ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-12485/20 от 14.10.2020 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-12485/2020

20 октября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена октября 2020 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2020 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Плехановой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Казанцевой И.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску  общества с ограниченной ответственностью строительная компания "Автобан-ДВ" (ИНН 2543001360, ОГРН 1122543001591, дата государственной регистрации: 10.02.2012, адрес: 690910, край Приморский, город Владивосток, поселок Трудовое, улица Ушакова, дом 38) 

к муниципальному казенному учреждению "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа" города Владивостока  (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 10.08.2009, адрес: 690091, <...>)

о взыскании 4 682 676 рублей,

при участии в заседании:

от истца: ФИО1, доверенность от 20.07.2020, диплом АВБ 0280724, паспорт; ФИО2, паспорт, без полномочий,

от ответчика: ФИО3, доверенность от 10.06.2020, диплом АВС 0347211, паспорт.

установил: общество с ограниченной ответственностью строительная компания "Автобан-ДВ" (далее – истец, ООО СК «Автобан-ДВ») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа" города Владивостока (далее – ответчик, МКУ «ДСО ВГО») о взыскании 4 682 676 рублей  основного долга по муниципальному контракту от 09.08.2019 № 968/291-130/19 на выполнение работ по капитальному ремонту общеобразовательной школы СОШ № 55, по адресу: <...>.

  Истец требования поддержал, мотивировав их ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате выполненных дополнительных работ.

          Ответчик против удовлетворения исковых требований возражал по доводам, изложенным в отзыве, указал что, цена контракта является твердой, что изменения в проектную и сметную документацию не вносились, повторная экспертиза проектной документации не проводилась; указал, что между подрядчиком и заказчиком не заключались дополнительные соглашения к контракту, дополнительные работы с заказчиком не согласовывались, таким образом, оснований для оплаты выполненных подрядчиком дополнительных работ у заказчика не имеется, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

          Оценив доводы сторон и представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

          09.08.2019 между Муниципальным казенным учреждением «Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа» города Владивостока (заказчик) и ООО СК «Автобан-ДВ» (подрядчик) был заключен муниципальный контракт № 968/291-130/19, в соответствии с условиями которого подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту объекта - общеобразовательная школа СОШ № 55, по адресу: <...>, а МКУ «ДСО ВГО» - принять результат выполненных работ и уплатить обусловленную контрактом цену в размере 104 883 810 рублей (далее – контракт).

          Согласно пункту 2.4 цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.

          В соответствии с пунктом 2.5. оплата производится за фактически выполненные работы в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) на основании представленного подрядчиком счета, счета-фактуры.

Фактически не выполненные объемы работ либо работы, выполненные с нарушением условий контракта или технических (строительных) норм и правил, приемке и оплате не подлежат.

В силу пункта 12.1. работы по контракту должны быть выполнены в соответствии с контрактом и техническим заданием заказчика (Приложение №1 к контракту), документацией об электронном аукционе, законодательством Российской Федерации, требованиями СНиП, СаНПиН и пр.

Согласно пункту 12.6. контракта все неучтенные объемы работ и затраты, в том числе связанные с изменением и дополнением проектных решений, потребность в которых при исполнении отдельных этапов контракта обнаружена в ходе выполнения работ или выявлена в несоответствии с технической документацией, подрядчик покрывает за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенного на выполнение дополнительных объемов работ, которые подрядчик должен выполнить в ходе производства работ по соответствующему отдельному этапу исполнения контракта. В расчетах за выполненные работы по соответствующему отдельному этапу исполнения контракта резерв средств на непредвиденные работы и затраты расходуется на дополнительные виды работ, с расшифровкой на дополнительные объемы работ, с учетом уровня текущих цен. Перед включением дополнительных видов (объемов) работ в акты о приемке выполненных работ по соответствующему отдельному этапу исполнения контракта заказчик совместно с проектной организацией и по согласованию с подрядчиком выполняет дополнительную смету, в которой отражается дополнительный объем работ, изменения по ранее разработанной смете. Таких дополнительных объемов работ в ходе исполнения отдельного этапа контракта может быть несколько, но сумма превышения дополнительных объемов работ должна быть не более суммы непредвиденных расходов, включенных в цену соответствующего отдельного этапа исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 12.8. контракта, в случае выполнения подрядчиком работ, не предусмотренных техническим заданием, необходимость в которых не будет установлена, стоимость таких работ относится на счет подрядчика и возмещению (оплате) не подлежит. Если в ходе выполнения вышеуказанных работ характеристики объекта строительства перестанут отвечать проектным решениям, данный недостаток устраняется за счет подрядчика.

Согласно пункту 12.15. для проверки предоставленных подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести их экспертизу, в том числе скрытых работ.

В процессе выполнения работ по муниципальному контракту, по мнению подрядчика, выявились ошибки проектно-сметной документации, в связи с чем им было принято решение выполнить работы, не предусмотренные техническим заданием, но выполнение которых необходимо для достижения цели строительства и возможности выполнения последующих видов работ.

Как указал истец, помимо работ, указанных в техническом задании, возникла необходимость производства следующих работ:

- черновая и чистовая отделка внутренних поверхностей стен в здании учебного корпуса (Лит. 1) включающую в себя их сплошное выравнивание, заделка швов, оштукатуривание и окраска грунтовкой и краской на сумму 1 057 104 рублей, что подтверждается локальным сметным расчетом № 02-01-01.2 от 02.12.2019, актом о приемке выполненных работ № 9.1 от 01.04.2020, справки о стоимости выполненных работ № 9.1 от 01.04.2020, а также актом освидетельствования скрытых работ № л-1/21 от 25.09.2019 и № л-1/27 от 24.12.2019.

Указанные дополнительные работы являлись необходимыми для отделки существующих кирпичных стен и перегородок, проектируемых андезитобазальтовых перегородок под керамическую плитку с учетом предварительного демонтажа всего покрытия стен в соответствии с техническим заданием (стр. 17 - 18 Приложения № 1 к муниципальному контракту № 968/291-130/19 от 09.08.2019, работы в здании учебного корпуса (Лит. 1) исходя из норм «СП 71.13330.2017. Свод правил. Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакция СНиП 3.04.01-87» и состава работ согласно положений «ГЭСН-2020.  ГЭСН  81-02-15-2020.  Государственные  сметные  нормативы.   Сметные  нормы  на строительные работы. Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы. Сборник 15. Отделочные работы» (Таблица ГЭСН 15-02-035, Приложение 15.4)

- устройство металлических перемычек, цементных стяжек, гидроизоляцию, установка покрытия из плит и сплошное выравнивание внутренних поверхностей стен в здании столовой Лит. 6 на сумму 659 300 рублей 40 копеек, что подтверждаетсялокальным сметным расчетом № 02-01-02.2 от 02.12.2019, актом о приемке выполненных работ № 9.2 от 01.04.2020, справкой о стоимости выполненных работ № 9.2 от 01.04.2020, а также актами освидетельствования скрытых работ № л-6/16 от 06.09.2019, № л-6/Д/21 от 23.09.2019, № л-6/22 от 24.12.2019, № л-б/Д/36 от 06.11.2019.

Дополнительные работы являлись необходимыми для устройства полов из керамической плитки по существующему и частично восстановленному бетонному основанию и отделки кирпичных стен и перегородок под покраску и керамическую плитку с учетом предварительного демонтажа всей керамической плитки полов с цементной стяжкой и отбивкой штукатурного слоя (стр. 16 Приложения № 1 к муниципальному контракту № 968/291-130/19 от 09.08.2019, работы по Лит.6 Столовая) исходя из состава работ согласно положений «ГЭСН-2020. ГЭСН 81-02-15-2020. Государственные сметные нормативы. Сметные нормы на строительные работы. Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы. Сборник 15. Отделочные работы» (Таблица ГЭСН 15-01-035, Таблица ГЭСН 15-01-053, Приложение 15.4).

- установка подоконных досок и черновая отделка стен в спортивном корпусе Лит. 2, включающая в себя их сплошное выравнивание, заделку швов, грунтовку и оштукатуривание на сумму            1 894 630 рублей 80 копеек, что подтверждаетсялокальным сметным расчетом № 02-01-03.2 от 02.12.2019, актом о приемке выполненных работ № 9.3 от 01.04.2020, справкой о стоимости выполненных работ № 9.3 от 01.04.2020, а также актами освидетельствования скрытых работ № л-2/16 от 21.09.2019, № л-2/20 от 25.12.2019.

Работы являлись необходимыми для отделки существующих кирпичных стен и перегородок под окраску и под керамическую плитку и для замены существующих деревянных оконных блоков с учетом предварительного демонтажа всего покрытия стен и керамической плитки в соответствии с техническим заданием (стр. 20-21 Приложения № 1 к муниципальному контракту № 968/291-130/19 от 09.08.2019, работы в здании спортивного корпуса (Лит.2) исходя из норм «СП 71.13330.2017. Свод правил. Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакция СНиП 3.04.01-87» и состава работ согласно положений «ГЭСН 81-02-10-2020. Сметные нормы на строительные работы. Сборник 10. Деревянные конструкции» (Таблица ГЭСН 10-01-027, ГЭСН 10-01-035) и положений «ГЭСН-2020. ГЭСН 81-02-15-2020. Государственные сметные нормативы. Сметные нормы на строительные работы. Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы. Сборник 15. Отделочные работы» (Таблица ГЭСН 15-02-035, ГЭСН 15-04-006, Приложение 15.4).

- отделка стен и перегородок в центральном корпусе Лит.З включающую в себя их сплошное выравнивание, грунтовку, оштукатуривание и устройство гидроизоляции на сумму 627 870 рублей, что подтверждаетсялокальным сметным расчетом № 02-01-04.2 от 02.12.2019, актом о приемке выполненных работ № 9.4 от 01.04.2020, справкой о стоимости выполненных работ № 9.4 от 01.04.2020 и актом освидетельствования скрытых работ № л-З/Д/23 от 29.10.2019.

Указанные работы являлись необходимыми для отделки существующих кирпичных стен и перегородок под керамическую плитку и окраску с учетом предварительного демонтажа всего покрытия стен от плитки, окрасочного и штукатурного слоя в соответствии с техническим заданием (стр. 19 Приложения № 1 к муниципальному контракту № 968/291-130/19 от 09.08.2019, работы в здании центрального корпуса (Лит.З) исходя из норм «СП 71.13330.2017. Свод правил. Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакция СНиП 3.04.01-87» и состава работ согласно положений «ГЭСН-2020. ГЭСН 81-02-15-2020. Государственные сметные нормативы. Сметные нормы на строительные работы. Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы. Сборник 15. Отделочные работы» (Таблица ГЭСН 15-02-035, ГЭСН 15-04-006, Приложение 15.4).

- при монтаже системы отопления выполнена установка кранов и термостатических элементов на биметаллические радиаторы на сумму 34 280 рублей 40 копеек, что подтверждаетсялокальным сметным расчетом № 02-01-05.2 от 02.12.2019, актом о приемке выполненных работ № 9.5 от 01.04.2020, справкой о стоимости выполненных работ № 9.5 от 01.04.2020, актом освидетельствования скрытых работ № ОВ/3 от 28.10.2019.

Указанные дополнительные работы являлись необходимыми для установки биметаллических радиаторов с затворной арматурой на каждом (стр. 24 Приложения № 1 к муниципальному контракту № 968/291-130/19 от 09.08.2019) исходя из состава работ согласно положений «ГЭСН 81-02-18-2020. Сметные нормы на строительные работы. Сборник 18. Отопление - внутренние устройства» (Таблица ГЭСН 18-03-001, ГЭСН 18-07-001).

- установка кранов на смонтированный водопровод горячей воды на сумму 658 рублей 80 копеек, что подтверждаетсялокальным сметным расчетом № 02-01-06.2 от 02.12.2019, актом о приемке выполненных работ № 9.6 от 01.04.2020, справкой о стоимости выполненных работ № 9.6 от 01.04.2020, актами освидетельствования скрытых работ № ВК/2.1 от 25.10.2019, № ВК/2.2 от 28.10.2019, № ВК/2.3 от 27.10.2019, ВК/2.4 от 04.12.2019.

Работы являлись необходимыми для обеспечения запорной арматуры внутренних сетей водоснабжения устанавливаемой у оснований стояков, на ответвлениях от магистральных линий, перед наружными поливочными кранами, на ответвлениях питающих 5 водоразборных точек и более и отдельной изоляции внутренних сетей горячего водоснабжения сантехническими приборами (стр. 22 Приложения № 1 к муниципальному контракту № 968/291-130/19 от 09.08.2019) исходя из состава работ согласно положений «ГЭСН-2017. ГЭСН 81-02-17-2017. Государственные сметные нормативы. Государственные сметные нормы. Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы. Сборник 17. Водопровод и канализация -внутренние устройства» (Таблица ГЭСН 17-01-001) и раздела 5.6 «ГОСТ 34059-2017. Межгосударственный стандарт. Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Устройство систем отопления, горячего и холодного водоснабжения. Общие технические требования».

- при монтаже системы освещения произведена установка выключателей, датчиков движения, розеток, прокладка осветительного провода и силовых кабелей на сумму 83 294 рублей 40 копеек, что подтверждаетсялокальным сметным расчетом № 02-01-08.2 от 02.12.2019, актом о приемке выполненных работ № 9.7 от 01.04.2020, справкой о стоимости выполненных работ № 9.7 от 01.04.2020, актами освидетельствования скрытых работ № Л-1/ЭМ.ЭО/1 от 15.09.2019, № л- 2/ЭМ.ЭО/2 от 15.09.2019, № л-З/ЭМ.ЭО/3 от 23.10.2019, № л-б/ЭМ.ЭО/4 от 23.10.2019, № Л-1/ЭМ.ЭО/5 от 15.12.2019, № л-2/ЭМ.ЭО/б от 15.12.2019, № л-З/ЭМ.ЭО/7 от 15.12.2019, № л-б/ЭМ.ЭО/8 от 15.12.2019, № л-ЮМ.ЭО/9 от 05.12.2019, № л-1/ЭМ.ЭО/Ю от 05.12.2019, № л-1/ЭМ.ЭО/П от 05.12.2019, № л-ЮМ.ЭО/12 от 05.12.2019.

Указанные дополнительные работы являлись необходимыми для обеспечения электропитания и освещения помещений исходя из принятой схемы электроснабжения объекта, а также управления освещением (стр. 25 - 26 Приложения № 1 к муниципальному контракту № 968/291-130/19 от 09.08.2019 г.) исходя из состава работ согласно положений раздела 15 «СП 256.1325800.2016. СП 31-110-2003. Свод правил. Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа» и «ГОСТ 31565-2012. Межгосударственный стандарт. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности».

- монтаж охранной сигнализации истцом включал в себя работы по установке контрольно-приемных объектовых приборов на два луча, контроллера двухпроводной линии связи и охранного извещателя на сумму 25 987 рублей 20 копеек, что подтверждаетсялокальным сметным расчетом № 02-01-10.2 от 02.12.2019, актом о приемке выполненных работ № 9.8 от 01.04.2020, справкой о стоимости выполненных работ № 9.8 от 01.04.2020, ведомостью смонтированных приборов и оборудования № 1-ОМС от 20.12.2019, актом об окончании монтажных работ № 1-СМР/ОС от 20.12.2019, актом об окончании пусконаладочных работ № 1-ПНР/ОС от 20.12.2019, актом рабочей комиссии о приемке оборудования после комплексного опробования № 1-КО/ОС от 20.12.2019.

Дополнительные работы являлись необходимыми в соответствии с требованиями технического задания, предусматривающего защиту помещений двумя рубежами охраны, включающими в себя блокировку дверей охранными адресными извещателями (стр. 25 Приложения № 1 к муниципальному контракту № 968/291-130/19 от 09.08.2019) исходя из требований установленных положениями раздела 5 «ГОСТ Р 52435-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства охранной сигнализации. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний»

- монтаж сети пожарной сигнализации истцом включал в себя работы по установке пусковых блоков, модулей подключения и оповещателей, а также прокладку кабель-каналов с установкой пластиковых коробов на сумму 299 550 рублей, что подтверждаетсялокальным сметным расчетом№ 02-01-11.2 от 02.12.2019, актом о приемке выполненных работ № 9.9 от 01.04.2020, справкой о стоимости выполненных работ № 9.9 от 01.04.2020, ведомостью смонтированных приборов и оборудования № 1-ПС от 20.12.2019, актом об окончании монтажных работ № 1-СМР/ОПС от 20.12.2019, актом об окончании пусконаладочных работ № 1-ПНР/ОС от 20.12.2019, актом рабочей комиссии о приемке оборудования после комплексного опробования № 1-КО/ПС от 20.12.2019.

Работы являлись необходимыми в соответствии с требованиями технического задания, предусматривающего систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и пожарной сигнализации с применением контроллеров двухпроводной линии, анализирующих состояние адресных датчиков включенных в данную линию связи и оборудованием огнестойкими кабелями, не поддерживающими горение и не распространяющими горение с низким дымо- и газо-выделением (стр. 24 Приложения № 1 к муниципальному контракту № 968/291-130/19 от 09.08.2019) исходя из требований установленных положениями раздела 5 «ГОСТ Р 52436-2005. Приборы приемно-контрольные охранной и охранно-пожарной сигнализации. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний».

Общая стоимость дополнительных работ в соответствии с локальными сметными расчетами, актами о приемке выполненных работ и справками о стоимости выполненных работ составила 4 682 676 рублей.

20.04.2020 и 05.06.2020 истец обратился в адрес ответчика с претензиями № 28/12-04, № 05/06-01 в которых просил  произвести оплату дополнительных работ.

В ответ на указанные претензии МКУ «ДСО ВГО» письмами № 269 от 27.04.2020 и № 1205 от 17.06.2020 сообщило, что все неучтенные объемы и виды работ и затраты должны покрываться подрядчиком за счет резерва средств на непредвиденные расходы, а дополнительные работы не являлись предметом муниципального контракта и в отношении них не проводились конкурентные процедуры, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом чего основания для приемки и оплаты дополнительных работ отсутствуют.

          Поскольку направленные в адрес  ответчика  претензии о наличии долга и с требованием о его погашении, оставлены заказчиком без удовлетворения,   истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Исследовав и оценив в соответствии со статьями 71 АПК РФ представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме в силу следующего.

 Между сторонами сложились правоотношения по контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, которые подлежат регулированию нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (подряд), Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Исходя из положений  статьи 763 ГК РФ, подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

          По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).

В силу статьи 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

          В соответствии со статьей 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.     

            В силу статьи 746 Кодекса оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в  технической документации и в смете.

Из положений статей 702, 711, 740, 746  ГК РФ с учетом разъяснений пункта 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» следует, что основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате обусловленных договором работ является их сдача заказчику путем подписания акта выполненных работ.

Таким образом, обратившись с требованием о взыскании стоимости выполненных работ, истец согласно статье 65  АПК РФ должен представить документы, подтверждающие факт сдачи результата работ заказчику на спорную сумму.

В соответствии со статьями 307, 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

          Заказчик факт выполнения подрядчиком спорных работ на сумму      4 682 676 рублей не оспаривает. По доводам ответчика, заявленным  в ходе рассмотрения спора, предъявленные спорные работы не подлежат оплате, поскольку выполнены в нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Между тем, материалами дела подтверждено, что заказчик в ходе выполнения работ подтверждал их характер и необходимость выполнения для достижения предусмотренных спорным контрактом результатов,  путем подписания  представителем заказчика актов освидетельствования скрытых работ, актов об окончании монтажных и пусконаладочных работ, а также актов о приемке оборудования после комплексного опробирования с приложением к ним исполнительной документации без замечаний и возражений. Доказательств обратного в ходе рассмотрения спора не представил. При этом, изменение сметных объемов работ произведено в пределах 10 процентов от первоначальной цены контракта, что не противоречит подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.

В подтверждение характера и необходимости  выполненных работ  истцом представлено заключение ООО «ДальСтрой-зксперт» № 25/05-20 от 15.06.2020, согласно выводам которого, объем дополнительных строительно-монтажных работ в рамках муниципального контракта № 968/291-130/19 от 09.08.2019 соответствует видам и объемам дополнительных работ, указанных в актах до форме КС-2, а их необходимость была обусловлена неточностями в проектно-сметной документации в части объемов материалов, необходимых для обеспечения работоспособности инженерных систем и для обеспечения соблюдения технологии производства строительно-монтажных работ при капитальном ремонте объекта «Общеобразовательная школа СОШ № 55 расположенная по адресу <...>».

Выводы  специалиста  ответчиком не оспорены,  ходатайств о проведении судебной экспертизы по делу ответчик не заявил,  в связи с чем, заключение ООО «ДальСтрой-зксперт» принято судом в качестве относимого и допустимого доказательства по делу, подтверждающего  необходимость  производства спорных работ для достижения целей контракта.

Доказательств того, что подрядчиком фактически выполнены самостоятельные по отношению к заключенному контракту работы, а также доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что выполнение работ в сложившейся ситуации иным лицом было бы возможно без увеличения их стоимости, в материалы дела не представлено.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017  указал на необходимость учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ и в связи с этим обуславливает приоритетную необходимость применения норм статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с положениями Закона N 44-ФЗ.

  С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что истец, выполнив спорные работы, с учетом положений статей 743, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе рассчитывать на получение денежных средств в счет оплаты выполненных дополнительных работ, не учтенных в сметной документации.       

По правилам пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

          Факт того, что результат работ используется заказчиком и имеет для него потребительскую ценность МКУ «ДСО ВГО» не оспорен.          Освобождение заказчика от оплаты спорных дополнительных работ повлечет его неосновательное обогащение, что недопустимо и противоречит положениям статьи 10 ГК РФ.

          На основании изложенного, исковые требования о взыскании               4 682 676 рублей подлежат удовлетворению.  

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд       

          р е ш и л:

Взыскать с  муниципального казенного учреждения "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа" города Владивостока в пользу общества с ограниченной ответственностью строительная компания "Автобан-ДВ"   4 682 676 рублей  основного долга  и  46 413 рублей расходов по уплате государственной пошлины по иску.

Исполнительный лист выдается только по заявлению взыскателя после вступления решения в законную силу.  

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

          Судья                                                                       Плеханова Н.А.