ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-11235/08 от 05.12.2008 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело № А51-11235/2008

«05» декабря 2008 года 47-32

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.В. Васенко,

  рассмотрев в судебном заседании 26.11.2008 заявление и материалы дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

поступившие от Главного государственного инспектора Приморского края по пожарному надзору

в отношении   Общества с ограниченной ответственностью «ДВ-РОС»

о   привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании  :

от заявителя – ФИО1 (доверенность от 25.08.2008 № 1330-2-3-17, удостоверение ГПН № 00769),

от лица, привлекаемого к ответственности, – не явились, извещены надлежащим образом,

протокол судебного заседания вёл судья О.В. Васенко,

установил:

Резолютивная часть решения была объявлена судом в судебном заседании 26.11.2008, изготовление полного текста решения откладывалось на основании ч. 2 ст. 176 АПК РФ; полный текст решения изготовлен 05.12.2008.

Главный государственный инспектор Приморского края по пожарному надзору (далее по тексту – «заявитель» и «инспектор») обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «ДВ-РОС» (далее – «общество», «организация» и «лицензиат»).

Общество в судебное заседание 26.11.2008 не явилось, хотя о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом в соответствии с требованиями ст.ст. 121 и 123 АПК РФ по адресам, известным арбитражному суду.

Руководствуясь ст. 156 и ч. 3 ст. 205 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие общества по имеющимся в деле документам.

В судебном заседании 26.11.2008представитель заявителя требования поддержал и просил суд привлечь общество к ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – «КоАП РФ»).

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Общество в качестве юридического лица зарегистрировано Администрацией города Владивостока Приморского края 16.07.1999, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Организации 15.02.2005 Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдана лицензия № 2/11119 на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; лицензия действительна до 15.02.2010.

14.10.2008 государственный инспектор по пожарному надзору на основании распоряжения от 17.09.2008 № 80 провел проверку соблюдения обществом лицензионных требований и условий при производстве работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в ходе которой выявил нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренные п.п. «а» и «в» п. 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625, а именно:

- несоответствие офисно-складского помещения по адресу: <...>. кв. 4, требованиям действующего законодательства, заключающееся в том, что, во-первых, данное помещение является жилым (квартира), чем нарушена ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации; во-вторых, помещение используется в качестве помещения общественного назначения и имеет необособленный от жилой части здания эвакуационный выход (вход), чем нарушены требования п. 3 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, и п. 1.38 Строительных норм и правил «Жилые здания. СНиП 2.08.01-89», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78; в-третьих, данное помещение не защищено автоматической установкой пожарной сигнализации, чем нарушены требования п. 3 ППБ 01-03 и п. 38 таб. 3 НПБ 110-03;

- отсутствие нормативно-технической документации (строительных норм и правил, норм пожарной безопасности, руководящих документов по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности и т.д.);

- непрохождение курсов повышения квалификации в области лицензируемого вида деятельности (не реже одного раза в 5 лет) инженером по наладке оборудования ФИО2

По результатам проверки составлены акт от 14.10.2008 и протокол об административном правонарушении юридическим лицом от 14.10.2008 № 28, подписанные без замечаний и возражений законным представителем общества – директором ФИО3

Квалифицировав действия общества по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), инспектор направил заявление о привлечении организации к административной ответственности по названной норме КоАП РФ и материалы административного производства в порядке ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ в арбитражный суд для рассмотрения.

В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу пп. 39 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность общества по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу п. 5 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности является невыполнение требований п.п. «а», «г» и «д» п. 4 данного Положения.

Лицензионными требованиями и условиям при осуществлении деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений согласно пп. «а» и «в» п. 4 указанного выше Положения о лицензировании является наличие у лицензиата помещений, оборудования, инструмента, технологической оснастки, средств измерений и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих установленным законодательством Российской Федерации требованиям и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании; повышение квалификации указанных в пп. «б» лиц в области лицензируемой деятельности не реже одного раза в 5 лет.

Суд, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ в совокупности представленные заявителем доказательства, приходит к выводу о том, что инспектор не доказал нарушение обществом лицензионных требований, выразившихся в несоответствии офисно-складского помещения по адресу: <...>. кв. 4, требованиям действующего законодательства.

Действительно, согласно представленному заявителем в суд свидетельству о государственной регистрации права серии 25-АА № 807233 на объект недвижимости - квартиру, расположенную по адресу: <...>. кв. 4, по указанному адресу находится жилое помещение, собственником которого является ФИО3.

В п. 38 Норм пожарной безопасности НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих оборудованию автоматическими системами пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315, предусмотрено, что защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией подлежат помещения административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные, независимо от площади.

В соответствии с п. #G01.38 Строительных норм и правил «Жилые здания. СНиП 2.08.01-89», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78, помещения общественного назначения, кроме помещений общественного назначения общежитий и домов для престарелых и семей с инвалидами, должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания.

Согласно ст. 27.8 КоАП РФ должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, предоставлено право производить осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, используемых для осуществления предпринимательской деятельности.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов является одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ.

В силу ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.

Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов (ч. 4 ст. 27.8 КоАП РФ).

Данные требования, предусмотренные ст. 27.8 КоАП РФ, при проведении проверки не были соблюдены.

Основным доказательством фактического осуществления обществом лицензируемого вида деятельности по адресу: <...>. кв. 4, является протокол осмотра помещения, который может представлять собой отдельный документ или входить в виде составной части в протокол об административном правонарушении.

В рассматриваемом случае протокол осмотра вышеуказанного спорного помещения в качестве отдельного документа проверяющим не составлялся, а протокол об административном правонарушении юридическим лицом от 14.10.2008 № 28 составлен без участия понятых, что не позволяет его квалифицировать как протокол осмотра, предусмотренный ст. 27.8 КоАП РФ.

Судом установлен и материалами дела подтверждается факт наличия на момент проверки в обществе специалиста, не прошедшего курсы повышения квалификации в области лицензируемого вида деятельности, что является нарушением пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Однако в силу п. 5 указанного Положения о лицензировании данное нарушение не является грубым нарушением лицензиатом лицензионных требований и условий, что не позволяет квалифицировать действия общества в данной части по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем суд считает, что заявленные инспектором требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Актом проверки от 14.10.2008 и протоколом об административном правонарушении юридическим лицом от 14.10.2008 № 28 установлен факт отсутствия у общества на момент проверки нормативно-технической документации (строительных норм и правил, норм пожарной безопасности, руководящих документов по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности), необходимой для осуществления лицензируемой деятельности, что является грубым нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; действия организации в данной части  образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, препятствующих обществом соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также не найдено доказательств принятия организацией всех зависящих от нее мер по их соблюдению. В связи с этим суд полагает, что вина общества выражена в форме неосторожности (ст.ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ).

Представленные обществом в материалы дела через канцелярию суда счет от 21.11.2008 № 5867/н-1.4 на приобретение нормативно-технической документации и платежное поручение от 25.11.2008 № 351 о его оплате не могут быть приняты судом во внимание, поскольку на момент проверки указанное нарушение имело место, поэтому последующее его устранение не может служить основанием для освобождения лицензиата от ответственности.

При таких обстоятельствах основания для составления протокола об административном правонарушении у инспектора имелись.

Полномочия заявителя на составление протокола по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ установлены ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ и п. 3 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

Отягчающих либо смягчающих вину организации обстоятельств судом не установлено, в связи с чем, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает достаточным наложить на общество минимальный штраф, предусмотренный санкцией ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в размере 40.000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 167-170 и 206 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «ДВ-РОС», зарегистрированное в качестве юридического лица Администрацией города Владивостока Приморского края 16.07.1999, основной государственный регистрационный номер 1032501898990, расположенное по адресу: <...> к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу уплачен в банк или иную кредитную организацию на счет № 40101810900000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Приморскому краю, БИК 040507001, код ОКАТО 05401000000, получателю - УФК МФ РФ по Приморскому краю (ГУ МЧС России по Приморскому краю), ИНН <***>, КПП 253601001, код бюджетной классификации – 17711690040040000140, назначение платежа – оплата административного штрафа по делу № А51-11235/2008-47-32.

Квитанцию об уплате штрафа в трёхдневный срок представить арбитражному суду, вынесшему решение.

В случае неуплаты штрафа в тридцатидневный срок и непредставления доказательств уплаты суду выдать исполнительный лист.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Судья О.В. Васенко