АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-11413/2015
06 августа 2015 года
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.К. Бойко,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гейзер» (ИНН <***>; ОГРН <***>; дата регистрации 19.02.2015)
к Находкинской таможне (ИНН <***>; ОГРН <***>; дата регистрации 10.12.2002)
об отмене постановления от 25.05.2015 №10714000-324/2015,
установил: общество с ограниченной ответственностью «Гейзер» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Находкинской таможне (далее – административный орган, таможенный орган) об отмене постановления от 25.05.2015 по делу об административном правонарушении №10714000-324/2015 за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.23 КоАП РФ и назначении наказания в виде предупреждения.
В соответствии со статьями 121, 123 АПК РФ стороны надлежащим образом извещены о принятии заявления к производству и о возбуждении производства по делу.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226–229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) по имеющимся в материалах дела документам.
Как следует из заявления и дополнительных пояснений к нему, общество просит отменить оспариваемое постановление в силу малозначительности совершенного правонарушения, сам факт совершения правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.23 КоАП РФ, не отрицает. Также общество указало, что ранее за однородное административное правонарушение не привлекалось; причина совершения правонарушения устранена.
Административный орган согласно письменному отзыву заявленные требования не признает, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, поскольку материалами административного дела подтверждается факт не сообщения ООО «Гейзер» в Находкинскую таможню по установленной форме в установленный 5-дневный срок сведений об изменении организационно-правовой формы общества, его учредительных документов, регистрационных данных.
При рассмотрении материалов дела, суд установил следующее.
Согласно приказу Находкинской таможни от 03.07.2014 №0481 «О включении в Реестр владельцев таможенных складов ЗАО «Гейзер»» указанное общество было включено в Реестр владельцев таможенных складов, о чем Находкинской таможней выдано свидетельство от 03.07.2014 №10714/002.
В ходе осуществления проверки таможенным органом было установлено, что ЗАО «Гейзер» (ИНН <***>, КПП 250801001, ОГРН <***>, адрес государственной регистрации: <...>) было реорганизовано путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью «Гейзер» (ИНН <***>; ОГРН <***>; КПП 250801001, дата регистрации 19.02.2015, адрес государственной регистрации: <...>).
Информации о внесенных изменениях ЗАО «Гейзер» в таможенный орган не представило, вследствие чего таможней не были приняты меры по принятию решения о выдачи нового свидетельства о включении в реестр таможенных складов ООО «Гейзер».
По факту указанного нарушения таможенным органом 15.05.2015 в отношении ООО «Гейзер» составлен протокол об административном правонарушении №10714000-324/2015.
По результатам рассмотрения дела административный орган вынес постановление от 25.05.2015 по делу об административном правонарушении №10714000-324/2015, которым признал заявителя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее «КоАП РФ»), и подверг административному наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 25 АПК РФ.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд находит заявленные обществом требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Административным правонарушением в силу частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
То есть, административным правонарушением является невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний, содержащихся в определенных правилах. Событием административного правонарушения является факт совершения лицом действия (бездействия), предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 16.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за несообщение либо нарушение срока сообщения в таможенный орган об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, либо о приостановлении деятельности указанных лиц, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до пятисот рублей; на юридических лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в несообщении либо в нарушении срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.
Согласно статье 28 части 1 Таможенного кодекса Таможенного союза владельцем таможенного склада является юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 29 настоящего Кодекса.
Юридическое лицо признается владельцем таможенного склада после включения в реестр владельцев таможенных складов.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Закон №311-ФЗ) для включения в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, юридическое лицо обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме, содержащим сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и представляет документы, подтверждающие такие сведения, по перечням, установленным соответственно статьями 62, 68, 72, 77, 83 настоящего Федерального закона.
Частью 3 указанной статьи установлено, что для включения в реестр владельцев складов временного хранения, реестр владельцев таможенных складов и реестр магазинов беспошлинной торговли юридическое лицо представляет отдельное заявление в отношении каждого территориально обособленного помещения и (или) каждой территориально обособленной открытой площадки, которые предназначены соответственно для использования в качестве склада временного хранения, таможенного склада или торгового зала магазина беспошлинной торговли.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Закона №311-ФЗ в случае изменения сведений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 54 настоящего Федерального закона, указанных в заявлении о включении в реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, либо в прилагаемых к нему документах, юридическое лицо, включенное в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (его правопреемник в случае преобразования юридического лица), обязано сообщить таможенному органу в письменной форме об этих изменениях в течение пяти рабочих дней со дня наступления событий, повлекших изменения соответствующих сведений, или со дня, когда лицу стало известно об их наступлении, и представить документы, в которые внесены изменения либо которыми подтверждается изменение сведений.
В случае изменения сведений, которые содержатся в документах, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 54 настоящего Федерального закона, и которые указаны в соответствующем реестре лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, юридическое лицо, включенное в такой реестр, в течение пяти рабочих дней со дня наступления событий, повлекших изменение соответствующих сведений, или со дня, когда такому лицу стало известно об их наступлении, обращается в таможенный орган с составленным в произвольной форме заявлением о внесении изменений в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Заявление о внесении изменений в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, подается на бумажном носителе либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (часть 2 статьи 55 Закона №311-ФЗ).
Пунктом 9 статьи 31 ТК ТС также установлено, что владелец таможенного склада обязан информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр владельцев таможенных складов, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев таможенных складов, в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты изменения таких сведений.
В соответствии с частью 2.1 статьи 55 Закона №311-ФЗ Таможенный орган в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения указанного в части 2 настоящей статьи заявления, проверяет соответствие вновь указанных сведений условиям, установленным для включения в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и принимает решение о внесении изменений в указанный реестр либо об отказе во внесении изменений в указанный реестр. В случае изменения сведений, указанных в свидетельстве о включении лиц в соответствующий реестр (документе, подтверждающем статус таможенного перевозчика), таможенный орган выдает новое свидетельство о включении в соответствующий реестр (новый документ, подтверждающий статус таможенного перевозчика).
Аналогичные требования содержатся в административном регламенте Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения Реестра владельцев таможенных складов, утвержденном Приказом Федеральной таможенной службы от 20.02.2012 №294.
Как следует из материалов дела, ЗАО «Гейзер», являясь владельцем таможенных складов на основании свидетельства о включении в Реестр владельцев таможенных складов, выданного Находкинской таможней 03.07.2014 за №10714/002, не уведомило таможенной орган о реорганизации путем преобразования ЗАО в ООО.
Учитывая, что сведения об ООО «Гейзер» зарегистрированы 19.02.2015, то обязанность по уведомлению таможенного органа у него возникла в срок до 27.02.2015, вместе с тем, после 19.02.2015 таможенные органы ООО «Гейзер не уведомлялись.
Таким образом, с учетом приведенных правовых норм, суд делает вывод о том, что общество не исполнило надлежащим образом свою обязанность по уведомлению таможенного органа об изменении организационно-правовой формы юридического лица в установленный срок, что нашло свое подтверждение в материалах дела.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что административный орган сделал правомерный вывод о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств невозможности соблюдения обществом установленных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено. Напротив, при рассмотрении материалов административного дела, обществом был представлен ответ на представление таможенного органа об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 02.06.2015, согласно которому ООО «Гейзер» провело занятия с работниками с разъяснением порядка предоставления сведений и требований п.9 ст. 31 ТК ТС, ч.2 ст. 55 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также приняло меры по усилению контроля за исполнением принятых обществом обязательств. То есть меры были предприняты обществом уже после совершения правонарушения, а не с целью предотвращения.
По мнению суда, недобросовестное исполнение сотрудниками заявителя своих должностных обязанностей не может являться причиной для освобождения от ответственности; указанная причина не является обстоятельством, не зависящим от заявителя, находящимся вне его контроля. Обществом не проявлена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка, в связи с чем, данное обстоятельство не освобождает заявителя от ответственности за совершенное правонарушение, а свидетельствует об отсутствии с его стороны надлежащего контроля за работой своих сотрудников.
Более того указанный ответ общества на представление таможенного органа подтверждает тот факт, что общество имело возможность устранить/предупредить нарушения еще до их выявления административным органом.
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По мнению суда, вина общества состоит в бездействии, поскольку при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей оно могло самостоятельно предупредить выявленное нарушение и предпринять своевременные меры для его не совершения.
В действиях ООО «Гейзер» имеет место событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ, а также вина общества. Общество не оспаривает постановление от 25.05.2015 по существу выявленных нарушений.
Процедура привлечения к административной ответственности судом проверена, существенных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления, не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом в пределах срока, установленного ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности, по мнению суда, не имеется.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 (в редакции постановления № 60 от 20.11.2008) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление № 10) возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Признание деяния малозначительным предполагает наличие таких обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что противоправные действия не достигли необходимой для применения мер государственного воздействия общественной опасности.
Отказывая заявителю в квалификации совершенного правонарушения как малозначительного, суд исходил из того, что общество является профессиональным участником деятельности в области таможенного дела. Судом также не установлено, какие меры предприняты обществом для исполнения возложенной законом обязанности, и какие чрезвычайные и объективно непредотвратимые обстоятельства и препятствия, находящиеся вне контроля общества повлекли за собой невозможность исполнения им публично-правовой обязанности в предусмотренный таможенным законодательством срок.
При таких обстоятельствах, суд, с учетом характера правонарушения, совершенного ООО «Гейзер», являющегося профессиональным участником деятельности в области таможенного дела, не исполнившего возложенную на него обязанность по представлению сведений об изменении регистрационных данных в установленный законом срок, при наличии и возможности для ее исполнения, не находит оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (часть 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 167 – 170, 211, 229 АПК РФ, арбитражный суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Гейзер» об отмене постановления Находкинской таможни от 25.05.2015 по делу об административном правонарушении №10714000-324/2015 за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.23 КоАП РФ и назначении наказания в виде предупреждения, отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение 10 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Бойко Ю.К