ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-12279/09 от 20.04.2010 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-12279/2009

20 апреля 2010 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Галочкиной Н.А.,

При ведении протокола судебного заседания судьей Н.А.Галочкиной

рассмотрев в судебном заседании 13.04.10г. дело по иску ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Владивостокского расчетно – кассового центра

к администрации Приморского края, Российской Федерации, Министерству финансов РФ в лице УФК Приморского края, департаменту финансов Приморского края, Управлению финансов и экономики администрации г. Владивостока

3-е лицо: Департамент социальной защиты населения Приморского края

о взыскании 9 075 руб. 11 коп.

при участии в заседании:

от истца:ю/к 1 категории ФИО1.(доверенность № ДЭК-20-15/194Д от 01.01.2010 сроком действия до 31.12.2010),

от УФК: специалист 1 разряда юр.отдела ФИО2.(доверенность № 20-11-29/23 от 27.01.2010 сроком действия до 31.12.2010)

от Администрации ПК: гл.специалист-эксперт ФИО3.(доверенность от 17.06.2009 № 11-25/4233 сроком действия 1 год)

от Департамента социальной защиты населения ПК: гл.специалист-эксперт ФИО3.(доверенность от 04.08.2009 № 03-03/5417 сроком действия 1 год)

от Департамента финансов: гл.консультант ФИО4.(доверенность № 9 от 27.02.2008 сроком действия 3 года).

Резолютивная часть решения объявлена 13.04.10г., изготовление решения в полном объеме отложено до 20.04.10г. в порядке ст. 176 АПК РФ.

установил: ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Владивостокского расчетно – кассового центра обратилось в арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к администрации Приморского края, Российской Федерации, Министерству финансов РФ в лице УФК Приморского края, Департаменту финансов Приморского края, ФУ администрации <...> лицо: Департамент социальной защиты населения Приморского края о взыскании 9 075 руб. 11 коп., составляющих расходы, возникшие в связи с предоставлением в период с июня по июль 2008 года льгот гражданам из подразделений особого риска, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Финансовое управление администрации г. Владивостока в заседание суда не явилось, извещено надлежаще.

Спор рассматривается в отсутствие представителя вышеуказанного ответчика по имеющимся в деле документам в порядке ст. 156 АПК РФ.

Истец в заседании суда уточнил наименование одного из ответчиков – Финансового управления администрации г. Владивостока, просит считать ответчиком Управление финансов и экономики администрации г. Владивостока.

Представитель истца в заседании суда поддержал исковые требования в полном объеме, указав, что в спорный период предоставлял скидку в размере 50% тарифа на электрическую энергию гражданам из подразделений особого риска, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с ФЗ № 1244-1 от 15.05.91г. «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Однако, несмотря на направление 21.04.08г. ОАО «ДЭК» в адрес Департамента социальной защиты населения Приморского края актов сверок и списков граждан, имеющих право на предоставление льготы в соответствии с ФЗ № 1244-1 от 15.05.91г. «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и с постановлением Губернатора Приморского края от 16.06.08г. № 63-пг «О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края», расходы истцу не были компенсированы, что привело к образованию задолженности.

Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю в заседании суда поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск, указав, что не признает исковые требования в полном объеме. В материально – правовом отношении – в обязательстве по возмещению расходов энергоснабжающей организации на предоставление льгот гражданам из подразделений особого риска, подвергшихся радиационному воздействию на Чернобыльской АЭС, стоит субъект РФ, а не Министерство финансов РФ. Финансирование расходов, связанных с реализацией льгот по оплате жилищно – коммунальных услуг гражданам из подразделений особого риска, осуществляется за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением их Министерством финансов РФ из республиканского бюджета Российской Федерации после предоставления отчета.

В 2008 году Приморскому краю из федерального бюджета в порядке межбюджетных отношений на оплату жилищно – коммунальных услуг отдельным категориям граждан было выделено 1 274 425,6 тыс. руб. Постановлением Губернатора Приморского края от 28.05.01г. № 387 «О порядке возмещения жилищно – коммунальным, топливно – и газоснабжающим организациям, вневедомственной охране расходов, связанных с реализацией ветеранами и инвалидами льгот по оплате услуг, топлива и газа» утвержден порядок возмещения льгот, который устанавливает, что финансирование вышеуказанных расходов производится за счет средств краевого бюджета. Истцом не были представлены первичные документы по каждому лицу, которому была предоставлена льгота, списки льготников. Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, Министерство финансов РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, поскольку выступает от имени казны РФ.

Управление финансов и экономики администрации г. Владивостока в отзыве на иск указало, что считает требования необоснованными, поскольку денежные средства на компенсацию льгот по оплате жилищно – коммунальных услуг гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации – Приморского края в бюджет Владивостокского городского округа не передавались.

Представитель Департамента финансов Приморского края в заседании суда поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск, указав, что меры социальной поддержки гражданам из подразделений особого риска являются расходными обязательствами РФ, которые, в соответствии с ФЗ № 1244-1 от 15.05.91г. «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и с постановлением Губернатора Приморского края от 16.06.08г. № 63-пг «О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края», Департамент передал вышеуказанные полномочия органам государственной власти субъектов РФ. В связи с чем, Департамент финансов Приморского края считает себя ненадлежащим ответчиком.

Представитель администрации Приморского края в заседании суда пояснил, что с исковыми требованиями не согласен в полном объеме; списки льготников, направленные на согласование в территориальные отделы департамента социальной защиты населения Приморского края не были приняты и согласованы по причине того, что в списках были указаны граждане, не имеющие право на меры социальной поддержки, форма списков не соответствует типовой форме государственного контракта, утвержденной постановлением администрации ПК от 21.02.05г. № 45-па «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета». ОАО «ДЭК» использовало в работе при предоставлении льгот базу данных «Парадокс», которая устарела и не содержала весь объем информации. Отделами социальной защиты населения по г. Владивостоку проведена сверка списков льготников и были выявлены разногласия по числу льготников, в связи с чем, истцом неверно произведен расчет суммы иска, расходы составляют 6 507 руб. 04 коп.

Представитель Департамента социальной защиты населения Приморского края в заседании суда указал, что с исковыми требованиями не согласен, поскольку истцом не подтвержден размер предъявленных ко взысканию расходов, в списках льготников допущены ошибки, касающиеся числа льготников.

Суд установил следующее.

Федеральным законом № 1244-1 от 15.05.91г. «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91г. № 2123-1 «О распространении действия закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на граждан из подразделений особого риска» предусмотрены меры социальной поддержки вышеуказанной категории граждан в виде 50% оплаты стоимости жилищно - коммунальных услуг, в том числе электрической энергии.

ОАО «ДЭК» за счет собственных средств предоставило скидку при оплате электрической энергии льготным категориям граждан, подпадающих под действие вышеуказанного федерального закона, в июне, июле 2008 года, в результате чего понесло расходы в сумме 9 075 руб. 11 коп., которые не были ему компенсированы, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя истца и возражения ответчиков, пояснения третьего лица, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению частично в сумме 6 507 руб. 04 коп. с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ в силу следующего.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательства, не допускается.

На основании статей 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 76 Конституции РФ и статье 9 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» от 24.06.1999 г. № 119–ФЗ разделение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами и законами Российской Федерации, являются реализацией полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением гражданам из подразделений особого риска льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно ФЗ № 1244-1 от 15.05.91г. «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Из указанного следует, что средства компенсаций на осуществление государственных полномочий РФ, переданных субъекту Федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.

Постановлением Правительства РФ № 861 от 12.12.2007 г. «Об утверждении методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно – коммунальных услуг отдельным категориям граждан и правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно – коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции» утверждены Методика и Правила зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых их федерального бюджета в 2008-2010 г.г. бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

В соответствии с п. 3 вышеуказанного Постановления средства подлежащие возмещению подлежат возврату в федеральный бюджет.

Как следует из Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24.07.2007г. Приморскому краю было запланировано выделение средств за счет средств Фонда компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг граждан в сумме 1 274 425,60 рублей.

Согласно Закону Приморского края от 25.12.2007 г. № 179-ФЗ «О краевом бюджете на 2008 г., было запланировано выделение средств на оплату ЖКУ отдельным категориям граждан в сумме 1 534 240,62 рубля копейки, из которых 188 324,32 рубля – за счет остатков 2007 г., и 1 345 916, 30 рублей – за счет средств федерального бюджета, планируемых к поступлению в 2008 г.

Таким образом, финансирование в 2008 г. составило 954 828 610 рублей 51 копейку – за счет средств 2008 г. и 188 324 318 рублей 75 копеек – за счет средств 2007 г.

В 2009 году нераспределенный остаток вышеуказанных средств в сумме 507 921 308, 24 руб. Департамент социальной защиты населения Приморского края возвратил в доход федерального бюджета платежным поручением от 30.03.09г. № 36674.

Между тем, как установлено судом, денежных средств (субвенций), поступивших на реализацию льгот по ФЗ № 1244-1 от 15.05.91г. «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», оказалось недостаточно.

Принимая во внимание изложенное, с учетом того, что Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Приморский край соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), суд приходит к выводу, о том, что расходы, понесенные истцом на предоставление льгот указанной категории граждан, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ.

В связи с чем, Администрация Приморского края, Департамент Финансов Приморского края, Управление финансов и экономики администрации г. Владивостока являются ненадлежащими ответчиками.

В обоснование размера заявленных исковых требований истцом представлены списки льготников, выписки из поквартирных карточек.

Между тем, как следует из материалов дела, истец, оформляя списки льготников, использовал устаревшую базу данных «Парадокс», в связи с чем, форма списков не соответствовала типовой форме государственного контракта на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, утвержденной постановлением администрации Приморского края № 45 – па от 21.02.05г. «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета», ряд граждан, включенных истцом в списки льготников, не имели право на льготу.

Департамент социальной защиты населения Приморского края письмом от 10.06.08г. № 06/3007, направленным в адрес истца, просил его не использовать базу данных «Парадокс», поскольку база данных этой программы, в связи с переходом на базу АСП, не корректировалась с сентября 2006 года, в связи с чем, данные в ней устарели.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (в ред. от 29.12.2004) государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи.

Таким образом, лица, имеющие льготы, подлежат включению в федеральный регистр в заявительном порядке в соответствующем с действующим законодательством РФ.

Отделом социальной защиты населения по г. Владивостоку проведена сверка списков для подтверждения факта отнесения граждан, включенных истцом в списки льготников, к гражданам из подразделений особого риска. В результате чего, составлены списки лиц, не имеющих право на льготу, не вставших на учет в установленном законом порядке либо не имеющих подтверждения факта отнесения к гражданам из подразделений особого риска.

Правовым Департаментом администрации Приморского края с учетом указанных сведений составлен контррасчет расходов, согласно которого сумма возмещения составляет 6 507 рублей 04 копейки. Расчет проверен судом и признан обоснованным.

Иных документов, свидетельствующих о том, что лица, не включенные в федеральный регистр в установленном порядке, являются гражданами из подразделений особого риска, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеют право на льготы, установленные действующим законодательством, в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению частично в сумме 6 507 рублей 04 копеек.

В удовлетворении требований на сумму 2 495 рублей 79 копеек суд отказывает.

Доводы Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о том, что оно освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ не признаются судом обоснованными в силу следующего.

Согласно подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны. Из смысла ст. 101 АПК РФ следует, что к судебным расходам относится государственная пошлина.

Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.

Как следует из Письма ВАС РФ № ВАС – УП – 1055 от 14.03.09г., суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам. В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 .1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, не должно повлечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.

Таким образом, законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

В иске к Департаменту финансов Приморского края, Администрации Приморского края, Управлению финансов и экономики администрации г. Владивостока суд отказывает.

  Поскольку истец при подаче иска уплатил государственную пошлину в установленном законом порядке и размере, расходы  по её возмещению возлагаются на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ за  счет казны Российской Федерации пропорционально правомерно предъявленным требованиям на основании ст. 110 АПК РФ.

  Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за  счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» 6 507 (Шесть тысяч пятьсот семь) рублей 04 копейки расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате электрической энергии гражданам из подразделений особого риска, 358 (Триста пятьдесят восемь) рублей расходов по уплаченной государственной пошлине.

Во взыскании 2 495 рублей 79 копеек ОАО «ДЭК» отказать.

В иске к Департаменту финансов Приморского края, Администрации Приморского края, Управлению финансов и экономики администрации г. Владивостока отказать.

Выдать исполнительный после вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Н. А. Галочкина