Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
13 мая 2014 года | Дело № А50-4468/2014 |
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суксунском районе Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Муниципальному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Киселевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании обязательных платежей и санкции в общей 5100,66 руб.,
лица, участвующие в деле, о наличии возбужденного производства
и возможности представления в сроки, установленные в определении
о принятии заявления к производству, доказательств, дополнительных документов, извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения
о принятии заявления к производству заказным письмом с уведомлением,
а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,
УСТАНОВИЛ:
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суксунском районе Пермского края (далее – заявитель, фонд, Управление, Управление ПФР) обратилось в арбитражный суд к Муниципальному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Киселевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» (далее – должник, учреждение, страхователь) с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкции в общей сумме 5100,66 руб.: недоимки по страховым взносам
в сумме 4 268,25 руб., в том числе на обязательное пенсионное страхование
в сумме 3 465 руб., на обязательное медицинское страхование
в сумме 803,25 руб., пеней в сумме 407 руб., финансовой санкции
в размере 425,11 рубля. В обоснование требований Управление ПФР ссылается на выявленные по результатам проведенной проверки учреждения нарушения, обусловившие доначисление страховых взносов, начисление пеней и применение финансовой санкции, а также неуплату предъявленных недоимки, пеней и финансовой санкции в установленный требованием фонда
об их уплате срок.
Должник представил отзыв на заявление, считает заявленные требования необоснованными, указывает, что произведенные выплаты работнику учреждения в связи с выходов на пенсию на основании
статьи 17 Закона Пермского края от 12.03.2010 № 587-ПК «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края» (далее также - Закон № 587-ПК) являются пособиями, не подлежащими обложению страховыми взносами, просит в удовлетворении требований отказать.
Рассмотрение дела в порядке упрощённого производства производится без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Суксунского района Пермской области 24.06.1996
(до 01.07.2002), прошло перерегистрацию в налоговом органе по месту учета
- 18.11.2002 (л.д.95-101).
Как бюджетное, так и казенное учреждение осуществляет операции
с бюджетными средствами через лицевые счета, открываемые
в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования)
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
(пункт 8 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях», пункт 4 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Следовательно, на основании части 4 статьи 18,
с учетом положений части 12 этой статьи Федерального закона от 24.07.2009
№ 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) взыскание с должника как бюджетного учреждения недоимок по взносам и пени, штрафов производится в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 1 Закона № 212-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Исходя из положений части 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ, органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации» должник является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что страхователи обязаны, в том числе уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы, вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме.
В соответствии с положениями пунктов 1, 3 части 2 статьи 28 Закона
№ 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, представлять
в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ установлен срок представления расчета по страховым взносам, в соответствии с которым плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
При этом в силу части 2 статьи 10 Закона № 212-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (часть 1 статьи 10 Закона № 212-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения
о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь представляет сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, о каждом работающем у него застрахованном лице, а также сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым Пенсионным фондом РФ (пункт 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год (абзац 13 статьи 1 Закона № 27-ФЗ).
Сведения, предусмотренные пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым ПФР (пункт 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ). Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению.
В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона № 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения
в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
В корреспонденции с указанными положениями статей 15, 16 Закона № 27-ФЗ пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 № 987н (далее – Инструкция № 987н), предусмотрено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Исходя из пункта 34 Инструкции № 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь
в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции от 24.07.2009, действующей с 01.07.2010) за непредставление
в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно
за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
На основании пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной выездной проверки деятельности учреждения за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 (л.д.83-84) фондом в числе прочих выявлены нарушения, выразившиеся
в невключении в состав облагаемых страховыми взносами выплат
за 9 месяцев 2012 года суммы выходного пособия педагогическим работникам при выходе на пенсию – 15 750 рублей. По результатам проведенной проверки Управлением составлен акт от 16.07.2013 (л.д.53-71), на основании которого после рассмотрения материалов выездной проверки вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов
к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 15.08.2013 (л.д.34-51).
Указанным решением фонда от 15.08.2013 учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в общей
сумме 4 409,26 руб., начислены пени в сумме 5 177,88 руб., применены штрафы по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в размере 4 083,65 руб.,
части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в размере 425,11 рубля.
На основании вынесенного решения от 15.08.2013 Управлением в адрес должника направлено требование от 30.08.2013 № 3882 (л.д.18-19) об уплате доначисленных сумм страховых взносов, начисленных пеней и финансовой санкции в общей сумме 5 100,66 руб., в частности, недоимки по страховым взносам в сумме 4 268,25 руб., в том числе на обязательное пенсионное страхование в сумме 3 465 руб., на обязательное медицинское страхование
в сумме 803,25 руб., пеней в сумме 407 руб., финансовых санкций
в размере 425,11 рубля.
Основанием для доначисления страховых взносов и начисления пеней послужили выводы, в том числе, о том, что учреждением допущено занижение базы для начисления страховых взносов на суммы выходного пособия педагогическим работникам при выходе на пенсию
(ФИО1) – 15 750 руб., в свою очередь, применение финансовой санкции по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в размере 425,11 руб. обусловлено непредставлением корректирующих сведений
на 1 застрахованное лицо (ФИО1) за 9 месяцев 2012 года, искажение сведений по которому связано с произведенными доначислениями страховых взносов.
Поскольку добровольно в установленный требованием срок недоимка, пени штраф уплачены не были, фонд на основании частей 4, 12
статьи 18 Закона № 212-ФЗ, части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ обратился
за их взысканием в арбитражный суд.
Исследовав представленные в материалы дела документы, оценив доводы заявителя и должника в порядке статей 9, 65, 71 АПК РФ, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 7, 8 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для их исчисления для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, за исключением сумм, указанных в статье 9 указанного закона.
Статьей 9 Закона № 212-ФЗ определен перечень выплат,
не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии
с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт «д» пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт «и» пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт «б» пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие
4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс) трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статьей 135 Кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими
у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу
в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 15 Кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности
в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности
с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, в том числе выплаты социальной направленности, представляют собой оплату их труда. Указанный вывод согласуется
с позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ
от 14.05.2013 № 17744/12.
Законом № 587-ПК были предусмотрены социальные гарантии педагогическим работникам.
В пункте 3 части 1 статьи 17 названного Закона определено, что
в педагогическим работникам (в том числе руководителям) указанных выше образовательных учреждений при увольнении в связи с достижением пенсионного возраста и выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа работы) выплачивается единовременное пособие
в размере 12 600 рублей.
Таким образом, Законом № 587-ПК, относящимся к законодательным актам субъектов Российской Федерации, педагогическим работникам, выходящим на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более), установлено единовременное пособие, которое не подлежит обложению страховыми взносами в силу действия пункта 1 части 1
статьи 9 Закона № 212-ФЗ.
Как отмечает учреждение в отзыве на заявление фонда, единовременное пособие не входит в заработную плату педагогического работника - не входит в базовую часть, компенсационную выплату и стимулирующую выплату.
Фактически пособие поступает по счету КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи населению» и по коду функциональной структуры расходов (КФСР) 1003 «Социальное обеспечение населения».
В трудовом договоре с работниками данное пособие не включено
в оплату труда, является единовременной социальной выплатой, финансируемой согласно положению Закона № 587-ПК за счет субвенций бюджета Пермского края.
Соответственно, единовременное пособие не является объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Таким образом, доначисление учреждению страховых взносов, начисление пеней, и применение санкции по части 3 статьи 17 Закона
№ 27-ФЗ по отраженным основаниям и предъявление их к взысканию являются неправомерными (статьи 9, 25, 40 Закона № 212-ФЗ, часть 3
статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
При таких обстоятельствах, заявленные требования по приведенным основаниям удовлетворению не подлежат.
В силу статьи 112 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано, а фонд освобождён от уплаты государственной пошлины, распределение последней в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не производится.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л :
Требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суксунском районе Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Муниципальному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Киселевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
VIII вида» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании недоимки, пеней и финансовой санкции в общей сумме 5 100,66 руб.: недоимки
по страховым взносам в сумме 4 268,25 руб., в том числе
на обязательное пенсионное страхование в сумме 3 465 руб., на обязательное медицинское страхование в сумме 803,25 руб., пеней в сумме 407 руб., финансовой санкции в размере 425,11 руб. оставить без удовлетворения.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок,
не превышающий десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на официальном сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет: www.17aas.arbitr.ru.
Судья В.В. Самаркин