ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-12329/07 от 31.01.2008 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток                                                Дело № А51-12329/2007-27-384

«31» января 200 8г.

Арбитражный суд Приморского края

в составе: судьи Карандашовой Е.В.

                (фамилия, инициалы)

при ведении протокола судебного заседания судьей Карандашовой Е.В.

(указать лицо, которое вело протокол)

рассмотрел в судебном заседании дело по иску Домоуправления № 4 Даубихинской КЭЧ

(наименование истца)

к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю,  Департаменту финансов администрации Приморского края.

 (наименование ответчика)

о взыскании 261 032 руб. 98 коп.

при участии

от истца: ФИО1, начальник домоуправления, выписка из приказа № 22 от 12.03.2003.

от Минфина России: ФИО2, главный специалист, доверенность от 21.01.2008 № 20-11-29/22 на представлен.интересов, пост.

установил:

Домоуправление № 4 Даубихинской КЭЧ обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с Министерства  финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, Департамента финансов администрации Приморского  края суммы субсидий на оплату жилого помещения  и коммунальных услуг, предоставленных гражданам, проживающим  в закрытом военном городке «Чернышевка-1», в размере 261 032 руб. 98 коп. в январе-декабре 2005.               

В ходе рассмотрения спора  истец уточнил предмет спора и надлежащего ответчика по делу  и просит взыскать с Минфина России суммы субсидий на оплату жилого  помещения и коммунальных услуг, предоставленных гражданам, проживающих в закрытом военном городке «Чернышевка-61», в размере 261 032 руб. 98 коп.

Представитель Министерства финансов РФ ходатайствует о привлечении Министерства  обороны России в качестве  ответчика. Истец по ходатайству возразил, представитель Департамента финансов оставил ходатайство на усмотрение суда. Судом ходатайство ответчика отклонено, поскольку ответчиком не обоснована невозможность рассмотрения  дела без участия другого ответчика, согласие истца, также как и совместное ходатайство сторон отсутствуют.

В судебном заседании  31.01.2008 судом  по собственной инициативе в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до  11 часов 20 минут, по окончании которого судебное заседание  продолжено.

В ходе рассмотрения спора  стороны пояснили, что спора по сумме исковых требований не имеется.

Департамент финансов администрации Приморского края, надлежащим образом извещенный о времени  и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явился. В отзыве представитель  Департамента  финансов администрации  Приморского  края исковые требования не признал, сослался на  то, что гражданам,  проживающим  в закрытых военных городках, субсидии предоставляются  за счет  средств  федерального  бюджета, выделяемых на эти цели  воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Исходя из изложенного, ответчик считает, что  финансовое  обеспечение  предоставления субсидий гражданам, проживающим  в  закрытых военных городках, является расходным обязательством РФ, поэтому на основании ст. 85 Бюджетного  кодекса РФ  в 2005 году  из краевого  бюджета средства на предоставление  указанных субсидий не выделялись. Ответчик считает, что  надлежащим ответчиком  по иску является федеральный орган – Министерство  обороны РФ, а в случае отсутствия  у него денежных средств – РФ  в лице Министерства финансов РФ (федеральный бюджет).

Министерство финансов Российской Федерации исковые требования оспорило, ссылаясь на  то, что средства для выплаты гражданам адресных  субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в 2005 году должны  были  выделяться воинской части, которая и должна была компенсировать расходы по предоставлению субсидий гражданам, проживающим в закрытых военных городках. Кроме того, ответчик сослался на то, что обязанность выступать в судах от имени казны Российской Федерации по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности возложена на главных распорядителей средств федерального бюджета, главным распорядителем бюджетных средств  в  отношении Даубихинской КЭЧ является Минобороны РФ. Ответчик полагает, что  отсутствуют доказательства того, что  спорная задолженность образовалась в связи с предоставлением субсидий гражданам, не доказан факт наличия убытков в сумме налога на добавленную стоимость.

Исследовав доказательства по делу, заслушав пояснения сторон,  суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме с Минфина России за счет казны РФ в связи со следующим.

Как установлено судом, истец в период с января по декабрь 2005 во исполнение заключенного с Администрацией Анучинского  муниципального  района договора  № 45 от 08.04.2005г. на возмещение затрат, связанных  с  предоставлением субсидий на оплату жилья  и коммунальных услуг в соответствии с постановлением губернатора Приморского края № 245 от 20.09.2004 с дополнения  от 31.01.2005г. № 20-пг, предоставлял гражданам, проживающим в закрытом военном городке Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенном  в пос. Чернышевка Анучинского района Приморского края (распоряжение Правительства РФ от 1.06.2000 № 752-р), и имеющим право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с ФЗ N 4218-1 от 24.12.1992 "Об основах жилищной политики в РФ" в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ N 444 от 30.08.2004.

Ввиду невозмещения истцу государственными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов понесенных в спорный период при предоставлении субсидий расходов на  сумму  261 032 руб. 98 коп. заявлены исковые требования об их взыскании.

В силу положений ст. 15.4 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992 № 4218-1 субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 ст. 159 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 утверждено Положение о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В соответствии с п. 36 данного Положения, расходы на предоставление субсидий гражданам, проживающим в закрытых военных городках, финансируются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Пунктом 67 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных  постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, предусмотрен аналогичный порядок финансирования субсидий гражданам, проживающим в закрытых военных городках.

Следовательно, на законодательном уровне определен источник финансирования жилищных субсидий указанной категории граждан – федеральный  бюджет.

Согласно приложениям к  ФЗ  «О федеральном  бюджете  на 2005 год» от 23.12.2004 № 173-ФЗ (приложение № 9),  ФЗ «Об  исполнении  федерального  бюджета за 2005 год» от 09.04.2007 № 41-ФЗ (приложение № 3) имело место недофинансирование главного  распорядителя средств федерального бюджета - Министерства обороны  РФ, имеющего право  в соответствии со ст. 159 Бюджетного кодекса РФ распределять  средства федерального  бюджета по подведомственным распорядителям и  получателям бюджетных средств, в том числе и Даубихинской КЭЧ,    по квартирно-эксплуатационным расходам в 2005 году.

Отсутствие финансирования расходов из федерального бюджета Даубихинской КЭЧ для домоуправлений в 2005 году по предоставлению субсидий населению, проживающему в закрытых военных городках, подтверждается также письмами КЭУ ДВО от 01.07.2005 № 30/6/3353, от 8.02.2007 № 30/6/483, ГлавКЭУ МО РФ от 23.05.2007 № 147/1/1/8643.

В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Составление проекта федерального бюджета, сводной бюджетной росписи федерального бюджета, организация исполнения федеральногобюджета, осуществление предварительного и текущего контроля за   исполнением федерального бюджета, открытие лицевых счетов главных распорядителей, бюджетных учреждений в соответствии со ст.ст.165-167,171 Бюджетного кодекса Российской Федерации  от 31.07.1998 № 145-ФЗ относится к компетенции Министерства финансов Российской  Федерации.

Исходя из изложенного, суд считает, Минфином России было допущено бездействие, предусмотренное ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем предъявленные Домоуправление № 4 Даубихинской КЭЧ требования о взыскании расходов, понесенных при предоставлении субсидий гражданам, проживающим в закрытых военных городках, в период январь-декабрь 2005  в сумме 261 032 руб. 98 коп., с учетом подтверждения суммы предоставленных субсидий актами сверки расчетов на 21.12.2005 и на 15.03.2006 (согласно пункта 32 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2004г. № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и  коммунальных услуг») между Финансовым отделом администрации Анучинского района и Домоуправлением № 4 Даубихинской КЭЧ района, в соответствии с частью 3 статьи 125, ст.ст.16,1069 Гражданского кодекса Российской Федерации   подлежат взысканию с Министерства финансов РФ за счет казны РФ.

Как следует из Законов Приморского края «О краевом бюджете на 2005 год» от 29.12.2004 № 200-КЗ, (приложение 16), «Об исполнении  краевого бюджета за 2005 год» от 14.09.2006 № 393-КЗ (приложение 11)  Анучинский муниципальный район был профинансирован из краевого бюджета на основании  отчетов о фактически  начисленных населению субсидиях в 2005 году в сумме 5508,05 тыс.руб. Суд считает, что основания  для взыскания с Департамента финансов администрации Приморского  края  261 032 руб. 98 коп. расходов, связанных с предоставлением субсидий  гражданам, проживающим в закрытых военных городках, отсутствуют в связи наличием законодательно закрепленного уровня финансирования данных расходов, отсутствием в материалах дела  доказательств нецелевого использования выделенных из федерального бюджета средств.

Ссылка представителя Минфина России на  п.10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ судом отклоняется, поскольку иск  Домоуправления  № 4 Даубихинской КЭЧ предъявлен не в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Довод ответчика об отсутствии доказательств образования спорной задолженности  в связи с предоставлением  субсидий  гражданам опровергается представленными в материалы дела: помесячными актами сверки списков граждан, обеспеченных субсидией на жилищно-коммунальные услуги, № 01 от 31.01.2005, № 02 от 28.02.2005, № 03 от 31.03.2005,  № 04 от 29.04.2005, № 05 от 31.05.2005,  № 06 от 30.06.2005, № 07 от 29.07.2005, № 08 от 31.08.2005, № 09 от 30.09.2005, № 10 от 31.10.2005, № 11 от 9.12.2005, № 12 от 10.01.2006, подписанными представителями истца и службы субсидий МО Анучинский район (позднее – Управление социальной защиты населения Администрации МО Анучинский район Приморского края, затем – Департамент социальной защиты населения  администрации Приморского края Отдел социальной защиты населения  по Анучинскому муниципальному району), книгой лицевых счетов квартиросъемщиков за 2005г. и другими документами.

Ссылка представителя Минфина России на включение истцом в сумму требований налога на добавленную стоимость судом не принимается в связи с отсутствием  ее документального подтверждения.

Расходы по уплате государственной  пошлины по иску относятся  на  Минфин России.

         Руководствуясь статьями 105, 110,167-171,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Министерства  финансов Российской Федерации за счет  казны Российской Федерации в пользу Домоуправления № 4 Даубихинской квартирно-эксплуатационной части 261 032 (двести шестьдесят одну тысячу тридцать два) рубля 98 копеек задолженности по предоставлению субсидий и 6 720 (шесть тысяч семьсот двадцать) рублей 66 копеек государственной пошлины по иску.

В иске к Департаменту финансов  администрации Приморского  края  отказать.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в порядке апелляционного производства.

         Судья                                                                          Карандашова Е.В.