ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-1262/2021 от 10.03.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                    Дело № А51-1262/2021

17 марта 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена марта 2021 года .

Полный текст решения изготовлен марта 2021 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.В. Колтуновой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.В. Тищенко, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Артему (ИНН 2502027627, ОГРН 1032500529786, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.02.2003)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 17.06.2010, адрес регистрации: 690080, <...>. кв. 185, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: п. Восточный Макаровский район Сахалинской области)

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ,

при участии в заседании:

от заявителя (до и после перерыва) – не явились, извещены;

от ответчика (до перерыва) – лично ФИО1, паспорт,

установил: Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Артему (далее – заявитель, отдел, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель, индивидуальный предприниматель, ИП ФИО1) к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении ПК-25 № 160855083/13 от 23.12.2020.

Заявитель в предварительное судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства считается извещенным надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), в связи с чем предварительное судебное заседания согласно статьям 136, 210 АПК РФ было проведено в его отсутствие.

Суд, с учетом отсутствия возражения сторон относительно перехода из предварительного судебного заседания в судебное разбирательство с рассмотрением дела по существу, признает дело подготовленным к судебному разбирательству и в порядке пункта 5 статьи 136 и пункта 4 статьи 137 АПК РФ, завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании 10.03.2021 арбитражный суд в порядке статьи 163 АПК РФ определил объявить перерыв до 17 часов 30 минут этого же дня. О дате и времени продолжения предварительного судебного заседания по настоящему делу арбитражным судом размещено объявление в сети Интернет на официальном сайте арбитражного суда Приморского края.

После перерыва стороны в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте заседания извещены надлежащим образом, доказательства извещения имеются в материалах дела, в связи с чем, суд рассмотрел дело в их отсутствие в соответствии со статьями 136, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как следует из заявления, административный орган полагает, что собранным административным материалом установлен факт (событие) административного правонарушения, а также вина предпринимателя в его совершении, вменяемое предпринимателю правонарушение, выразившееся в осуществлении розничной торговли спиртосодержащей продукции без лицензии, подлежит квалификации в соответствии с частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

Согласно пояснениям в судебном заседании и представленным в материалы дела письменным возражениям индивидуальный предприниматель признает вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, просит смягчить или исключить вину данных обстоятельств, указывает на принятие мер к устранению допущенных нарушений, просит учесть ее семейное положение и сложные жизненные обстоятельства.

Из материалов дела следует, что на основании поступившего рапорта инспектора ОИАЗ ОМВД России по Приморскому краю от 20.12.2020 в нестационарном павильоне, расположенном по адресному ориентиру: <...>, где осуществляет предпринимательскую деятельность ИП ФИО1 сотрудниками ОМВД по г. Артему 20.12.2020 в 11 час. 40 мин. установлен факт реализации алкогольной продукции в ассортименте, чем нарушены требования пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении употребления (распития) алкогольной продукции».

Данная продукция обнаружена в ходе осмотра павильона на витринах ИП ФИО1, что подтверждено протоколом осмотра помещений, территорий от 20.12.2020 с приложением фототаблицы.

Одновременно заявителем было получено объяснение от 20.12.2020 у индивидуального предпринимателя, которая подтвердила факт хранения и продажи в магазине алкогольной продукции в ассортименте, а также то, что данная продукция принадлежит ей, подтвердила факт отсутствия у предпринимателя соответствующей лицензии.

Обнаруженная алкогольная продукция в ассортименте: пиво «Арсенальное» крепкое объемом 1,35 л., 2 шт., цена за единицу – 140 руб., пиво «Рыцарь Приморья» светлое объемом 1,35 л., 3 шт., цена за единицу – 100 руб., пиво «ДВ классическое» объемом 1,35 л., 5 шт., цена за единицу – 130 руб., пиво «Рыцарь Приморья» крепкое объемом 1,35 л., 2 шт., цена за единицу – 130 руб., пиво «Охота» крепкое объемом 1,3 л., 5 шт., цена за единицу – 150 руб., пиво «Чешское» светлое объемом 1,25 л., 11 шт., цена за единицу – 100 руб., водка «Сила природы» объемом 0,25 л., 1 шт., цена за единицу – 100 руб., коньяк Армянский «Саят нова» объемом 0,5 л., 1 шт., цена за единицу – 1 300 руб., настойка горькая «Капитанский ром» объемом 0,5 л., 1 шт., цена за единицу – 380 руб., коньяк «Сокровище Тифлиса» объемом 0,5 л., 1 шт., цена за единицу – 800 руб. в присутствии понятых изъята по протоколу ареста товаров, транспортных средств и вещей от 20.12.2020 алкогольная продукция передана на хранение гр. ФИО1 и хранится по адресу: <...>.

В связи с указанными обстоятельствами по факту реализации алкогольной продукции в ассортименте (коньяка и водки) 23.12.2020 заявителем был составлен протокол ПК-25 № 160855083/13 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, протокол составлен в присутствии предпринимателя.

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении переданы на рассмотрение в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности для рассмотрения по существу.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

По правилам части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объектом данного вида правонарушения является установленный порядок розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (коньяк и водка).

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, образует незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции индивидуальным предпринимателем, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 2 Закона № 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как: спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Согласно пункту 16 статьи 2 данного Закона под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.

Для осуществления каждого из видов деятельности, образующих в своей совокупности оборот алкогольной продукции, требуется соответствующая лицензия, предусмотренная статьей 18 названного Закона.

По правилам пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16 этого же Закона оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), в том числе розничная продажа такой продукции, осуществляется организациями, имеющими соответствующие лицензии.

В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 26 Закона №171-ФЗ).

Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ №47), в силу положений Закона №171-ФЗ, в том числе пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.

В том случае, если индивидуальный предприниматель в нарушение указанных норм осуществляет какой-либо иной вид деятельности из числа, перечисленных в пункте 2 статьи 18 Закона, он может быть привлечен к административной ответственности.

Таким образом, действующим правовым регулированием запрещена розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции индивидуальными предпринимателями.

Из материалов дела следует, что на основании поступившего рапорта инспектора ОИАЗ ОМВД России по Приморскому краю от 20.12.2020 в нестационарном павильоне, расположенном по адресному ориентиру: <...>, где осуществляет предпринимательскую деятельность ИП ФИО1 сотрудниками ОМВД по г. Артему 20.12.2020 в 11 час. 40 мин. установлен факт реализации алкогольной продукции в ассортименте (водка «Сила природы» объемом 0,25 л., 1 шт., коньяк Армянский «Саят нова» объемом 0,5 л., 1 шт., настойка горькая «Капитанский ром» объемом 0,5 л., 1 шт., коньяк «Сокровище Тифлиса» объемом 0,5 л., 1 шт.), чем нарушены требования пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении употребления (распития) алкогольной продукции».

Данная продукция обнаружена в ходе осмотра павильона на витринах ИП ФИО1, что подтверждено протоколом осмотра помещений, территорий от 20.12.2020 с приложением фототаблиц.

Одновременно заявителем было получено объяснение от 20.12.2020 у индивидуального предпринимателя, которая подтвердила факт хранения и продажи в магазине алкогольной продукции в ассортименте, а также то, что данная продукция принадлежит ей, подтвердила факт отсутствия у предпринимателя соответствующей лицензии.

Таким образом, материалами дела нашел подтверждение факт незаконной реализации 20.12.2020 индивидуальным предпринимателем алкогольной продукции, в связи с чем в его действиях усматривается событие вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

По правилам статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Формы вины предусмотрены статьей 2.2 КоАП РФ, согласно части 1 которой административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, упомянутые выше доказательства, суд приходит к выводу о доказанности вины предпринимателя в совершении вменяемого ей административного правонарушения, он предвидел их вредные последствия и желал наступления таких последствий или сознательно их допускал либо относился к ним безразлично.

Между тем, вступая в правоотношения, регулируемые законодательством о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, предприниматель должен был в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из данного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.

Пренебрежительное отношение предпринимателя к исполнению возложенных на него обязанностей, а именно в части розничной продажи алкогольной продукции, при наличии законодательно установленного запрета, создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

С учетом изложенного суд делает вывод о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ. Имеющиеся в деле доказательства суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания индивидуального предпринимателя ФИО2 виновным в совершении выявленного административного правонарушения.

При этом доказательства, исключающие возможность предпринимателю соблюсти правила, за нарушение которых указанной нормой предусмотрена административная ответственность, в том числе вследствие чрезвычайных, объективно непреодолимых обстоятельств и других непредвиденных препятствий, находящихся вне его контроля, материалы дела не содержат.

Следовательно, у административного органа имелись законные основания для составления в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по факту выявленных нарушений протокола об административном правонарушении от 20.12.2020 ПК-25 № 160855083, квалифицирующего его действия по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности судом не установлено.

Протокол об административном правонарушении составлен и подписан уполномоченным на совершение таких процессуальных действий должностным лицом органа внутренних дел и в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности за подобное правонарушение.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Оснований для квалификации выявленного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно частям 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа в размере от 100 000 рублей до 200 000 рублей.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»  глава 4 КоАП РФ дополнена статьей 4.1.1 КоАП РФ, в соответствии с которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Учитывая, что оборот алкогольной продукции без лицензии создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется.

Тем не менее, суд также учитывает, что административное наказание должно отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.

Частью 2 стать 14.17.1 КоАП РФ предусмотрен минимальный размер административного штрафа– 100 000 руб.

В соответствии с целями административного наказания, перечисленными в статье 3.1 КоАП РФ, устанавливаемые Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.

Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступил в силу с 11.01.2015) реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Суд считает, что в рассматриваемой ситуации административное наказание в сумме 100 000 руб. минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.

В целях недопущения избыточного государственного принуждения и обеспечения реального баланса интереса ответчика и государства, суд считает, что в данном случае отсутствуют основания для привлечения ответчика к мере ответственности в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

В данном конкретном случае суд учитывает, что предприниматель привлекается к административной ответственности за подобное правонарушение впервые, в ходе проведения административного расследования не уклонялся или каким-либо образом не чинил препятствия в его надлежащем проведении административным органом.

Административный штраф как мера воздействия не должен приводить к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, поскольку в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, это недопустимо. Размер штрафа как мера воздействия должен быть соразмерен правонарушению.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным назначить наказание в виде штрафа, менее минимального размера, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

С учетом характера административного правонарушения, отсутствия обстоятельств отягчающих административную ответственность, суд пришел к выводу о том, что ответчик подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 руб. с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

При этом суд исходит из того, что наказание в виде штрафа в указанном размере с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела сможет обеспечить достижение целей административного наказания.

Из положений части 3 статьи 3.3 КоАП РФ следует, что, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.

Применительно к категории дел об административных правонарушениях, совершенных в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, такое основание (исключение) предусмотрено частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ, а также Законом № 171-ФЗ, согласно которому в указанных в пункте 1 статьи 25 названного закона случаях этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные), основное технологическое оборудование, автомобильный транспорт признаются находящимися в незаконном обороте, поэтому подлежат изъятию.

Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 названного Федерального закона.

В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 данной статьи, не допускаются в нестационарных торговых объектах, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.

Указанный запрет не распространяется на розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания (подпункт 2 пункта 6 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ).

Из пунктов 4, 7 статьи 16 указанного закона следует, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей; розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки); потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.

Из материалов дела следует, что 20.12.2020 сотрудниками полиции выявлен факт розничной продажи алкогольной продукции, в том числе пива, в нестационарном торговом объекте (киоске), расположенном по адресному ориентиру: <...>, где осуществляет предпринимательскую деятельность ИП ФИО1.

В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009
№ 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговой деятельности) нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Руководствуясь положениями Закона о торговой деятельности, с учетом представленных в материалы дела доказательств, в том числе протокола осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 20.12.2020, протокола о административном правонарушении от 23.12.2020 ПК-25 № 160855083/13, фототаблиц и объяснений индивидуального предпринимателя от 20.12.2020, суд установил, что у объекта (киоска) отсутствует прочная связь с земельным участком отсутствует фундамент), отсутствует подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (водоснабжение, канализация), на основании чего суд признал что павильон, деятельность в котором осуществляет ИП ФИО1 является нестационарным торговым объектом и вся изъятая алкогольная продукция в соответствии с протоколом ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 20.12.2020, в том числе пиво, находилась в незаконном обороте.

Доказательств, опровергающих данный вывод, в материалах дела не имеется и суду не представлено.

Поскольку предприниматель реализовывал алкогольную и спиртосодержащую продукцию с нарушением закона, то на основании абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ такая продукция находится в незаконном обороте и в силу указанной нормы и части 3 статьи 3.7 КоАП РФ подлежит изъятию, а не конфискации.

Вместе с тем, судом установлено, что алкогольная продукция, была изъята административным органом в ходе осмотра, проведенного 20.12.2020, в связи с чем повторное ее изъятие судом не требуется.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018.

Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 17.06.2010, адрес регистрации: 690080, <...>. кв. 185, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, Сахалинской области) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию на следующие реквизиты: получатель УФК МФ по Приморскому краю (ОМВД по г. Артему), ИНН <***>,КПП 250201001 № счета 40101810900000010002, Дальневосточное ГУ Банка России, БИК 040507001, ОКТМО 05705000, КБК 188 116 08010016000140 140, УИН 18880425201608550838 назначение платежа - штраф по делу № А51-1262/2021.

Платежный документ об уплате штрафа в десятидневный срок представить Арбитражному суду Приморского края.

В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок и непредставления суду доказательств уплаты направить решение на принудительное исполнение.

Изъятая алкогольная продукция, указанная в протоколе ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 20.12.2020 г., находящаяся на ответственном хранении по адресу <...>, а именно:

        Наименование алкогольной продукции

Объем(литр)

количество

Цена (за 1 шт.) руб.

1

Пиво «Арсенальное» крепкое

1,35

2

140

2

Пиво «Рыцарь Приморья» светлое

1,35

3

100

3

Пиво «ДВ классическое»

1,35

5

130

4

Пиво «Рыцарь Приморья» крепкое

1,35

2

130

5

Пиво «Охота» крепкое

1,3

5

150

6

Пиво «Чешское» светлое

1,25

11

100

7

Водка «Сила природы»

0,25

1

100

8

Коньяк Армянский «Саят нова»

0,5

1

1300

9

Настойка горькая «Капитанский Ром»

0,5

1

380

10

Коньяк «Сокровище Тифлиса»

0,5

1

800

подлежит направлению на переработку или уничтожение в порядке, определённом Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограниченном потреблении (распитии) алкогольной продукции», постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Приморского края в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                           Н.В. Колтунова