ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-12164/19 от 26.08.2019 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-12164/2019

02 сентября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена августа 2019 года .

Полный текст решения изготовлен сентября 2019 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Кирильченко М.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевой Д.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального автономного учреждения "Дворец культуры "Звезда" городского округа Большой Камень (ИНН 2503027210, ОГРН 1092503000259)

ответчик: администрации городского округа Большой Камень (ИНН 2503005665, ОГРН 1022500579750)

о признании недействительным ненормативного правового акта Предписания от 25.04.2019

при участии в заседании:

от заявителя  - директор в Ковалева О.В., постановление о назначении № 362 от 18.03.2011, представитель Стародубова Г.В., доверенность от 31.05.2019

от ответчика – не явились, извещены;

установил:муниципального автономного учреждения "Дворец культуры "Звезда" городского округа Большой Камень (далее по тексту- заявитель, Учреждение, МАО «ДК «Звезда») обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации городского округа Большой Камень (далее по тексту - ответчик, Администрация) о признании недействительным ненормативного правового акта Предписания от 25.04.2019.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе  посредством размещения сведений о дате и времени рассмотрения дела в телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте http://my.arbitr.ru в информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел», в связи с чем, судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ в его отсутствие.

Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме по основания, изложенным в заявлении. В обоснование своей позиции указывает, что под использованием бюджетных средств не по целевому назначению можно понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их выделении. В рассматриваемом же случае, все социально значимые культурно-массовые мероприятия на территории городского округа организованы и проведены. Кроме того, по мнению заявителя, неправильное отражение вида и принадлежности платежей к кодам бюджетной классификации не подпадает под понятие нецелевого использования бюджетных средств. Недоказанность, по мнению заявителя выводов контролирующего органа о нецелевом использовании бюджетных средств, является основанием для освобождения Учреждения от ответственности.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен, по основанием, изложенным в отзыве и дополнениях к нему. Полагает, что заявителем нарушены положения абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления администрации городского округа ЗАТО г. Большой Камень от 16.01.2014 № 21  об утверждении Порядка определения объема и условия предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям городского округа ЗАТО Большой Камень на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), Соглашения от 29 декабря 2017 г. № 5 «О порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели Муниципальному автономному учреждению «Дворец Культуры «Звезда» городского округа Большой Камень, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)»об обязательном включении в текст договоров такого существенного условия как указание на цель договора - расходование средств субсидии на организацию и проведение социально-значимых культурно-массовых мероприятий в городском округе Большой Камень, не связанной с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания,что поставило под сомнение расходование средств субсидии по целевому назначению.

При исследовании материалов дела судом установлено, что контрольно-ревизионным отделом управления делами администрации городского округа Большой Камень (далее – КРО, контролирующий орган) проведена плановая проверка (ревизия) по теме «Предоставление субсидии бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям на проведение крупномасштабных мероприятий» в муниципальном автономном учреждении «Дворец Культуры «Звезда» городского округа Большой Камень за период деятельности с 01.01.2018г. по 31.12.2018г. (далее - проверка):

Проверка проведена в соответствии со статьями 157, 265, 266.1, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в городском округе Большой Камень, утвержденным постановлением администрации городского округа Большой Камень от 12.02.2019г. № 150.

По результатам проверки составлен Акт проверки (ревизии) № 4 от 16.04.2019. Основанием для составления акта, послужило непредставление заявителем  подтверждающих документы в виде первичных финансовых (бухгалтерских) документов. Учреждением по акту проверки представлены разногласия (исх.37 от 22.04.2019.).

По результатам рассмотрения акта проверки и представленных по нему разногласий контролирующим органом 25.04.2019 в отношении МАУ «ДК «Звезда» вынесено предписание, которым заявителю предписано  возместить субсидии, выданные на иные цели, используемые учреждением не по целевому назначению.

Полагая, что указанный ненормативный акт не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого предписания, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Статьей 28 БК РФ установлено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии с положениями статьи 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы РФ из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Объем целевой субсидии муниципальным учреждениям определяется учредителем, в том числе в целях финансового обеспечения мероприятий по их развитию.

Постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 16.01.2014 № 21 утвержден Порядок определения объема и условия предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям городского округа ЗАТО Большой Камень на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).

В соответствии с пп. 1 п. 9 вышеуказанного Порядка условием предоставления субсидии на иные цели является целевое использование учреждением предоставляемой субсидии на иные цели.

При этом, в силу п. 8 Порядка, предоставление субсидии на иные цели осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), заключаемого между учреждение и администрацией городского округа.

Согласно п. 1.1. Соглашения от 29 декабря 2017 г. № 5 «О порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели Муниципальному автономному учреждению «Дворец Культуры «Звезда» городского округа Большой Камень, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)» (далее - Соглашение) предметом Соглашения является предоставление Учредителем субсидии на организацию и проведение социально-значимых культурно-массовых мероприятий в городском округе Большой Камень (субсидия на иные цели). При этом, в силу п. 2.3.1Учреждение обязуется использовать субсидию на иные цели по целевому назначению.

Пунктом 2.2.4 Соглашения также предусмотрены права Учредителя (Администрации) на осуществление проверки целевого использования субсидии на иные цели.

В соответствии с п. 1 Приложения № 2 к муниципальной программе «Развитие культуры городского округа Большой Камень» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 02.12.2013 № 1927 организация социально-значимых культурно-массовых мероприятий отнесено к основному мероприятию 1 программы, ответственным исполнителем которого является управление культуры администрации.

Приказом управления культуры администрации городского округа Большой Камень от 31.01.2018 № З-О утвержден План-график реализации мероприятий муниципальной программы «Развитие культуры городского округа Большой Камень» на 2014-2020 годы на 2018 год. Согласно п. 1 указанного Плана-графика к социально-значимым культурно-массовым мероприятиям отнесены мероприятия, посвященные празднованию: Дня Победы, дня города, Нового Года.

Как следует из акта проверки, причиной квалификации части расходов субсидии как нецелевых явилось отсутствие документов, подтверждающих факт получения товара в рамках проведения праздничных мероприятий, в частности, в договорах, заключенных Учреждением с контрагентами на поставку и изготовление товаров для проведения культурно-массовых мероприятий отсутствует существенное условие указания на цель договора - расходование средств субсидии на организацию и проведение социально-значимых культурно-массовых мероприятий в городском округе Большой Камень, не связанной с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания, что поставило под сомнение расходование средств субсидии по целевому назначению.

Из представленных документов судом установлено, что Приложением 2 к Соглашению № 5 от 29.12.2017 утверждена форма отчета об использовании полученной субсидии.

Отчет по прилагаемой форме был заполнен и предоставлен Учреждением в Управление культуры, являющееся органом, осуществляющий полномочия в отношении  муниципальных учреждений культуры городского округа  Большой Камень.

Отклонений, либо несоответствий в представленном отчете Управлением культуры выявлено не было.

Текстовая часть и форма Соглашения № 5 соответствует типовому Соглашению о предоставлении субсидии, утвержденному Постановлением администрации городского округа Большой Камень от 16.01.2014г. № 21, и не содержит никаких ограничений (норм) относительно проведения расходов, то расходование субсидии осуществлялось Учреждением в рамках названной выше цели, согласно «Сметы примерных расходов», утвержденной ГРБС.

Пункт 2.3.1. Соглашения № 5,также как и типовое Соглашение о предоставлении субсидий на иные цели, (утв. Постановлением администрации от 16.01.2014 № 21) не содержат требований о наличии какого-либодополнительного документа, подтверждающего факт получения товара, работы/услуги в рамках проведения праздничных мероприятий, который необходимо прикладывать к отчету.

Каких-либо норм, на основании которых могут осуществляться расходы за счет средств целевых субсидий, на законодательном уровне не установлено. Главное условие - расходование предоставленной субсидии должно соответствовать целям ее выделения.

Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств, по мнению суда, необходимо учитывать, во-первых, соотнесение результата использования с целью, преследуемой при выделении этих средств, во-вторых, отклонение от регламентируемого режима использования.

Все социально значимые культурно-массовые мероприятия на территории городского округа организованы и проведены на основании Постановлений администрации городского округа Большой Камень (Постановление от 12 апреля 2018 года № 421 «О подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 73-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Постановление от 6 сентября 2018 года № 1072 «Об утверждении плана основных мероприятий, посвященных празднованию 71-й годовщины со дня основания города Большой Камень», Постановление от 7 декабря 2018 года № 1469 «О подготовке и проведении празднования встречи Нового 2019 года»).

Доказательств обратного администрацией в ходе судебного разбирательства представлено не было.

Как пояснил заявитель,  для проверки в КРО были предоставлены фотоматериалы, сценарии проведения культурно-массовых мероприятий, утвержденные, как официальные документы, органом, осуществляющим функции и полномочия Учредителя. Большая часть покупок, признанных КРО «нецелевыми», была сделана на основании замыслов сценарно-режиссерских групп, которые создавали праздничные мероприятия. В частности, закупались шары с необходимой символикой, изготавливались баннеры, закупались живые цветы и т.д.

Использовать атрибутику с символами Праздника Победы,  Нового года, либо Дня города, которая  закупалась по договорам с контрагентами и в которых, не указана цель расходования выделенных субсидий,  в рамках иных мероприятий, по мнению суда, не представляется возможным.  

Обобщая, можно отметить, что под использованием бюджетных средств не по целевому назначению можно понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их выделении. В данном случае, результат достигнут, все культурно-массовые мероприятия проведены в присутствии большого количества зрителей и участников.

Принимая во внимание вышеизложенное, средства субсидии выделенные на организацию и проведение социально-значимых культурно-массовых мероприятий в городском округе Большой Камень, не связанной с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания, по мнению суда, были использованы учреждением на цели, соответствующие условиям их получения.

При определении перечня расходов, которые квалифицированы как «нецелевые», кроме отсутствия «документа, подтверждающего факт использования товаров для культурно-массовых мероприятий», контролирующий орган указал на недочеты в первичных документах, такие как «не тот код КОСГУ», «в акте не указан объем услуг» и т.д.

Однако, неправильное отражение вида и принадлежности платежей к кодам бюджетной классификации не подпадает под понятие нецелевого использования бюджетных средств.

Кроме того, нарушение порядка применения кодов КОСГУ ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться в качестве нецелевого использования бюджетных средств, так как указанные коды используются исключительно в целях отражения операций в учете и отчетности организаций госсектора и не определяют целевой характер расходов.

С учётом указанных обстоятельств в силу части 2 статьи 201 АПК РФ предписание от 25.04.2019 которым, учреждению предписано  возместить субсидии, выделенные на иные цели и используемые не по назначению, является незаконным и не может порождать правовые последствия с момента вынесения. Заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным предписание от 25.04.2019, выданное начальником контрольно-ревизионного отдела Администрации городского округа Большой Камень.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья                                                                Кирильченко М.С.