ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-13577/19 от 15.09.2020 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-13577/2019

22 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2020 года .

Полный текст решения изготовлен сентября 2020 года .

          Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Гарбуз М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Арчибасовой М.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 23.09.2003, адрес: ул. Новая Басманная, дом 2, <...>; адрес: ул. Муравьева-Амурского, дом 20, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000)

к обществу с ограниченной ответственностью «Пограничная транспортно-экспедиционная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 12.09.2011, адрес: ул. Вокзальная, дом 16, офис 23, пгт. Пограничный, Пограничный район, Приморский край, 692582)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Уссурийская таможня

о взыскании 115 975 рублей 83 копеек

при участии в заседании:

от истца – ФИО1, доверенность от 11.04.2019, паспорт;

от ответчика – ФИО2, доверенность от 11.01.2019, удостоверение адвоката;

от третьего лица – не явились, извещены;

установил:открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью «Пограничная транспортно-экспедиционная компания» (далее – ответчик) о взыскании 100 574 рублей 62 копеек задолженности, 15 401 рубля 21 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02.06.2018 по 03.09.2020, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с 04.09.2020 до момента  фактического исполнения требований ответчиком в части уплаты основного долга.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Уссурийская таможня.

В обоснование исковых требований истец, ссылаясь на статью 39 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» № 18-ФЗ от 10.01.2003 (далее – УЖТ РФ), пункты 6, 21 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), утвержденных Постановлением ФЭК России от 19.06.2002 N 35/12, указал на наличие у ответчика задолженности по оплате за пользование вагонами в период таможенного оформления и платы за нахождение вагонов за аналогичный период; платы за пользование в ожидании заявки на подачу вагона и платы за нахождение за аналогичный период.

Ответчик с исковыми требованиями не согласен, представил в материалы дела письменный отзыв и дополнение к нему, в которых указал, что истцом не доказано, что ответственность за «таможенное оформление документов» несет ответчик, что соответствующие действия не исполнены ответчиком в установленный действующим законодательством срок, что у ОАО «РЖД» существовали препятствия для выгрузки товара из спорного вагона в порядке п. 20 Правил выдачи товара в связи с нарушением ответчиком сроков выгрузки, установленных законодательством.

Третье лицо Уссурийская таможня представило в материалы дела письменные пояснения, в которых указало, что выпуск товаров, перевозимых в вагонах №№: 3321537, 3408070, 3100054, 3330215 таможенным органом был произведен в пределах 4 часов, установленных частью 1 статьи 119 "Таможенного кодекса Евразийского экономического союза".

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ, в связи с чем судебное заседание проводится в порядке ст. 156 АПК РФ в его отсутствие.

Истец поддерживает уточненные исковые требования в полном объеме.

Ответчик иск не признает.

Исследовав материалы дела, суд установил, что в обоснование исковых требований истец указал на следующее.

В период с 02.06.2018 по 06.06.2018 на железнодорожную станцию Гродеково в адрес ответчика прибыли вагоны №3321537, №3408070, №3100054, №3330215.

Представленными в материалы дела актами общей формы, книгами уведомлений о прибытии грузов, уведомлениями о завершении грузовой операции, памятками приемосдатчика на подачу и уборку подтверждается факт нахождения вагонов, прибывших в адрес ответчика, на путях общего пользования станции Гродеково Дальневосточной железной дороги.

Представитель ответчика от подписи актов общей формы, накопительных ведомостей отказался, о чем составлены акты общей формы.

ОАО «РЖД» в соответствие со статьей 39 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» № 18-ФЗ от 10.01.2003 (далее – УЖТ РФ) начислило ответчику плату в размере 79 815 рублей 00 копеек за пользование вагонами на путях общего пользования в период таможенного оформления вагонов, а также плату в размере 1 428 рублей 00 копеек за нахождение вагонов на путях общего пользования в период таможенного оформления вагонов; плату за пользование вагонами в период ожидания заявки грузоотправителя под выгрузку в размере 14 008 рублей 54 копейки, плату за нахождение вагонов в период ожидания заявки грузоотправителя под выгрузку в размере 5 186 рублей 04 копейки, плату за пользование в размере 137 рублей 04 копейки.

В адрес ответчика была направлена претензия от 30.04.2019 №5960/ДТЦФТО об уплате задолженности, в том числе по накопительной ведомости № 796750631.

Поскольку ответчик претензию не удовлетворил, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Фактически между сторонами сложились правоотношения по перевозке, регулируемые главой 40 «Перевозка» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (УЖТ РФ).

В соответствии со статьей 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Статьей 785 ГК РФ определено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату; заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования регулируются Уставом железнодорожного транспорта (далее – УЖТ), который устанавливает права, обязанности и ответственность сторон данных отношений.

Согласно статье 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским Кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

На основании статьи 39 УЖТ РФ за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Оплачиваемое время за пользование вагонами, погрузка грузов в которые и выгрузка грузов из которых в местах общего пользования обеспечивается грузополучателями, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки до момента получения перевозчиком от грузополучателей, грузоотправителей уведомлений о готовности вагонов к уборке.

Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26 утверждены Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Как указано в пункте 4.7 названных Правил, основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 № ГКПИ10-1331, принятым в рамках оспаривания пункта 12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования).

В силу пункта 1 статьи 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

В целях организации перевозок грузов в прямом международном железнодорожном сообщении заключено и действует с 01 ноября 1951 года Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее – СМГС).

Согласно параграфу 1 статьи 3 СМГС названное Соглашение устанавливает единые правовые нормы договора перевозки груза в прямом международном железнодорожном сообщении и в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении.

Перевозки грузов в прямом международном железнодорожном сообщении производятся между станциями, которые открыты для выполнения грузовых операций в соответствии с национальным законодательством Сторон настоящего Соглашения (параграф 2 статьи 3 СМГС).

В соответствии со статьей 5 СМГС при отсутствии соответствующих положений в настоящем Соглашении применяется национальное законодательство той Стороны, в которой правомочное лицо реализует свои права.

Как указано в параграфе 1 статьи 8 СМГС, порядок применения условий настоящего Соглашения, а также специальные условия перевозок отдельных видов грузов устанавливаются Правилами перевозок грузов (приложение 1 к настоящему Соглашению).

Кроме того, ОАО «РЖД» и Китайские железные дороги являются сторонами Договора о Правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) с 1 января 2009 года.

Таким образом, к правоотношениям между истцом и ответчиком наряду с нормами российского законодательства применяются нормы СМГС и Договора о Правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ).

Указанный истцом в обоснование предъявленных требований Договор о Правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении предусматривает обязанность ОАО «РЖД» внести плату за пользование вагонами Китайским железным дорогам.

Размер вышеуказанной платы установлен Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), утвержденными Постановлением ФЭК РФ № 35/12 от 19.06.2002 (далее Тарифное руководство № 2).

В соответствии с параграфом 6 статьи 14 Соглашения о международном грузовом сообщении вагон для перевозки груза предоставляет перевозчик или отправитель и должен быть допущен к обращению в международном сообщении.

В силу пункта 21 Тарифного руководства № 2, данные правила применяются и к вагонам, контейнерам, принадлежащим железнодорожным администрациям государств - участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенных к перевозке по российским железным дорогам.

В соответствии с параграфом 1 статьи 2, параграфом 2 статьи 3 СМГС на железные дороги возложена обязанность, перевозить грузы между железнодорожными станциями железных дорог, открытых для осуществления грузовых операций, в том числе и пограничными железнодорожными станциями.

Перевозка грузов из Китая в Россию до входной пограничной станции РФ осуществляется поездами и вагонами Китайских железных дорог.

Согласно представленным в материалы дела дорожным ведомостям принадлежность вагонов обозначена как КЖД (Китайская железная дорога), исходя из анализа Правил эксплуатации и учета собственных грузовых вагонов, утвержденным на 29 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 20.06.2001 номер спорных вагонов соответствует нумерации вагонов железнодорожной администрации КНР.

Согласно пункту 8.1. Правил пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) дорога, принимающая вагоны, принадлежащие другой дороге, оплачивает дороге-собственнице за пользование этими вагонами за время их нахождения на ее линиях плату по ставкам, указанным в пунктах 4 и 5 Приложения № 34 к ПГВ.

Пунктом 8.6. Правил пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) установлено, что расчеты за вагоны БЧ, КЗХ, КРГ, ЛДЗ, ЛГ, ЧФМ, ОАО «РЖД», ТДЖ, УТИ, УЗ, ЭВР, передаваемые на ЗЧ, КЖД, МТЗ, за время нахождения их на этих дорогах, производятся непосредственно между дорогой-пользовательницей и дорогой-собственницей вагона. Таким же способом ведутся расчеты за вагоны ЗЧ, КЖД, МТЗ, которые переданы на сеть железных дорог БЧ, КЗХ, КРГ, ЛДЗ, ЛГ, ЧФМ, ОАО «РЖД», ТДЖ, УТИ, УЗ, ЭВР.

Согласно Правилам пользования грузовыми вагонами в международном сообщении парк грузовых вагонов, допущенных к обращению в международном сообщении по железным дорогам, находится в совместном пользовании дорог - участниц договора.

ОАО «РЖД» является дорогой - пользователем и согласно пункту 8.1. ПГВ должно уплачивать дороге-собственнику плату за пользование вагонами за время нахождения на линиях дороги-пользователя. Все расчеты, вытекающие из ПГВ, производятся в порядке и в сроки, установленные Правилами о расчетах в международном пассажирском грузовом сообщениях (пункт 1.7 ПГВ), а также Правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств.

В силу вышеизложенного, учитывая предусмотренную названными нормами обязанность ОАО «РЖД» внести плату за пользование вагонами, принадлежащими Китайским железным дорогам, суд приходит к выводу о том, что спорные вагоны в период их нахождения на станции Гродеково принадлежали перевозчику (ОАО «РЖД») на праве возмездного пользования, что позволяет взыскивать плату за пользование вагоном с грузополучателя.

Вместе с тем, при предъявлении искового требования о взыскании 79 815 рублей 00 копеек в качестве платы за пользование вагонами в период таможенного оформления вагонов, истцом не учтено следующее.

В пункте 34 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 06.10.2005 №30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Следовательно, грузополучатели обязаны вносить плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику за время их нахождения у грузополучателей по причинам, зависящим от таких грузополучателей.

Таможенное законодательство и иные правовые акты по вопросам таможенного дела содержат специальные нормы, регламентирующие вопросы перевозки груза, находящегося под таможенным контролем. Данные нормы, в частности, устанавливают права и обязанности перевозчика, грузополучателя, определяют место доставки, порядок выдачи и хранения груза. Однако из этих норм не следует, что обязанность перевозчика по доставке и выдаче груза считается исполненной с момента завершения таможенного оформления.

Согласно части 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю).

На основании статьи 36 Устава по прибытии грузов на станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю.

В силу абзаца 3 статьи 34 Устава перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.

Статьей 35 Устава предусмотрено, что грузы выдаются на железнодорожной станции грузополучателю. Порядок оформления выдачи груза устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Пунктом 1 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 29, предусмотрено их применение в отношении выдачи грузов при перевозках в международном сообщении, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Пункт 2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.03 № 29, устанавливает, что о прибытии на станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, перевозчик обязан уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена станция назначения, в порядке, согласованном перевозчиком с таможенным органом.

Для осуществления выдачи груза грузополучателю выдается оригинал накладной в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозке грузов железнодорожным транспортом (пункты 6 и 20.1. Правил №29). Выдача грузополучателю накладной до представления документов должностному лицу таможенного органа не допускается.

Согласно статье 17 СМГС выдача груза производится в соответствии с внутренними правилами, действующими на национальной железной дороге страны назначения.

В этой же статье указано, что по прибытии груза на станцию назначения в обязанности железной дороги входит выдача получателю груза вместе с оригиналом накладной и листом уведомления о прибытии груза. В служебной инструкции к СМГС в пунктах 17.1 и 17.2 указано, что по прибытии груза на станцию назначения в накладной в графе "Календарный штемпель станции назначения" железной дорогой проставляется календарный штемпель даты прибытия, выдача груза получателю станция назначения должна подтвердить наложением календарного штемпеля (с указанием времени выдачи) в листе выдачи (лист 4 накладной) в графе "Выдача груза получателю". При этом станция назначения обязана потребовать от получателя подтверждения в указанной графе получения им груза своей подписью и датой.

Как следует из представленных в материалы дела документов уведомления о выпуске товара направлено 06.06.2018 в 09 часов 40 минут, 13.06.2018 в 18 часов 10 минут, соответственно, что свидетельствует о том, что груз по накладной выдан истцу путем передачи последнему оригинала накладной, в соответствии с указанным выше порядком после завершения процедуры внутреннего таможенного транзита в зоне таможенного контроля станции Уссурийск, что свидетельствует о том, что с этого момента обязательства перевозчика (ответчика) по доставке груза истцу по спорным договорам перевозки груза считаются выполненным.

С учетом указанного следует, что на грузополучателя не может быть возложена обязанность по внесению платы за пользование вагонами за период с 02.06.2018 по 06.06.2018 и за период с 10.06.2018 по 13.06.2018, то есть до исполнения перевозчиком обязанности по доставке груза, то есть фактически до проставления таможенным органом в железнодорожной накладной отметки, позволяющей перевозчику выдать документы грузополучателю.

Кроме того, указывая на начисление платы за пользование вагонами, по причинам, связанным с таможенным оформлением, в период с 02.06.2018 по 06.06.2018 и за период с 10.06.2018 по 13.06.2018, истец не учитывает следующего.

Согласно части 1 статьи 785 ГК РФ обязанностью перевозчика по договору перевозки является доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю).

В соответствии со статьей 34 УЖТ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.

В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.

Перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.

В соответствии со статьей 35 УЖТ грузы выдаются на железнодорожной станции назначения грузополучателю после внесения им перевозчику платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если таковые не были внесены грузоотправителем. Порядок оформления выдачи грузов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Статьей 36 УЖТ предусмотрено, что по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.

Согласно статье 37 УЖТ прибывшие на железнодорожную станцию назначения в вагонах и контейнерах грузы, находящиеся под таможенным контролем, должны быть по согласованию с таможенным органом своевременно выгружены грузополучателем.

В случае нарушения грузополучателем установленных сроков выгрузки грузов перевозчик в целях освобождения транспортных средств обеспечивает по согласованию с таможенным органом выгрузку грузов на склад временного хранения и в зоны таможенного контроля с обеспечением условий, необходимых для сохранности таких грузов.

Пункт 2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 29 (далее - Правила № 29) устанавливает, что о прибытии на станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, перевозчик обязан уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена станция назначения, в порядке, согласованном перевозчиком с таможенным органом.

Пунктом 6 Правил №29 предусмотрено, что для осуществления выдачи груза грузополучателю выдается оригинал транспортной железнодорожной накладной, в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.

Пунктом 20.1 Правил №29 предусмотрено, на станциях, на которых имеются структурные подразделения таможенных органов, накладная, дорожная ведомость и другие необходимые для таможенного оформления документы уполномоченным перевозчиком лицом передаются должностным лицам таможенных органов. Факт такой передачи регистрируется в специальной книге с обязательным указанием номеров документов, даты и времени передачи. Форма книги и порядок ее ведения устанавливаются перевозчиком.

Должностные лица таможенных органов проверяют представленные документы, производят таможенное оформление в установленном порядке и возвращают накладную и дорожную ведомость уполномоченному лицу перевозчика с оформлением факта передачи в специальной книге с указанием даты и времени.

Выдача грузополучателю накладной до представления указанных документов должностному лицу таможенного органа не допускается.

Порядок взаимодействия таможенных органов и железных дорог определяется Временной технологией взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, утвержденной Министерством путей сообщения Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 20.04.1995 (далее – Временная технология).

Данный документ, согласно положениям пункта 3 Приказа ФТС РФ от 07.08.2009 № 1427 признан утратившим силу в части, касающейся таможенных органов.

Таким образом, положения Временной технологии действуют только в отношении железных дорог.

Согласно пункту 3.10 Временной технологии  по прибытии груза на станцию назначения работники станции обязаны уведомить об этом таможенный орган назначения и грузополучателя.

Пунктом 2.6 Временной технологии предусмотрено, что работники железных дорог не имеют права выдавать грузовладельцам грузы, перевозимые под таможенным контролем, без разрешения таможенных органов.

Таким образом, из совокупного анализа вышеуказанных норм законодательства, следует, что исполнению обязанности железной дороги по выдаче груза предшествует исполнение обязанности по уведомлению таможни о прибытии груза и возвращение таможенным органом перевозочных документов уполномоченному лицу.

С учетом указанного, на грузополучателя не может быть возложена обязанность по внесению платы за пользование вагонами до исполнения перевозчиком обязанности по доставке груза, то есть фактически до проставления таможенным органом в железнодорожной накладной отметки, позволяющей перевозчику выдать документы грузополучателю.

Согласно представленной в материалы дела выписки из книги уведомления о прибытии груза (форма ГУ-6ВЦ) 02.06.2018 зарегистрировано прибытие вагонов №3321537, №3408070.

Согласно представленной в материалы дела выписки из книги уведомления о прибытии груза (форма ГУ-6ВЦ) 09.06.2018 зарегистрировано прибытие вагона №3100054.

Согласно представленной в материалы дела выписки из книги уведомления о прибытии груза (форма ГУ-6ВЦ) 10.06.2018 зарегистрировано прибытие вагона №3330215.

В соответствии с представленной в материалы дела распиской в получении, ФИО3 в ЛАФТО станции Гродеково получены комплекты документов по вагонам №3321537, №3408070 для представления в таможенный орган 04.06.2018 в 01-20.

В соответствии с представленной в материалы дела распиской в получении, ФИО3 в ЛАФТО станции Гродеково получены комплекты документов по вагону №3330215 для представления в таможенный орган 12.06.2018 в 03-30.

В соответствии с уведомлением о выпуске товаров по ДТ, направленного станции 06.06.2018 в 09-40, товар, находящийся в вагонах КЖД № 3408070, №3321537 прибывшие на ст. Гродеково 02.06.2018, задекларирован по ДТ, которая выпущена таможенным органом 06.06.2018.

В соответствии с уведомлением о выпуске товаров по ДТ, направленного станции 13.06.2018 в 18-10, товар, находящийся в вагонах КЖД № 3100054, №3330215 прибывшие на ст. Гродеково 09.06.2018 и 10.06.2018, задекларирован по ДТ, которая выпущена таможенным органом 13.06.2018.

Таким образом, начисление платы за пользование вагонами №3321537, №,408070, №3330215, №3100054 за время прохождения таможенного оформления с 02.06.2018 по 06.06.2018 и за период с 10.06.2018 по 13.06.2018, является неправомерным, поскольку плата за пользование вагонами начислена за период до выпуска товара таможенным органом, то есть до передачи перевозчиком грузополучателю оригинала транспортной накладной.

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается.

В силу пункта 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность субъектов правоотношений презюмируется. В связи с чем, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на истца возложена обязанность по доказыванию тех обстоятельств, на которые он указывает как на основание своих исковых требований.

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Заявляя требование о взыскании платы за пользование вагонами в период таможенного оформления истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду доказательств того, что нахождение вагонов на путях общего пользования в период с 02.06.2018 по 06.06.2018 и за период с 10.06.2018 по 13.06.2018 вызвана причинами, зависящими от ответчика по делу.

Таким образом, суд, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, считает предъявленные исковые требования о взыскании 79 815 рублей 00 копеек в качестве платы за пользование вагонами в период таможенного оформления вагонов не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Также истцом заявлено требование о взыскании 1 428 рублей 00 копеек в качестве платы за нахождение вагонов на путях общего пользования  в период таможенного оформления вагонов.

Согласно части 11 статьи 39 УЖТ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе), в частности, в течение всего времени:

- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;

- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.

Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (часть 12 статьи 39 УЖТ).

Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в случае, если, в частности, вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов (часть 18 статьи 39 УЖТ).

Толкование частей 12 и 18 статьи 39 УЖТ в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что обязанность по внесению платы за пользование путями общего пользования устанавливается персонифицировано для лиц, от которых зависели причины нахождения вагонов на путях общего пользования.

При этом согласно указанным положениям части 11 и части 12 статьи 39 УЖТ обязанность грузополучателей по внесению платы за простой вагонов на путях общего пользования предусмотрена, только в случае нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.

Согласно абзацу 4 пункта 14 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), дата уведомления грузополучателя и таможенных органов о прибытии груза, находящегося под таможенным контролем, на железнодорожную станцию назначения является датой фактического срока доставки груза по назначению, и перевозчик не несет ответственности за задержку груза на железнодорожной станции назначения, связанную с таможенным оформлением груза.

Согласно пункту 5.10 Правил № 245, срок доставки грузов увеличивается на одни сутки в случае осуществления на пограничных пунктах пропуска Российской Федерации пограничного, таможенного, санитарно-эпидемиологического контроля.

Статьей 33 УЖТ и пунктом 14 Правил №245 установлено, что грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения (при наличии договора) или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.

Таким образом, если груз подлежит таможенному контролю, срок доставки увеличивается на одни сутки, и перевозчик не считается просрочившим срок доставки, следовательно, если задержка при проведении таможенного контроля не привела к нарушению расчетного срока доставки груза, плата за предоставление железнодорожных путей не начисляется.

В силу статьи 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Согласно абзацу четвертому пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденные Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 45 (далее – Правила составления актов) акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе, задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования.

В соответствии с пунктом 3.4 Правил составления актов в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Акты общей формы, представленные в материалы дела истцом в подтверждение наличия оснований для взыскания платы за простой вагона на путях общего пользования, в ожидании таможенного оформления, не содержат сведений о превышении срока таможенного оформления, приведшего к нарушению срока доставки груза спорного вагона, в соответствии с Правилами №245.

Таким образом, в рассматриваемом деле, истец не представил доказательств превышения срока таможенного оформления груза по сравнению с тем, как этот срок определен Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 07.08.2015 № 245.

При этом, по аналогии с обязанностью по внесению платы за пользование вагонами, обязанность по внесению платы за пользование инфраструктурой не может быть возложена на грузополучателя до исполнения перевозчиком своей обязанности по доставке груза, которая по смыслу статьи 36 УЖТ считается исполненной лишь после передачи им грузополучателю на станции назначения как груза, так и транспортной железнодорожной накладной с проставленной таможенным органом отметкой.

Также истцом заявлены требования о взыскании платы за пользование вагонами в период ожидания заявки грузоотправителя под выгрузку в размере 14 008 рублей 54 копейки, платы за нахождение вагонов в период ожидания заявки грузоотправителя под выгрузку в размере 5 186 рублей 04 копейки.

Правилами статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) определено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно статье 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, регулируются Уставом.

Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.

Согласно части 11 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.

Если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (часть 12 статьи 39 Устава).

Таким образом, названной нормой прямо установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности.

В статье 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Согласно абзацу 26 статьи 119 Устава для удостоверения иных не предусмотренных данной статьей обстоятельств оформляются акты общей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

В силу пункте 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 45, установлен перечень обстоятельств, удостоверяемых составлением актов общей формы. Данный перечень предусматривает, в том числе, составление акта общей формы в случае задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров. Данный перечень является открытым и устанавливает возможность составления актов общей формы в других случаях, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Как указывает истец, в период с 06.06.2018 по 07.06.2018 и с 13.06.2018 по 14.06.2018 вагоны, прибывшие в адрес ответчика, простаивали на путях общего пользования в ожидании заявки на подачу вагона под выгрузку, о чем истцом были составлены акты общей формы с указанием времени начала простоя вагонов и окончания простоя вагонов и ответчику начислена плата.

Вместе с тем из представленной истцом в материалы дела заявки ООО «Пограничная транспортно-экспедиционная компания» следует, что указанная заявка подана истцу 06.06.2018, в связи с чем начисление истцом платы за пользование вагонами в период ожидания заявки грузоотправителя под выгрузку и платы за нахождение вагонов в период ожидания заявки грузоотправителя под выгрузку за период с 06.06.2018 по 06.06.2018 является неправомерным.

Относительно начисления платы за пользование вагонами в период ожидания заявки грузоотправителя под выгрузку и платы за нахождение вагонов в период ожидания заявки грузоотправителя под выгрузку за период с 13.06.2018 по 14.06.2018 суд отмечает следующее.

Как следует из материалов дела, возврат документов таможней осуществлен 14.06.2018, заявка подана 14.06.2018, при указанных обстоятельствах оснований для взыскания платы за нахождение вагонов в период ожидания заявки грузоотправителя под выгрузку отсутствуют.

Доказательства того обстоятельства, что выгрузка вагона не могла быть обеспечена силами истца в соответствии с условиями договора по причинам, зависящим от грузополучателя, в материалы дела не представлены.

Как следует из вышеуказанных актов общей формы, причиной простоя вагонов на путях общего пользования явилось ожидание заявки, подачи вагона для выгрузки грузов.

Доказательства того, что простой вагона в ожидании погрузки/ выгрузки вагона произошел по вине ответчика, с учетом того, что погрузку/выгрузку спорного вагона осуществлял истец силами и средствами МЧ на основании заключенного договора, указанные выше акты общей формы не содержат.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, акты общей формы, памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, суд пришел к выводу о том, что исковые требования в части требования о взыскании платы за пользование вагонами в период ожидания заявки грузоотправителя под выгрузку в размере 14 008 рублей 54 копейки, платы за нахождение вагонов в период ожидания заявки грузоотправителя под выгрузку в размере 5 186 рублей 04 копейки, являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Также истцом заявлены требования о взыскании платы за пользование в размере 137 рублей 04 копейки на основании памятки приемосдатчика №880427.

Из представленной в материалы дела памятки приемосдатчика №880427на подачу и уборку вагонов и проведенного на ее основе анализа следует, что данная памятка не содержит фактов  нарушения ответчиком срока технологического оборота вагонов, повлиявшего на период простоя вагонов.

Таким образом, при данных условиях отсутствуют основания для уплаты ответчиком в связи с приведенными истцом обстоятельствами согласно ст. 39 Устава спорной суммы основного долга в размере 137 рублей 04 копейки.

Требование истца о применении мер гражданско-правовой ответственности, предусмотренных статьей 395 ГК РФ, и взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 04.09.2020 до момента фактического исполнения требований ответчиком в части уплаты основного долга, не подлежит удовлетворению, поскольку судом отказано в удовлетворении требования о взыскании основной задолженности.

Общество с ограниченной ответственностью "Пограничная транспортно-экспедиционная компания" в ходе рассмотрения настоящего дела обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании 40 000 рублей 00 копеек судебных  расходов по делу № А51-13577/2019.

Истец в судебном заседании возражал против заявления по доводам отзыва, указав, что заявленная ответчиком сумма судебных расходов чрезмерна с учетом обстоятельств дела.

Ответчик поддержал заявление в полном объеме.    

          Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление о взыскании судебных расходов подлежит удовлетворению в силу следующего.

Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы  на оплату услуг лиц, оказывающих юридическую помощь и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела  в арбитражном суде, которые в силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнесены к судебным расходам.

Частями 1, 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Право на возмещение судебных расходов возникает при условии фактического несения стороной затрат, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Судом установлено, что судебные издержки возникли у заявителя в результате оказания ему юридических услуг Некоммерческой организацией Коллегией адвокатов Приморского края «Владивостокский юридический центр» по соглашению № 7-См/2014 от 14.04.2014 об оказании юридической помощи и дополнению № 10 к соглашению.

По условиям соглашения исполнитель обязуется за вознаграждение представлять интересы клиента в арбитражных судах различных инстанций, в государственных органах по различным делам. Конкретный перечень услуг определяется сторонами в дополнениях к настоящему соглашению.

Дополнением № 10 от 26.06.2019 к соглашению № 7-См/2014 от 14.04.2014 об оказании юридической помощи стороны предусмотрели, что в соответствии с условиями соглашения исполнитель обязуется за вознаграждение представлять интересы клиента по делу №А51-13577/2019 в АС Приморского края. Стоимость услуг исполнителя за оказанные услуги, указанные в п. 1 настоящего дополнения составляет 40 000 рублей 00 копеек.

В обоснование несения заявленной суммы расходов представлены: соглашение № 7-См/2014 от 14.04.2014 об оказании юридической помощи и дополнение № 10 к соглашению, счет № 7/19 от 26.06.2019, платежное поручение № 699 от 01.07.2019, акт приема-передачи оказанных услуг от 17.01.2020.

При разрешении вопроса о возможности возмещения судебных расходов суд самостоятельно с учетом материалов конкретного дела определяет разумные пределы взыскания расходов с другого лица, участвующего в деле.

Заявляя требование о взыскании судебных расходов в размере 40 000 рублей 00 копеек на оплату услуг представителя заявителем указано, что представителем выполнил следующий объем работ (согласно представленному акту об оказании услуг от 17.01.2020): услуги по предоставлению интересов клиента в Арбитражном суде Приморского края по делу № А51-13577/2019.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 №454-О указано, что арбитражный суд вправе уменьшить расходы на оплату услуг представителя в том случае, если признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела.

При разрешении вопроса о возможности возмещения судебных расходов суд самостоятельно с учетом материалов конкретного дела определяет разумные пределы взыскания расходов с другого лица, участвующего в деле.

Суд не вправе уменьшать размер сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (пункт 11 постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 № 1).

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

Согласно частям 1 и 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

          В пункте 13 постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 №1 указано, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Истец доказательств чрезмерности либо неразумности указанных судебных расходов суду не представил.

Учитывая изложенное, суд с учетом понесённых обществом судебных расходов, с учётом положений нормы пункта 2 статьи 110 АПК РФ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2004 №454-0, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", Информационных писем Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» и от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах», а также в соответствии со статьей 71 АПК РФ, исходя из оценки установленных обстоятельств настоящего спора,  суд считает разумными, достаточными и подлежащими взысканию с истца понесенные ответчиком судебные расходы в сумме 40 000 рублей 00 копеек.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.

          Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

          В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета 373 рубля 00 копеек госпошлины.

Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью «Пограничная транспортно-экспедиционная компания» 40 000 рублей 00 копеек судебных расходов.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

          Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

          Судья                                                                                     М.Н.Гарбуз