ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-10687/2018 от 20.06.2018 АС Приморского края

$!90G8BD-gbfaag!

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-10687/2018

26 июня 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 26 июня 2018 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Баланец А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 29.12.2012)

к Акционерному обществу «АльянсГрупп инвестиции и строительство» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 20.10.2015)

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании: от заявителя – главный консультант отдела административной практики, аналитики, планирования и делопроизводства ФИО1 (доверенность от 29.12.2016 № 52/01); ответчик явку представителей не обеспечил, извещен надлежаще,

установил: установил: Инспекция регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Акционерного общества «АльянсГрупп инвестиции и строительство» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

АО «АльянсГрупп инвестиции и строительство», извещенное надлежащим образом о месте и времени проведения предварительного судебного заседания, для участия в нем своего представителя не направил, возражений относительно перехода к рассмотрению дела не направил.

В силу статей 123, 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проведено в отсутствие ответчика.

В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ в отсутствие возражений ответчика, с согласия заявителя, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Инспекция поддержала заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении. Полагает, что собранным административным материалом установлен факт совершения ООО «АльянсГрупп инвестиции и строительство» административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, и наличие его состава в деянии ответчика, так как ононе исполнило в полном объеме в установленный срок выданное ему предписание об устранении выявленных инспекцией в ходе строительного надзора нарушений в виде отклонений при строительстве объекта капитального строительства от требований проектной документации. Просит применить к обществу административное взыскание в виде административного штрафа.

Общество отзыв на заявление инспекции в материалы дела не представило.

Из материалов дела следует, что АО «АльянсГрупп инвестиции и строительство» является застройщиком объекта капитального строительство «17-ти этажный жилой дом со встроенными офисными помещениями в районе ул. Крестьянская в г. Уссурийске». Проектная документация на строительство объекта подготовлена по заданию застройщика в 2015 году ООО «Энергия». Инженерные изыскания выполнены с декабря 2015 года по январь 2016 года ООО «РосГСК».

Проектная документация на объект прошла негосударственную экспертизу согласно выданному ОАО «Приморгражданпроект» положительному заключению негосударственной экспертизы от 23.05.2016 № 25-2-1-3-0009-16.

Строительство объекта осуществляет генеральный подрядчик ООО «Строительно-монтажное управление № 1».

30.08.2017 и 04.09.2017 на основании и.о. руководителя инспекция РСН и КДС Приморского края от 04.08.2017 № 434-п должностными лицами инспекции проведена внеплановая выездная проверка выполнения застройщиком ранее выданного ему предписания от 17.07.2017 № 03-62/17, в соответствии с которым обществу надлежало в срок до 21.08.2017 осуществить следующие действия:

- представить проектную документацию «17-и этажный жилой дом со встроенными офисными помещениями в районе ул. Крестьянской в г. Уссурийске» Раздел 4 «Конструктивные и объёмно-планировочные решения», часть 2 «Конструкции железобетонные выше отметки 0,000», шифр Э-1502-КЖ2» с внесёнными изменениями, выполненными в соответствии с требованиями раздела 7 ГОСТ Р 21.1101-2013 «Основные требования к проектной и рабочей документации в части армирования колонн , в осях 1-9/А-И с отм. + 17,950 до отм. +35,950 (7-12 этаж) со смещением оси рабочей арматуры 028А4ОО без установки дополнительного стержня 028А4ОО на стыках двух арматурных каркасов КО; в части устройства арматурных каркасов КО с применение хомутов 012А4ОО выполненными из двух скоб 012А4ОО с нахлестом 0,572м.; в части монтажа монолитных железобетонных межэтажных площадок и наклонных лестничных маршей в осях 5-6/Г-Ис отм. +15,250 до отм. +30,250 – пункт 1 предписания;

- представить заключение АО «Приморгражданпроект» г. Владивосток, о том, что изменения, внесённые в проектную документацию «17-и этажный жилой дом со встроенными офисными помещениями в районе ул. Крестьянской в г. Уссурийске» Раздел 4 «Конструктивные и объёмно-планировочные решения», часть 2 «Конструкции железобетонные выше отметки 0,000», шифр Э-1502-КЖ2, не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства - пункт 2 предписания;

- представить приказ об утверждении рабочей документации шифр Э-1502 получившей положительное заключение негосударственной экспертизы № 25-2-1-2-0029-16 от 27.12.2016, выданного АО «Приморгражданпроект», г. Владивосток – пункт 3 предписания;

- представить техническое обследование выполненных работ (устройство монолитных железобетонных колонн с отм. + 18,250 до отм. + 36,000, 7,8,9,10,11,12 этажи, в осях 1-9/А-И; устройство монолитных железобетонных стен с отм. + 18,250 до отм. + 36,000 7,8,9,10,11,12 этажи в осях 1-9/А-И; устройство монолитных железобетонных плит перекрытия с отм низа + 18,250 до отм. низа + 36,000 7,8,9,10,11,12 этажи в осях 1-9/А-устройство монолитных железобетонных межэтажных площадок и наклонных лестничных маршей в осях 5-6/Г-И с отм. +15,250м до отм. +30,250м) при строительстве Объекта соответствующие требованиям СП 13-102-2003 «Правила обследования подтверждающие, что выполненные работы при строительстве объекта соответствуют проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы от 27.12.2016 №25-2-1-0029-16 – пункт 4 предписания;

- не приступать к продолжению строительно-монтажных работы до составления акта об устранении выявленных недостатков устранении выявленных недостатков, согласно ранее выданному ранее предписанию от 17.07.2017 № 03-62/17 – пункт 5 предписания.

По результатам проведенной проверки с учетом предоставленных АО «АльянсГрупп инвестиции и строительство» до ее проведения письмом от 29.08.2017 № 351 об исполнении предписания от 17.07.2017 № 03-62/17, инспекция пришла к выводу о том, что застройщиком не выполнены требования пунктов 2,4 и 5 предписания от 17.07.2017.

Инспекция установила, что застройщик не представил в ее адрес заключение экспертизы по проектной документации шифр Э 1502-КЖ2 изменения 1 в части армирования колонн, в осях 1-9/А-И с отм. ~ 17,950 до отм. +35,950 (7-12 этаж) со смешением оси рабочей арматуры O28А400без установки дополнительного стержня O28А400 на стыках двух арматурных каркасов КО; в части устройства арматурных каркасов КО с применение хомутов O12А400 выполненными из двух скоб O12А400 с нахлестом 0,572м.; в части монтажа монолитных железобетонных межэтажных площадок и наклонных лестничных маршей в осях 5-б/Г-И с отм. +15,250 до отм. + 30,250), о том, что такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.

Помимо указанных нарушений, инспекция выявила, что на объекте произведено увеличение объема выполненных строительных работ, по сравнению зафиксированными в ходе ранее проведенной проверки (акт проверки от 17.07.2017 № 03-544-п).

Также должностные лица инспекции сочли, что застройщиком допущено выполнение кладки внешних стен из андезито-базальтовых блоков 1 этажа в осях 1-9/А-И на отм. - 0,075м до отм. 3,000м; кладки внешних стен из андезито-базальтовых блоков 2 этажа в осях 1-9/А-И на отм. + 3.250м до отм. + 6.000м; кладки внешних стен из андезито- базальтовых блоков 3 этажа в осях 1-9/А-И на отм. +6,250м до отм. +9,000м; кладки внешних стен из андезито-базальтовых блоков 4 этажа в осях 1-9/А-И на отм. +9,250м до отм, + 12,000м; кладки внешних стен из андезито-базальтовых блоков 5 этажа в осях 1-9/А-И на отм. + 12.250м до отм. + 15,000м; кладки внешних стен из андезито- базальтовых блоков 6 этажа в осях 1-9/А-И на отм. + 15,250м до отм. + 18,000м, без устройства горизонтального деформационного шва толщиной 30 мм, горизонтальный шов между наружной стеной и вышележащей плитой перекрытия заполнен цементно-песчаным раствором, закладная, в нарушение требований пункта 9.4 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» Актуализированная редакция. СНИП 3.03.01.87» и требований проектной документации объекта.

Инспекция выявила, что извещение об окончании сроков проведения указанных выше работ ей застройщиком не направлялись, проверка данных работ и применяемых в процессе их осуществления материалов требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации, ответчиком также не проводилась.

При этом должностные лица инспекции констатировали, что в акты освидетельствования скрытых работ по устройству горизонтального деформационного шва толщиной 30 мм с заполнение пеногерметиком у застройщика отсутствовал, равно как отсутствовали такие же акты на устройство кладки внешних стен из андезито-базальтовых блоков 7 этажа в осях 1-9/А-И; на устройство кладки внешних стен из андезито- базальтовых блоков 8 этажа в осях 1-9/А-И

Результаты проведенной выездной проверки отражены должностными лицами инспекции в акте проверки от 04.09.2017 № 03-434-п и послужили основанием для выдачи застройщику предписания от 04.09.2017 № 03-68/17, согласно которому обществу в срок до 30.10.2017 надлежало осуществить следующие действия:

- представить заключение АО «Приморграждаипроект» г. Владивосток, о том, что изменения, внесённые в проектную документацию объекта Раздел 4 «Конструктивные и объёмно-планировочные решения», часть 2 «Конструкции железобетонные выше отметки 0,000», шифр Э-1502-КЖ2, не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства - пункт 1 предписания;

- представить техническое обследование выполненных работ (устройство монолитных железобетонных колонн с отм. + 18,250 до отм. + 36,000, 7,8,9,10,11,12 этажи, в осях 1-9/А-И; устройство монолитных железобетонных стен с отм. + 18,250 до отм. + 36,000, 7,8,9,10,11,12 этажи в осях 1-9/А-И; устройство монолитных железобетонных плит перекрытия с отм. низа + 18,250 до отм. низа + 36,000 7,8,9,10,11,12
этажи в осях 1-9/А) при строительстве объекта подтверждающее, что выполненные работы при строительстве соответствуют требованиям проектной документации – пункт 2 предписания;

- представить техническое обследование выполненных работ (устройство кладки внешних стен из андезито-базальтовых блоков 1 этажа в осях 1-9/А-И на отм. -0,075м до отм. +3,000м; устройство кладки внешних стен из андезито- базальтовых блоков 2 этажа в осях 1-9/А-И на отм. +3,250м до отм. +6.000м; устройство кладки внешних стен из андезито-базальтовых блоков 3 этажа в осях 1-9/А-И на отм. +6,250м до отм. +9,000м; устройство мадки внешних стен из андезито- базальтовых блоков 4 этажа в осях 1-9/А-И на отм. +9,250м до отм. +12,000м; устройство кладки внешних стен из андезито- базальтовых блоков 5 этажа в осях 1-9/А-И на отм. + 12,250м до отм. + 15,000м; устройство кладки внешних стен из андезито- базальтовых блоков 6 этажа в осях 1-9/А-И на отм. + 15,250м до отм. + 18,000м, устройство кладки внешних стен из андезито - базальтовых блоков 7 этажа в осях 1-9/А-И на отм. +18,250м до отм. +21,000м; устройство кладки внешних стен из андезито - базальтовых блоков 8 этажа в осях 1-9/А-И на отм. +21,250м до отм. +24,000м) при строительстве объекта, подтверждающее соответствие таких работ проектной документации – пункт 3 предписания;

- выполнить устройство горизонтального деформационного шва толщиной 30 мм, между наружной стеной и вышележащей плитой перекрытия с 1-ого по 8-ой этажи в осях 1-9/А-И на отм. +3,000м до отм. +24,000м с заполнением его пеногерметиком – пункт 4 предписания;

- представить акты освидетельствования скрытых работ по устройству горизонтального деформационного шва толщиной 30 мм – пункт 5 предписания;

- не приступать к продолжению строительно-монтажных работы до составления акта об устранении выявленных недостатков – пункт 6 предписания.

08.11.2017 и 13.11.2017 на основании распоряжения руководителя инспекция РСН и КДС Приморского края от 11.09.2017 № 497-п должностными лицами инспекции проведена внеплановая выездная проверка выполнения застройщиком ранее выданного ему предписания от 04.09.2017 № 03-68/17.

По результатам проверки инспекция пришла к выводу о том, что предписание обществом фактически не исполнено. В ходе проверки надзорным органом выявлено увеличение объема строительно-монтажных работ, по сравнению с установленными в ходе ранее проведенной проверки объемами (акт проверки от 04.09.2017 № 03-434-п), несмотря на установленный пунктом 6 предписания от 04.09.2017 № 03-68/17 запрет.

Результаты проверки зафиксированы инспекцией в акте проверки от 13.11.2017 № 03-497-п и послужили основанием для выдачи застройщику предписания от 13.11.2017 № 03-91/17, согласно которому обществу в срок до 16.01.2017 надлежало осуществить действия, аналогичные, перечисленным в пунктах 1-3 предписания от 04.09.2017 № 03-68/17, с перечислением их в требованиях вновь выданного предписания в том же порядке.

19.01.2018 и 26.01.2018 на основании распоряжения руководителя инспекция РСН и КДС Приморского края от 21.11.2017 № 644-п должностными лицами инспекции проведена внеплановая выездная проверка выполнения застройщиком ранее выданного ему предписания от 13.11.2017 № 03-91/17. В ходе проверки было установлено, что данное предписание не исполнено в части его пунктов 1, 2. Результаты проверки оформлены актом от 26.01.2018 № 03-644-п, зафиксированы в приложенных фотоматериалах и послужили основанием для выдачи обществу предписания от 26.01.2018 № 03-04/18 с изложением требований, аналогичных требованиям пунктов 1, 2 предписания от 13.11.2017 № 03-91/17, со сроком исполнения до 23.03.2018.

05.03.2018 АО «Альянсгрупп Инвестиции и Строительство» направило в адрес инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края ходатайство о переносе срока проведения проверки исполнения предписания № 03-04/18 от 26.01.2018, которое отдел регионального государственного строительного надзора по Уссурийскому городскому округу удовлетворил и продлил срок исполнения предписания до 13.04.2018.

На основании распоряжения руководителя инспекция РСН и КДС Приморского края от 16.03.2018 № 160-п должностными лицами инспекции проведена внеплановая выездная проверка выполнения застройщиком ранее выданного ему предписания от 26.01.2018 № 03-04/18, в ходе которой выявлено, что данное предписание застройщиком не исполнено.

Результаты надзора зафиксированы в акте проверки от 23.04.2018 № 03-160-п и послужили основанием для вывода инспекции о наличии в деянии АО «АльянсГрупп инвестиции и строительство» признаков совершения им административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

В этой связи инспекция составила в отношении АО «АльянсГрупп инвестиции и строительство», в присутствии его представителя, протокол об административном правонарушении от 23.04.2018 № 52, квалифицировав указанное правонарушение в соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Заявление и материалы административного дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд находит тебование инспекции обоснованным и удовлетворяет его в силу следующего.

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Объективная сторона правонарушения предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Частью 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, строительстве объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов (часть 5 статьи 48 ГрК РФ).

Частью 12 статьи 48 ГрК РФ предусмотрен состав проектной документации объектов капитального строительства с определением ее разделов, в числе которых включены, в том числе архитектурные решения; конструктивные и объемно-планировочные решения; проект организации строительства объектов капитального строительства (пункты 3, 4, 6).

Проектная документация утверждается застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации (часть 15 статьи 48).

В силу части 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы по выбору застройщика, в случае если в соответствии с указанной статьей не предусмотрено проведение государственной экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации.

Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (часть 5 статьи 49 ГрК РФ).

Согласно части 4.6 статьи 49 ГрК РФ подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий вправе осуществлять физические лица, аттестованные в соответствии со статьей 49.1 настоящего Кодекса, по направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате.

В пункте 6 Постановления Правительства РФ от 31.03.2012 № 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» содержится указание на то, что процедура проведения негосударственной экспертизы, в том числе подготовка экспертного заключения, его подписание, утверждение и обжалование, осуществляются в порядке, установленном для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.

Согласно части 9 статьи 49 ГрК РФ результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией).

В статье 54 ГрК РФ предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется, в том числе при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (пункт 1 части 1). В развитие этой нормы Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, подпунктом «а» пункта 2 которого предусмотрено, что при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление строительства объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, осуществляется государственный строительный надзор.

В соответствии со статьей 7 ГрК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности обладают полномочиями по осуществлению государственного строительного надзора.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 54 ГрК РФ, подпунктом «а» пункта 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.

Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации (пункт 3 названного Положения).

Пунктом 3 части 5 статьи 54 ГрК РФ основанием для проведения проверки помимо основания, указанного в пункте 1 настоящей части, является, в том числе, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

В силу пункта 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушения соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Согласно части 4 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

Пунктами 1.1, 1.1.1 и 1.1.2 Положения об инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 № 356-па (далее – Положение), установлено, что Инспекция РСН и КДС Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Таким образом, право органа государственного строительного надзора осуществлять в рамках своих полномочий надзор за объектами, подпадающими под действие государственного строительного надзора, предусмотрено действующим законодательством.

В соответствии с частью 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений, в котором указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Судом установлено, что основанием для выдачи обществу предписания от 26.01.2018 № 03-04/18 послужило выявленное инспекцией в ходе проведения надзора нарушение ответчиком при проведении строительства объекта требований проектной документации, что подтверждает доводы инспекции о нарушении застройщиком положений статьи 52 ГрК РФ.

Суд, следуя установленному выше приведенными нормами права порядку осуществления строительного надзора, принимает во внимание его задачи и предмет, определенные статьей 54 ГрК РФ, подпунктом «а» пункта 2, пунктами 3, подпунктом «а» пункта 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора, учитывая, что истечение срока исполнения застройщиком выданного ему предписания в силу подпункта «б» пункта 3 части 5 статьи 54 ГрК РФ является самостоятельным основанием для проведения проверки.

В период проведения государственного строительного надзора строительства объекта инспекция, несмотря на зафиксированные ранее нарушения требований проектной документации и предъявление застройщику требований об их устранении, инспекция в ходе проведения проверок, неоднократно фиксировала увеличение объема выполненных строительных работ.

При этом требования пунктов 1, 2 предписания от 26.01.2018 № 03-04/18 обусловлены выявлением обстоятельств проведения застройщиком на строящемся объекте строительно-монтажных работ, результат которых привел к нарушению требований проектной документации, в отношении которой проведена негосударственная экспертиза.

Необходимость исполнения как, предписания от 26.01.2018 № 03-04/18, так и ранее выданных предписаний, содержащих аналогичные требования, а равно обоснованность данных требований общество не оспаривает.

Частью 6 статьи 52 ГрК РФ определена обязанность лица, осуществляющего строительство, осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, проектной документацией, требованиями к строительству объекта капитального строительства установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также обязанность по обеспечению устранения выявленных недостатков, не приступая к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков.

Анализ приведенных выше норм права, позволяет суду прийти к выводу о том, что застройщик в соответствии с выданным ему предписанием об устранении выявленных в ходе строительного надзора нарушений обязан обеспечить достоверность предоставляемой надзорному органу информации о произведенных в рамках исполнения такого предписания действий, с учетом ее сопоставимости с фактически предпринятыми мерами по устранению нарушений при строительстве объекта. При этом орган государственного строительного надзора уполномочен на проведение контроля такой информации, в том числе в форме проведения выездных проверок.

Также суд установил, что решением Арбитражного суда Приморского края от 31.01.2018 по делу № А51-22423/2017 признано незаконным предписание Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 04.09.2017 № 03-68/17 в части пунктов 4, 5. В то же время, в части пунктов указанного предписания 1, 3 и частично пункта 2 требования инспекции, признаны арбитражным судом законными.

Исполнение требований от 04.09.2017 № 03-68/17 послужило основанием для проведения инспекцией в последующем вышеперечисленных проверок.

При этом, в последствии требования пунктов 1, 2 оспоренного обществом в судебном порядке предписания аналогичны изложенным впоследствии, том числе в предписании от 26.01.2018 № 03-04/18.

Решение суда от 31.01.2018 по делу № А51-22423/2017 вступило в законную силу, следовательно, согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные судом в рамках указанного спора не подлежат доказыванию вновь в ходе рассмотрения настоящего дела.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7-П, хозяйствующие субъекты не могут быть лишены возможности доказать, что нарушение правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.

В ходе рассмотрения дела № А51-22423/2017 арбитражный суд отклонил доводы общества относительно отсутствия влияния выявленных инспекцией в ходе проверки 04.09.2017 отклонений по устройству монолитных железобетонных колонн, монолитных железобетонных плит перекрытия и кладки внешних стен из андезито-базальтовых блоков на конструктивные особенности здания, обеспечивающие его устойчивость и безопасность, в обоснование его вывода об отсутствии необходимости проведения технологического обследования выполненных работ.

Показатели выявленных инспекций в ходе проверки отклонений заявитель по существу не оспорил. При этом, как указывала инспекция в ходе проведенных впоследствии проверок, выявленные отклонения свидетельствуют о нарушении утвержденных застройщиком проектных решений строительства объекта.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент), безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона.

Оценкой соответствия здания или сооружения в процессе строительства и при его окончании должно определяться соответствие выполняемых работ в процессе строительства, результатов их выполнения и применяемых строительных материалов и изделий требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации (часть 4 статьи 38 Технического регламента).

В силу пункта 2 Технического регламента безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

Выявление отступлений от проекта, снижающих несущую способность и эксплуатационные качества конструкций в силу пункта 4.2 Свода правил по проектированию и строительству «СП 13-102-2003 Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», принятого и рекомендованного к применению в качестве нормативного документа в Системе нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 21 августа 2003 г. № 153, является основанием для проведения технологического обследования.

Согласно разделу заключения от 23.05.2016 № 25-2-1-3-0009-16 негосударственной экспертизы проектной документации объекта конструктивная система здания представляет собой взаимосвязанную совокупность вертикальных и горизонтальных несущих конструкций, которые совместно обеспечивают прочность, жесткость и устойчивость здания.

В силу положений части 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу части 3.5 статьи 49 ГрК РФ подтверждением того, что изменения, внесенные в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, является заключение органа исполнительной власти или организации, проводивших экспертизу проектной документации, в которую внесены изменения.

Частью 3.6. указанной статьи кодекса установлено, что в случае, если в проектной документации, указанной в части 3.5 настоящей статьи, имеются изменения, затрагивающие конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства и (или) приводящие к увеличению сметы на его строительство или реконструкцию в сопоставимых ценах, орган исполнительной власти или организация, проводившие экспертизу проектной документации такого объекта капитального строительства, отказывают в выдаче указанного в настоящей части заключения. В этом случае проектная документация, в которую внесены изменения, подлежит экспертизе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 настоящей статьи.

Пунктом 45 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145, экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза.

Проектная документация на объект прошла негосударственную экспертизу согласно выданному ОАО «Приморгражданпроект» положительному заключению негосударственной экспертизы от 23.05.2016 № 25-2-1-3-0009-16, следовательно, в силу названных норм права отклонение параметров установки конструкций объекта, предусматривает обязательное внесение соответствующих изменений в проектную документацию с последующим проведением экспертизы проектной документации в измененной части.

Данные требования закона застройщиком выполнены не были, а учитывая вышеприведенные характеристики конструкций, обеспечение ими прочности, жесткости и устойчивости здания, и, следовательно, их влияние на его несущую способность, не может быть поставлено под сомнение.

Решением суда от 31.01.2018 по делу № А51-22423/2017 подтверждена правомерность требований пунктов 1, 2 ранее выданного предписания от 04.09.2017 № 03-68/17. Аналогичные требования содержит и предписание от 26.01.2018 № 03-04/18.

Выбор способа реализации содержащихся в данном предписании требований и обеспечение их исполнимости отнесены именно к обязанности ответчика.

Нарушение ответчиком предусмотренных законодательством требований, а также факт неисполнения предписания инспекции в установленный срок, с учетом его продления по ходатайству застройщика, выявлены в ходе проверки, проведенной с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, предусмотренных статьей 54 ГрК РФ.

В материалы дела АО «АльянсГрупп Инвестиции и Строительство» не представлено доказательств отсутствия объективной возможности исполнения предписания от 26.01.2018 № 03-04/18.

Доказательств несоответствия указанного предписания критерию исполнимости ответчик в материалы дела также не представил.

Учитывая изложенное, суд не установил каких-либо обстоятельств, препятствовавших застройщику своевременно исполнить выданное ему предписание в указанной выше части, в связи с чем приходит к выводу о наличии в действиях ответчика вины, определяемой по правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Таким образом, собранными по делу об административном правонарушении доказательствами подтверждены изложенные в протоколе об административном правонарушении факты в части нарушения ответчиком норм и правил при исполнении предписания от 26.01.2018 № 03-04/18, за которые предусмотрена административная ответственность, а также состав административного правонарушения, квалифицируемого согласно части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в действиях подрядчика по невыполнению в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять контрольно-надзорные функции.

Суд проверил соблюдение административным органом порядка составления процессуальных документов и не установил каких-либо нарушений, влекущих отказ в привлечении учреждения к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

Признаков малозначительности вмененного ответчику правонарушения судом в ходе рассмотрения дела не установлено. При этом суд учитывает, что выявленные в ходе проверки нарушения объективно не являются формальными, поскольку выполнение требований проектной документации, а равно осуществление надлежащего строительного контроля, является необходимым условием для обеспечения безопасности строящегося объекта для неограниченного круга лиц, в том числе для граждан, проживающих в непосредственной близости к возводимому объекту капитального строительства.

Кроме того, устройство монолитных железобетонных колонн, монолитных железобетонных плит перекрытия и кладки внешних стен из андезито-базальтовых блоков очевидно влияют на конструктивные особенности здания, обеспечивающие его устойчивость и безопасность. Соответственно, при отклонении результатов таких работ от установленных проектными решениями требований, подтверждение безопасности таких работ могло быть произведено только на условиях предусмотренных законом.

Доказательств исключительного характера допущенных учреждением правонарушений в материалы дела не представлено.

В этой связи оснований для квалификации допущенного обществом правонарушения по правилам статьи 2.9 КоАП РФ объективно не имеется.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Совершение юридическим лицом правонарушения предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50000 до 100000 рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих вину ответчика в совершении административного правонарушения, суд не выявил.

Суд установил, что решениями Арбитражного суда Приморского края от 13.12.2017 по делу № А51-23692/2017, от 03.05.2018 по делу № А51-5304/2018, от 07.05.2018 по делу № А51-2936/2018 АО «АльянсГрупп Инвестиции и Строительство» неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений при строительстве того же объекта.

Принимая во внимание названные обстоятельства, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности ответственности, соразмерности и справедливости наказания, учитывая совершение АО «АльянсГрупп Инвестиции и Строительство» однородного административного правонарушения, суд считает возможным наложить на правонарушителя административное взыскание в пределах санкции, установленной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 55000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Привлечь Акционерное обществе «АльянсГрупп Инвестиции и Строительство» (ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрированное в качестве юридического лица 20.10.2015, расположенное <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 55000 руб. (Пятьдесят пять тысяч рублей).

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию по указанным реквизитам: получатель – Управление Федерального казначейства по Приморскому краю (Инспекция регионального строительства надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края), ИНН <***>, КПП 254001001, банк получателя – Дальневосточное ГУ Банка России, счет 40101810900000010002, БИК 040507001, ОКТМО 05701000, КБК 772 116 900 400 400 00 140, назначение платежа – административный штраф по делу № А51-10687/2018.

Платежный документ об уплате штрафа в 10-дневный срок с момента уплаты представить Арбитражному суду Приморского края.

В случае неуплаты штрафа и непредставления суду доказательств уплаты направить решение на принудительное исполнение.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Нестеренко Л.П.