ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-38819/19 от 27.05.2020 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь       

03.06.2020 года                                                           Дело № А50-38819/2019

Резолютивная часть решения объявлена 27.05.2020года.

Полный текст решения изготовлен 03.06.2020 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Седлеровой С.С.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черепановой С.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению, общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажный трест № 6» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Администрации Краснокамского городского округа (ОГРН <***>; ИНН <***>)

о признании действий незаконными,

при участии:

от  заявителя: не явились, извещены надлежащим образом;

от заинтересованного лица: ФИО1, по доверенности от 14.01.2020, предъявлен паспорт;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажный трест № 6» (далее по тексту – общество, заявитель) обратилось к Администрации Краснокамского городского округа (далее по тексту – заинтересованное лицо, Администрация) с заявлением, содержащим следующие требования:

- признать незаконными действия главы Главы администрации Краснокамского городского округа по приостановлению вывода из эксплуатации участка подземной тепловой сети, принадлежащей ООО «Строительно-монтажный трест № 6», изложенных в письме главы администрации Главы администрации Краснокамского городского округа от 31.10.2019 №01-51/1697;

- обязать Главу администрации Краснокамского городского округа рассмотреть повторно вопрос об выводе из эксплуатации участка подземной тепловой сети;

- взыскать с Администрации Краснокамского городского округа в пользу ООО «Строительно-монтажный трест № 6» госпошлину в размере 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп.

Определением суда от 14 января 2020 года заявление, после устранения недостатков, принято к производству и назначено к рассмотрению на 06 февраля 2020 года, затем предварительное судебное заседание отложено на 11 марта 2020 года.

В ходе предварительного судебного заседания заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) уточнены требования, в соответствии с которым заявитель просит признать незаконным решение Администрации Краснокамского городского округа по приостановлению вывода из эксплуатации участка подземной тепловой сети, принадлежащей ООО «Строительно-монтажный трест № 6», изложенное в письме главы администрации Главы администрации Краснокамского городского округа от 31.10.2019 №01-51/1697.

В качестве способа устранения допущенных нарушений прав  заявителя, просит обязать администрацию Краснокамского городского округа рассмотреть повторно вопрос об установлении нового срока приостановления вывода из эксплуатации участка подземной тепловой сети, принадлежащей ООО «Строительно-монтажный трест № 6».

В обоснование заявленного требования указывает на неправомерность установления срока приостановления вывода из эксплуатации тепловой сети с учетом того, что заявитель несет дополнительные некомпенсируемые финансовые убытки, связанные с эксплуатацией трассы теплопровода.

Заинтересованное лицо с требованиями не согласно по мотивам, изложенным в отзыве. Считает, что оспариваемое решение необходимо рассматривать во взаимосвязи с уведомлением о приостановлении вывода из эксплуатации тепловой сети от 13.09.2019 № 01-51/1439, оно является законным и обоснованным и не нарушает прав заявителя, поскольку Правилами № 889 предусмотрены альтернативные способы восстановления нарушенных прав заявителя при принятии оспариваемого решения.

Представитель Администрации озвученную ранее позицию поддержала, в удовлетворении требований просит отказать в полном объеме.

Заявитель о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте арбитражного суда, явку представителя не обеспечил, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу с учетом положений статьи 123 АПК РФ.

Заслушав представителя Администрации, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ООО «СМТ № 6» является собственником сооружения коммунального хозяйства, протяженностью 62 м, расположенного по адресу: <...> (свидетельство о государственной регистрации права 59-БД 639863 от 02.04.2015).

Указанное сооружение коммунального хозяйства (трасса теплопровода) расположена на земельном участке, площадью 363 кв.м, кадастровый номер 59:07:0010604:383, находящемся по адресу: <...> в районе д. 43, и предоставленного ООО «СМТ № 6» на основании договора аренды земельного участка, заключенного 22.08.2013 с Комитетом имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района (арендодатель) для строительства и эксплуатации инженерного оборудования теплоснабжения к жилому дому.

29.11.2018 ООО «СМТ № 6» направило в адрес администрации Краснокамского городского поселения уведомление от 26.11.2018 о выводе из эксплуатации участка тепловой сети.

Полагая, что заинтересованным лицом допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения по результатам рассмотрения вышеуказанного уведомления, ООО «СМТ № 6» обратилось в суд.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.04.2019 по делу № А50-707/2019 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое бездействие, выразившееся в не рассмотрении уведомления от 26.11.2018 о выводе из эксплуатации тепловых сетей, признано незаконным. На Администрацию возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации – без удовлетворения.

Как следует из пояснений представителя Администрации, после получения постановления апелляционной инстанции, заинтересованным лицом во исполнение решения суда рассмотрено уведомление о выводе из эксплуатации участка тепловой сети. По результатам рассмотрения принято решение о приостановлении вывода из эксплуатации тепловой сети от 13.09.2019 № 01-51/1439. В последующем принятое решение уточнено, в письме от 31.10.2019 № 01-51/1697 сообщено, что определенный в уведомлении срок исчисляется с момента принятия решения до 12.09.2022. 

Заявитель, считая, что Администрация наделена полномочиями по согласованию вывода источника тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации раньше указанного срока (до 12.09.2022), обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со ст. 65 АПК РФ лежит на заявителе.

В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 13, пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), подпунктами 1, 5, 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), Уставом Краснокамского городского округа Пермского края, организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения городского округа.

Организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях (подпункты 1, 5 части 1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 190-ФЗ в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

На основании части 4 статьи 21 Закона № 190-ФЗ собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.

Орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 21 Закона № 190-ФЗ).

Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей установлен Правилами № 889.

В пункте 16 названных Правил установлено, что собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.

Согласно пункту 18 Правил № 889 орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.

В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

О принятом решении в отношении вывода из эксплуатации указанных объектов орган местного самоуправления сообщает лицу, направившему соответствующее уведомление, в течение 7 дней со дня принятия решения.

Орган местного самоуправления в течение 15 дней со дня согласования вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей уведомляет посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении о принятом решении собственников или иных законных владельцев смежных тепловых сетей и источников тепловой энергии, а также собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, находящихся в той же системе теплоснабжения, что и выводимые из эксплуатации источники тепловой энергии и тепловые сети.

Таким образом, Правилами № 889 предусмотрена обязанность органа местного самоуправления рассмотреть поступившее уведомление, согласовать его или приостановить вывод объекта из эксплуатации, а собственники или владельцы объекта обязаны выполнить такое требование.

Как следует из содержания определения арбитражного суда об отказе в наложении судебного штрафа от 07.10.2019 по делу № А50-707/2019 и пояснений представителя Администрации, уведомление о выводе из эксплуатации участка тепловой сети рассмотрено во исполнение решения суда по данному делу после получения постановления апелляционной инстанции. При рассмотрении заявления о наложении судебного штрафа заинтересованным лицом была представлена копия постановления от 29.07.2019 с отметкой о ее получении Администрацией 07.08.2019, служебная записка от 13.0.8.2019 № 872 «Об исполнении решения Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-707/2019».

По результатам рассмотрения принято решение о приостановлении вывода из эксплуатации тепловой сети от 13.09.2019 № 01-51/1439, письмом от 31.10.2019 № 01-51/1697 сообщено, что определенный в уведомлении срок исчисляется с момента принятия решения до 12.09.2022. 

Таким образом, трехгодичный срок  приостановления вывода теплосети из эксплуатации при вынесении оспариваемого решения не нарушен.

Ссылка заявителя на наличие убытков при эксплуатации указанного источника теплоснабжения объектов, не является основанием для удовлетворения заявленных требований. Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889, предусматривают защиту экономических интересов владельца источника тепловой энергии в форме компенсации финансовых убытков. Так, в соответствии с пунктом 19 Правил, в случае если продолжение эксплуатации объектов по требованию органа местного самоуправления ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена компенсация в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, заявителем не доказано, что оспариваемое решение не соответствует законам и иным нормативные правовым актам, нарушает права и законные интересы общества. В удовлетворении заявленных требований следует отказать.

В связи с отказом в удовлетворении требований государственная пошлина по делу относится на заявителя в порядке ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажный трест № 6» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                   С.С. Седлерова