

На основании статьи 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в том числе: - требовать
от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных этим Федеральным законом;
- получать от территориальных налоговых органов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц. Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны в числе прочего: - обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями,
в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений; - осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных этим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщик имеет право: - проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок; - получать у налоговых органов информацию о налогоплательщиках, включая сведения о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а также необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах и иные сведения, составляющие налоговую тайну, в целях выполнения функций страховщика
в соответствии с законодательством Российской Федерации; - осуществлять управление средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и контроль за их расходованием в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из пункта 2 статьи 13 Закона № 167-ФЗ страховщик обязан:
- осуществлять контроль за правильностью представления
и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета; - обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в его Постановлении от 25.06.2001
№ 9-П, органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют  публично-властные полномочия.

Исходя из имеющих универсальный характер и учитываемых арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела правовых позиций, отраженных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 267-О, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 № 305-ЭС19-9969, от 28.02.2020
№ 309-ЭС19-21200, нормативно предусмотренные полномочия контролирующего органа, носят публично-правовой характер, что
не позволяет контролирующему органу произвольно отказаться
от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, имеющих значение для правильного установления относящихся к контролируемой сфере отношений обстоятельств, в частности обстоятельств, которые могли быть установлены при добросовестном исполнении своих обязанностей должностными лицами публичного органа и содействии налогоплательщика (страхователя) в их установлении.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
от 24.02.1998 № 7-П отражено, что средства Пенсионного фонда Российской Федерации, формируемые за счет страховых взносов, имеют целевую направленность и могут расходоваться только для выплат трудовых пенсий.

При этом как усматривается из материалов дела и согласно публичным сведениям, содержащимся на сайте Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/), сведения в отношении ФИО1
как руководителе ликвидационной комиссии ответчика в Единый государственный реестр юридических лиц внесены 13.08.2015, указанные сведения находятся в публичном доступе, согласно информации содержащейся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении потребительского общества, 13.08.2015 внесены сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица ГРН 2155958684033, данным лицом является руководитель ликвидационной комиссии ФИО1 (ИНН <***>), которая
с 13.08.2015 и по настоящее время данный статус не утрачивала; приведенные обстоятельства Управлением ПФР не выяснялись и предметом анализа не являлись.

По публичным сведениям Единого государственного реестра юридических лиц ФИО1 является руководителем ликвидационной комиссии (запись в Единый государственный реестр юридических лиц внесена 13.08.2015) соответствующие сведения внесены Единый государственный реестр юридических лиц и не менялись, в том числе по состоянию на момент наступления сроков представления отчетов
о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2017, январь, февраль 2019 года, и даты выплаты пенсии в повышенном размере, что
не учитывалось истцом.

Управление ПФР как территориальный орган страховщика, наделенный публичными функциями, и обязанный исключать факты необоснованного расходования средств внебюджетного фонда, после получения от страхователя 14.03.2017 и 15.04.2019 сведений в отношении застрахованных лиц за февраль 2017 года и март 2019 года, а также за предшествующие отчетные периоды 2016, 2017, 2018 года, обязано было провести анализ поступивших сведений и незамедлительно принять решения об отмене индексации и прекратить производить выплаты ФИО1 в повышенном размере (что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ и пунктов 86, 88 и 90 Правил № 885н, вместе с тем, повышенная пенсия выплачена Управлением ПФР в период с 29.03.2017 по 27.02.2018, с 26.03.2019 по 28.01.2020 (л.д.35-36).

Поскольку Управлением ПФР заявлен ущерб в виде переплаты средств внебюджетного фонда с 01.04.2017 по 31.03.2018, с 01.01.2019 по 29.02.2020, суд пришел к выводу о недоказанности истцом причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных сумм пенсий с учетом индексации.

Сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и самодостаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления. Наличие нарушений в действиях страхователя не освобождает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации от обязанности по принятию обоснованного решения при реализации собственных полномочий по индексации пенсии.

Несмотря на доводы истца о виновных действиях потребительского общества как страхователя, состав деликта для взыскания убытков, в частности причинно-следственная связь между действиями (бездействием) потребительского общества и возникшим ущербом в связи излишним расходованием средств внебюджетного фонда истцом не доказан (в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ).

Недоказанность всех элементов для применения деликтной ответственности, применительно к приведенным правовым позициям высших судебных инстанций, исключает удовлетворение исковых требований фонда.

Указанный подход подтверждается сформированной правоприменительной практикой, поддерживаемой Верховным Судом Российской Федерации, в частности Определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 № 304-КГ18-11128, от 27.02.2019
№ 309-ЭС19-291, от 13.12.2019 № 309-ЭС19-23722.

В силу статьи 112, части 2 статьи 168 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты. Исходя из правовой позиции, отраженной в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел
в арбитражных судах», отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).

Поскольку истец, как территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий публичные функции, освобожден от уплаты государственной пошлины (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»), и исковые требования признаны судом не подлежащими удовлетворению, распределение судебных расходов по ее уплате по настоящему делу судом не производится.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кунгуре Пермского края (межрайонного) (ОГРН <***>, ИНН <***>) оставить
без удовлетворения.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок,
не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на официальном сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет: www.17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                В.В. Самаркин