ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-11534/18 от 02.10.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-11534/2018

09 октября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена октября 2018 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2018 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи Шохиревой С.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем Белой Е.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Заместителя прокурора Приморского края в интересах публично-правового образования Приморский край в лице Департамента труда и социального развития Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) в интересах публично-правового образования Яковлевский район в лице Администрации Яковлевского муниципального района (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>), Администрации Яковлевского муниципального района (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании сделки недействительной

при участии в заседании:

от заместителя прокурора Приморского края -  Шилова Я.В. служебное удостоверение № 21002,

от ответчиков - не явились, извещены;

установил:

Заместитель прокурора Приморского края обратился Арбитражный суд Приморского края в интересах публично-правового образования Приморский край в лице Департамента труда и социального развития Приморского края с заявлением к Индивидуальному предпринимателю ФИО1, Администрации Яковлевского муниципального района о признании сделки недействительной.

          Ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в связи с чем суд в силу статьи 156 АПК РФ рассматривает настоящее дело в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся материалам дела.

Представитель заместителя прокурора Приморского края заявленное требование поддержал по доводам, изложенным в иске, считает, что наделение ИП ФИО1 статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречит законодательству, регулирующему похоронное дело, а также законодательству об организации местного самоуправления, нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг созданной органом местного самоуправления в установленном порядке специализированной службы. Таким образом, истец полагает, что оспариваемый конкурс и договор посягают на публичные интересы неопределенного круга лиц.

          Ответчики исковые требования оспорили, представили в материалы дела письменные возражения и отзывы.

          Департамент труда и социального развития Приморского края представил отзыв, в котором просит исковые требования удовлетворить.

Из материалов дела следует, что между администрацией Яковлевского муниципального района и индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключен Договор на оказание ритуальных услуг на территории Яковлевского муниципального района от 01.09.2017.

Согласно п.п. 1.1, 2.1.1., 2.1.2 ИП ФИО1 принимает на себя обязательства по оказанию ритуальных услуг на территории муниципального района, а именно: производить погребение умерших лиц, у которых нет супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, произвести погребение в течение трех суток с момента установления причины смерти; производить погребение умерших личность, которых не установлена органами внутренних дел в определенных законодательством Российской Федерации сроки с согласия указанных органами путем предания умершего земле на кладбище; оказывать на безвозмездной основе гарантированный перечень услуг по погребению.

В силу пп. 7.1, 7.2 договор вступает в силу с момента его подписания, действует до 31.12.2017 и считается автоматически продленным на тех же условиях на каждый последующий календарный год, если ни одна из сторон н заявит о своем намерении его прекратить.

23.10.2017 постановлением администрации Яковлевского муниципального района ИП ФИО1 присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Яковлевского муниципального района.

Заместитель прокурора Приморского края полагая, что Договор на оказание ритуальных услуг на территории Яковлевского муниципального района от 01.09.2017, является недействительной (ничтожной) сделкой согласно ст.168 ГК РФ, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

          Исследовав по правилам Главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав положения  Договора на оказание ритуальных услуг на территории Яковлевского муниципального района от 01.09.2017, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного требования в силу следующего.

  В силу пункта 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (Закон № 8-ФЗ) предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 29 Закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с названным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

В силу части 4 статьи 51 Закона № 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Статьей 9 Закона № 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Данные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» предусматривает оказание специализированными службами по вопросам похоронного дела на безвозмездной основе услуг по погребению, гарантированные ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Пунктом 2 данного Указа установлена, в том числе, обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг, предусмотренных п. 1 Указа.

Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 Закона № 8-ФЗ.

Таким образом, создание органами местного самоуправления специализированных служб предусмотрено в целях обеспечения государственных гарантий при погребении на безвозмездной основе за счет средств соответствующего бюджета либо из внебюджетных средств учреждениями, наделенными публичными функциями.

Из приведенных норм в их совокупности следует, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного делакоммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям, главам крестьянских (фермерских) хозяйств, так как нормы Закона № 131-ФЗ не предоставляют органам местного самоуправления права делегировать сторонним организациям функции, которые могут осуществляться только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления.

Присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.

Суд считает, что наделение ИП ФИО1 статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречит законодательству, регулирующему похоронное дело, а также законодательству об организации местного самоуправления, нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной органом местного самоуправления в установленном порядке специализированной службы.

Учитывая изложенное, требование прокурора о признании недействительным Договора на оказание ритуальных услуг на территории Яковлевского муниципального района от 01.09.2017, заключенного между администрацией Яковлевского муниципального района и ИП ФИО1 на основании пункта статьи 168 ГК РФ подлежат удовлетворению.

В связи с освобождением первого заместителя прокурора Приморского края и ответчика – Администрации Яковлевского муниципального района от уплаты государственной пошлины при обращении в суд и удовлетворением иска, государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит взысканию с ИП ФИО1

          Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                      р е ш и л:       

  Признать недействительным договор на оказание ритуальных услуг на территории Яковлевского муниципального района от 01.09.2017, заключенный между администрацией Яковлевского муниципального района и индивидуальным предпринимателем ФИО1.

  Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 государственную пошлину в размере 3 000 руб.

  Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

  Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

          Судья                                                                            Шохирева С.Т.