ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-11184/2021 от 05.08.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-11184/2021

11 августа 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2021 года .

Полный текст решения изготовлен 11 августа 2021 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Куприяновой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Трояк Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 11.11.1998, место нахождения: 119019, <...>) в лице 289 отдела государственного архитектурно-строительного надзора

к Федеральному государственному унитарному предприятию «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 06.01.2000, место нахождения: 676470, Амурская область, г. Циолковский, тер. Военный городок №10)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, по протоколу № 289/2021-36 от 24.06.2021;

при участии: от заявителя – представитель ФИО1 (доверенность от 09.12.2019), представитель ФИО2 (доверенность от 02.12.2020 № 207/4/350д;

от ответчика – представитель ФИО3 (доверенность от 25.06.2021 № 322),

установил:

289 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее – заявитель, 289 ОГАСН, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» (далее – ответчик, предприятие, ФГУП «ГВСУ по специальным объектам») к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа, по протоколу об административном правонарушении от 24.06.2021 № 289/2021-36.

При отсутствии возражений сторон, в порядке части 4 статьи 137, статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции в присутствии явившихся представителей сторон.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях к нему. Пояснил, что на спором объекте капитального строительства с шифром П-36/13, 2-ой этап строительства включает в себя множество зданий и сооружений, за нарушения при строительстве которых, ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» несет самостоятельную ответственность, согласно нормам действующего законодательства. Указал, что собранным административным материалом установлен факт (событие) совершения ответчиком правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку предприятие,не исполнило в установленный срок, все изложенные в предписании законные требования в отношении объекта - обсыпного хранилища № 4.3 по СПОЗУ, входящего в строительство объекта капитального строительства (шифр объекта П-36/13). Просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заедании не согласился с требованиями заявителя по доводам, изложенным в письменном отзыве. Пояснил , что в соответствии с условиями государственного контракта, какого-либо отдельного разделения объекта строительства «Развитие парковой зоны и парка техники и вооружения в/ч 92088, г. Уссурийск» (шифр объекта П-36/13) на сооружения, здания, помещения и т.д., не предусмотрено, в связи с чем, полагает, что выявленные в ходе проверки и отраженные в актах нарушения в отношении каждого сооружения (обсыпного хранилища, КПП , здания караульного помещения), входящих в единый объект строительства,допущены только на одном объекте и их разделение на отдельные, и в дальнейшем составление акта, и предписания, на каждый объект не законно и не обоснованно. Полагает , что данные нарушения, выявленные в рамках одной проверки одним и тем же контролирующим органом в отношении одного и того же лица, образуют состав одного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ и вынесение по результатам одной проверки, нескольких протоколов о привлечении к ответственности, является повторным привлечением юридического лица к административной ответственности, что не соответствует требованиям Закона. Указал , что за выявленное в ходе проверки административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» уже привлечено к административной ответственности решением Арбитражного суда Приморского края от 28.07.2021 по делу №А51-11185/2021, в соответствии с которым назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб., в связи с чем, просит прекратить производство по делу об административных правонарушениях №А51-11184/2021 , на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.

При рассмотрении дела суд установил , чтомежду предприятием в лице Генподрядчика и Министерством обороны Российской Федерации в лице Государственного заказчика заключен Государственный контракт от 22.05.2017 № 1719187375132554164000000 на полный комплекс работ по проектированию и строительству объекта «Развитие парковой зоны и парка техники и вооружения войсковой части 92088, г. Уссурийск (шифр П-36/13) (далее - спорный объект капитального строительства).

Из пункта 1.12 раздела 23 Госконтракта (стр. 39) следует , что 2-ой этап строительства объекта капитального строительства включает в себя проектирование и строительство сооружений зоны № 4 и согласно подпункту 2.1 пункта 2 раздела 23 Госконтракта (стр. 40) объекты зоны № 4 включают в себя, в том числе, следующие объекты строительства (реконструкции): обсыпные хранилища № 1, № 2, № 3 (отапливаемые) ориентировочной площадью 1 000 кв.м каждое - 3 шт., Караульное помещение на 3 поста ориентировочной общей площадью 182 кв.м -1 шт., Контрольно-пропускной пункт ориентировочной площадью 50 кв.м с площадкой антитеррора - 1 шт. и др.

На основании приказа начальника 289 ОГАСН от 05.04.2021 №53-АХ , должностными лицами органа государственного строительного надзора была проведена не программная документарная проверка исполнения ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» предписаний на спорном объекте капитального строительства, по результатам которой были составлены акты проверки, включая акт от 06.04.2021 № 289-33/2-2021, в котором отражено, что на спорном объекте капитального строительства, объекте – обсыпное хранилище № 4.3 по СПОЗУ не исполнены требования предписания от 04.02.2021 № 289-7/2-2021, выданного на основании акта проверки от 04.02.2021 № 289-7-2021.

Данные обстоятельства явились основанием для выдачи предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 06.04.2021 № 289-33/2-2021, которым в срок до 11.05.2021 предприятию необходимо было устранить выявленные нарушения при строительстве объекта – обсыпное хранилище № 4.3 по СПОЗУ, изложенные в его пунктах 1, 2, 3, 4.

На основании приказа начальника 289 ОГАСН от 04.05.2021 № 69-АХ, должностными лицами органа государственного строительного надзора была проведена не программная документарная проверка исполнения ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» предписаний на спорном объекте капитального строительства , по результатам которой были составлены акты проверки, включая акт от 26.05.2021 №289-53/2-2021, в котором отражено, что предприятием не исполнены требования пунктов 2, 3, 4 предписания от 06.04.2021 № 289-33/2-2021, поскольку не устранены выявленные нарушения при строительстве объекта – обсыпное хранилище № 4.2 по СПОЗУ, а именно:

- В нарушение требований тома 6, раздела 6 проектной документации, пунктов 6.6, 6.18 СП 48.13330.2019 «СНиП 12-01-2004. Организация строительства», пункта 6.15 МДС 12-81.2007 «Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства и проекта производства работ» проект производства работ (ПНР) не утвержден руководителем организации , осуществляющем производство работ по договору генерального подряда;

- В нарушение требований части 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации , подпунктов г, д, е, пункта 5.2 СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений», пунктов 11.13, 11.14 СП 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» выполнение работ по устройству несущих и ограждающих конструкций сооружения (фундаменты, стены, колоны, перекрытие) осуществлялось до проведения освидетельствования грунтов основания под фундаменты с составлением акта освидетельствования, составленного и подписанного геологом изыскательской организации, в результате чего не соблюдались требования в части запрета выполнения последующих работ без освидетельствования работ, оказывающих влияние на безопасность объекта капитального строительства;

- В нарушение требований части 4 статьи 53 Градостроительного
кодекса Российской Федерации, пунктов 5.5.4, 5.5.5 СП 70.13330.2011
«Несущие и ограждающие конструкции», пунктов 14.5.4, 14.5.7 СП
435.1325800.2018 «Конструкции бетонные и монолитные железобетонные.
Правила производства и приёмки работ» не представлены результаты контроля прочности бетона монолитных железобетонных конструкций фундаментов, стен, колон, перекрытий в промежуточном и проектном возрасте по ГОСТ 18105-2010, применяя неразрушающие методы определения прочности бетона по ГОСТ 17624-2012, ГОСТ 22690-2015.

В ходе проверки представлены результаты контроля качества прочности бетона по контрольным образцам, изготовленным у мест бетонирования.

В связи с выявленным неисполнением требований пунктов 2, 3, 4 выданного предписания об устранении нарушений при строительстве , реконструкции объекта капитального строительства от 06.04.2021 № 289-33/2-2021 в установленный срок, уполномоченным должностным лицом административного органа 24.06.2021 составлен протокол об административном правонарушении № 289/2021-36, в котором действия предприятия квалифицированы в соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Заявление и материалы административного дела, в порядке абзаца 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, направлены в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения вопроса о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы заявителя и пояснения ответчика, суд счел заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание.

Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Целью выдачи предписания является устранение выявленного нарушения и предупреждение его последствий.

При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на проверяемое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Таким образом, законность соответствующего правоприменительного акта выступает важным квалифицирующим признаком административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируется законодательством о градостроительной деятельности, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 3 и часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ)).

В соответствии со статьей 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо , осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо , осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

При строительстве объектов капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (пункт 1 части 1 статьи 54 ГрК РФ).

Согласно пункту 1 части 2 указанной статьи предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.

Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации , уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (часть 4 статьи 54 ГрК РФ).

Частью 5 статьи 54 ГрК РФ в число оснований для проведения проверки включены, в том числе: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (подпункт «б» пункта 3).

В силу части 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений.

Таким образом, право органа государственного строительного надзора осуществлять в рамках своих полномочий надзор за объектами, подпадающими под действие государственного строительного надзора, предусмотрено действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 69.1 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов обороны и безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» определено, что федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, является, в том числе Министерство обороны Российской Федерации, на которое возложено осуществление государственного строительного надзора.

Согласно пункту 11 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор (далее - должностное лицо органа государственного строительного надзора) в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 ГрК РФ, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В силу пункта 3 Административного регламента исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности , являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 02.12.2011 № 2300, государственную функцию по осуществлению государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального, строительства в Министерстве обороны РФ осуществляют органы государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ.

Из Приказа Министра обороны РФ от 10.09.2012 № 2790 «О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Министерстве обороны Российской Федерации» и Положения об отделе государственного архитектурно-строительного надзора, утвержденного Приказом начальника Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации от 29.09.2014 № 54 , следует, что должностные лица отделов государственного архитектурно-строительного надзора, уполномочены осуществлять государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, а также составлять протоколы об административных правонарушениях.

Согласно пункту 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органа исполнительной власти, осуществляющего государственный строительный надзор, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Следовательно , 289 ОГАСН уполномочен осуществлять проверку соблюдения организационно-правового порядка строительства, выносить предписание об устранении нарушений, выявленных в ходе такой проверки, требовать исполнения этого предписания , а в случае его невыполнения составить протокол об административном правонарушении в соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, исходя из положений пункта 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, пункта 3 Административного регламента, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.12.2011 № 2300, приказа Министра обороны Российской Федерации от 10.09.2012 № 2790 и Положения об отделе государственного архитектурно-строительного надзора, утвержденного приказом начальника Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации от 29.09.2014 № 54

На основании пункта 16 статьи 1 ГрК РФ застройщиком признается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3 статьи 52 ГрК РФ).

Обязанность по соблюдению требований федеральных законов, нормативных правовых актов и нормативных документов, в том числе, строительных норм и правил, при осуществлении строительства объекта капитального строительства возложена на всех субъектов строительства в силу закона. Указанная публичная обязанность по соблюдению установленных требований подлежит выполнению всеми участниками гражданско-правовых отношений.

В соответствии с пунктом 13 статьи 1 ГрК РФ строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

На основании пункта 10 этой же статьи под объектом капитального строительства понимается - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение покрытие и другие).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ) объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения) , а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

В порядке части 6 статьи 3 Закона № 384-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения) , а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.

Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 и настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий (часть 2 статьи 5 Закона № 384-ФЗ).

Согласно пункту 6 части 2 статьи 2 Закона № 384-ФЗ здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (пункт 21 части 2 статьи 2 Закона № 384-ФЗ).

Пунктом 23 части 2 статьи 2 Закона № 384-ФЗ установлено , что под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Как следует из абзаца 4 пункта 8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.

Судом установлено и не опровергается ответчиком , он является Генеральным подрядчиком и осуществляет строительство объекта капитального строительства на основании заключенного с Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) государственного контракта от 22.05.2017 № 1719187375132554164000000 на полный комплекс работ по проектированию и строительству объекта «Развитие парковой зоны и парка техники и вооружения войсковой части 92088, г. Уссурийск (шифр П-36/13).

Согласно пункту 1.12 раздела 23, подпункта 2.1 пункта 2 раздела 23 государственного контракта, 2-й этап строительства включает в себя проектирование и строительство сооружений (объектов) зоны № 4, которая включает в себя, в том числе объект - обсыпное хранилище № 4.3 по СПОЗУ.

Заявитель в обоснование своих требований указал , что во исполнение требований «Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполненных работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7 (РД-11-05-2007)), в целях учета, выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, техническим заказчиком в 289 ОГАСН , в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 раздела 23 Госконтракта , зарегистрированы 5 общих журналов работ, т.е. по числу зданий и сооружений (объекты зоны № 4) из состава 2-го этапа строительства на : обсыпные хранилища № 1, № 2, № 3 (отапливаемые) ориентировочной площадью 1 000 кв. м каждое - 3 шт., караульное помещение на 3 поста ориентировочной общей площадью 182 кв.м - 1 шт., Контрольно-пропускной пункт ориентировочной площадью 50 кв.м с площадкой антитеррора - 1 шт. , сославшись на пункт 3 названного РД-11-05-2007 , согласно которого, общий журнал работ является основным документом, отражающим последовательность осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе сроки и условия выполнения всех работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, а также сведения о строительном контроле и государственном строительном надзоре.

Также заявитель указал, что ведение исполнительной технической документации (акты освидетельствования скрытых работ, исполнительные геодезические схемы и др.) осуществляется отдельно по каждому зданию (сооружению) из состава 2 этапа строительства, а не в общем , на весь этап, которая уполномоченными представителями ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» была представлена в ходе проведения надзорных мероприятий.

Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Таким образом , 2 - ой этап строительства объекта капитального строительства с шифром П-36/13 включает в себя несколько зданий и сооружений , каждое из которых представляет собой отдельную объемную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, при строительстве которых, лицом осуществляющим строительство, ведется отдельный учет последовательности осуществления строительства, в том числе сроков и условий выполнения всех работ при строительстве, а также по отдельности осуществляется ведение исполнительной технической документации (акты освидетельствования скрытых работ, исполнительные геодезические схемы и др.).

В спорных правоотношениях ответчик уполномочен Государственным заказчиком на осуществление услуг заказчика (застройщика) в части строительства объектов Министерства обороны Российской Федерации , осуществления контроля и технического надзора за выполнением строительных работ, в связи с чем, обоснованно идентифицирован органом строительного надзора в качестве лица, на которое возложены обязанности по соблюдению установленных законодательством норм и правил в области строительства спорного объекта капитального строительства, в том числе его

В связи с изложенным, и исходя из установленных обстоятельств по делу , за нарушения требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований к зданиям и сооружениям при строительству объекта капитального строительства, в том числе при применении строительныхматериалов (изделий), выявленные в ходе проверки при строительстве каждого, из числа предусмотренных к строительству объектов зоны № 4 в составе 2 - го этапа строительства, ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» несет самостоятельную ответственность, согласно нормам действующего законодательства.

Таким образом, ответчик как хозяйствующий субъект, специально созданный для достижения соответствующих целей и призванный реализовать ряд значимых договорных условий, фактически исполняющий требования (условия) Государственного контракта и принявший на себя предусмотренные этим контрактом обязательства, выступает самостоятельным субъектом административной ответственности при осуществлении определенных видов строительной деятельности.

В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Закона № 384-ФЗ характеристики безопасности здания или сооружения - это количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.

В статье 35 названного Закона установлено , что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

Оценка соответствия здания или сооружения в процессе строительства , а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется, в том числе в целях удостоверения соответствия характеристик здания или сооружения, установленных в проектной документации, требованиям настоящего Федерального закона перед началом строительства здания или сооружения, а также периодического удостоверения соответствия характеристик эксплуатируемого здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации для подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации здания или сооружения (пункты 2, 4 части 1 статьи 38 Закон № 384-ФЗ).

На основании части 1 статьи 53 ГрК РФ лицом , осуществляющим строительство, а в случае осуществления строительства на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком должен проводиться строительный контроль в процессе строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (часть 2 статьи 53 ГрК РФ).

В порядке части 4 статьи 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом , осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции , капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ , а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с частью 8 статьи 53 ГрК РФ порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение № 468).

В силу пункта 2 данного Положения предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Согласно пункту 3 Положения № 468 строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство; застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).

Данным Положением в пункте 5 установлены контрольные мероприятия, осуществляемые подрядчиком (лицом, осуществляющим строительство), перечень мероприятий, которые должны им выполняться и за которые он несет ответственность.

На основании пункта 9 Положения № 468 в ходе контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов осуществляется проверка в том числе: соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствие требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации; соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил.

Госстроем России постановлением от 19.04.2004 № 79 одобрены и введены в действие с 01.01.2005 Строительные нормы и правила Российской Федерации СНиП 12-01-2004 с СП 48.13330.2019, которые утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.12.2019 № 861/пр и введены в действие с 25.06.2020.

Настоящий свод правил 48.13330.2019 разработан в целях обеспечения соблюдения требований Закона № 384-ФЗ.

В силу пункта 6.1 СП 48.13330.2019 к организационно-технологической документации относятся, в том числе проекты производства работ (ППР).

Проект производства работ разрабатывается на строительство здания или сооружения в целом, на возведение их отдельных частей (подземная и надземная части, секция, пролет, этаж, ярус и т.п.), на выполнение отдельных строительно-монтажных и специальных строительных работ (пункт 6.4 СП 48.13330.2019).

Проект производства работ может выполняться в полном объеме и в неполном объеме (пункт 6.5 СП 48.13330.2019).

На основании пункта 6.6 СП 48.13330.2019 проект производства работ на строительство здания или сооружения в целом, возведение их отдельных частей, утверждается руководителем организации - исполнителя работ по договору генерального подряда.

В силу пункта 6.18 СП 48.13330.2019 проекты производства работ в полном и неполном объемах разрабатываются лицом , осуществляющим строительство , с утверждением ответственным лицом (главным инженером проекта).

В дополнение и развитие СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» разработаны Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства и проекта производства работ (МДС 12-81.2007), которые рекомендуется использовать строительно-монтажными организациями и проектно-технологическими институтами для разработки проектов организации строительства и проектов производства работ.

Согласно пункту 4.1 МДС 12-81.2007 строительство предприятий, зданий и сооружений осуществляется в соответствии с проектной документацией - проектом (рабочим проектом), проектом организации строительства и проектами производства работ.

Проект производства работ составляется по рабочим чертежам на основе проекта организации строительства на работы подготовительного периода строительства, на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ, а также на возведение объекта в целом и (или) его составные части.

На основании пункта 4.3 МДС 12-81.2007 проект производства работ разрабатывается с целью выбора наиболее эффективной технологии строительно-монтажных работ , способствующей сокращению строительства и улучшению качества работ и разрабатываются на возведение объекта в целом и (или) его составные части, на работы подготовительного периода строительства, а также на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ (пункт 6.2 МДС 12-81.2007).

В соответствии с пунктом 6.15 МДС 12-81.2007 проект производства работ утверждается главным инженером генподрядной строительной организации, а разделы проекта по монтажным и специальным строительным работам - главными инженерами соответствующих субподрядных организаций.

Утвержденный проект передается на стройплощадку до начала производства работ.

Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений. «СП 246.1325800.2016. Свод правил», утверждено Приказом Минстроя России от 19.02.2016 № 98/пр и введено в действие с 14.03.2016.

В силу пункта 1.2 данный Свод правил распространяется на деятельность юридических лиц (проектных организаций), а также физических лиц с момента их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, к которым применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 4.9 СП 246.1325800.2016 при проведении авторского надзора необходимо руководствоваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации , техническими регламентами, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право, в пределах своих полномочий, осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, национальными стандартами, утвержденной в установленном порядке проектной документацией и разработанной на ее основе рабочей документацией, а также настоящим сводом правил.

Перечень функций , обязательных к выполнению при осуществлении авторского надзора в процессе строительства объекта капитального строительства, перечислены в пункте 5.2 СП 246.1325800.2016.

Свод правил СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» утвержден приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) от 25.12.2021 № 109/ГС и введен в действие с 01.07.2013.

Настоящий свод правил разработан с целью повышения качества выполнения строительно-монтажных работ , долговечности и надежности зданий и сооружений, а также уровня безопасности людей на строительной площадке, сохранности материальных ценностей в соответствии с Законом № 384-ФЗ, повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими и международными нормативными документами; применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки.

Требования настоящего Свода правил следует учитывать при проектировании конструкций зданий и сооружений (пункт 1.1 СП 70.13330.2012).

Согласно пункту 5.5.1 СП 70.13330.2012 для обеспечения требований, предъявляемых к бетонным, бетонным с композитной полимерной арматурой и железобетонным конструкциям, следует производить контроль качества бетона, включающий в себя входной, операционный и приемочный.

При приемочном контроле устанавливают соответствие фактических показателей качества бетона конструкций всем нормируемым проектным показателям качества бетона (пункт 5.5.4 СП 70.13330.2012).

Контроль прочности бетона монолитных конструкций в промежуточном и проектном возрасте следует проводить статистическими методами по ГОСТ 18105, ГОСТ 31914, применяя неразрушающие методы определения прочности бетона по ГОСТ 17624 и ГОСТ 22690 или разрушающий метод по ГОСТ 28570 при сплошном контроле прочности (каждой конструкции) (пункт 5.5.5 СП 70.13330.2012).

Свод правил 435.1325800.2018 «Конструкции бетонные и железобетонные монолитные. Правила производства и приемки работ» утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 26.11.2018 № 746/пр и введен в действие с 27.05.2019.

Настоящий свод правил распространяется на производство , контроль и приемку работ при строительстве зданий и сооружений из монолитных бетонных и железобетонных конструкций с применением легкого, мелкозернистого и тяжелого бетонов и фибробетона и устанавливает общие требования к бетонным смесям, бетонам, опалубкам и арматурным изделиям; к производству, контролю и приемке опалубочных, арматурных и бетонных работ; приемке готовых монолитных бетонных и железобетонных конструкций (пункты 1.1, 1.2 СП 435.1325800.2018).

Согласно пункту 14.5.1 СП 435.1325800.2018 при выполнении операционного контроля бетонирования проверяют соответствие способов и режимов бетонирования, условий твердения бетона в конструкции предписанным в ППР.

В пункте 14.5.4 СП 435.1325800.2018 установлено, что при приемке монолитных конструкций на строительной площадке контроль качества бетона должен осуществляться комплексным применением следующих методов испытаний и контроля:

- показателей качества бетона по прочности в конструкциях по ГОСТ 18105;

- морозостойкости по ГОСТ 10060;

- водонепроницаемости по ГОСТ 12730.5;

- истираемости по ГОСТ 13087;

- диффузионной проницаемости для углекислого газа по ГОСТ 31383. Показатели диффузионной проницаемости бетона приведены в таблице 1 ГОСТ Р 52804-2007.

Для конструкций, работающих в условиях агрессивной среды, бетон конструкций должен отвечать требованиям ГОСТ 31384 и СП 28.13330 (пункт 14.5.7 СП 435.1325800.2018).

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 635/12 утвержден Свод правил 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» СНиП 3.02.01.87 и введен в действие с 01.01.2013.

Настоящий свод правил содержит указания по производству и оценке соответствия земляных работ, устройству оснований и фундаментов при строительстве новых, реконструкции зданий и сооружений. Свод правил разработан в развитие СП 22.13330 и СП 24.13330.

При подготовке оснований и устройстве фундаментов земляные, каменные, бетонные и другие работы должны выполняться с учетом требований СП 48.13330, СП 70.13330 и СП 71.13330 и разработанного для объекта ППР (пункт 11.1 СП 45.13330.2012).

Пунктом 11.13 СП 45.13330.2012 установлено, что в актах приемки оснований, составляемых геологом изыскательской организации, необходимо: провести оценку соответствия грунтов основания предусмотренным в проекте; указать поправки, внесенные в проект оснований и фундаментов, а также в проект производства работ после промежуточных проверок оснований; дать рекомендации по дальнейшим работам.

К актам приемки оснований прилагают следующие документы: материалы испытаний грунтов, выполненных как в процессе текущего контроля производства работ, так и при приемке основания; акты промежуточных проверок и приемок скрытых работ; журналы производства работ; рабочие чертежи по фактически выполненным работам (пункт 11.14 СП 45.13330.2012).

В соответствии со статьей 58 ГрК РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеперечисленные нормы права, предприятие несет обязанность по осуществлению строительства спорного объекта капитального строительства, включающего в себя, в том числе объект – обсыпное хранилище № 4.3 по СПОЗУ, в соответствии проектной документацией, техническими регламентами, нормами, правилами.

Тем не менее, как следует из материалов дела, предприятием при строительстве спорного объекта капитального строительства на объекте - обсыпное хранилище № 4.3 по СПОЗУ нарушаются обязательные требования, установленные проектной документацией «Том 6. раздел 6. «Проект организации строительства. П-36/13-ПОС/2», пунктами 6.6, 6.18 СП 48.13330.2019, пунктом 6.15 МДС 12-81.2007, частью 4 статьи 53 ГрК РФ, подпунктами «г», «д», «е», пункта 5.2 СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений», пунктами 11.13, 11.14 СП 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», пунктами 5.5.4, 5.5.5 СП 70.13330.2011 «Несущие и ограждающие конструкции», пунктов 14.5.4, 14.5.7 СП 435.1325800.2018 «Конструкции бетонные и монолитные железобетонные. Правила производства и приемки работ», что отражено в актах проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 06.04.2021 № 389-33/2-2021, от 26.05.2021 № 289/53/2-2021.

Таким образом , у 289 ОГАСН имелись основания выдачи предприятию предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 06.04.2020 № 289-33/2-2021, содержащего требования об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, зафиксированных надзорным органом в акте проверки от 06.04.2021 № 389-33/2-2021, которое не было исполнено в полном объеме и в установленные сроки в части, изложенных в нем требований пунктов 2, 3, 4 и данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 26.05.2021 № 289-53/2-2021 и не оспариваются ответчиком.

При этом , судом отмечается, что предписание содержит доступные для понимания формулировки относительно конкретных действий, изложенных в пунктах 1-4 документа и направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо было совершить предприятию в срок до 11.05.2021.

Судом установлено, что предписание адресовано надлежащему лицу, которое , в соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ, признается лицом, осуществляющее строительство рассматриваемого спорного объекта капитального строительства.

При этом, предприятие не представило в материалы дела доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить в установленные сроки и в полном объеме предписание по объективным причинам либо вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, также предприятие не доказало, что государственный надзорный орган предоставил неразумный срок для выполнения требований указанного предписания.

Поскольку предписание носит административно-властный характер, природа и назначение данного ненормативного акта, исходя из его названия и функций управления, заключается в необходимости обязательного выполнения всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу.

Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Принимая во внимание изложенное, суд находит правильным вывод административного органа в протоколе об административном правонарушении от 24.06.2021 № 289/2021-36 о том, что действия ответчика по неисполнению законного предписания органа государственного строительного надзора образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Довод представителя ответчика о повторности привлечения к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения , со ссылкой на дело №А51-11185/2021, рассмотренное Арбитражным судом Приморского края по заявлению 289 ОГАСН о привлечении предприятия к ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ и указав , что по итогам проверки, оформленной 06.04.2021 тем же контролирующим органом актами проверок по каждому отдельному строению - обсыпные хранилища № 4.1, № 4.2, №4.3 по СПОЗУ , контрольно-пропускной пункт № 4.6 по СПОЗУ, здание караульного помещения № 4.5 по СПОЗУ, которые входят в один объект капитального строительства, были выписаны предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 06.04.2021 по каждому объекту и в дальнейшем составлены несколько протоколов за их не исполнение, тогда как в соответствии с условиями государственного контракта спорный объект капитального строительства не разделен на отдельные объекты строительства, отклоняется судом.

Судом отмечается , что предписания, выданные в отношении 5 объектов, входящих в состав 2-го этапа (Объекты зоны № 4) строительства спорного объекта капитального строительствана основании актов проверки от 06.04.2021 № 289-31/2-2021, от 06.04.2021 № 289-32/2-2021, от 06.04.2021 № 289-33/2-2021, 06.04.2021 № 289-34/2-2021, от 06.04.2021 № 289-35/2-2021, на которые ссылается предприятие, им не оспаривались в установленном законом порядке. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Данными предписаниями для предприятия установлены сроки для исполнения изложенных в них требований по каждому объекту строительства - обсыпные хранилища № 4.1, № 4.2, № 4.3 по СПОЗУ, контрольно-пропускной пункт № 4.6 по СПОЗУ, здание караульного помещения № 4.5 по СПОЗУ, исходя из выявленных на них конкретных нарушений.

Таким образом, каждое выданное предписание является самостоятельным ненормативным правовым актом, и ответственность наступает за не исполнение каждого из них.

Оснований считать, что предписание от 06.05.2021 № 289-33/2-2021 является незаконным и нарушает права и законные интересы предприятия, суд не установил, следовательно, оно подлежало обязательному исполнению предприятием в установленный срок (до 11.05.2021).

Кроме того , предписание является исполнимым, поскольку в нем указаны описание, характер, конкретный вид нарушений с указанием ссылок на статьи (пункты, части статей) технических регламентов, нормативных правовых актов, листы (страницы) проектной документации, требования которых нарушены, а также установлен срок устранения выявленных нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта обсыпное хранилище № 4.3 по СПОЗУ, входящего во 2-ой этап капитального строительства объекта (шифр П-36/13), как отдельное сооружение (здание).

Материалами дела подтверждается и предприятием по существу не оспаривается факт невыполнения в установленный срок пунктов 2, 3, 4 законного предписания от 06.04.2021 № 289-33/2-2021 органа государственного строительного надзора, выданного в отношении отдельного строения – обсыпное хранилище № 4.3 по СПОЗУ, входящего во 2-ой этап строительства спорного объекта капитального строительства.

Доказательств того, что общество обращалось в 289 ОГАСН с ходатайством о продлении срока его исполнения (если полагало, что срок недостаточный), в материалах дела не имеется.

Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Следовательно, одним из признаков административного правонарушения является действие или бездействие, которое противоречит норме права, и административная ответственность наступает за совершение каждого административного правонарушения, то есть за каждое противоправное действие (бездействие).

По рассматриваемым обстоятельствам по делу ответчику вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ за не выполнение в установленный срок требований пунктов 2, 3, 4 предписание от 06.04.2021 № 289-33/2-2021, которое выдано предприятию в отношении отдельного объект – обсыпное хранилище № 4.3 по СПОЗУ с инженерным обеспечением, входящего в объект капитального строительства «Развитие парковой зоны и парка техники и вооружения войсковой части 92088, г. Уссурийск (шифр П-36/13), сроком исполнения до 11.05.2021.

В деле № А51-11185/2021 , на которое ссылается заявитель, предметом рассмотрения являлись нарушения, выразившиеся в неисполнении предприятием иного предписания об устранении нарушений при строительстве от 06.04.2021 № 289-32/2-2021 , выданного органом строительного надзор , в отношении отдельного сооружения, объект – обсыпное хранилище № 4.2 по СПОЗУ с инженерным обеспечением, входящего в состав объекта капитального строительства (шифр объекта П-36/13) , которым также был установлен срок для его исполнения.

Суд не усматривает оснований считать, что имеет место повторность привлечения к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение. Кроме того , действующее законодательство не устанавливает ограничений в отношении возможности составления нескольких протоколов об административном правонарушении при совершении нескольких однородных деяний, квалифицируемых в рамках одного состава административного правонарушения в отношении объектов, находящихся на одной строительной площадке, в том числе учитывая, что исходя из рассматриваемых обстоятельств по делу ответчиком в отношении каждого здания (сооружения) ведется отдельно журналы работ и исполнительная техническая документация (акты освидетельствования скрытых работ, исполнительные геодезические схемы и др.).

Доказательств, подтверждающих привлечение ранее общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ за вменяемое административное правонарушение по неисполнению в установленный срок требований пунктов 2, 3, 4 предписания от 06.04.2021 № 289-33/2-2021, в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, основания для вывода о повторном привлечении ответчика к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП и применения части 5 статьи 4.1 КоАП отсутствуют, а доводы предприятия являются необоснованными.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Имея возможность для исполнения законного предписания контролирующего органа в установленный срок, ответчик не принял необходимых мер по соблюдению возложенной на него публично- правовой обязанности.

Ответчиком не представлены доказательства своевременного принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения. Суд также не установил наличие каких-либо препятствий для выполнения ответчиком всех пунктов выданного предписания в установленные в нем сроки.

Предприятие, как юридическое лицо, действующее на профессиональной основе, и на которое Государственным заказчиком, как на своего уполномоченного представителя, возложены организационно-распорядительные функции при строительстве спорного объекта капитального строительства, включающего в том числе объект - обсыпное хранилище № 4.3 по СПОЗУ, не должно было допустить осуществление его строительства с нарушениями требований законодательства, строительных норм и правил.

Вступая в правоотношения в области градостроительной деятельности, предприятие должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении ответчика к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возлагаемых на него законом в связи с осуществлением деятельности по строительству объекта капитального строительства.

Нарушение требований норм действующего строительного законодательства напрямую затрагивает безопасность граждан, кроме того, указанные требования обязательны для исполнения всеми лицами, и их нарушение, безусловно, влечет предусмотренную законом ответственность.

Иных доказательств в материалы дела не представлено, как и не представлено документов, свидетельствующих об отсутствии в действиях лица, привлекаемого к ответственности, события административного правонарушения.

Поскольку при рассмотрении дела не установлено каких-либо обстоятельств, препятствовавших выполнить в установленный срок требования предписания, то суд приходит к выводу о наличии вины в действиях ответчика (статья 2.1 КоАП РФ).

Таким образом, действия ответчика по неисполнению законного предписания органа государственного строительного надзора образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Полномочия лица , составившего протокол об административном правонарушении предусмотрены статьей 23.56, пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.09.2012 № 2790 «О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Министерстве обороны Российской Федерации», Положением об отделе государственного архитектурно-строительного надзора, утвержденного Приказом начальника Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации от 29.09.2014 № 54.

Судом не установлено нарушений административным органом процессуальных норм, гарантий лица, привлекаемого к ответственности лица, предусмотренных статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ.

Ответчику также была предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

Проверив соблюдение со стороны 289 ОГАСН требований процессуального законодательства в ходе производства по делу об административном правонарушении, суд не установил каких-либо грубых, неустранимых нарушений, которые могли бы повлечь отказ в привлечении ответчика к административной ответственности.

Оснований для признания совершенного ответчиком правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности не имеется, в силу следующего.

Так, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъясняется, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с абзацем 3 пункта 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного имеет место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы при рассмотрении вопроса о привлечении лица к административной ответственности обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении ответчика к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возлагаемых на него законом в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере строительства объектов капитального строительства.

Как подтверждается материалами дела, рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области градостроительной деятельности, соблюдение требований которой служит основой для защиты жизни и здоровья граждан, ввиду чего, исходя из характера указанных правоотношений, действия ответчика не могут рассматриваться как малозначительные.

Совершенное ответчиком правонарушение посягает на установленный государством порядок, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и объекта посягательства совершенного правонарушения, охраняемых государством интересов в данной сфере, степени вины ответчика, периода противоправного поведения, оснований для признания правонарушения малозначительным по статье 2.9 КоАП РФ и освобождения от ответственности, не имеется.

При изложенных обстоятельствах заявленное требование о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, подлежит удовлетворению.

На основании части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.

Ответчиком не представлены суду доказательства, свидетельствующие о наличии смягчающих его вину обстоятельств.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса, признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Административным органом не представлено сведений о привлечении ранее предприятия к административной ответственности за совершение однородного правонарушения.

Административным органом также не представлено доказательства, свидетельствующих о наличии иных отягчающих вину ответчика обстоятельств.

Суд также учитывает, что отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности, относятся, в том числе к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности.

Санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрено наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от 50 000 до 100 000 руб. или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

Между тем в силу прямого указания части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае административным органом не представлено доказательств, достаточных для назначения ответчику наказания в виде приостановления деятельности, в том числе, наличия угрозы причинения вреда, а также доказательств того, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

С учетом необходимости достижения целей административного наказания, суд счел возможным применить в отношении ответчика менее строгий вид административного наказания в виде штрафа, чем административное приостановление деятельности, предусмотренных санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Учитывая изложенное , принимая во внимание отсутствие отягчающих вину обстоятельств, а также наличие смягчающего обстоятельства (совершение правонарушения впервые), принимая во внимание вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает необходимым и достаточным применение к ответчику наказания в виде наложения штрафа в минимальном размере 50 000 рублей, предусмотренном санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП РФ для юридических лиц.

При этом, суд исходит из того, что наказание в виде штрафа в указанном размере, предусмотренном частью 6 статьей 19.5 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Судом отмечается, что невозможность единовременной уплаты административного штрафа является основанием к обращению в административный орган в порядке части 2 статьи 31.5 КоАП РФ с ходатайством о предоставлении рассрочки его уплаты.

Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Привлечь Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 05.01.2003, местонахождение Военный городок Циолковский № 10, г. Циолковский, Амурская область, 676470) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию по указанным реквизитам: получатель – Управление Федерального казначейства по Приморскому краю (ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» л/с <***>), ИНН <***>, КПП 253601001, банк получателя – Дальневосточное ГУ Банка России, единый казначейский счет 40102810545370000012, счет УФК по Приморскому краю 03100643000000012000, БИК 010507002, ОКТМО 05701000, КБК 18711601191010005140, назначение платежа – административный штраф по делу № А51-11184/2021.

Документ об уплате административного штрафа должен быть направлен лицом, привлеченным к административной ответственности , в арбитражный суд Приморского края.

В случае неуплаты штрафа в 60-дневный срок и непредставления суду доказательств уплаты направить решение на принудительное исполнение.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Н.Н. Куприянова