ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-32210/18 от 11.03.2019 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

21 марта 2019 года                                                     Дело № А50-32210/2018

Резолютивная часть решения вынесена 11 марта 2019 года. Полный текст решения изготовлен 21 марта 2019 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1, помощником судьи Морочковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СНС Сервис»
(ОГРН 1155032003390, ИНН 5032201654)

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонному) (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным решения от 29.06.2018 № 203S19180011417
о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации
об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в редакции решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации
по Пермскому краю от 16.10.2018 № 11/18-102-О-2986/п (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 2 по городу Москве и Московской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Управления № 5 Одинцовского района Московской области,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО2, по доверенности от 22.02.2019, предъявлен паспорт;

от заинтересованного лица – не явились, извещено надлежащим образом;

от третьего лица – не явились, извещено надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения заказным письмом
с уведомлением, а также размещения данной информации
на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «СНС Сервис» (далее – заявитель, Общество, общество «СНС Сервис») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации
в г. Березники Пермского края (межрайонному) (далее – заинтересованное лицо, Управление, Управление ПФР) о признании недействительным решения от 29.06.2018 № 203S19180011417
о привлечении страхователя
к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования, в редакции
решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю от 16.10.2018
№ 11/18-102-О-2986/п (с учетом принятого уточнения заявленных требований в порядке статьи 49
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Несмотря на допущенные заявителем опечатки в реквизитах решения Управления ПФР и Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю, представленные в дело документы для целей рассмотрения спора, при очевидности преследуемого заявителем правового интереса, позволяют определить конкретные реквизиты указанных решений Управления ПФР и вышестоящего в порядке подчиненности органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 25.10.2018 заявление Общества принято к производству с рассмотрением дела
в порядке упрощенного производства, к участию в деле в статусе третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечено Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 2
по городу Москве и Московской области в лице Управления № 5 Одинцовского района Московской области (далее также - Главное управление ПФР, третье лицо).

Определением Арбитражного суда Пермского края от 18.12.2018 рассмотрение дела назначено по общим правилам административного производства.

В обоснование заявленных требований, с учетом их уточнения
в порядке статьи 49 АПК РФ, Общество, по приведенным в заявлении, письменных пояснениях доводам, указывает на ошибочную регистрацию Управлением ПФР обособленного подразделения - ОП «СНС Березники», своевременное представление отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год
в отношении всех застрахованных лиц, в том числе спорного подразделения, в Главное управление ПФР, отсутствие оснований для применения финансовой санкции.

Заинтересованное лицо с требованием заявителя не согласно
по мотивам, приведенным в отзыве на заявление, пояснениях, указывает, что оспариваемое решение Управления ПФР является законным и обоснованным, факт нарушения заявителем нормативно установленного срока представления отчетности за 2017 год в отношении работников  обособленного подразделения - ОП «СНС Березники» доказан и заявителем не оспорен, решение признанию недействительным не подлежит.

От третьего лица - Главное управление ПФР поступил отзыв, отражающий пояснения по обстоятельствам дела и доводы об отсутствии основания для снижения размера примененной финансовой санкции.

В судебном заседании 06.03.2019 при явке представителя Общества - ФИО2, в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьего лица, судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 09 час.
45 мин. 11.03.2019 (протокольное определение суда от 06.03.2019).

После перерыва судебное заседание продолжено 11.03.2019 в том же составе суда, при явке представителя Общества - ФИО2, в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьего лица. Неявка
в продолженное после перерыва 11.03.2019 судебное заседание представителей заинтересованного лица и третьего лица с учетом положений частей 3, 5 статьи 156, части 2 статьи 200 АПК РФ не препятствовала проведению судебного заседания и рассмотрению дела в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьего лица.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Общество «СНС Сервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 02.04.2015 регистрирующим (налоговым) органом по месту учета, и
в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации» (далее также - Закон № 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее также – Закон № 27-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьям 8, 11 Федерального закона
от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования» обязано представлять
в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации - страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Общество зарегистрировано 06.04.2015 в качестве страхователя
в Государственном учреждении – Главном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации № 2 по городу Москве и Московской области (Управление № 5 Одинцовского района Московской области) с присвоением регистрационного номера 060-032-056093.

По факту создания на основании решения участника Общества
от 03.04.2017, в том числе обособленного подразделения - ОП «СНС Березники», Общество поставлено 03.04.2017 на учет в налоговом органе
по месту нахождения обособленного подразделения - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю
с присвоением КПП (кода причины постановки на учет) 591145001, что подтверждается уведомлением от 04.04.2017 № 369177483. 

Указанное обособленное подразделение - ОП «СНС Березники» наделено полномочиями по начислению и осуществлению выплат работникам этого территориального подразделения Общества, но не имело открытого расчетного счета в банке, тем не менее, на основании поступивших из налогового органа сведений зарегистрировано Управлением ПФР с 01.12.2017 с присвоением регистрационного номера 069-011-040538.

Из представленных в материалы судебного дела доказательств, следует, что обособленное подразделение - ОП «СНС Березники» Общества, которое поставлено 03.04.2017 на учет в налоговом органе
по месту нахождения обособленного подразделения - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю
с присвоением КПП 591145001, снято с учета 02.02.2018 (представленная Управлением ПФР карточка юридического лица). При этом Обществом создано иное обособленное подразделение, заявитель постановлен на учет
в этом же налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения (которое также не имело открытых расчетных счетов в банке) 02.02.2018. В связи с постановкой Общества на учет с 02.02.2018 по месту созданного обособленного подразделения заявителю присвоен КПП 591145002.

По факту выявления на основании представленных налоговым органом по месту учета обособленного подразделения - ОП «СНС Березники» сведений обстоятельств непредставления Обществом по месту нахождения обособленного подразделения в Управление ПФР отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в отношении 37 застрахованных лиц - работников этого подразделения, должностным лицом Управления ПФР составлен 25.05.2018 акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 203S18180010845, фиксирующий выявленное нарушение требований пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

По результатам рассмотрения акта от 25.05.2018 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации
об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 203S18180010845 и иных материалов уполномоченным должностным лицом Управления вынесено оспариваемое решение от 29.06.2018 № 203S19180011417 о привлечении страхователя
к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования, которым заявителю назначен штраф в размере 37 500 рублей.

Указанное решение Управления ПФР от 29.06.2018
№ 203S19180011417 по результатам рассмотрения жалобы Общества решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю от 16.10.2018
№ 11/18-102-О-2986/п отменено в части применения финансовой санкции
в размере, превышающем 18 500 рублей.

Не согласившись с решением Управления от 29.06.2018
№ 203S19180011417
, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта недействительным, уточнив заявленные требования в порядке статьи 49 АПК РФ.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ полагает, что уточненные требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Учитывая, что решение фонда вынесено 29.06.2018, решение вышестоящего органа - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю вынесено 16.10.2018, а с заявлением Общество обратилось в арбитражный суд 17.10.2018, следовательно, заявителем соблюден установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок и его заявление подлежит рассмотрению судом
по существу.

При обжаловании в административном порядке вынесенного нижестоящим органом (должностном лицом) решения, срок обращения
в суд с соответствующем заявлением применительно к части 4
статьи 198 АПК РФ начинает течь со дня вручения или получения решения вышестоящего органа (должностного лица). Названный правовой подход отражен в постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 05.10.2004 № 5772/04 и корреспондирует с правовыми позициями, выраженными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 20.11.2007 № 8815/07, постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2014 № 305-КГ14-78, от 30.01.2015 № 303-АД14-1918, исходя из которых нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающие срок для обращения в суд
за защитой нарушенного права, не должны рассматриваться как препятствующие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения публичных споров.

Положения части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5
статьи 200 АПК РФ возлагают на заинтересованное лицо обязанность
по доказыванию факта правонарушения, что предполагает необходимость установления в ходе проверки конкретных обстоятельств, подтвержденных документально и свидетельствующих о совершении плательщиком страховых взносов вменяемого ему нарушения законодательства.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2010 № 13065/10, от 17.03.2011 № 14044/10.

Как установлено подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена этим Кодексом.

Исходя из подпунктов 3, 3.1 пункта 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики - организации обязаны сообщать в налоговый орган
по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях: в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации; в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации, а также обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией): в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства); в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).

Подпунктами 5 и 7 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ закреплено, что плательщики страховых взносов обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета; сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий).

Исходя из подпункта 15 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представить в электронной форме в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

Основания и порядок постановки на учет налогоплательщиков - организаций, в том числе по месту их обособленных подразделений,
в налоговых органах регламентируются статьями 83, 84 НК РФ.

Так, пунктом 1 статьи 83 НК РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным этим Кодексом. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Согласно пункту 4 статьи 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 этого Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства) в течение пяти дней со дня получения сообщения от этой организации в соответствии с пунктом 2 статьи 23 этого Кодекса, российской организации по месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в течение пяти дней со дня внесения соответствующей записи в этот реестр, иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через аккредитованные филиал, представительство на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, в течение пяти дней со дня внесения соответствующей записи в этот реестр, через иное обособленное подразделение в течение пяти дней со дня получения от этой организации заявления о постановке на учет и всех необходимых документов и в тот же срок выдать (направить) российской организации, иностранной организации соответственно уведомление о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Пунктом 3 статьи 84 НК РФ определено, что изменения в сведениях об обособленных подразделениях (за исключением филиалов и представительств) российских организаций подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения таких обособленных подразделений на основании сообщений, представляемых (направляемых) российской организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 этого Кодекса.

На основании пункта 3.1 статьи 84 НК РФ сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российской организации, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения таких обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) на основании сообщений, представляемых российской организацией в соответствии с подпунктом 7 пункта 3.4
статьи 23 этого Кодекса.

Как закреплено пунктом 5 статьи 84 НК РФ, в случае прекращения деятельности (закрытия) иного обособленного подразделения российской организации (иностранной организации) снятие с учета организации налоговым органом по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется на основании полученного налоговым органом сообщения российской организации в соответствии с пунктом 2 статьи 23 этого Кодекса (заявления иностранной организации) в течение 10 дней со дня получения этого сообщения (заявления), но не ранее окончания выездной налоговой проверки организации в случае ее проведения.

В соответствии с положениями пункта 11 статьи 431 главы 34 «Страховые взносы» НК РФ, вступившей в силу с 01.01.2017, уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

На основании пункта 7 статьи 431 НК РФ плательщики страховых взносов, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, представляют расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

В соответствии с пунктом 12 статьи 431 НК РФ сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.

В силу пункта 13 статьи 431 НК РФ сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений.

Из приведенных положений НК РФ следует, что на плательщиков страховых взносов (страхователей) норативно возложена обязанность по представлению расчетов и уплате страховых взносов, как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения обособленного подразделения организации, независимо от наличия или отсутствия расчетных счетов или их регистрации в качестве страхователей
в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации.

Отношения и порядок регистрации страхователей в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации регулируются нормами Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ организации, производящие выплаты физическим лицам являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Как предусмотрено подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», регистрация и снятие
с регистрационного учета страхователей осуществляются в территориальных органах страховщика: - работодателей - организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами счета
в банках и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, иностранных организаций, международных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в срок,
не превышающий трех рабочих дней со дня представления налоговыми органами в территориальные органы страховщика содержащихся в едином государственном реестре налогоплательщиков сведений о постановке на учет или снятии с учета организаций, указанных в настоящем подпункте,
в порядке, определяемом соглашением между страховщиком и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору
в области налогов и сборов.

На основании статьи 1 Закона № 27-ФЗ, в редакции, действовавшей
в спорный период, для целей его применения, страхователями - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность
на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц
в соответствии с Законом № 167-ФЗ; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу
по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии
с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Как установлено статьей 5 Закона № 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), соответствующие функции реализуются также его территориальными органами.

Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» определено, что страхователь обязан
в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные этим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом
(за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии
с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: - страховой номер индивидуального лицевого счета; - фамилию, имя и отчество; - дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии
с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; - дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому
в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; - периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; - суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; - периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; - документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Сведения представляются по форме СЗВ-СТАЖ «Сведения
о страховом стаже застрахованных лиц», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п утверждены Порядок заполнения формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР), формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного (СЗВ-ИСХ)», формат сведений для формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР), формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)» в электронной форме.

Таким образом, исходя из нормативных требований, отчетность
за 2017 года, как отчетный период, страхователи обязаны представить
в территориальные органы ПФР не позднее 01 марта 2018 года.

Как установлено частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Из материалов судебного дела следует, что Общество зарегистрировано 06.04.2015 в качестве страхователя в Государственном учреждении – Главном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации № 2 по городу Москве и Московской области (Управление № 5 Одинцовского района Московской области) с присвоением регистрационного номера 060-032-056093 (уведомление о регистрации юридического лица
в территориальном органе
Пенсионного фонда Российской Федерации
от 06.04.2015 (файл «Уведомление о регистрации в ПФР»)).

В связи с созданием на основании решения участника Общества
от 03.04.2017 обособленного подразделения - ОП «СНС Березники», Общество в порядке статей 83, 84 НК РФ поставлено 03.04.2017 на учет
в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы
№ 2 по Пермскому краю, с присвоением КПП 591145001 (уведомление
о постановке на учет российской организации в налоговом органе
от 04.04.2017 № 369177483 (файлы «
Копия уведомления о постановке
на учет от 04.04.2017 1 л», «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту ОП»).

Созданное обособленное подразделение - ОП «СНС Березники» наделялось полномочиями по начислению и осуществлению выплат физическим лицам (файл «Сообщение о наделении полномочий ОП»), при этом не имело открытого расчетного счета в банке.

На основании представленной налоговым органом в Управление ПФР информации обособленное подразделение - ОП «СНС Березники» зарегистрировано Управлением ПФР с 01.12.2017 с присвоением регистрационного номера 069-011-040538, и, с позиции Управления ПФР, имело на основании статьи 1 Закона № 27-ФЗ статус страхователя (поскольку из положения этой статьи Закона № 27-ФЗ страхователями для целей его применения признаются, в том числе обособленные подразделения организации).

Из представленных в материалы судебного дела доказательств следует, что впоследствии Общество снято 02.02.2018 с учета по месту нахождения обособленного подразделения - ОП «СНС Березники», а также снято
с регистрационного учета в Управлении 19.09.2018 (письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю
от 18.10.2018 № 06-09/1223, от 29.08.2018 № 06-09/2/2657, карточка юридического лица (л.д.15, файлы «
Информация из ФНС от 29082018 1л», «Копия информации из ФНС от 29.08.2018 1л», «Карточка юридического лица 1л»)).

При этом, как из положений статей 83, 84 НК РФ, так и из пункта 1 статьи 11 Закона № 167-ФЗ следует, что постановка на учет организации
по месту нахождения обособленного подразделения в налоговом органе, регистрация страхователя в территориальном органе
Пенсионного фонда Российской Федерации носят не правообразующий, а информационно-учетный характер. Соответственно, при фактическом прекращении осуществления организацией деятельности через обособленное подразделение (закрытии, упразднении обособленного подразделения), снятии организации с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, на организацию, и тем более на упраздненное обособленное подразделение, вне зависимости от регистрации такого подразделения в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации не может возлагаться обязанность по представлению отчетности в орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации такого обособленного подразделения.

Из материалов дела следует и не оспорено Управлением ПФР (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ), что Обществом после снятия
его 02.02.2018 с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения ОП «СНС Березники» (КПП 591145001), 27.02.2018 - до истечения нормативно предусмотренного пунктом 2 статьи 11 Закона № 274-ФЗ срока представления отчетности по
СЗВ-СТАЖ за 2017 год (01.03.2018) в Главное управление ПФР - территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором заявитель зарегистрирован по месту нахождения организации в качестве страхователя
с присвоением регистрационного номера 060-032-056093, представлен отчет по форме
СЗВ-СТАЖ за 2017 год, отражающий, в том числе сведения
в отношении работников указанного обособленного подразделения -
ОП «СНС Березники».

Таким образом, в связи со снятием с учета 02.02.2018 Общества
в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения
ОП «СНС Березники» (КПП 591145001) заявителем обоснованно и правомерно представлен отчет по форме
СЗВ-СТАЖ за 2017 год, содержащий, в том числе сведения в отношении работников упраздненного обособленного подразделения - ОП «СНС Березники», именно в Главное управление ПФР - территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором Общество зарегистрировано по месту нахождения организации в качестве страхователя.

При изложенных обстоятельствах, поскольку отчет по форме
СЗВ-СТАЖ за 2017 год, содержащий, в том числе сведения в отношении работников упраздненного обособленного подразделения - ОП «СНС Березники», представлен в надлежащий регистрирующий орган страховщика (Главное управление ПФР) и в пределах нормативно предусмотренного пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срока (до 01.03.2018), правовые основания для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ Управлением ПФР в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказаны.

Ссылки заинтересованного лица на представление Обществом 15.12.2017 и 12.01.2018 в Управление ПФР дополняющих форм отчетности СЗВ-М за ноябрь, декабрь 2017 года в отношении работников обособленного подразделения арбитражным судом не принимаются, поскольку указанные формы отчетов СЗВ-М за ноябрь, декабрь 2017 года представлены до снятия с учета 02.02.2018 заявителя с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения ОП «СНС Березники», и их представление
не доказывают обязанность Общества после упразднения этого подразделения представлять отчетность в Управление ПФР.

С 01.01.2017 отношения, связанные исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, нормативно регламентируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, что также предполагает применения положений глав 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений статей 101, 101.4, 106, 108, 110 Налогового кодекса Российской Федерации, привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации должен не только констатировать факт нарушения, но и обязан определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе объективную сторону и виновность привлекаемого к ответственности лица (правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженные
в Постановлениях от 27.04.2001 № 7-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 14.07.2003 № 12-П).

Обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушения, устанавливаются в ходе проведения соответствующих мероприятий контроля, что предполагает обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств их подтверждающих.

В акте проверки фиксируется факт выявленного правонарушения и наличие в деянии лица события и признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения. Актом проверки, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения (правовые позиции, выраженные
в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
от 14.07.2005 № 9-П, Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 267-О, от 03.10.2006 № 442-О).

Из обстоятельств дела по представленным документам следует, что обособленное подразделение - ОП «СНС Березники» Общества, которое поставлено 03.04.2017 на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю с присвоением КПП 591145001, снято с учета 02.02.2018 (представленная Управлением ПФР карточка юридического лица). При этом Обществом создано иное обособленное подразделение, которое также не имело открытых расчетных счетов в банке, заявитель постановлен на учет в этом же налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения 02.02.2018 с присвоением КПП 591145002.

Изложенные факты Управлением ПФР при вменении нарушения
не устанавливались, не исследовались и не учитывались.

Изложенное свидетельствует о ненадлежащей фиксации факта выявленного нарушения. Вместе с тем такой подход к установлению состава правонарушения и квалификации противоправных действий не соответствует требованиям законодательства, в том числе положениям статьи 49 Конституции Российской Федерации, статьям 101, 101.4, 106, 108 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 13 АПК РФ).

Констатация в решении фонда нарушения без установления виновных действий либо бездействия страхователя, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями)
и совершенным правонарушением, а также без установления наличия
у страхователя реальной возможности для соблюдения указанных норм,
в данном случае не является достаточным основанием для привлечения страхователя к публичной ответственности.

То обстоятельство, что Управление ПФР приняло решение
о применении предъявленной к взысканию санкции по не полностью выясненным обстоятельствам, без надлежащего установления состава правонарушения (всех его элементов), свидетельствует о неправомерности применения и предъявления к взысканию санкции.

Таким образом, материалами дела подтверждено, Управлением
не опровергнуто, что спорная отчетность за 2017 год фактически представлена Обществом по месту регистрации заявителя, а не по месту нахождения его упраздненного обособленного подразделения (заявитель снят с учета по месту нахождения этого подразделения 02.02.2018), не имеющего отдельного банковского счета, с соблюдением установленного срока.

Исходя из части 1 статьи 65, части 3 статьи 189, части 5
статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения ненормативного акта, возлагается на Управление ПФР.

При таких обстоятельствах, оспариваемый ненормативный акт Управления ПФР, с учетом приведенных норм, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, подлежит признанию недействительным. На заинтересованное лицо следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (статья 201 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу статьи 112, части 2 статьи 168 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

Исходя из части 1 статьи 65, части 3 статьи 189, части 5
статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения ненормативного акта, возлагается на Управление ПФР.

При таких обстоятельствах, оспариваемый ненормативный акт Управления ПФР, с учетом приведенных обстоятельств и нормативных положений, подлежит признанию недействительным.

На заинтересованное лицо следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (статья 201 АПК РФ).

Иные доводы лиц, участвующих в деле, судом исследованы, и признаны не имеющими самостоятельного правового значения для рассмотрения спора по существу.

В силу статьи 112 АПК РФ, при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

Исходя из статьи 101 АПК РФ, судебные расходы состоят
из государственной пошлины и судебных издержек, связанных
с рассмотрением дела арбитражным судом. На основании части 1
статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими
в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая, что законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов, в связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (пункт 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46
«О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).

Поскольку требования заявителя о признании недействительным ненормативного акта Управления ПФР от 29.06.2018 № 203S19180011417
в редакции решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю от 16.10.2018
№ 11/18-102-О-2986/п,
признаны обоснованными, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. - за рассмотрение заявления об оспаривании решения Управления (платежное поручение от 17.10.2018 № 50920, л.д.16), с учетом статьи 110 АПК РФ, в сумме 3 000 руб. подлежат отнесению на Управление ПФР.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

1. Требования общества с ограниченной ответственностью «СНС Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.

2. Признать недействительным вынесенное Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации
в г. Березники Пермского края (межрайонным) (ОГРН <***>,
ИНН <***>) решение от 29.06.2018 № 203S19180011417 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в редакции решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю
от 16.10.2018 № 11/18-102-О-2986/п
.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - общества с ограниченной ответственностью «СНС Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>).

3. В порядке распределения судебных расходов взыскать
с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонного) (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «СНС Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
в счет возмещения затрат по уплате государственной пошлины 3 000 (три тысячи) рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и
не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                     В.В. Самаркин