ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-11106/07 от 26.11.2007 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Владивосток Дело №А51–11106/07

«26» ноября 2007 8–184

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.В. Голоузовой,

рассмотрев в судебном заседании 21 ноября 2007 дело по заявлению

ООО «Транзит-Север-Восток»,

к Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Владивостока,

о признании частично недействительным решения №460 от 09.07.2007,

при участии в заседании:

от заявителя – не явились, извещены надлежащим образом;

от налогового органа – гл. госналогинспектор Руденок С.А. (дов. от 18.05.2007 №10-12/14527, уд. УР №033509), гл. госналогинспектор Губанова В.А. (дов. От 22.02.2007 №10-12/4866, уд. УР №033586);

протокол судебного заседания вёл судья О.В. Голоузова,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Транзит-Север-Восток» (далее – «заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Владивостока (далее – «налоговый орган, инспекция») №460 от 09.07.2007 «О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость» в части отказа в возмещении НДС в сумме 636 477 руб.

Резолютивная часть была оглашена и оформлена судом в судебном заседании 21 ноября 2007, а изготовление решения в мотивированном виде откладывалось в соответствии с п.2 ст.176 АПК РФ.

Оспаривая решение налогового органа, заявитель ссылается на то, что обществом выполнены все условия, предусмотренные ст.ст.165, 176 НК РФ. При этом для подтверждения права на возмещение НДС при применении налоговой ставки 0 процентов в налоговый орган был представлен полный пакет документов, предусмотренный ст. 165 НК РФ. Заявитель указывает, что НК РФ не содержит указаний о том, что поставщиком припасов в подтверждение обоснованности применения ставки 0% и налоговых вычетов должен быть представлен стандартный документ перевозчика (генеральная декларация, коносамент либо список пассажиров) свидетельствующий об использовании припасов судовладельцем судов для платной международной перевозки пассажиров либо для платной и бесплатной международной или коммерческой перевозки товаров.

По мнению заявителя, в соответствии с пп.8 п.1 ст.164 НК РФ компания имеет право на налогообложение по НДС по ставке 0 процентов за февраль 2007 как организация, реализовавшая припасы, помешенные под таможенный режим экспорта, и вывезенные иностранными морскими судами за пределы таможенной территории РФ в установленном законом порядке.

Заявитель указал также, что компания подала в таможенные органы все необходимые документы на вывоз припасов за пределы таможенной территории РФ, при этом таможенные органы подтвердили соблюдение всех условий по таможенному перемещению припасов за пределы РФ.

В судебное заседание 21.11.2007 заявитель не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Налоговый орган, возражая против требований заявителя, в письменных отзывах, указал на то, что принятое им решение является законным и обоснованным. По мнению инспекции, для подтверждения обоснованности применения ставки 0% и налоговых вычетов при реализации припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов налогоплательщик должен представить копии стандартных документов перевозчика с соответствующими отметками таможенного органа, подтверждающими факт использования полученных припасов судовладельцем для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной, либо коммерческой перевозки.

Согласно п.1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.

При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие заявителя по имеющимся в материалах дела документам.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Транзит-Север-Восток» зарегистрировано в качестве юридического лица 28.01.2002 отделом регистрации предприятий Администрации г. Владивостока, внесено в ЕГРЮЛ 22.11.2002, о чем выдано свидетельство о внесении записи серии 25 №01303724.

В проверяемом периоде общество реализовывало топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для эксплуатации морских судов в таможенном режиме перемещения припасов. Налогообложение указанных операций общество производило по налоговой ставке 0% в соответствии с пп. 8 пункта 1 ст. 164 НК РФ.

Деятельность по реализации топлива и горюче-смазочных материалов общество осуществляло на основании контрактов:

1. Контракт №ДП/01/1397/202/2006 от 24.07.2006 г., заключенный с компанией «Asia Shipping Holding Ltd».

2. Контракт № ДП/01/1685/453/2006 от 29.09.2006 г. заключенный с компанией «Finchannel inc.».

3. Контракт № ДП/01/1623/413/2006 от 01.09.2006 г. заключенный с компанией «SELIONA CORP.».

4. Контракт № ДП/01/1706/479/2006 от 17.10.2006 г. заключенный с компанией «СЕА Bunker Pte Ltd».

По условиям контрактов ООО «Транзит-Север-Восток» обязуется поставлять нефтепродукты (бункерное топливо и ГСМ), необходимые для обеспечения эксплуатации судов Заказчика, в соответствии с заявками заказчика, являющимися неотъемлемыми частями контрактов.

Как установлено в ходе судебного разбирательства общество представило в инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за январь 2007 года.

В разделе 1 налоговой декларации по НДС за январь 2007, сумма налога, исчисленная к уменьшению из бюджета, составила 1 161 978 руб.

В разделе 3 налоговой декларации по НДС за январь 2007, сумма налога по реализации товаров (работ, услуг) составила 2 331 537 руб., налоговые вычеты – 855 977 руб. Итого сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет по данному разделу, составила 1 457 560 руб.

В разделе 5 налоговой декларации по НДС за февраль 2007 заявлена реализация по ставке «0» процентов в сумме 17 836 746 руб., заявлены налоговые вычеты по НДС по товарно-материальным ценностям (работам, услугам) в сумме 3 237 265 руб.

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов за январь 2007 и налоговых вычетов общество представило в ИФНС РФ по Ленинскому району пакет документов по перечню, установленному в п. 1 ст. 165 НК РФ, а также копии документов, подтверждающих приобретение и оплату топлива горюче-смазочных материалов: контракт с компанией – заказчиком, банковские выписки, подтверждающие фактическое поступление выручки от инопартнера, инвойсы, бункерные расписки, декларации судовых запасов, межбанковские сообщения о поступлении валютной выручки счета-фактуры, платежные документы, книгу продаж, книгу покупок за январь 2007.

В отношении представленной налоговой декларации налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка, по итогам которой было принято решение №460 от 09.07.2007, которым налоговый орган подтвердил обоснованность применения налоговой ставки по НДС 0 процентов при реализации услуг в сумме 14 006 145 руб. при перевозке экспортируемых товаров, и, соответственно, возместил НДС в сумме 1 204 550,49 руб.

При этом, налоговый орган не подтвердил обоснованность применения налоговой ставки по НДС 0 процентов при реализации топлива в сумме 3 830 601 руб. в таможенном режиме перемещения припасов, и на этом основании отказал в возмещении НДС в сумме 636 477 руб.

Полагая, что решение налогового органа в указанной части нарушает права и законные интересы ООО «Транзит-Север-Восток», и принято в нарушение норм Налогового кодекса РФ, общество обратилось в Арбитражный суд Приморского края за защитой нарушенного права.

Суд, рассмотрев материалы дела, оценив доводы заявителя и налогового органа, считает, что заявленные требования ООО «Транзит-Север-Восток» подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 – 8 п. 1 ст. 164 НК РФ, определяется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 ст. 172 НК РФ, сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 ст. 166 НК РФ.

В соответствии с пунктом 6 ст. 166 НК РФ сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 ст. 164 НК РФ по налоговой ставке ноль процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным в п. 1 этой статьи.

В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы НДС, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), названных в подпунктах 1 – 6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы этого налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, определенных статьей 165 НК РФ.

Из приведенных выше норм права следует, что в рассматриваемой ситуации заявитель обязан был представить как документы, подтверждающие правомерность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации указанных выше товаров (работ, услуг), так и документы, подтверждающие правомерность заявленных налоговых вычетов, а именно счета-фактуры, выставленные продавцами топлива.

Статья 164 НК РФ предусматривает, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации товаров, помещённых под таможенный режим перемещения припасов при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Как лицо, реализующее припасы, вывозимые с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов (пп. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ), ООО «Транзит-Север-Восток» обязано было в соответствии с п.1 ст. 165, п. 5 ст. 174 представить отдельную налоговую декларацию по налоговой ставке 0 % и документы (их копии), подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов, в частности:

- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории РФ;

- выписку банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;

- грузовую таможенную декларацию (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.

При вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляется таможенная декларация на припасы (её копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, налогоплательщик по спорной сумме реализации – 1 477 184 руб. представил в налоговый орган полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, а также документы, подтверждающие фактическое приобретение ГСМ и его оплату.

Довод налогового органа о несоблюдении налогоплательщиком требований п. 1 ст. 164 НК РФ суд отклоняет в силу следующего.

Таможенный режим перемещения припасов введен постановлением Правительства РФ от 09.07.2001 №524 «Об установлении таможенного режима перемещения припасов». Во исполнение постановления от 09.07.2001 №524 ГГК РФ издан приказ от 19.10.2001 №1000 «О таможенном перемещении припасов».

Согласно п. 2 Приложения указанного приказа при перемещении (загрузке) припасов на морские, воздушные суда и в поезда во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации декларирование осуществляется путем представления неполной таможенной декларации в виде письменной заявки на погрузку припасов, составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории РФ стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах.

Решение о выпуске припасов оформляется путем проставления на заявке подписи должностного лица таможенного органа, даты принятия решения и оттиска личной номерной печати. Кроме того, на всех экземплярах заявки должностное лицо таможенного органа проставляет штамп «Погрузка разрешена» и подпись, которую заверяет оттиском личной номерной печати, а также дату принятия решения о возможности выпуска товаров (припасов). Аналогичные требования по оформлению документов, подтверждающих вывоз товаров в таможенном режиме перемещения припасов содержатся в Приказе ГТК РФ от 21.07.2003 №806 «Об утверждении инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории РФ».

Факт реального перемещения припасов с территории РФ подтверждается товаросопроводительными документами – заявками с отметками «Погрузка товара разрешена» таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в режиме перемещения припасов, и отметками «товар вывезен полностью» таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товары вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации, а также бункерными расписками. Поступление валютной выручки от иностранного покупателя подтверждается выписками банка и копиями межбанковских сообщений о поступлении валютной выручки.

Изучив представленные заявителем свифт-сообщения, банковские выписки, инвойсы суд установил, что в свифт-сообщениях имеется ссылка на реквизиты покупателя и получателя денежных средств. Суммы, указанные в свифт-сообщениях, совпадают с суммами, отмеченными в выписках банка и инвойсах, представленных налоговому органу на проверку.

Представлять документы, подтверждающих факт использования припасов судовладельцем для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров НК РФ налогоплательщиков не обязывает, поскольку перечню документов, указанных в ст. 165 НК РФ придается исчерпывающий и обязательный характер, в силу чего требование налогового органа предоставить указанные документы, и вывод по указанному основанию о необоснованном применении налоговой ставки 0 процентов не является основанным на нормах НК РФ.

Требования налогового органа представить транспортные и товаросопроводительные документы, которые включают в себя сведения о способе доставки и маршруте следования товара с учетом вида перевозки или особенностей груза, которыми в частности являются грузовые коносаменты, суд также считает неправомерным, поскольку указанные документы являются внутренними документами компаний перевозчиков, которые они не обязаны представлять.

Суд считает, что при разрешении налоговых споров необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

С учетом изложенного, суд признает, что оспариваемое решение налогового органа в части отказа в применении налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров в сумме 3 830 601 руб. является незаконным.

Разрешая спор о праве ООО «Транзит-Север-Восток» на возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 636 477 руб. суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Как установлено статьей 171 НК Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную общую сумму налога на установленные налоговые вычеты. При этом вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.

Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК Российской Федерации, которым предусмотрено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, из анализа указанных норм следует, что право на налоговый вычет у налогоплательщика возникает при соблюдении им совокупности следующих условий: товары (работы, услуги), имущественные права должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС и приняты к учету, а факт приобретения и оприходования должен подтверждаться соответствующими первичными документами.

При этом, в соответствии с внесенными Законом РФ № 119-ФЗ от 22.07.2005 «О внесении изменений в главу 21 части 2 НК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства РФ о налогах и сборах» изменениями подтверждения факта оплаты не требуется.

Кроме того, п.3 ст.172 НК РФ предусмотрено, что налоговые вычеты в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт производятся только при предоставлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст.165 РФ и на основании отдельной налоговой декларации.

Как установлено судом, для обоснованности права на налоговые вычеты в сумме 636 477 руб., заявленной в налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за январь 2007, ООО «Транзит-Север-Восток» были представлены в налоговый орган договоры на поставку нефтепродуктов, платежные поручения и выписки банка, подтверждающие оплату продукции. Кроме того, обществом были представлены счета-фактуры. Из представленных регистров бухгалтерского учета следует, что операции по оприходованию товара отражены в бухгалтерском учете ООО «Транзит-Север-Восток» в соответствии с принятой методологией и в дальнейшем топливо и горюче-смазочные материалы необходимые для эксплуатации морских судов реализованы в таможенном режиме перемещения припасов во исполнение контрактов с иностранными компаниями.

Учитывая, что при проведении мероприятий налогового контроля в отношении поставщиков ООО «Транзит-Север-Восток» нарушений норм Налогового кодекса РФ в сфере налоговых правоотношений с его стороны при исчислении НДС в бюджет налоговый орган не установил, суд приходит к выводу, что источник возмещения НДС, указанного заявителем в декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за спорный налоговый период, в бюджете сформирован.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд признает, что ООО «Транзит-Север-Восток» выполнены все условия, предусмотренные НК РФ, для включения в состав налоговых вычетов по НДС за январь 2007 по операциям, подлежащим налогообложению по налоговой ставки 0 % суммы в размере 636 477 руб.

В ходе судебного разбирательства налоговый орган пояснил, что претензией к документам, подтверждающим применение вычетов по НДС у него не имеется.

Таким образом, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о наличии у ООО «Транзит-Север-Восток» права на налоговые вычеты в размере 636 477 руб. поскольку общество выполнило все требования, установленные Налоговым кодексом РФ, а налог на добавленную стоимость, заявленный к возмещению, уплачен в бюджет поставщиками в соответствующей сумме. При этом судом не усматривается в действиях заявителя признаков злоупотребления правом, предоставленным ему статьей 176 Налогового кодекса РФ при предъявлении НДС к возмещению из федерального бюджета.

С учетом изложенного, суд считает заявленные требования обоснованными и подтвержденными материалами дела, в связи с чем признает недействительным решение налогового органа в оспариваемой части в полном объеме.

В соответствии с п.47 ст.2, п.1 ст.7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодатель­ные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенст­вованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины про­изводился из бюджета.

Следовательно, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 ста­тьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

Данная позиция подтверждается п.5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №117 от 13.03.2007.

Таким образом, уплаченная заявителем при подаче заявления в суд госпошлина подлежит взысканию с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Владивостока.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока №460 от 09.07.2007 «О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» в части отказа в возмещении НДС в сумме 636 477 руб., как не соответствующее ст. 165 НК РФ.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (Приморский край, г. Владивосток, Океанский проспект, 40) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Транзит-Север-Восток», зарегистрированного в качестве юридического лица 28.01.2002 отделом регистрации предприятий Администрации г. Владивостока, внесенного в ЕГРЮЛ 22.11.2002, свидетельство о внесении записи серии 25 №01303724, государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья О.В. Голоузова