Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
21 июня 2013 года
Дело № А50-8017/2013
Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 21 июня 2013 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Т.Ю. Плаховой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.В. Лузениной рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Кунгурского городского прокурора
к Обществу с ограниченной ответственностью «Уральское» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1, удостоверение ТО № 120592,
от лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении - не явились.
Кунгурский городской прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Уральское» (далее – Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Заявление мотивировано тем, что Общество осуществляет лицензируемую фармацевтическую деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий.
Представитель заявителя на требованиях о привлечении к административной ответственности настаивает по доводам заявления.
В судебное заседание представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте его проведения, не явился. Отзыв на заявление, возражения не направил. В соответствии ст.ст. 123, 124, 156 АПК РФ арбитражный суд решил вопрос о возможности проведения судебного заседания в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд первой инстанции установил следующее.
ООО «Уральское» осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии №ЛО-59-02-000721 от 17.04.2012г., выданной Министерством здравоохранения Пермского края на осуществление фармацевтической деятельности, в том числе розничной торговли лекарственными препаратами, хранение лекарственных препаратов для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в аптеке готовых лекарственных форм, расположенной по адресу: 617470, <...> а.
17.04.2013г. инспектором ЦИАЗ МО МВД России «Кунгурский» совместно с помощником Кунгурского городского прокурора проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности ООО «Уральское», осуществляющего розничную продажу лекарственных средств в аптеке, расположенной по адресу: 617470, <...> а.
В ходе проведения проверки установлено осуществление Обществом фармацевтической деятельности с нарушением п.п. «а», «г», «з» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081.
Результаты проверки зафиксированы в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там предметов и документов от 17.04.2013 г. (л.д. 18), с приложением фотоматериалов (л.д. 19-28).
Выявленные нарушения, установленные поверкой, послужили основанием для вынесения 25.04.2013 г. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
С заявлением о привлечении ООО «Уральское» к административной ответственности заявитель обратился в арбитражный суд.
Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с примечанием к данному пункту ст.14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу п. 47 ст. 12 Федерального Закон РФ от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) фармацевтическая деятельность отнесена к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно подпункту «а» пункта 4 и подпункту «а» пункта 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе, наличие, как у соискателя лицензии, так и у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций).
Проверкой установлено, что аптека ООО «Уральское», расположенная по адресу: <...> «а», находится в двухэтажном отдельно стоящем здании, имеется отдельный вход с улицы, оборудованный крыльцом, состоящим из лестницы с тремя ступенями. При этом лестница пандусом и поручнями не дублируется. Какой-либо другой вход в здание аптеки, приспособленный для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, отсутствует. Также на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверным проемом и входом на лестницу участки пола не имеют предупредительную рифленую и (или) контрастно окрашенную поверхность, световые маячки отсутствуют. На прозрачном полотне входных дверей отсутствует яркая контрастная маркировка.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 утвержден отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
В соответствии с п. 2.3 Отраслевого стандарта аптечные организации в своей работе должны руководствоваться определенными требованиями, установленными государственными стандартами, санитарными, противопожарными правилами и другими нормативными документами, правилами охраны труда и техники безопасности.
В силу пункта 3.1 Отраслевого стандарта все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации. Аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
В пункте 1.2 ОСТа 91500.05.0007-2003 установлено, что настоящий ОСТ является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами и подлежит обязательному исполнению в части защиты жизни и здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73 в соответствии со статьями 2, 3, 6, пунктом 1 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Согласно СНиП установлены следующие требования к доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения:
- лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема (п. 3.9). При этом под пандусом понимается сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой.
- в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (п. 3.13).
- участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки (п. 3.21).
- прозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую. контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной "не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути (п. 3.25).
- вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями (п. 3.32).
Кроме того, статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
То есть создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики и является публичной обязанностью всех вышеназванных лиц.
Соответственно, каждой аптечной организации следует самостоятельно предусмотреть в занимаемом ею помещении возможность входа (выхода) лицам с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
В протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там предметов и документов от 17.04.2013 г. зафиксировано, что в нарушение вышеуказанных нормативных актов, аптека, принадлежащая Обществу, осуществляет розничную реализацию лекарственных средств, не предусмотрев возможность входа (выхода) в помещение аптечной организации людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (входная группа установлена с нарушениями СНиП 35-01-2001 и не дает возможности беспрепятственного входа (выхода) в аптеку.
Таким образом, Обществом нарушены требования п.п. «а», п. 4, п.п «б» п. 5 Положения о лицензировании.
В соответствии с п.п. «г» п. 5 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 6 статьи 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Порядок отпуска лекарственных средств утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 № 785.
Пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств предусмотрено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Согласно п. 6 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 сентября 2010 № 805н «Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи».
В ходе проверки установлено, что в аптеке ООО «Уральское», расположенной по адресу: <...> «а», отсутствуют лекарственные средства, необходимые для оказания медицинской помощи и включенные в Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 сентября 2010 № 805н «Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи».
В частности, на момент проверки отсутствовали следующие лекарственные средства: алгелдрат + магния гидроксид (таблетки, суспензия для приема внутрь), ибупрофен (суспензия для приема внутрь), лоратадин (сироп для приема внутрь).
Лекарственные средства алгелдрат + магния гидроксид (таблетки, суспензия для приема внутрь), ибупрофен (суспензия для приема внутрь), лоратадин (сироп для приема внутрь) входят в Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи (раздел 1 - для аптек: готовых лекарственных форм, производственных, производственных с правом изготовления асептических лекарственных препаратов).
Таким образом, проверкой установлено и документами, представленными в материалы дела, подтверждается нарушение Обществом п.п. «г» п. 5 Положения о лицензировании.
В соответствии с подп. «з» п. 5 Положения о лицензировании лицензиат при осуществлении хранения лекарственных средств для медицинского применения должен соблюдать правила хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Правила хранения лекарственных средств утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н.
Согласно п. 3 указанных Правил в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
В соответствии с п. 7 Правил помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.
Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
Материалами проверки установлено, что в нарушение указанных требований температурный режим в аптеке ООО «Уральское», расположенной по адресу: <...> «а», не отслеживается, график температурного режима в холодильнике № 1 не заполняется с 09.04.2013 по 17.04.2013, график температурного режима в холодильнике № 2 не заполняется с 07.04.2013 по 17.04.2013. Указанное нарушение приводит к несоблюдению температурного режима при хранении лекарственных средств.
Таким образом, Обществом нарушены требования, установленные п.п. «з» п. 5 Положения о лицензировании.
Согласно п. 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подп. «а» - «з» пункта 5 указанного Положения.
Невыполнение ООО «Уральское» требований и условий, предусмотренных подп. «а, г, з» п. 5 Положения о лицензировании, выразившееся в неисполнении требований, предъявляемых к помещениям аптеки, в отсутствии лекарственных средств, предусмотренных Минимальным ассортиментом лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, а также в отсутствии контроля и несоблюдении температурного режима при хранении лекарственных средств является грубым нарушением лицензионных требований и условий, подтверждено представленными в материалы дела документами и не оспаривается ответчиком.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В рассматриваемом случае, вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения выразилась в том, что, получив лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, Общество приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности, которые Обществом не исполняются. Выдача лицензии означает возложение на лицензиата повышенных требований государства к определенному виду деятельности, выраженных в виде лицензионных требований и условий, излагаемых в Положениях о лицензировании или в условиях самой лицензии.
Материалы дела не содержат доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
Арбитражный суд, исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, пришел к выводу о том, что административным органом в материалы дела представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о нарушении Обществом вышеуказанных норм закона, которые относятся к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Уральское» состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушения вышеуказанных нормативных актов подтверждаются материалами дела, установлены в процессуальных документах дела об административном правонарушении.
ООО «Уральское» надлежащим образом извещено о вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, постановление вынесено в присутствии представителя Общества по доверенности ФИО2 (л.д. 39), о чем в соответствующих разделах имеются подписи представителя (л.д. 10-15).
Процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении арбитражным судом не установлено, срок давности, установленный ст.4.5 КоАП РФ на момент рассмотрения заявления не истек.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд находит заявленные требования Кунгурского городского прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении административного наказания суд, учитывая характер выявленного нарушения, совершение правонарушения впервые (иное прокуратурой не доказано), считает обоснованным привлечение Общества к административной ответственности в виде минимального размера штрафа, то есть 40000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Уральское» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>, юридический адрес: 617470, <...>) к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 рублей (сорок тысяч рублей).
Реквизиты для зачисления административного штрафа: получатель – УФК по Пермскому краю (Прокуратура Пермского края), ИНН <***>, КПП 590201001, банк получателя - ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Пермь, р/с <***>, БИК 045773001, КБК 415 1 16 90010 01 0000 140 «прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба», ОКАТО 57401000000, ОКПО 02910605, ОКВЭД 75.23.32).
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Т.Ю. Плахова