$!90G8AA-hghaai!
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-11720/2018
25 июня 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 25 июня 2018 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Николаева А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щекалёвой Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в лице Территориального отдела в г. Арсеньев (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 30.03.2005, юридический адрес: 690950, <...>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 24.05.2007, адрес регистрации 692331, <...>)
о привлечении к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ (Протокол об административном правонарушении по делу №134/01-ТО от 28.05.2018)
при участии: от заявителя – ФИО2, доверенность от 29.12.2017, служебное удостоверение;от ответчика – не явился, извещен.
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее – заявитель, административный орган, управление, Управление Роспотребнадзора) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателя ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель, ИП ФИО1) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в заседание суда не явился, в связи с чем, суд не усматривает препятствий для проведения судебного заседания и рассматривает дело по имеющимся доказательствам в его отсутствие в порядке статьи 136, части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Суд, с учетом отсутствия возражений от представителей сторон относительно перехода из предварительного судебного заседания в судебное разбирательство с рассмотрением дела по существу, признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в порядке пункта 5 статьи 136 и пункта 4 статьи 137 АПК РФ, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Заявитель поддержал заявленное требование, указал на то, что собранным административным материалом подтверждается факт совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Предприниматель письменный отзыв на заявление не представила, факт совершения вменяемого административного правонарушения по существу не оспорила.
Из материалов дела судом установлено следующее.
При проведении внеплановой выездной проверки в период с 26.04.2018 по 28.05.2018, на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора № 857 от 24.04.2018, в отношении ИП ФИО1, осуществляющей деятельность в сфере розничной торговли непродовольственной группы товаров (продукция легкой промышленности) в бутике в магазине «Семеновский» по адресу <...>, установлено частичное невыполнение ИП ФИО1 в установленный срок (до 20.03.2018) законного предписания Управления Роспотребнадзора № 113 от 27.11.2017, а именно не обеспечена товаросопроводительной документацией реализуемая продукция легкой промышленности, о чем составлен акт проверки №857/1 от 28.05.2018.
Так, 26.04.2018 в ходе осмотра в бутике ИП ФИО1 выявлена реализация товара легкой промышленности без товаросопроводительной документации на реализуемый товар, которая должна содержать сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству РФ о техническом регулировании, а именно:
-ночная сорочка зеленого цвета с черной каемкой, с маркировкой «Царица», Арт. 52, «Натали», ООО «Трикотаж натали», 153043 <...>, производство: Россия, <...> copml, состав сырья: 100% хлопок, размер 172-44-54, 108-116, дата изготовления 2016г., NATAL137. RU, нанесены символы по уходу за изделием, товар замаркирован знаком обращения продукции на рынке, в количестве 2шт., по цене 600рублей за 1 шт.;
-халат «Света» (кулирка), преимущественно оранжевого цвета, с изображением цветов с оранжевой каемкой на замке, размер 58 (164-116-124), дата выпуска сентябрь 2017г., состав хлопок 100%, «Dizoli collection» производство и оптовая торговля ИП ФИО3 <...> Ермака, 49 ТК «Текстильщик», сделано в России, нанесены символы по уходу за изделием, товар замаркирован знаком обращения продукции на рынке, в количестве 1шт., по цене 1000 рублей за 1 шт.;
-«Сорочка 40» белого цвета с изображением сердец коричневого цвета «стильная одежда для дома и отдыха» ООО «Хоум стайл» производство Россия, 153038 <...>, в количестве 2 шт., дата изготовления 11.2017г. размер 44-1 штука, дата изготовления 09.2017г. размер 46-1 штука, нанесены символы по уходу за изделием, товар замаркирован знаком обращения продукции на рынке, по цене 650 рублей за 1 шт.
28.05.2018 Управление Роспотребнадзора в отношении ИП ФИО1 составило протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с положениями главы 25 АПК РФ протокол об административном правонарушении от 28.05.2018 №134/01-ТО вместе с другими материалами административного дела направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Индивидуальному предпринимателю ФИО1вменяется совершение правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, а именно невыполнение в установленный срок(до 20.03.2018) законного предписания Управления Роспотребнадзора № 113 от 27.11.2017 в части обеспечения товаросопроводительной документацией реализуемой продукции легкой промышленности.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно части 2 статьи 10 указанного Закона информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям безопасности (часть 1). Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами (часть 2).
Согласно пункту 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее - Правила продажи), продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
В соответствии с пунктом 12 Правил продажи продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товаросопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
С 01.07.2012 вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (далее - Технический регламент), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876.
Как следует из материалов дела, товары, находящиеся на реализации у предпринимателя на момент проверки, относятся к перечню продукции, в отношении которых устанавливаются требования указанных технических регламентов.
На основании пункта 1 статьи 1 Технического регламента данный Технический регламент распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза продукцию легкой промышленности.
Из пункта 2 предисловия к Техническому регламенту следует, что Технический регламент разработан с целью установления единых обязательных для применения и исполнения требований к продукции легкой промышленности, обеспечения свободного перемещения продукции легкой промышленности, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Технического регламента настоящий Технический регламент распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза продукцию легкой промышленности. Перечень продукции, в отношении которой устанавливаются требования настоящего Технического регламента, указан в Приложении 1 к настоящему Техническому регламенту.
Согласно части 1 статьи 11 Технического регламента, перед выпуском в обращение на рынок, продукция легкой промышленности должна быть подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям настоящего Технического регламента, которая осуществляется в форме декларирования соответствия или сертификации.
На основании статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер (пункт 1 статьи 20 Закона № 184-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 20 Закона № 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии, обязательной сертификации.
Пунктом 2 статьи 25 Закона № 184-ФЗ соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом сертификации.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона № 184-ФЗ заявитель обязан: обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии) либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии; приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено; извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции; приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что вышеуказанные требования Технического регламента при реализации товаров легкой промышленности предпринимателем не были соблюдены.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ №52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии с частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении законного предписания органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, и связанным с требованиями к продукции процессам реализации в установленный срок.
Факт невыполнения ИП ФИО1 в полном объеме предписания административного органа № 113 от 27.11.2017 подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе протоколом осмотра от 26.04.2018, актом проверки № 857/1 от 28.04.2018, протоколом об административном правонарушении №134/01-ТО от 28.05.2018.
Поскольку ИП ФИО1 не приняты достаточные меры для соблюдения установленных законодательством Российской Федерации правил, то в силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ он признаётся виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Таким образом, ИП ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 15 статьи 19.5 КоАПК РФ, а именно не выполнение в полном объеме в установленный срок (до 20.03.2018) законного предписания Управления Роспотребнадзора № 113 от 27.11.2017.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении предпринимателяадминистративным органом не допущено и судом не установлено.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения заявления в суде не истек.
Санкция части 15 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает наказание для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде наложения штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно частям 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Обстоятельством, смягчающих административную ответственность, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ является признание вины лицом, совершившим административное правонарушение (протокол об административном правонарушении №134/01-ТО от 28.05.2018).
Оценив степень общественной опасности совершенного предпринимателем правонарушения, учитывая характер общественных отношений, на которые посягает правонарушение, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения предпринимателем правонарушения, суд не установил оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.
Однако суд считает возможным применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела, предприниматель является субъектом малого предпринимательства, основным видом деятельности которого является розничная торговля. Выявленное правонарушение совершено предпринимателем впервые, не привело к причинению вреда или возникновению угрозы его причинения.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права, а также учитывая, что совершенное предпринимателем правонарушение не привело к причинению вреда или возникновению угрозы его причинения, объектам, перечисленным в части 2 статьи 3.4 Кодекса, имущественный ущерб также отсутствует, суд считает возможным заменить административный штраф на предупреждение.
При этом факт привлечения ответчика к административной ответственности в виде предупреждения свидетельствует о достижении целей, установленных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 24.05.2007, адрес регистрации 692331, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Николаев А.А.