АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-11118/2016
13 марта 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2017 года. Полный текст решения изготовлен 13 марта 2017 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Левченко Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Троцкой З.Н., рассмотрев в судебном заседании заявление Администрации Дальнереченского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований ФИО1 (<...>.), ФИО2 (<...>) о признании решения незаконным
При участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, извещены;
от Управления Росреестра по Приморскому краю: представитель ФИО3 – доверенность от 20.12.2016, паспорт;
от третьих лиц: не явились, извещены;
установил: Заявитель – Администрация Дальнереченского городского округа Приморского края обратился с требованиями о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее Управление Росреестра по Приморскому краю) № 25/016/401/2016-809 от 05.05.2016 об отказе в государственной регистрации обременений; об обязании Управления Росреестра по Приморскому краю осуществить государственную регистрацию обременений нежилых помещений (баня), литер А, площадью 407,80 кв.м., 1927 года постройки, расположенных в одноэтажном нежилом здании по адресу: <...>, предусмотренных п. 3 постановления главы муниципального образования город Дальнереченск от 16.08.2004 № 344 «О проведении конкурса и утверждения условий конкурса по продаже муниципального имущества по ул. Победы, 19», а именно: обязанность использования приобретенного в порядке приватизации объекта по назначению (коммунально-бытовое); постоянное сохранение 30 помывочных мест, в том числе, и при всех последующих сделках с этим имуществом; при возникновении чрезвычайных ситуаций на покупателя возлагается обязанность предоставления приобретенного объекта коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и автотранспорта, в установленный законом срок.
Арбитражный суд, руководствуясь ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований ФИО1, ФИО2.
Управление Росреестра по Приморскому краю требования заявителя оспорило, ссылаясь на то, что ограничение (обременение) в виде ограничения изменения профиля спорного объекта (баня) в течение 5 лет с момента приватизации было зарегистрировано 19.09.2005 и в связи с истечением пятилетнего срока сохранения этого ограничения было снято по заявлению собственника спорного объекта; иные ограничения (обременения), указанные в п. 6.1 договора от 01.10.2004, п. 3 постановления главы муниципального образования город Дальнереченск от 16.08.2004 № 344 не подпадают под перечень ограничений (обременений), предусмотренных федеральными законами, подлежащих государственной регистрации.
Третьи лица требования заявителя не оспорили.
Заявитель, третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства считаются извещенными надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ, в связи с чем настоящее дело было рассмотрено арбитражным судом в судебном заседании согласно ст.ст. 156, 200 АПК РФ в отсутствие заявителя, третьих лиц.
Из материалов дела следует, что 01.10.2004 Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования город Дальнереченск, как продавцом, и ФИО1, как покупателем, был заключен договор № 12 купли-продажи муниципального имущества на конкурсе (далее договор от 01.10.2004), согласно условиям которого продавец передал покупателю в собственность следующее имущество – объект коммунально-бытового назначения: нежилые помещения (баня), литер А, площадью 407,80 кв.м., 1927 года постройки, расположенные в одноэтажном нежилом здании по адресу: <...>.
В силу п. 1.3 договора от 01.10.2004 условием конкурса является ограничение изменения профиля объекта коммунально-бытового назначения (баня) в течение 5 лет с момента приватизации.
Как указано в п. 6.1 договора от 01.10.2004, имущество обременено ограничениями в использовании, а именно: обязанность использования приобретенного в порядке приватизации объекта по назначению (коммунально-бытовое); постоянное сохранение 30 помывочных мест, в том числе, и при всех последующих сделках с этим имуществом; при возникновении чрезвычайных ситуаций на покупателя возлагается обязанность предоставления приобретенного объекта коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и автотранспорта.
В уведомлении № 15/007/2005-252 от 19.09.2005 указано на то, что 19.09.2005 была проведена государственная регистрация ограничения (обременения) права на спорный объект, а именно, ограничение изменения профиля объекта коммунально-бытового назначения (баня) в течение 5 лет с момента приватизации.
25.09.2015 в связи с истечением предусмотренного договором от 01.10.2004 пятилетнего срока ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о снятии зарегистрированного ограничения (обременения).
24.12.2015 ФИО1, как продавцом, и ФИО2, как покупателем, был заключен договор купли-продажи, в соответствии с условиями которого спорное имущество было передано в собственность покупателю.
Переход права собственности на спорное имущество к ФИО2 зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества № 25/000/021/2016-298 от 16.12.2016.
27.04.2016 заявитель обратился в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации ограничений (обременений) права, указанных в п. 6.1 договора от 01.10.2004.
Сообщением об отказе в государственной регистрации от 05.05.2016 № 25/016/401/2016-809 Управление Росреестра по Приморскому краю отказало заявителю в государственной регистрации спорных ограничений, ссылаясь на то, что из п. 1 ст. 4 Федерального Закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») следует необходимость государственной регистрации не любых ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, а лишь тех, обязательность регистрации которых предусмотрена законом.
Заявитель, полагая, что отказ Управления Росреестра по Приморскому краю является незаконным, обратился в суд с требованиями по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что предъявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлен положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения.
Как указано в п. 1 ст. 4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда). Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В силу п. 1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для целей указанного Закона под ограничениями (обременениями) понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, ареста имущества и других).
Из содержания приведенных норм следует необходимость государственной регистрации не любых ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, а лишь тех, обязательность регистрации которых предусмотрена законом.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального Закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.
Согласно п. 2 ст. 31 Федерального Закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» ограничениями могут являться:
1) обязанность использовать приобретенное в порядке приватизации государственное или муниципальное имущество по определенному назначению, в том числе объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
2) обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, - обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения;
3) иные обязанности, предусмотренные федеральным законом или в установленном им порядке.
В п. 4 ст. 30 Федерального Закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (за исключением объектов, указанных в статье 30.1 указанного Федерального закона) является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации таких объектов, но не более чем в течение пяти лет со дня перехода прав на приватизируемое имущество к его приобретателю в порядке приватизации, а объектов социальной инфраструктуры для детей не более чем в течение десяти лет.
Как установлено арбитражным судом и подтверждается материалами дела, ограничение (обременение) права на спорный объект, а именно, ограничение изменения профиля объекта коммунально-бытового назначения (баня) в течение 5 лет с момента приватизации, предусмотренное п. 6.1 договора от 01.10.2004, было в установленном законом порядке зарегистрировано 19.09.2005, и в связи с истечением пятилетнего срока сохранения ограничения (обременения) названое ограничение (обременение) было снято по заявлению собственника спорного объекта.
При таких условиях арбитражный суд приходит к выводу о том, что, поскольку на момент принятия спорного решения ограничение изменения профиля объекта коммунально-бытового назначения (баня) в течение 5 лет с момента приватизации, предусмотренное абз. 1 п. 6.1 договора от 01.10.2004, п. 3.1 постановления главы муниципального образования город Дальнереченск от 16.08.2004 № 344 уже было ранее зарегистрировано, и в связи с истечением пятилетнего срока сохранения этого ограничения снято, то у Управления Росреестра по Приморскому краю отсутствовали правовые основания для повторной государственной регистрации указанного ограничения (обременения).
Также арбитражный суд полагает, что Управлением Росреестра по Приморскому краю правомерно не была проведена государственная регистрация ограничений (обременений), указанных в абз.абз. 2 и 3 п. 6.1 договора от 01.10.2004, п.п. 3.2, 3.3 постановления главы муниципального образования город Дальнереченск от 16.08.2004 № 344.
Согласно п. 1 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 48 правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 № 765, источником данных для формирования подраздела III Единого государственного реестра прав, содержащего записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на объект недвижимого имущества, служат подлежащие обязательной государственной регистрации договоры и иные документы, на основании которых возникают ограничения (обременения) прав.
В п. 49 данных правил указано на то, что в подраздел III Единого государственного реестра прав вносятся записи об ограничениях (обременениях) вещных прав. Этот подраздел состоит из специальных частей, в которые вносятся следующие записи:
запись об аренде;
запись об ипотеке;
запись о сервитуте;
запись о сделках, на основании которых возникают ограничения (обременения) прав (о договорах аренды, договорах участия в долевом строительстве, сделках об уступке прав по договору участия в долевом строительстве и т.п.);
запись об аресте (в том числе запрещении заключения сделок с имуществом, иным образом распоряжаться объектом недвижимости);
запись о прочих ограничениях (обременениях) (в том числе запрещении осуществления регистрационных действий с объектом недвижимости, залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации).
Из анализа приведенных норм права, обстоятельств дела следует, что ограничения (обременения), указанные в абз.абз. 2 и 3 п. 6.1 договора от 01.10.2004, п.п. 3.2, 3.3 постановления главы муниципального образования город Дальнереченск от 16.08.2004 № 344 и за государственной регистрацией которых заявитель обратился в Управление Росреестра по Приморскому краю, не являются ограничениями (обременениями), предусмотренными федеральными законами, подлежащими государственной регистрации.
Арбитражный суд полагает, что фактически наличие предусмотренных в абз. 2 и 3 п. 6.1 договора от 01.10.2004, п.п. 3.2, 3.3 постановления главы муниципального образования город Дальнереченск от 16.08.2004 № 344 ограничений указывает на наличие между сторонами этого договора спора о праве, а именно, спора о необходимости исполнения покупателем спорного объекта определенных обязательств: постоянное сохранение 30 помывочных мест, в том числе, и при всех последующих сделках с этим имуществом; предоставление при возникновении чрезвычайных ситуаций приобретенного объекта коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и автотранспорта.
В связи с этим арбитражный суд полагает, что у Управления Росреестра по Приморскому краю отсутствовали предусмотренные нормами ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основания для государственной регистрации ограничений (обременений), указанных в п. 6.1 договора от 01.10.2004, п. 3 постановления главы муниципального образования город Дальнереченск от 16.08.2004 № 344, что свидетельствует о том, что Управлением Росреестра по Приморскому краю правомерно, в соответствии со ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» было отказано заявителю в государственной регистрации ограничений (обременений).
Таким образом, отказ Управления Росреестра по Приморскому краю в государственной регистрации ограничений (обременений) нежилых помещений (баня), предусмотренных п. 3 постановления главы муниципального образования город Дальнереченск от 16.08.2004 № 344 «О проведении конкурса и утверждения условий конкурса по продаже муниципального имущества по ул. Победы, 19», а именно: обязанность использования приобретенного в порядке приватизации объекта по назначению (коммунально-бытовое); постоянное сохранение 30 помывочных мест, в том числе, и при всех последующих сделках с этим имуществом; при возникновении чрезвычайных ситуаций на покупателя возлагается обязанность предоставления приобретенного объекта коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и автотранспорта, в установленный законом срок, изложенный в сообщении № 25/016/401/2016-809 от 05.05.2016, является законным, как соответствующий требованиям ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно п. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких условиях арбитражный суд приходит к выводу о том, что, поскольку спорный отказ в государственной регистрации ограничений (обременений) на спорный объект недвижимости соответствует нормам ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в удовлетворении предъявленных по настоящему делу требований о признании незаконным отказа в государственной регистрации ограничений (обременений) на спорный объект недвижимости, и, как следствие, об обязании Управления Росреестра по Приморскому краю осуществить государственную регистрацию ограничений (обременений) на спорный объект недвижимости следует отказать в связи с необоснованностью и неправомерностью данных требований.
Согласно ст. 105 АПК РФ, ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты госпошлины по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Левченко Е.А.