ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-1303/2022 от 01.08.2022 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                              Дело № А51-1303/2022

04 августа 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена августа 2022 года .

Полный текст решения изготовлен августа 2022 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Беспаловой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Намзырай С.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ИНН 2543146126, ОГРН 1202500000339, дата государственной регистрации 01.01.2020)

к  Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю (ИНН 2536052276, ОГРН 1022501312041, дата государственной регистрации 30.12.2002)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу (ИНН 2723090306, ОГРН 1072723002252, дата государственной регистрации 07.03.2007, адрес регистрации 690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Толстого, д. 32А, офис 610), Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298, дата государственной регистрации 24.05.2004, адрес регистрации 113184, город Москва, улица Пятницкая, 59/19)

о признании незаконным представления

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель Моисеенко О.Г. (доверенность от 13.12.2021 № 158),

от ответчика - представитель Фаузель О.Э. (доверенность от 10.01.2021 № 18-29/4), представитель Большаков А.А. (доверенность от 28.02.2022 № 18-29/47),

от третьих лиц – представители не явились, надлежаще извещены,

установил:

Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю (далее – ответчик, УФК) о признании незаконным требования об устранении нарушений в виде возврата в доход федерального бюджета средств субвенции на общую сумму 274 921 руб., изложенного в представлении от 18.10.2021 № 20-10-29/23-9894 (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ определением от 11.05.2022).

Определением от 06.07.2022 судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу, Федеральное агентство лесного хозяйства.

Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда своих представителей не направили. В соответствии с частями 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящий спор в отсутствие не явившихся участников процесса по имеющимся в деле доказательствам.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях к нему. Полагает, что в оспариваемом представлении УФК необоснованно указано в качестве нецелевого использования бюджетных средств оплата обучения и командировок, связанных с повышением квалификации и обменом опытом в области лесного хозяйства по вопросам, связанным с реализацией полномочий в области лесного хозяйства, переданных субъекту Российской Федерации. В части расходов на оплату в размере 30 000 руб. за оказанные услуги по подготовке документации по проектированию (изменению) границ лесопарковых зон, зеленых зон защитных лесов на территории Спасского лесничества Приморского края, считает, что необходимо учесть сроки давности, установленные гражданским законодательством, поскольку указанная оплата была произведена в 2017 году, т.е. более 4 лет назад на момент проведения проверки в 2021 году. Просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с требованиями заявителя по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление. Полагает, что оспариваемое требование вынесено ответчику законно и обоснованно по результатам проведенной проверки и указание в нем на возврат в доход федерального бюджета средств субвенции в общей сумме 274 921 руб. (в том числе в сумме 30 000 руб.) соответствует положениям пункта 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований). Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Третьи лица письменный отзыв на заявление в материалы дела не представили, своей правовой позиции по заявленным требованиям не выразили.

Из материалов дела судом установлено, что в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Приморское краю от 10.08.2021 №336о/д «О назначении плановой выездной проверки  и на основании пункта 34 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейств по Приморскому краю в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, утвержденного 29.12.2020, в период с 19.08.2021 по 15.08.2021 в отношении Министерства проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления (расходования) субвенций из федерального бюджет на обеспечение исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в рамках подпрограммы «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» (идентификатор контрольного мероприятия 2021 -ПВ.023.1015-2000.066).

По результатам проверки в проверяемый период с 01.01.017 по 31.12.2019 оформлен акт выездной проверки от 15.09.2021, из которого следует, что в ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162Бюджетного кодекса Российской Федерации, частей 5, 6 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федераций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837.

С целью устранения нарушений Министерству выдано представление от 18.10.2021 № 20-20-20/23-9894, в котором по требованиям пунктов 1, 3 необходимо было устранить нарушения (вернуть в доход федерального бюджета средства субвенции на общую сумму 274 921 руб.) и  по пунктам 1- 5 принять меры по устранению причин и условий нарушений в срок до 28.02.2022.

Также указано, что информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Управление Федерального казначейства по Приморскому краю не позднее 01.03.2022 и разъяснено, что срок исполнения настоящего представления может быть однократно продлен в соответствии с пунктами 19 - 22 федерального стандарта № 1095.

Министерство предупреждено, что невыполнение в установленный срок настоящего представления влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

Посчитав, что данное представление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Министерство оспорило его в арбитражном суде с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав и изучив мнение сторон, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по заявлению, в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие и учет бюджетных и денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств (пункт 2 статьи 219 БК РФ).

Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с распоряжениями о совершении казначейских платежей и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты (пункт 4 статьи 219 БК РФ).

В соответствии со статьей 266.1 БК РФ получатели бюджетных средств являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля. Объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

В соответствии со статьей 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (абзац 2 части 1 статьи 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) (часть 3 статьи 265 БК РФ). Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности (часть 5 статьи 265 БК РФ).

Согласно части 1 статьи 267.1 БК РФ методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование.

Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки, ревизии оформляются актом (часть 2 статьи 267.1 БК РФ).

Результаты проверки оформляются актом (пункт 2 статьи 267.1 БК РФ).

В силу пункта 3 статьи 267.1 БК РФ проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.

Под выездными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.

Согласно пункту 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

На основании пункта 2 названной статьи БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю должен содержать основания и порядок проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения, права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), в том числе по организационно-техническому обеспечению проверок, ревизий и обследований, осуществляемых должностными лицами органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:

1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (часть 3.1 статьи 270.2 БК РФ).

В порядке статьи 270.2 БК РФ, а также положениям федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095, объектам контроля направляются представления и предписания.

Согласно пунктам 7, 8 Федерального стандарта от 23.07.2020 № 1095 территориальные органы Федерального казначейства по результатам проведенных выездных проверок вправе выдавать представления, содержащие обязательные для исполнения в указанный в представлении срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Пунктом 7 Федерального стандарта от 23.07.2020 № 1095, должностные лица органа контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, обеспечивают подготовку и направление представления и (или) предписания объекту контроля.

Из положений статей 28, 38 БК РФ следует, что бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

В силу пункта статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается деяние, совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Полномочия Федерального казначейства (Казначейство России) закреплены в Положении о Федеральном казначействе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, согласно которому Казначейство России является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пункт 1 Положения № 703).

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения № 703).

Пунктом 5 Положения № 703 установлены полномочия казначейства в установленной сфере деятельности, в частности: полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; контроль за своевременностью и полнотой устранения объектами контроля нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

В соответствии с пунктом 6.7 указанного Положения Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений.

Положение о департаменте лесного хозяйства Приморского края утверждено постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 № 373-па «О переименовании управления лесным хозяйством Приморского края и об утверждении Положения о департаменте лесного хозяйства Приморского края» (далее - Положение № 373-па).

Пунктом 1.1 раздела I «Общие положения» Положения № 373-па (в редакции, действующей в проверяемом периоде) Департамент является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области лесных отношений на территории Приморского края, а также исполняющим за счет субвенций из федерального бюджета переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений.

Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае выездная проверка проведена в отношении Министерства на основании приказа УФК по Приморскому краю от 10.08.2021 № 336о/д «О назначении плановой выездной проверки в соответствии с пунктом 34 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в финансово-бюджетной сфере на 2021 год.

Тема выездной проверки: проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления (расходования) субвенций из федерального бюджета на обеспечение исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в рамках подпрограммы «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства».

По результатам проверки оформлен акт выездной проверки от 15.09.2021, из которого следует, что контрольное мероприятие за проверяемый период с 01.01.2017 по 31.12.2019 проводилось проверочной группой посредством действий по документальному изучению в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, содержащих информацию о деятельности объекта контроля, данных информационных систем (государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», Едином портале бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет», Единой информационной системы в сфере закупок, прикладного программного обеспечения «Автоматизированная система Федерального казначейства», путем анализа и оценки полученной из них информации с  учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля.

Из указанного акта следует, что в ходе проверки выявлены нарушения, которые явились основанием для выдачи в порядке статей 269.2 и 270.2 БК РФ, пунктов 7, 8 Федерального стандарта от 23.07.2020 № 1095, Министерству представления от 18.10.2021 № 20-20-29/23-9894, в котором отражено следующее:

1. В нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162БК РФ, частей 5, 6 статьи 83 ЛК РФ, пункта 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федераций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837 (далее - Правила 837) в 2017 году средства субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федераций на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - субвенция) направлены на оплату денежных обязательств в целях, частично не соответствующих целям, определенным Правилами 837, являющимися основанием для предоставления, указанных средств, на сумму 30 000 руб., а именно:

на основании государственного контракта от 07.04.2017 № 1, заключенного с Приморским филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг», акта приема-сдачи выполненных работ от 31.08.2017 № 1, осуществлена оплата за оказанные услуги по подготовке документации по проектированию (изменению) границ лесопарковых зон, зеленых зон защитных лесов на территории Спасского лесничества Приморского края, тогда как установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон не относится к отдельным полномочиям Российской Федерации в области лесных отношений, переданным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, определенным частью 1 статьи 83 ЛК РФ.

2. В нарушение части 1 статьи 72 БК РФ, частей 3, 4 статьи 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  (далее – Закон № 44-ФЗ) в 2018 году не привлекались эксперты, экспертные организаций к проведению экспертизы поставленного товара, оказанной услуги в рамках исполнения двух государственных контрактов за счет средств субвенции, заключенных с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в соответствии с пунктом 25,1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на общую сумму 2 721 029  руб.

3. В нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, частей 5, 6 статьи 83 ЛК РФ, пункта 2 Правил 837 в 2018 - 2019 годах средства субвенции направлены на оплату денежных обязательств в целях, частично не соответствующих целям, определенным Правилами 837, являющимися основанием для предоставления указанных средств, на общую сумму 244 921 руб. (из них: в 2018 году - 91 717,55 руб.; в 2019 году – 153 203, 45 руб.), а именно:

на основании авансового отчета от 19.04.2018 №000000035 возмещены командировочные расходы в рамках служебной командировки в г. Хабаров с целью участия, в совещании по вопросу развития лесопромьшшенного комплекса Дальневосточного федерального округа, не связанной с осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений, установленных частью статьи 83 ЛК РФ, на общую сумму 27 838  руб.;

на оснований авансового отчета от 28.04.2018 №000000036 возмещены командировочные расходы в рамках служебной командировки в г. Сеул Республика Корея с целью участия в Пятом заседании российско-корейской рабочей группы по лесному хозяйству, не связанной с осуществление переданных полномочий в области лесных отношений, установленных частью 1 статьи 83 ЛК РФ, на общую сумму 63 879,55 руб.;

на основании авансового отчета от 03.10.2019 № 000000099 возмещены командировочные расходы  на оснований контракта на оказана образовательных услуг от 14.08.2019 №19/1, заключенного с федеральным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников лесного хозяйства», акта об оказании услуг от 27.09.2019 №00000539 оплачена образовательная услуга по предоставлению дополнительного профессионального образования в рамках служебной командировки в г. Ждановичи Минского района Республик Беларусь с целью повышения квалификации в Государственном учреждении дополнительного образования взрослых «Республиканский центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства» по теме «Государственное управление лесным хозяйством в Республике Беларусь», не связанной с осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений, установленных частью 1 статьи 83 ЛК РФ на общую сумму 122 755,70 руб. (из них: командировочные расходы 92 755,70 руб.; расходы по оплате образовательных услуг – 30 000 руб.);

на основании авансовых отчетов от 05.11.2019 № 000000116 - № 000000118 возмещены командировочные расходы в рамках служебной командировки в г. Токио, г. Хиросима, г. Окаяма (Япония) с целью участи в японо-российской программе по озеленению и лесонасаждению, не связанной с осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений установленных частью 1 статьи 83 ЛК РФ, на общую сумму 30 447,75 руб.

4. В нарушение пункта 6 Правил №837 в 2017 - 2018 годах отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансирования обеспечения которого является субвенция (ф. 1-субвенции) за январь — март 2017 года, за январь — июнь 2017 года,за январь - март 2018 года, за январь - июнь 2015 года, за январь - сентябрь 2018 года представлены в Федеральное агентство лесной хозяйства позже установленного срока.

5. В нарушение пунктов 1, 3 статьи 11 Федерального закона от 06.12. 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 80 раздела VIII «Основные требования к инвентаризации активов и обязательств» федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов  Российской Федерации от 31.12.2016 №256н, пункта 1.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, пункта 1 раздела VI «Инвентаризация имущества и обязательств» учетной политики для целей бюджетного учета, утвержденной приказом департамента лесного хозяйства Приморского края 14.12.2018 № 115-а, в 2019 году перед составлением годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности не проводилась инвентаризация финансовых обязательств (расчетов с дебиторами и кредиторами) и финансовых результатов (расходов будущих периодов).

В целях устранения указанных нарушений бюджетного законодательства Министерству по требованиям пунктов 1, 3 представления необходимо было устранить нарушения (вернуть в доход федерального бюджета средства субвенции на общую сумму 274 921 руб.) и по пунктам 1- 5 принять меры по устранению причин и условий нарушений в срок до 28.02.2022.

Судом установлено, что оспариваемое представление выдано уполномоченным на то государственным органом и надлежащему лицу для его исполнения.

Министерство полагает, что требование об устранении нарушений в виде возврата в доход федерального бюджета средств субвенции на общую сумму 274 921 руб., изложенном в представлении  от 18.10.2021 № 20-10-29/23-9894 являются незаконными.

Оценив основания выдачи Министерству оспариваемого представления, с учетом доводов сторон, суд приходит к следующим выводам.

В части нарушения указанного в абзаце 1 на странице 3 оспариваемого представления, выразившего в направлении Министерством в 2018 году средств субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - субвенция) на оплату денежных обязательств в целях частично не соответствующих целям, определенным Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837, судом установлено следующее.

Министерство в обоснование заявленных требований указывает, что командировочные расходы, связанные с участием директора Департамента в совещании в г. Хабаровске не могут быть отнесены к нецелевым расходам и согласно протоколу совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в ДФО Трутнева Ю.П. рассматривался вопрос о внесении законопроекта по вопросам заключения, расторжения договоров аренды лесных участков для заготовки древесины; указанные вопросы относятся к переданным полномочиям в сфере лесного хозяйства (пункты 1, 3 части 1 статьи 83 ЛК РФ).

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).

Согласно статье 129 БК РФ (в редакции, действующей в проверяемом периоде) межбюджетные трансферы из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в том числе в форме субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 133 БК РФ установлено, что под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений установлены в статье 81 ЛК РФ.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений установлены в статье 82 ЛК РФ.

Перечень полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, передаваемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации, установлен в части 1 статьи 83 ЛК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В порядке части 5 статьи 83 ЛК РФ порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837.

Перечень переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, на финансовое обеспечение которых предоставляются субвенции установлен в пункте 2 Правил № 837 (в редакции, действующей с 22.01.2017 по 22.02.2019), согласно которого субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.3.6 Положения № 373-па директор Министерства участвует в заседаниях и совещаниях, проводимых Губернатором Приморского края, (первыми) вице-губернаторами Приморского края, в заседаниях Администрации Приморского края и Законодательного Собрания Приморского края, в других совещаниях и заседаниях федерального и регионального уровня при обсуждении вопросов, отнесенных к компетенции Департамента.

При этом в Перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, переданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.06.2018 № 257, такие полномочия как участие в совещаниях по обсуждению вопросов, как связанных, так и не связанные с осуществлением переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений не включены.

Учитывая изложенное, суд соглашается с выводами ответчика по результатам проверки, что на основании авансового отчета от 19.04:2018 № 000000035 возмещены командировочные расходы в рамках служебной командировки в г. Хабаровск с целью участия в совещании по вопросу развития лесопромышленного комплекса Дальневосточного федерального округа, не связанной с осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений, установленных частью 1 статьи 83 ЛК РФ, на общую сумму 27 838,00 руб.

В части нарушения, указанного в абзаце 2 на странице 3 оспариваемого представления, выразившего в направлении в 2018 году средств субвенции на оплату денежных обязательств в целях, частично не соответствующих целям, определенным Правилами № 837, Министерство в заявлении указывает, что служебная командировка директора Министерства в г. Сеул Республики Корея была с целью участия в Пятом заседании российско-корейской рабочей группы по лесному хозяйству инициирована Федеральным агентством лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), в составе делегации, возглавляемой заместителем руководителя Рослесхоза.

УФК в ходе проверки установлено, что согласно информации, содержащейся в представленной Министерством копии письма Рослесхоз от 28.03.2018 № ИВ-08-27/4706 «Об участии представителя Приморского края в Пятом заседании российско-корейской рабочей группе по лесному хозяйству», с целью привлечения деловых кругов Республики Корея к созданию производств по глубокой переработке древесины на российской территории в рамках указанной российско-корейской рабочей группы состоится инвестиционный семинар; повесткой дня также предусмотрена дискуссия, которая может способствовать получению максимально полезной информации о позиции руководства Лесной службы Республики Корея и корейских деловых кругов по проблемам и перспективам двустороннего инвестиционного сотрудничества в лесном секторе; Рослесхоз заинтересован в участии представителя Приморского края в заседании рабочей группы и инвестиционном семинаре, а также в его выступлении по вопросам инвестиционного сотрудничества с корейскими партнерами.

Вопросы осуществления международного сотрудничества в сфере лесного хозяйства не относятся к полномочиям Российской Федерации в области лесных отношений, передаваемым органам государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку не указаны в части 1 статьи 83 ЛК РФ (в редакции, действующей в проверяемом периоде), пункте 2 Правил № 837 (в редакции, действующей с 24.01.2017 по 01.08.2020).

Также УФК в ходе проверки установлено, что согласно пунктам 2.1.18, 2.1.26 раздела II «Полномочия» Положения № 373-па (в редакции, действующей в проверяемом периоде) Министерством не осуществляются за счет средств субвенции из федерального бюджета полномочия, в том числе по проведению анализа деятельности организаций лесной промышленности края, по результатам которого вносятся предложения Губернатору Приморского края (в том числе по инвестиционной политике развития лесной промышленности Приморского края, включая привлечение и регулирование иностранных инвестиций), а также по осуществлению мероприятий по реализации положений межгосударственных соглашений, подготовке проектов соглашений о сотрудничестве в области освоения лесных ресурсов и развития лесопромышленного комплекса, в том числе проведение переговоров и рабочих встреч по развитию сотрудничества в области торговли лесопродукцией, лесопереработки, привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс, охраны лесов от пожаров, контроля за нелегальным оборотом древесины.

Перечень полномочий, осуществляемых Министерством за счет субвенций из федерального бюджета, приведен в пункте 2.1.5 раздела II «Полномочия» Положения № 373-па.

В связи с чем, суд соглашается с выводами ответчика по результатам проверки, что на основании авансового отчета от 28.04.2018 № 000000036 возмещены командировочные расходы в рамках служебной командировки в г. Сеул Республики Корея с целью участия в Пятом заседании российско-корейской рабочей группы по лесному хозяйству, не связанной с осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений, установленных частью 1 статьи 83 ЛК РФ на общую сумму 63 879,55 руб.

В части нарушения, указанного в абзаце 3 на странице 3 оспариваемого представления, выразившего в направлении в 2019 году средств субвенции на оплату денежных обязательств в целях, частично не соответствующих целям, определенным Правилами № 837,Министерство в заявлении указывает в том числе, что:

-Рослесхозом неоднократно указывалось на необходимость профессиональной переподготовки. Расходы на обучение и командировочные расходы входят в перечень расходов, закладываемых при защите бюджетных проектировок. Так, согласно протоколу заседания Комиссии Рослесхоза по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период о рассмотрении материалов защиты бюджетных проектировок по Приморскому краю на 27.11.2020 рекомендовано увеличить планируемый объем повышения квалификации по профильным «лесным» направлениям подготовки с учетом среднесписочной численности работников лесного хозяйства;

- в 2019 году обучение с целью повышения квалификации в Республике Беларусь проводилось по темам: «осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; ведение лесного хозяйства; охрана и защита лесов; проведение рубок леса; характерные признаки осуществления государственной лесной охраны; контроль в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов».

Заявитель полагает, что указанные вопросы связаны с реализацией Министерством полномочий в сфере лесного хозяйства, переданных Российской Федерацией в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ.

Согласно пункту 2 Правил № 837 (в редакции, действующей с 23.02.2019 по 03.12.2019) субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства лесного хозяйства на предоставление субвенций на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ.

Пунктом 3 Правил № 837 установлено, что  органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства направления осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на финансовое обеспечение которых предоставляются субвенции на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России).

Перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации (действующий с 16.09.2018 по 01.03.2020) утвержден приказом Минприроды России от 13.06.2018 № 257 (далее - Перечень мероприятий № 257).

Мероприятия, связанные с обучением, повышением квалификации должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений, а также связанные с направлением должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации в служебную командировку за пределы территории Российской Федерации, в Перечне мероприятий № 257 не содержатся.

Вместе с тем, в тексте протокола заседания Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета наочередной финансовый год и плановый период о рассмотрении материалов защиты бюджетных проектировок по Приморскому краю на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов от 28.11.2018 № ИВ-13/203-пр, подписанном заместителем Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководителем Федерального агентства лесного хозяйства Валентиком И.В., рекомендовано обеспечить переподготовку и повышение квалификации специалистов лесного хозяйства за счет выделяемых средств субвенций, на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на данный вид деятельности по лесным направлениям подготовки.

В ходе проверки УФК установлено, что должностным лицом Министерства в 2019 году пройдено обучение в Республике Беларусь в государственном учреждении дополнительного образования взрослых «Республиканский центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства» по теме: «Государственное управление лесным хозяйством в Республике Беларусь» (копия свидетельства о повышении квалификации № 3450130 приложена к отчету о командировке, утвержденному директором Департамента 03.10.2019).

В Сводном реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности, размещенном на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (obrnadzor.gov.ru) размещены сведения о наличии лицензий на осуществление     образовательной    деятельности,     выданных федеральному автономному учреждению дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников лесного хозяйства» (с которым Министерством в 2019 году заключен контракт на оказание образовательных услуг от 14.08.2019 № 19/1); сведения о наличии лицензий на осуществление образовательной деятельности по «лесным» направлениям подготовки у государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Республиканский центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства» отсутствуют.

Таким образом, суд соглашается с выводами ответчика по результатам проверки, что на основании авансового отчета от 03.10.2019 № 000000099 возмещены командировочные расходы и на основании контракта на оказание образовательных услуг от 14.08.2019 № 19/1, заключенного с федеральным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников лесного хозяйства», акта об оказании услуг от 27.09.2019 № 00000539 оплачены образовательные услуги по предоставлению дополнительного профессионального образования в рамках служебной командировки в г. Ждановичи Минского района Республики Беларусь с целью повышения квалификации в Государственном учреждении дополнительного образования взрослых «Республиканский центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства» по теме «Государственное управление лесным хозяйством в Республике Беларусь», не связанной с осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений, установленных частью 1 статьи 83 ЛК РФ, на общую сумму 122 755,70 руб. (из них: командировочные расходы - 92 755,70 руб.; расходы по оплате образовательных услуг - 30 000 руб.)

В части нарушения, указанного в абзаце 4 на странице 3 оспариваемого представления, выразившего в направлении в 2019 году средств субвенции на оплату денежных обязательств в целях, частично не соответствующих целям, определенным Правилами № 837,Министерство в заявлении указывает, что стажировка молодых специалистов в Японии осуществлялась по вопросам озеленения и лесонасаждения, которые относятся к полномочиям, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ - воспроизводство лесов, лесоразведение.

В соответствии с письмом генерального консульства Японии в г. Владивостоке от 04.10.2019, направленного в адрес Министерства письмом департамента международного сотрудничества Приморского края от 07.10.2019 № 22/2699, в период с 28.10.2019 по 03.11.2019 Министерство иностранных дел Японии проводило на территории Японии «Японо-российскую программу по озеленению и лесонасаждению».

При этом, согласно подпунктам 1-98 пункта 2 Перечня мероприятий № 257 в рамках осуществления переданного Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях мероприятия, связанные со стажировкой молодых специалистов, участием в международных программах, не предусмотрены.

Кроме того, Протокол от 28.11.2018 № ИВ-13/203-пр заседания Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета наочередной финансовый год и плановый период о рассмотрении материалов защиты бюджетных проектировок по Приморскому краю на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов не содержит сведений о согласовании Рослесхозом направления Департаментом средств субвенции из федерального бюджета в 2019 - 2021 годах на осуществление мероприятий, связанных с участием должностных лиц Министерства в международных программах в области лесных отношений за пределами Российской Федерации.

В связи с чем, суд соглашается с выводами ответчика по результатам проверки,  что на основанииавансовых отчетов от 05.11.2019 № 000000116 -№ 000000118 возмещены командировочные расходы в рамках служебной командировки в г. Токио, г. Хиросима, г. Окаяма (Япония) с целью участия в японо-российской программе по озеленению и лесонасаждению, не связанной с осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений, установленных частью 1 статьи 83 ЛК РФ, на общую сумму 30 447,75 руб.

Таким образом, факт нарушения Министерством требований статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, частей 5, 6 статьи 83 ЛК РФ, пункта 2 Правил 837 в 2018 - 2019 по направлению средств субвенции на оплату денежных обязательств в целях, частично не соответствующих целям, определенным Правилами 837, являющимися основанием для предоставления указанных средств, на общую сумму 244 921 руб. (из них: в 2018 году - 91 717,55 руб.; в 2019 году – 153 203, 45 руб.) подтверждается материалами проверки.

Данные обстоятельства заявителем не опровергнуты.

В связи с чем, данные денежные средства в размере 244 921 руб. подлежат возврату в доход федерального бюджета.

Кроме того, в ходе проверки УФК установлено, что подлежат возврату 30 000 руб., использованных Министерством в 2017 году не в соответствии с целями, определенными при их предоставлении в виде субвенции, а именно на оплату оказанных услуг на основании государственного контракта от 07.04.2017 № 1, заключенного с Приморским филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» и акта приема-сдачи выполненных работ от 31.08.2017 № 1, по подготовке документации по проектированию (изменению) границ лесопарковых зон, зеленых зон защитных лесов на территории Спасского лесничества Приморского края, поскольку установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон не относится к отдельным полномочиям Российской Федерации в области лесных отношений, переданным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, определенным частью 1 статьи 83 ЛК РФ.

Пунктом 1.1 статьи 82 ЛК РФ (в редакции, действовавшей в 2017 году) установлено, что определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

Заявитель не оспаривая данное обстоятельство, полагает необходимым учесть сроки давности, установленные гражданским законодательством, поскольку указанная оплата была произведена в 2017 году, т.е. более 4 лет назад на момент проведения проверки УФК по Приморскому краю в 2021 году.

Судом отмечается, что выездная проверка в период с 19.08.2021 по 15.09.2021 проводилась УФК в рамках предоставленных контрольных полномочий за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 на основании утвержденного Плана проверок (идентификатор контрольного мероприятия 2021-ПВ.023.1015-2000.066), в ходе которой, в проверяемый период установлено, что в 2017 году средства субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федераций на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений направлены Министерством на оплату денежных обязательств в целях, частично не соответствующих целям, определенным Правилами 837, являющимися основанием для предоставления, указанных средств, на сумму 30 000 руб.

Согласно пункту 8 Правил № 837 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность, в том числе за целевое осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, которые связаны с реализацией переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета.

Исходя из установленных обстоятельств, выявив в ходе контрольного мероприятия вышеуказанные нарушения требований БК РФ, Правил № 837, которые зафиксированы в акте выездной проверки от 15.09.2021 и установив нецелевое использование бюджетных средств, у УФК имелись правовые основания для вынесения Министерству оспариваемого представления, в котором указано на требование по пунктам 1, 3 устранить нарушения (вернуть в доход федерального бюджета средства субвенции на общую сумму 274 921 руб.) и по пунктам 1 - 5 принять меры по устранению причин и условий нарушений в срок до 28.02.2022.

Анализ оспариваемого представления показывает, что данный ненормативный правовой акт по своей форме и содержанию соответствует действующему законодательству, содержит все необходимые реквизиты (в том числе выявленное нарушение и срок его устранения с указанием нормативного правового акта, требования которого нарушены), которые ясны, доступны для понимания и не влекут двоякого толкования.

С учетом изложенного у суда отсутствуют основания считать данное представление неисполнимым, как содержащим неконкретные и неопределенные сведения.

В свою очередь судом отмечается, что заявитель не лишен возможности доказывать совершение со своей стороны всех зависящих от него действий, направленных на исполнение представления, в целях недопущения применения к нему административных санкций.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, принимая во внимание, что нарушения, послужившие основанием для вынесения оспариваемого представления, имело место, их наличие заявителем не опровергнуто, полномочия по выдаче у ответчика имелись, суд считает, что представление от 18.10.2021 № 20-20-29/23-9894 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании его незаконным и отмене.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Отказать Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края  в удовлетворении требований о признании незаконным требования Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в виде возврата в доход федерального бюджета средств субвенции на общую сумму 274 921 руб., изложенном в представлении от 18.10.2021 № 20-20-29/23-9894, проверенного на соответствие Бюджетному кодексу РФ и Лесному кодексу РФ.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья                                                                             Беспалова Н.А.