Арбитражный суд Пермского края
ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
01 ноября 2021 года Дело № А50-32475/2020
Резолютивная часть решения вынесена 25 октября 2021 года. Полный текст решения изготовлен 01 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюконкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Новопокровский» (ОГРН <***>,
ИНН <***>) - Государственной корпорации «Агентство
по страхованию вкладов» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17
по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным решения от 06.04.2020 № 1962
о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью «Измерительные технологии» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц, признании незаконными действий по внесению записи ГРН 2205900529283
от 31.07.2020 об исключении общества с ограниченной ответственностью «Измерительные технологии» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
из Единого государственного реестра юридических лиц,
в заседании приняли участие представители:
от заявителя – не явились, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности
от 18.01.2021 № 04-22/00400, предъявлены служебное удостоверение, диплом юриста;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом в порядке статьей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения заказным письмом
с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда,
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Новопокровский» - Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее также - заявитель, корпорация, корпорация «Агентство по страхованию вкладов») обратилась
в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю (далее также - регистрирующий орган, Инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 06.04.2020 № 1962 о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью «Измерительные технологии» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц, признании незаконными действий по внесению записи ГРН 2205900529283 от 31.07.2020 об исключении общества с ограниченной ответственностью «Измерительные технологии» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Как указывает заявитель, регистрирующим органом неправомерно
в Единый государственный реестр юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ) внесена 31.07.2020 запись об исключении из этого реестра общества
с ограниченной ответственностью «Измерительные технологии» (далее также - общество «Измерительные технологии»). По доводам предпринимателя, исключение общества «Измерительные технологии» из ЕГРЮЛ, прекращение правоспособности этой организации
в административном порядке нарушает права заявителя на исполнение вступившего в силу судебного акта по делу № А40-20558/2020, которым
в пользу общества с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Новопокровский» (далее также - банк) взыскана задолженность по договору о предоставлении банковской гарантии 2017/МФ/ОСЗ-1092 от 11.04.2017
в порядке регресса в размере 124 000 руб., пени в размере 58 218 руб.
в порядке регресса с даты направления претензии и по день фактического исполнения обязательства, задолженность по договору о предоставлении банковской гарантии 2017/МФ/ОСЗ-1645 от 08.06.2017 в порядке регресса в размере 41 300 руб., пени в размере 19 390,35 руб. в порядке регресса с даты направления претензии и по день фактического исполнения обязательства, расходы по уплате госпошлины в размере 7 858 рублей.
Регистрирующий орган с требованиями заявителя не согласился,
по основаниям, изложенным в письменном отзыве, и полагает, что исходя
из существующего нормативно-правового регулирования, в частности положений Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на основании полученной информации
о недостоверности сведений о руководителе общества «Измерительные технологии» с соблюдением установленных процедур в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении общества «Измерительные технологии» из этого федерального реестра как недействующего юридического лица. Инспекция отмечает, что в установленном порядке и в определенные сроки возражения по исключению общества «Измерительные технологии» из ЕГРЮЛ
от заинтересованных лиц и заявителя в частности не поступали, оснований, препятствующих исключению общества «Измерительные технологии» из ЕГРЮЛ не имелось.
Представленные сторонами в ходе рассмотрения дела процессуальные документы и доказательства, а также истребованные арбитражным судом доказательства приобщены судом к материалам настоящего дела.
Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения представителей регистрирующего органа, суд пришел
к следующим выводам.
Из представленных в материалы судебного дела доказательств, а также публичных сведений Единого государственного реестра юридических лиц (https://egrul.nalog.ru/) следует, что общество «Измерительные технологии» 05.09.2016 зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <***>. В ЕГРЮЛ 29.12.2017 внесены сведения
о ФИО3 как о единственном участнике (учредителе) и директоре общества «Измерительные технологии» (лице, имеющем право без доверенности действовать от имени этого юридического лица).
На основании полученной регистрирующим органом информации
о смерти 15.05.2018 ФИО3 в ЕГРЮЛ 29.06.2018 внесены записи о недостоверности сведений о ФИО3 как участнике и директоре общества «Измерительные технологии» (государственный регистрационный номер записи (ГРН) - 2185958694722).
Впоследствии должностным лицом Инспекции исходя из положений статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ в отношении общества «Измерительные технологии» принято решение от 06.04.2020 № 1962 о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись (государственный регистрационный номер (ГРН) 2205900268319
от 08.04.2020).
В журнале «Вестник государственной регистрации» № 14 (781) 08.04.2020 опубликовано сообщение о предстоящем исключении общества «Измерительные технологии» из ЕГРЮЛ.
В ЕГРЮЛ 31.07.2020 регистрирующим органом внесена запись
за государственным регистрационным номером 2205900529283
об исключении общества «Измерительные технологии» из ЕГРЮЛ в связи
с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись
о недостоверности на основании статьи 21.1 Федерального закона
от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее также - Закон № 129-ФЗ, Закон
о государственной регистрации юридических лиц).
Корпорация не согласилась с решением Инспекции от 06.04.2020
№ 1962 и действиями Инспекции по исключению общества «Измерительные технологии» из ЕГРЮЛ и обратилась в арбитражный суд с заявлением
о признании указанных решения и действий регистрирующего органа незаконными.
Установленный пунктом 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решения и действий Инспекции заявителем соблюден (л.д.7, 11), в связи с чем, заявление корпорации подлежит рассмотрению судом по существу.
Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ, полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Пунктом 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) определено, что юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц
в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных этим Кодексом.
Как закреплено пунктом 3 статьи 49 ГК РФ, правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Согласно пункту 1 статьи 50.1 ГК РФ юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.
Исходя из пункта 2 статьи 50.1 ГК РФ в случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично.
В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно.
В решении об учреждении корпоративного юридического лица
(статья 65.1 ГК РФ) указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.
Пунктом 1 статьи 51 ГК РФ установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Исходя из пункта 2 статьи 51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Абзацем вторым пункта 6 статьи 51 ГК РФ предусмотрено, что включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.
На основании пункта 8 статьи 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.
Как определено пунктом 1 статьи 53 ГК РФ, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.
Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.
Пунктом 2 статьи 53 ГК РФ закреплено, что в предусмотренных настоящим Кодексом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.
На основания пункта 4 статьи 53 ГК РФ отношения между юридическим лицом и лицами, входящими в состав его органов, регулируются этим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами о юридических лицах.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом или другим законом.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ
«Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее также - Закон
№ 14-ФЗ) предусмотрено, что обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 2
статьи 2 Закона № 14-ФЗ).
На основании пункта 3 статьи 2 Закона № 14-ФЗ общество
с ограниченной ответственностью считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Такое общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Пунктами 1 и 2 статьи 3 Закона № 14-ФЗ закреплено, что общество
с ограниченной ответственностью несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона № 14-ФЗ участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть граждане и юридические лица. Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником, общество может впоследствии стать обществом с одним участником.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 14-ФЗ учреждение общества
с ограниченной ответственностью осуществляется по решению его учредителей или учредителя. Решение об учреждении общества
с ограниченной ответственностью принимается собранием учредителей общества. В случае учреждения общества с ограниченной ответственностью одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.
В случае учреждения общества с ограниченной ответственностью одним лицом решение об учреждении общества должно определять размер уставного капитала общества, порядок и сроки его оплаты, а также размер и номинальную стоимость доли учредителя (пункт 2 статьи 11 Закона
№ 14-ФЗ).
Общество с ограниченной ответственностью подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц (статья 13 Закона № 14-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона № 14-ФЗ переход доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании.
Пунктом 8 статьи 21 Закона № 14-ФЗ определено, что доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью переходят
к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если иное не предусмотрено уставом общества
с ограниченной ответственностью. Уставом общества может быть предусмотрено, что переход доли в уставном капитале общества
к наследникам и правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, передача доли, принадлежавшей ликвидированному юридическому лицу, его учредителям (участникам), имеющим вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, допускаются только с согласия остальных участников общества. Уставом общества с ограниченной ответственностью может быть предусмотрен различный порядок получения согласия участников общества на переход доли или части доли в уставном капитале общества к третьим лицам в зависимости от оснований такого перехода.
До принятия наследником умершего участника общества наследства управление его долей в уставном капитале общества осуществляется
в порядке, предусмотренном ГК РФ.
Пунктом 4 статьи 32 Закона № 14-ФЗ установлено, что руководство текущей деятельностью общества с ограниченной ответственностью осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества
с ограниченной ответственностью подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 40 Закона № 14-ФЗ,единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.
В силу пункта 2 статьи 40 Закона № 14-ФЗ в качестве единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренного статьей 42 этого Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 40 Закона № 14-ФЗ нормативно закреплены правомочия единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью.
Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью и принятия им решений устанавливается уставом общества с ограниченной ответственностью, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа (пункт 4 статьи 40 Закона № 14-ФЗ).
В силу подпунктов «д» и «л» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ
в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения
об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении обществ
с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования; сведения о лице, имеющем право
без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Ликвидация юридического лица считается завершенной,
а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 9 статьи 63 ГК РФ).
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 64.2 ГК РФ, считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению
из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих
его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые
последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно
к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 ГК РФ).
Ликвидация общества с ограниченной ответственностью влечет
за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (пункт 1 статьи 57 Закона № 14-ФЗ).
Порядок ликвидации общества с ограниченной ответственностью определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами (пункт 5 статьи 57 Закона № 14-ФЗ).
В статье 1 Закона № 129-ФЗ определено, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения
в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях
в соответствии с настоящим Федеральным законом. Также в статье 1 Закона
№ 129-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации
о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, этого Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся
у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц,
а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
При этом согласно пункту 4.3 статьи 9 Закона № 129-ФЗ основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 этой статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ определено, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных
в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 6 этого Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе
по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления
о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом № 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Исходя из пункта 2 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 этой статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица
из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение
о предстоящем исключении). Решение о предстоящем исключении
не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом «и.2» пункта 1 статьи 5 Закона
о государственной регистрации юридических лиц.
Пунктом 3 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ установлено, что решение
о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати,
в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 Закона № 129-ФЗ. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
В пункте 6 статьи 9 Закона № 129-ФЗ содержатся следующие нормативные положения. Заинтересованное лицо вправе направить
в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такое письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована
в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения
в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. При непосредственном представлении уполномоченным представителем заинтересованного юридического лица, не являющимся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право
без доверенности действовать от имени этого юридического лица, письменного возражения в регистрирующий орган к письменному возражению должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована
в нотариальном порядке.
Пунктом 5 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц определено, что предусмотренный этой статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях: а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников); б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись
об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
На основании пункта 1 статьи 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной,
а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения
об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (пункт 6 статьи 22 Закона № 129-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 этого Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Регистрирующий орган не исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц при наличии
у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом «и.2» пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц.
Как нормативно определено пунктом 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ, исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года
со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 3 статьи 189, части 5
статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов
лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее также - ВАС РФ) от 01.02.2011 № 13065/10,
от 17.03.2011 № 14044/10.
Как следует из материалов дела, публичных и общедоступных сведений Единого государственного реестра юридических лиц (https://egrul.nalog.ru/) и не оспаривается лицами, участвующими в деле, общество «Измерительные технологии» 05.09.2016 зарегистрировано
в качестве юридического лица, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <***>.
В ЕГРЮЛ 29.12.2017 внесены сведения о ФИО3 как
о единственном участнике (учредителе) и директоре общества «Измерительные технологии» (лице, имеющем право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), наличие в ЕГРЮЛ таких сведений предусмотрено подпунктами «д» и «л» пункта 1 статьи 5 Закона
№ 129-ФЗ.
На основании полученной регистрирующим органом информации
о смерти 15.05.2018 ФИО3 (л.д.34) в ЕГРЮЛ 29.06.2018 внесены записи о недостоверности сведений о ФИО3 как участнике (учредителе) и директоре общества «Измерительные технологии» (государственный регистрационный номер записи (ГРН) - 2185958694722).
Должностным лицом Инспекции на основании положений статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ в отношении общества «Измерительные технологии» принято решение от 11.03.2019 № 3341 о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись (государственный регистрационный номер (ГРН) 2195958247747 от 13.03.2019).
На основании поступившего в Инспекцию заявление лица, чьи права затрагиваются исключением юридического лица - общества «Измерительные технологии» из ЕГРЮЛ от 17.04.2019 № 05441 в ЕГРЮЛ регистрирующим органом 17.04.2019 внесена запись (государственный регистрационный номер (ГРН) 2195958374050 о представление заявления лицом, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, процедура исключения общества «Измерительные технологии» прекращена.
Впоследствии должностным лицом Инспекции на основании положений статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ в отношении общества «Измерительные технологии» принято решение от 06.04.2020 № 1962
о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись (государственный регистрационный номер (ГРН) 2205900268319 от 08.04.2020).
В журнале «Вестник государственной регистрации» № 14 (781) 08.04.2020 опубликовано сообщение о предстоящем исключении общества «Измерительные технологии» из ЕГРЮЛ.
В ЕГРЮЛ 31.07.2020 регистрирующим органом внесена запись
за государственным регистрационным номером 2205900529283
об исключении общества «Измерительные технологии» из ЕГРЮЛ в связи
с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись
о недостоверности на основании статьи 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с пунктами 4.3 и 6 статьи 9, пунктом 5 статьи 11 Закона № 129-ФЗ, подпунктами 5.9.52 - 5.9.54 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, приказом Руководителя Федеральной налоговой службы (далее также - ФНС России) от 11.02.2016
№ ММВ-7-14/72@ утверждены Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий (далее также - Порядок № ММВ-7-14/72@).
Пунктом 4 Порядка № ММВ-7-14/72@ предусмотрено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (далее - заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ), а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Как определено пунктом 9 Порядка № ММВ-7-14/72@, проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, на основании полученного регистрирующим органом заявления о недостоверности сведений ЕГРЮЛ осуществляется способами, предусмотренными подпунктами «а» - «д» пункта 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ. Такая проверка осуществляется в срок не более одного месяца, следующего за истечением семи рабочих дней со дня получения указанного заявления. В случае проведения такой проверки способами, предусмотренными подпунктами «б», «в», «д» пункта 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, указанный срок проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, может быть увеличен до двух месяцев.
На основании пункта 10 Порядка № ММВ-7-14/72@ мероприятие
по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных
в ЕГРЮЛ, предусмотренное подпунктом «а» пункта 4.2 статьи 9 Закона
№ 129-ФЗ, проводится в отношении документов и сведений, имеющихся
у территориальных органов ФНС России, полученных как при осуществлении полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц, так и при осуществлении иных полномочий
в установленной сфере деятельности ФНС России.
Исходя из пункта 18 Порядка № ММВ-7-14/72@ в случае если
по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных
в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений, предусмотренных подпунктами «в», «д», «л» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган в порядке, установленном
пунктом 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности
от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 указанного Федерального закона, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Вместе с тем, регистрирующим органом не представлено в материалы судебного дела доказательств направления в соответствии с пунктом 6
статьи 11 Закона № 129-ФЗ, пунктом 18 Порядка № ММВ-7-14/72@ в адрес общества «Измерительные технологии», его участника и директора уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об участнике и руководителе этой организации.
При этом положениями пункта 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ, пункта 18 Порядка № ММВ-7-14/72@ не предусмотрено исключение из обязанности регистрирующего органа по направлению такого уведомления в случае смерти участника и руководителя юридического лица.
Таким образом, следует признать, что запись о недостоверности сведений о ФИО3 как участнике (учредителе) и директоре общества «Измерительные технологии» внесена 29.06.2018 в ЕГРЮЛ и впоследствии оспоренное решение от 06.04.2020 № 1962 о предстоящем исключении общества «Измерительные технологии» из Единого государственного реестра юридических лиц принято без соблюдения предусмотренной пунктом 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ и пунктом 18 Порядка № ММВ-7-14/72@ процедуры направления уведомления
о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об участнике и руководителе этого юридического лица.
Как следует из внесенных в ЕГРЮЛ сведений об обществе «Измерительные технологии» на основании поступившего
в регистрирующий орган заявления лица, чьи права затрагиваются исключением юридического лица - общества «Измерительные технологии» из ЕГРЮЛ от 17.04.2019 № 05441 в ЕГРЮЛ регистрирующим органом 17.04.2019 внесена запись (государственный регистрационный номер (ГРН) 2195958374050 о представление заявления лицом, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица
из ЕГРЮЛ, процедура исключения общества «Измерительные технологии» прекращена.
Из анализа положений статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ следует, что начатая путем внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице процедура исключения организации из ЕГРЮЛ в случае поступления мотивированных возражений заинтересованного лица не может быть завершена принятием решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Из положений пункта 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ следует запрет
на исключение недействующего юридического лица из реестра в случае направления/представления в установленном пунктом 3 этой статьи порядке заявления заинтересованного лица (кредитора). При этом повторная процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ не может быть инициирована регистрирующим органом в соответствии с пунктом 1 той
же статьи до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры. Указанная правовая позиция, учитываемая арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела, отражена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2021 № 305-ЭС21-2734, и информация о ней доведена
до территориальных налоговых (регистрирующих) органов письмом ФНС России от 30.07.2021 № КВ-4-14/10747@ «О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 2 (2021)
(пункт 3.3 этого Обзора)».
При этом в силу прямого указания пункта 5 статьи 21.1 Закона
№ 129-ФЗ указанный срок применяется к порядку исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ по основанию наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Ранее позиция судов о том, что в случае направления/представления
в установленном пунктом 3 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ порядке заявления кредитора повторная процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не может быть инициирована регистрирующим органом
в соответствии с пунктом 1 той же статьи до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры доведена до территориальных налоговых (регистрирующих) органов письмом ФНС России от 09.07.2018
№ ГД-4-14/13083 «О направлении Обзора судебной практики по спорам
с участием регистрирующих органов № 2 (2018)», пункт 3.2 этого Обзора.
В рассматриваемом случае Инспекция при внесенной в ЕГРЮЛ записи от 17.04.2019 о поступлении возражений заинтересованного лица
в отношении исключения общества «Измерительные технологии» из ЕГРЮЛ приняла повторное решение от 06.04.2020 № 1962 об исключении этого общества из ЕГРЮЛ как недействующего лица ранее периода, определенного пунктом 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ (12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры исключения организации из ЕГРЮЛ), что противоречит приведенным нормативным требованиям и нарушает,
в том числе права заявителя по настоящему делу.
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 18.05.2015 № 10-П указано на то, что решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
В рассматриваемом случае на момент принятия оспоренного решения
06.04.2020 о предстоящем исключении общества «Измерительные технологии» из ЕГРЮЛ Инспекции было достоверно известно о возражениях лица в отношении исключения этой организации из ЕГРЮЛ и ею
не соблюден срок начала повторной процедуры исключения общества «Измерительные технологии» из ЕГРЮЛ в административной порядке.
Из анализа и содержания статьи 21.1, пунктов 7, 8 статьи 22 Закона
№ 129-ФЗ, нижеприведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, следует, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа; наличие совокупности признаков, изложенных в подпункте «б» пункта 5 статьи 21.1 Закона
№ 129-ФЗ, не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра организации, поскольку применение указанных норм права не должно способствовать освобождению от исполнения обязательств, в том числе подтвержденных в судебном порядке, лишать заявителя как кредитора общества «Измерительные технологии» добиваться исполнения вступившего в законную силу и подлежащего исполнению судебного акта (решения от 29.05.2020) по делу № А40-20558/2020 Арбитражного суда города Москвы.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод граждан и организаций (постановления от 13.06.1996 № 14-П,
от 11.03.1998 № 8-П, от 18.02.2000 № 3-П, от 30.10.2003 № 15-П,
от 19.04.2010 № 8-П, от 22.06.2010 № 14-П, от 29.06.2012 № 16-П,
от 05.12.2012 № 30-П, от 16.04.2015 № 8-П и от 29.11.2016 № 26-П), иное может приводить к недопустимому отступлению от принципов равенства и справедливости (статьи 6 (часть 2), 7, 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации), а потому ссылки Инспекции на не направление корпорацией заявления, отражающего возражения заявителя по исключению общества «Измерительные технологии» из ЕГРЮЛ, не может в сложившейся нормативно-правовой ситуации, ограничивать права и законные интересы заявителя.
В спорной ситуации исключение регистрирующим органом общества «Измерительные технологии» из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона
№ 129-ФЗ проведено с нарушением положений пункта 6 статьи 11,
статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, препятствует реализации права заявителя на судебную защиту, включающего, в том числе и право на исполнение судебного акта.
Согласно правовым позициям, приведенным в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 № 14-П,
от 16.04.2015 № 8-П деятельность государственных органов осуществляются в соответствии с конституционными принципами организации и деятельности органов государственной власти, в том числе связанности государственных органов законом и недопустимости произвольного выбора разных публичных процедур и тем самым изменения по своему усмотрению объема гарантий заинтересованных лиц.
Действия регистрирующего органа по исключению общества «Измерительные технологии» из ЕГРЮЛ повлекли нарушение прав заявителя, утратившего возможность исполнения вступившего в силу судебного акта. Соответствующий правовой подход, учитываемый арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела, отражен
в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2018 № 301-КГ18-8795.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, отраженным в постановлении от 06.12.2011 № 26-П, определениях от 17.01.2012 № 143-О-О, от 24.09.2013 № 1346-О,
от 25.02.2016 № 356-О, от 19.12.2017 № 2981-О, от 19.12.2019 № 3415-О, правовое регулирование, установленное взаимосвязанными положениями статей 21.1 и 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц, предусматривающими в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный - внесудебный - порядок исключения из Единого государственного реестра юридических лиц, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети «Интернет» на сайте Федеральной налоговой службы,
а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из данного реестра.
Кроме того, как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического
лица из реестра, в течение года со дня, когда они узнали или должны
были узнать о нарушении своих прав, что во взаимосвязи с положениями главы 24 АПК РФ, направлено на защиту прав и законных интересов указанных лиц, в том числе путем признания недействительным исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, и реализацию ими права, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26.11.2018 № 2983-О, от 28.02.2019 № 376-О).
Исходя из правовых позиций, выраженных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 № 26-П, гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из Единого государственного реестра юридических лиц (пункты 3, 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ) направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения (пункт 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ) - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета
по обращению этих лиц на основании решения суда. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в указанном постановлении
от 06.12.2011 № 26-П, право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
Корреспондирующие правовые позиции отражены в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 № 10-П.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным (постановления от 06.06.1995 № 7-П, от 13.06.1996 № 14-П, определения от 16.11.2006 № 467-О, от 20.03.2007 № 209-О-О, от 18.01.2011 № 8-О-П).
Доводы регистрирующего органа о том, что наличие у общества «Измерительные технологии» задолженности перед банком не является препятствием для исключения этого общества из ЕГРЮЛ, судом рассмотрены и при изложенных обстоятельствах признаны несостоятельными.
Регистрирующий орган при рассмотрении вопроса о возможности применения упрощенного способа прекращения деятельности юридического лица, исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, при наличии подтвержденных в судебном порядке неисполненных обязательств юридического лица не может исключить такое юридическое лицо из ЕГРЮЛ по одним лишь формальным критериям.
В данном случае, исключение общества «Измерительные технологии» из ЕГРЮЛ, в том числе и ввиду несоблюдения нормативно предусмотренного порядка не соответствует целям указанных норм Закона
о государственной регистрации, нарушает интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Арбитражный суд при оценке доводов сторон учитывает правовые подходы, отраженные в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2018
№ 301-КГ18-8795, от 12.02.2019 № 304-КГ18-18451, основанные на правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации о гарантиях заинтересованных лиц в отношении исключения из ЕГРЮЛ организации
на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
Иные доводы участвующих в деле лиц судом исследованы и признаны не имеющими самостоятельного правового значения для рассмотрения спора по существу.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, принимая
во внимание предусмотренные пунктами 1, 4 статьи 2 АПК РФ задачи судопроизводства в арбитражных судах, при доказанности факта нарушения исключением общества «Измерительные технологии» из ЕГРЮЛ прав и законных интересов заявителя, нарушения нормативно-регламентированной процедуры исключения из ЕГРЮЛ юридического лица, решение регистрирующего органа от 06.04.2020 № 1962 о предстоящем исключении общества «Измерительные технологии» из Единого государственного реестра юридических лиц не может считаться законным и подлежит признанию недействительным, действия регистрирующего органа по внесению 31.07.2020 в ЕГРЮЛ записи об исключении общества «Измерительные технологии» из этого реестра как недействующего юридического лица являются незаконными.
Требования заявителя подлежат удовлетворению, на регистрирующий орган в порядке устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя следует, в том числе возложить обязанность по внесению в ЕГРЮЛ сведений о недействительности записи ГРН 2205900529283 от 31.07.2020 об исключении общества «Измерительные технологии» из ЕГРЮЛ (часть 2, пункт 3 части 4, пункт 3 части 5
статьи 201 АПК РФ).
В силу статьи 112, части 2 статьи 168 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Учитывая, что законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов (органов местного самоуправления) от возмещения судебных расходов,
в связи с этим, если судебный акт принят не в пользу указанных органов, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этими органами в составе судебных расходов (пункт 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства
о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).
Поскольку требования заявителя об оспаривании решения и действий регистрирующего органа признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, расходы заявителя на уплату государственной пошлины
за два неимущественных требования в сумме 6 000 руб. (абзац третий подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21, подпункт 1 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 22 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства
о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»), перечисленной платежным поручением от 27.05.2021 № 216032, с учетом части 1 статьи 110 АПК РФ подлежат отношению на регистрирующий орган и взысканию с него в пользу заявителя.
Государственная пошлина в сумме 6 000 руб., перечисленная заявителем платежным поручением от 09.04.2021 № 149763 подлежит возврату корпорации из бюджета (статья 104 АПК РФ, подпункт 1 пункта 1
статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 104, 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
1. Требования конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Новопокровский»
(ОГРН <***>, ИНН <***>) - Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (ОГРН <***>,
ИНН <***>) удовлетворить.
2. Признать недействительным вынесенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) решение от 06.04.2020 № 1962
о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью «Измерительные технологии» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
из Единого государственного реестра юридических лиц.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы
№ 17 по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Новопокровский» (ОГРН <***>,
ИНН <***>) - Государственной корпорации «Агентство
по страхованию вкладов» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
3. Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи ГРН 2205900529283
от 31.07.2020 об исключении общества с ограниченной ответственностью «Измерительные технологии» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
из Единого государственного реестра юридических лиц.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы
№ 17 по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Новопокровский» (ОГРН <***>,
ИНН <***>) - Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (ОГРН <***>, ИНН <***>) посредством внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о недействительности записи ГРН 2205900529283 от 31.07.2020
об исключении общества с ограниченной ответственностью «Измерительные технологии» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц.
4. В порядке распределения судебных расходов взыскать
с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы
№ 17 по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Новопокровский» (ОГРН <***>,
ИНН <***>) - Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в счет возмещения затрат по уплате государственной пошлины 6 000 (шесть
тысяч) рублей.
5. Возвратить конкурсному управляющему общества с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Новопокровский»
(ОГРН <***>, ИНН <***>) - Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (ОГРН <***>,
ИНН <***>) из бюджета уплаченную в составе платежного поручения от 09.04.2021 № 149763 государственную пошлину в сумме 6 000 (шесть
тысяч) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и
не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья В.В. Самаркин