ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-4882/20 от 31.07.2020 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь      

06.08.2020 года                                                             Дело № А50-4882/20

Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 06 августа 2020 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Амелиной Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зыряновой М.А.,  рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению коммерческого банка «Ренессанс кредит» (общество с ограниченной ответственностью) (115114, г. Москва, ул. Кожевническая, 14, ОГРН 1027739586291, ИНН 7744000126) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (614016, г. Пермь, ул. Куйбышева, 50, ОГРН 1055901619168; ИНН 5904122386)

третье лицо: Максимов Сергей Вячеславович

об оспаривании предписания,

В заседании приняли участие:

от заявителя: не явился, извещен,

от заинтересованного лица: Артюхина Н.Н., доверенность № 66 от 13.05.2020, удостоверение,

от третьего лица: не явился, извещен.

У С Т А Н О В И Л:

коммерческий банк «Ренессанс кредит» (общество с ограниченной ответственностью) (далее – заявитель, общество) обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене предписания от 18.12.2019 № 2051 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее – заинтересованное лицо).

К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Максимов Сергей Вячеславович.

 В обосновании заявленных требований помимо возражений по редакции пунктов договора заявитель считает, что  Роспотребнадзором нарушены сроки проведения проверки.Оспариваемое Предписание, является приложением к Акту проверки, вынесенной по результатам проверки за пределами срока, установленного распоряжении о проверке, а именно. 18.12.2019, тогда как сроки проверки установлены с 19.11.2019 по 16.12.2019. Распоряжение о продлении сроков проверки в адрес Банка не поступало, не соблюден  обязательный претензионный порядок защиты прав потребителей.Также  отмечает, что в случае отсутствия в жалобе Максимова С. В, адресованной в Роспотребнадзор, доводов о нарушении его прав условиями договора счета, изложенными в п. 2.1.6, п. 2.1.7, п. 2.2.5, п. 4.4, п. 5.3, а основанием проведенной проверки являлась именно его жалоба, с изложенными в ней доводами, то Роспотребнадзор,назначая проверку и направляя в адрес Банка требование предоставить пояснения по п. 2.1.6, п. 2.1.7, п. 2.2.5, п. 4.4, п. 5.3 договора счета вышел за пределы проверки доводов жалобы и своих полномочий при проведении такой внеплановой проверки.

Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по основаниям изложенным  в отзыве на заявление. В обосновании своих доводов приводит нормы действующего законодательства, считает отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований. Основанием для вынесения предписания  послужило нарушение прав потребителя  при заключении договора банковского счета  с учетом редакции пунктов договора 2.1.6., 2.1.7., 2.2.5, 4.2.2., 5.3.

         Третье лицо - Максимов С.В. полностью соглашается с доводами и выводами  административного органа, указанными в отзыве. Просит в удовлетворении требований заявителя отказать.

        Заслушав мнения сторон по делу, исследовав материалы дела и доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ суд пришел к следующим выводам.

06.11.2019 года в адрес Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю поступило обращение Максимова С.B. (вх. № 8086/ж) с жалобой на действия КБ «Ренессанс Кредит» (ООО), выразившиеся во включении в заключенный с ним Договор банковского (текущего) счета для физических лиц от 29.12.2018 года № 91750281768 условий, ущемляющих права потребителя.

29 декабря 2018 года между гр. Максимовым СВ. и КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) заключен Договор банковского (текущего) счета для физических лиц № 91750281768.В своем обращении гр. Максимов СВ. указал, что п. 2.1.6, 2.1.7, 2.2.5, 4.4, 5.3 Договора банковского (текущего) счета для физических лиц № 91750281768 ущемляют его права как потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

В силу абзаца 1 преамбулы Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Частью 1 статьи 1 названного Закона установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

        Статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" определено, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, возникают из любых договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе, в сфере кредитования населения.

29 декабря 2018 года между гр. Максимовым СВ. и КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) заключен Договор банковского (текущего) счета для физических лиц № 91750281768.

Пунктом 2.1.6 Договора банковского (текущего) счета для физических лиц № 91750281768 от 29.12.2018г. предусмотрено, что «Банк обязуется информировать КЛИЕНТА Об изменениях; в Тарифах и порядке обслуживания не менее чем -за 30 (Тридцать) календарных дней до дня их введения путем размещения информации о таких изменениях; и дополнениях по месту нахождения Банка, в его представительствах и внутренних структурных подразделениях, а также на веб-сайте Банка в сети Интернет. Днем извещения КЛИЕНТА считается день размещения БАНКОМ указанных изменений в Тарифах и порядке обслуживания».

В соответствии с п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

На основании статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или Договором.


В соответствии со статьей 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов договора или обычаев не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии -в тридцатидневный срок.

На основании статьи 453 ГК РФ при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном, виде. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства;

Из  заявленной позиции заявителя следует; что размещение, информации об изменениях на веб-сайте Банка в сети Интернет позволяет клиентам независимо от их местонахождения и дальности проживания от представительств и внутренних структурных подразделений Банка своевременно отслеживать изменения в Тарифах и порядке обслуживания клиентов.

В свою очередь  суд установил, что из  содержания пункта 2.1.6 Договора банковского (текущего) счета для физических лиц № 91750281768 от 29.12.2018г. свидетельствует об установлении права банка на одностороннее изменение Тарифов Банка, а также свидетельствует об отсутствии порядка, позволяющего сторонам достичь соглашения о вносимых Банком изменениях, поскольку в данном пункте перечислены лишь варианты, которыми Банк обязан известить клиента об изменениях, а также положения о том, что клиент обязан самостоятельно отслеживать вносимые Банком изменения обращаясь в Банк или знакомиться иными способами, а моментом ознакомления вкладчика с изменениями считается не фактическое ознакомление, а момент, с которого информация об изменениях становится доступной для вкладчика. Кроме этого, в случае отсутствия интернета у Клиента не позволит ему своевременно ознакомиться с внесенными изменениями.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вышеуказанное условие нарушает порядок изменения условий, заключенного договора и противоречит требованиям ст. 310, 450-453 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и ущемляет права потребителя.

Пунктом 2.1.7 Договора банковского (текущего) счета для физических лиц .№ 91750281768 от 29.12.2018г. предусмотрено, что «Банк обязуется уведомлять КЛИЕНТА об операциях по переводу денежных средств со счета посредством почтовых отправлений, по адресу, места регистрации/места жительства электронных средств связи, в: том числе путем направления CMC-сообщений(короткое сообщение текстового формата), в виде E-mail- сообщений (электронных текстовых сообщений) по адресам/номерам телефонов/адресам электронной почты, информация о которых была предоставлена клиентом БАНКУ, иными способами, по усмотрению БАНКА. КЛИЕНТ выражает свое согласие на получение уведомлений указанными способами, осознавая, что такие каналы передачи, информации не всегда являются безопасными, и соглашается нести все риски, связанные свозможным нарушением конфиденциальности, возникающие вследствие, использования таких каналов передачи информации, в том числе связанные с возможным получением информации по счету третьим лицом».

Из  заявленной позиции заявителя следует, что данное условие Договора счета полностью соответствует положениям ст. 421 ГК  РФ и направлено на обеспечение необходимой и достаточной информативности Клиента о соответствующих операциях по счету. При этом каналы такого информирования Банком Клиента могут корректироваться Клиентом путем отзыва ранее предоставленных и предоставления новых.

В свою очередь суд установил, что вышеуказанный пункт не предоставляет Клиенту право отказаться от направления Банком этой информации по незащищенным каналам связи, а также не предоставляет право самостоятельно выбрать безопасный вариант получения информации об операциях по счету, кроме того ограничивает выбор Клиента и непредусматривает право Клиента на получение информации об операциях по счету в отделении Банка, путем обращения непосредственно к сотруднику Банка для получения выписки по счету или справки.

При этом Банк, осознавая последствия нарушения ст.857 ГК РФ о банковской тайне, снимает с себя все негативные последствия, в случае направления информации по указанным  им каналам связи при получении информации третьими лицами.

Согласно пункту 1 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -Гражданский кодекс) банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

В ст.26 ФЗ Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" указано, что кредитная  организация гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону;

Из положений ст.26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" следует, что Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим. Положения вышеуказанной статьи распространяются также на сведения об остатках электронных денежных средств клиентов кредитных организаций и сведения о переводах электронных денежных средств кредитными организациями по распоряжению их клиентов.

Таким  образом, положения пункта 2.1.7 Договора банковского (текущего) счета для физических лиц, согласно которым Банк уведомляет Клиента об операциях по счету путем отправки информации по электронным каналам связи и при этом самостоятельно выбирает способ отправки, а также не несет какой -либо ответственности в случае получения информации третьими лицами, противоречат требованиям ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ст.857 ГК РФ, части 1 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и как следствие ущемляет права потребителя.

Пунктом 2.2.5 Договора банковского (текущего) счета для физических лиц 91750281768 от 29.12.2018г. предусмотрено, что «Банк вправе в одностороннем порядке вносить изменения  в Тарифы БАНКА и порядок обслуживания КЛИЕНТА в части, не влекущей за собой изменение существенных условий Договора».

Из представленной позиции заявителя  следует, что п. 2.1.6. Договора счета ив п. 1.2.14; 1.2.15 Правил дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке, являющихся неотъемлемой частью Договора счета, предусмотрено, что Банк уведомляет Клиента об «изменениях в Тарифах и порядке обслуживания не менее чем за  30 календарных дней до дня их введения путем размещения информации о таких изменениях и дополнениях по месту нахождения Банка, в его представительствах и внутренних структурных подразделениях, а также на веб-сайте Банка а сети Интернет. Днем извещения Клиента считается день размещения Банком указанных изменений в Тарифах и порядке обслуживания.Такое размещение информации представляет собой оферту Банка об изменении Тарифов Банка и порядка обслуживания, срок акцепта которой 30 календарных дней. Если клиент в течение срока для акцепта продолжает исполнять условия Договора счета реализует иные права по указанному договору, не предоставляя в Банк письменный отказ, оферта Банка считается принятой Клиентом. Заемщик вправе отказаться от акцепта оферты Банка. Таким образом, в случае внесения изменений в Договор счета, такие изменения осуществляются в том же порядке, что и заключение договора.

Абзацем 1 пункта 1, абзацем 1 пункта 4 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен  соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, ( императивным нормам действующим в момент его заключения).

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" отношения между Банком России, кредитными организациями их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из пункта 1 статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями .закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, заисключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно статье 836 ГК РФ договор банковского вклада должен быть заключен в письменной форме. Письменная форма договора банковского вклада считается соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой, сберегательным или депозитным сертификатом либо иным выданным банком вкладчику документом, отвечающим требованиям, предусмотренным для таких документов законом, установленными в соответствии с ним. банковскими правилами и применяемыми в банковской практике, обычаями делового оборота. Несоблюдение письменной формы договора банковского вклада влечет недействительное этого договора; Такой; договор является ничтожным.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения, в том числе определение величины процентной ставки по кредиту в зависимости от изменения условий^: предусмотренных в кредитном договоре, процентные ставки по вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению/ с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения, процентные ставки по вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами - индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом.

По договору банковского вклада (депозита), внесенного гражданином на условиях его выдачи по истечении определенного срока либо по наступлении предусмотренных договором обстоятельств, банком не может быть односторонне сокращен срок действия этого договора* уменьшен размер процентов; увеличено или установлено комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Из вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что включение в договор условий о возможности изменения в одностороннем порядке условий договора ведет к ущемлению прав потребителя, поскольку включение в договор условия, содержащего право Банка на одностороннее изменение договора в будущем, таким согласованием (заранее данным согласием потребителем) не является.

Потребитель фактически лишен возможности ознакомиться с обстоятельствами, обуславливающими основания изменения данных условий. Только законом, а не договором определятся возможность изменения банками в одностороннем порядке условий договора для гражданина-потребителя.

Вместе с тем в указанной ситуации изменение условий проходит не по соглашению сторон, а в одностороннем порядке Банком с последующим доведением информации до потребителей путем размещения в подразделениях, а также на сайте Банка (на выбор банка), что является неправомерным. В результате гражданин как сторона в договоре лишен возможности влиять на его содержание, что является ограничением свободы договора и как


 таковое требует соблюдения принципа соразмерности, в силу которого гражданин как экономически слабая сторона в указанных правоотношениях, нуждается в особой защитесвоих прав, что влечет необходимость в соответствующем правовом ограничении свободы договора для другой стороны, то есть для Банка.

Таким образом суд приходит к выводу, что  вышеуказанное условие противоречит требованиям ст.309,310, 450-453, 836 ГК РФ, ст. 29 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банками банковской деятельности", части 1 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «Озащите прав потребителей" ставит в неравное положение потребителя, как участникаграждански правоотношений, по сравнению с положением банка, т.е., ущемляет установленные законом права потребителя.

Пунктом 4.4 Договора банковского (текущего) счета для физических лиц № 91750281768 от 29.12.2018г. предусмотрено, что «Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между БАНКОМ и КЛИЕНТОМ из настоящего Договора, подлежат разрешению в суде по месту нахождения БАНКА в соответствии с действующим законодательством РФ».

В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федераций никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

По общему правилу, установленному статьей 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.

Пунктом 7 статьи 29 ГПК РФ установлено, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора. Выбор между несколькими судами, которым согласно названной статье подсудно дело, принадлежит истцу.

Из приведенных положений законодательства следует, что право выбора суда принадлежа истцу, ограничение этого права ущемляет права потребителя.

Положения пункта 2  статьи 17 Закона о защите прав, потребителей предоставляют потребителю возможность самостоятельно определить суд, в котором будет рассматриваться его требование к контрагенту, в первую очередь исходя из критерия удобства участия самого потребителя в судебном разбирательстве. При этом законодатель не установил процессуальных правил для рассмотрения споров, в которых потребитель является ответчиком, так как по общему правилу иск предъявляется в суд по месту нахождения ответчика (статья 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с этим дела с участием потребителей всегда будут рассматриваться в суде по месту жительства потребителя. Данная гарантия предоставляемая потребителю гражданину законом  не может быть изменена или отменена договором (п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 146 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за; нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров").

При таких обстоятельствах включив в п. 4.4 Договора условие о подсудности спора по месту нахождения Банка общество ограничило права потребителя.

Положения пункта 4.4 Договора банковского (текущего) счета для физических лиц № 91750281768 от 29.12.2018г. противоречат требованиям статьи 17 Закона N 2300-1, ст. 29 ГК РФ, статье 422ГК РФ.

           Пунктом 5.3 Договора банковского (текущего) счета для физических лиц № 91750281768 от 29.12.2018г. предусмотрено, что «В случае изменений законодательства РФ, регулирующего отношения СТОРОН по договору банковского счета, БАНК вправе направить КЛИЕНТУ письменное уведомление об изменении условий настоящего Договора. Договор считается действующим в новой редакции по истечении десяти календарных дней со дня отправления БАНКОМ почтового уведомления КЛИЕНТУ».

Из пояснений  заявителя следует, что данным пунктом в соответствии со ст. 421 ГК РФ РФ сторонами Договора реализованы права установить порядок внесения изменений в условия Договора в случае изменения законодательства.

В силу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, уведомление, с которым закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

В абзаце 2 пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ указано, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Между тем пункт 5.3 Договора необоснованно устанавливает, что отправленная Банком корреспонденция по прошествии 10 календарных дней считается автоматически полученной клиентом, не зависимо от причин. Следовательно, в рассматриваемом случае условия пункта 5.3 Договора устанавливают последствия не с момента доставки соответствующего сообщения потребителю или его представителю, а со дня направления письма.

Таким образом, вышеуказанное условие противоречит требованиям статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и ущемляет права потребителя, поскольку позволяют ввести новую редакцию Договора без наличия фактических доказательств получения Клиентом письменного уведомления об изменениях.

 Таким образом,  судом установлено,  что по результатам проведения внеплановой документарной проверки в отношении КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) Банк допустил включение в Договор банковского (текущего) счета для физических лиц № 91750281768 от 29.12.2018г. условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя.

В силу п. 5.1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

В соответствии с п. 23, 70 Приказа Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров" исполнение государственной функции включает в себя в том, числе принятие мер по результатам проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров. Предписание об устранении выявленных нарушений выдается должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным проводить проверку, лицу, подлежащему проверке, с указанием сроков устранения таких нарушений. В предписании должно быть указано:

1) дата и место выдачи предписания;

2) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность должностного лица Роспотребнадзора, выдавшего предписание;

3) сведения о лице, которому выдается предписание, в том числе наименование и место нахождения (адрес) проверяемого юридического лица, либо фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) и адрес места жительства проверяемого индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации и зарегистрировавшем органе, либо фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) и адрес места жительства проверяемого гражданина;

4) положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие обязательные требования, нарушение которых было выявлено при проверке;

5) требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, и срок их исполнения;

6) срок, в течение которого лицо, которому выдано предписание, должно известить должностное лицо Роспотребнадзора, выдавшее предписание, о выполнении предписания, с указанием способа такого извещения;

7) порядок и сроки обжалования предписания;

8) предупреждение лица, в отношении которого выдается предписание, об административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту невыполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений обязательных требований.

Предписание об устранении выявленных нарушений является приложением к акту проверки и направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, вместе с актом проверки.

Согласно ч. 1, 2 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Таким образом, требования Управления Роспотребнадзора, изложенные в предписании, соответствует законодательству и обязанностям заявителя как кредитной организации.

 Является несостоятельным довод заявителя о процессуальных нарушениях допущенных заинтересованным лицом  при проведении проверки в виду следующего.

Согласно распоряжению о проведении внеплановой проверки от 15.11. 2019г. № 2777 срок проведения проверки составляет с 19 ноября 2019 года по 19 декабря 2019 года.

Согласно акту проверки от 18.12.2019г. № 2947 продолжительность проверки по распоряжению: с 19 ноября 2019 года по 16 декабря 2019 года. Требование от 19.11.2019 № 59-00-07/10-27914-2019 о предоставлении документов получено КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) 29.11.2019года, срок предоставления документов 13.12.2019г. (10 рабочих дней с момента получения).

С 29 ноября 2019г. по 17 декабря 2019г. проведение внеплановой документарной проверки в отношении КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) приостановлено до момента предоставления Банком запрашиваемых документов. 18 декабря 2019 г. КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) согласно требованию № 59-00-07/10-27914-2019 представлены документы вх. № 59-31561-2019 (направлены почтовым отправлением от 09.12.2019г.). Фактическая продолжительность проверки составила: с 19.11.19г. по 29.11.19г.. с 18.12.19г. по 18.12.19г.).

       Согласно ч. 1-ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008  N 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном ст. 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении   органа   государственного   контроля   (надзора),   органа   муниципального

контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном ст. 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

      В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленные муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

      К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Таким образом, из изложенных норм права следует, что документарная проверка фактически может быть проведена после получения проверяющим органом  документов, необходимых для проведения проверки. Из материалов дела видно, что запрошенные Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю документы предоставлены КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) письмом от 04.12.2019 N 05/12191144ио (отправлены согласно штампу на конверте 09.12.2019г., поступили в Управление 18.12.2019г.) то есть после указанного в распоряжении срока окончания проверки. Вышеизложенное свидетельствует о том, что срок документарной проверки Управлением не нарушен и не допущено нарушений указанных в ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ в качестве грубых нарушений проверки являющихся основанием для признания результатов проверки недействительными.

Доводы заявителя о том, что внеплановая проверка КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) была назначена с нарушением условия, установленного подп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ  судом отклонены в виду следующего.

В силу принятия Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" с января 2017 года изменяются требования к рассмотрению Роспотребнадзором (его территориальными органами) обращений потребителей как возможному основанию для проведения соответствующих внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Согласно новой редакции подпункта "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ) необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Роспотребнадзор (его территориальный орган) он  обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Из анализа указанных норм следует, что для граждан, целью обращения которых в Роспотребнадзор (его территориальные органы) является постановка вопроса о проведении в отношении соответствующих юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок, организация и проведение которых регламентированы положениями Закона N 294-ФЗ, названными выше нормой фактически введен обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующем субъекту.

Согласно материалам дела  25.09.2019 г. в КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) от потребителя Максимова С.В. поступило обращение о нарушении его прав (вх. № 31158717) пунктами 2.1.6, 2.1.7, 2.2.5, 4.2.2, 5.3 договора банковского (текущего) счета для физических лиц № 91750281768, впоследствии названный потребитель обратился в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю с заявлением (вх.№ 8086/ж-2019 от 06.11.2019), на основании которого и в соответствии с распоряжением N 70 от 16.01.2019г. заинтересованным лицом  была  проведена внеплановая проверка.

С учетом изложенного, в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ) потребителем данное требование закона выполнено.  

 Оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям. Содержащиеся в оспариваемых пунктах предписания формулировки суд считает доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю. Сроки исполнения оспариваемого предписания являются разумными, а предписание исполнимым. Техническая невозможность выполнения предписанных действий в установленный срок не доказана.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании установленных обстоятельств судом сделан вывод о том, что поскольку заявителем не представлено доказательств несоответствия оспариваемого предписания законодательным нормам, нарушения его прав и законных интересов, оснований для признания предписания недействительным не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В связи с отказом в удовлетворении требований в порядке ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

     В удовлетворении заявленных требований отказать.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия  через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                                Е.В. Амелина