$!91A3GB-cggaaj!
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-13828/2021
10 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2021 года .
Полный текст решения изготовлен сентября 2021 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой Р.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 29.12.2012)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Грация-Инвест» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 17.07.2015)
о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст.19.5 КоАП РФ,
при участии: от заявителя - ФИО1, доверенность от 29.07.2021,
установил: Инспекция регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Грация-Инвест» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Поскольку от сторон не поступило возражений против перехода к рассмотрению дела по существу в настоящем заседании, суд, завершив подготовку дела, на основании части 4 статьи 137 АПК РФ открыл судебное заседание суда первой инстанции и на основании частей 3, 5 статьи 156, части 3 статьи 205 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя общества.
Административный орган указал, что основанием для составления протокола об административном правонарушении послужил установленный факт ненадлежащего исполнения ответчиком законных требований предписания в установленный срок. Полагает, что в действиях ответчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку собранным административным материалом установлен факт (событие) правонарушений, а также доказана вина ответчика в их совершении, в связи с чем заявитель просит привлечь общество к административной ответственности.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, письменный отзыв на заявление в материалы дела не представило, свое отношение к заявленным требованиям не выразило.
При рассмотрении дела суд установил, что в адрес Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края поступили обращения гр. ФИО2, перенаправленное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (вх. № 52гр-132 от 30.03.2021) и депутата Думы Уссурийского городского округа Семенова Р.В., перенаправленное Уссурийской городской прокуратурой (вх. № 52гр-140 от 02.04.2021), содержащие информацию о том, что на земельном участке с кадастровым номером 25:34:016902:13034, расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <...> выполняются строительно-монтажные работы по разработке котлована в охранной зоне многоквартирного жилого дома по ул. Горького, 79 в г. Уссурийске, отнесенного к объектам культурного наследия регионального значения и включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регистрационный номер 251410153210005, в отсутствие исходно-разрешительной документации.
05.04.2021 инспекцией было подготовлено и направлено мотивированное представление для принятия решения о назначении внеплановой документарной проверки в отношении юридического лица ООО «Грация - Инвест», на основании которого И.о. руководителя Инспекции издано распоряжение от 28.04.2021 № 149-п.
Инспекцией РСН и КДС Приморского края на основании указанных актов в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора в период с 25.05.20 по 27.05.2021 в отношении ООО «Грация-Инвест», являющегося застройщиком объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями и подземной парковкой оп адресу <...>» проведена внеплановая документарная проверка.
Согласно акту проверки от 27.05.2021 № 03-149/п, 11.05.2021 застройщиком ООО «Грация-Инвест» в отдел государственного строительного надзора Уссурийского городского округа инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в соответствии с пунктом 13 Распоряжения от 28.04.2021 № 149-п были направлены следующие документы:
- рабочая документация шифр 57-2020-АС.0;
- проектная документация шифр 57-2020-ПЗУ;
- проектная документация шифр 57-2020-АР;
- проектная документация шифр 57-2020-КР;
- проектная документация шифр 57-2020-ИОС1;
- проектная документация шифр 57-2020-ИОС2
- проектная документация шифр 57-2020-ИОСЗ
- проектная документация шифр 57-2020-ИОС4
- проектная документация шифр 57-2020-ИОС5
- проектная документация шифр 57-2020-ИОС7;
- проектная документация шифр 57-2020-ПОС;
- проектная документация шифр 57-2020-ПБ;
- проектная документация шифр 57-2020-ТБЭ;
- проектная документация шифр 57-2020-ОДИ;
- проектная документация шифр 57-2020-ЭЭ;
- проектная документация шифр 57-2020-НПКР;
- технический отчет по результатам инженерно-геологических - изысканий шифр1/20-127-ИГИ;
- технический отчет по результатам инженерно-экологических изысканий для подготовки проектной документации шифр 01-021-20-ИЭИ;
- технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий для подготовки проектной документации шифр НПКГИ-20-12-3-ИГДИ;
- копия постановления Правительства Приморского края от 08.04.2021 № 217-пп «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Жилой дом» 1936, утверждении требования к градостроительным регламентам в границах территории данных зон»;
- проект зон охраны объекта культурного наследия «Жилой дом» 1936, шифр 06/2020-1130:
- договор № 16/20 от 30.07.2020 на выполнение проектных работ;
Однако намомент проведения внеплановой документарной проверки общество не представило следующие документы:
- положительное заключение экспертизы проекта;
- выписка СРО;
- договор на осуществление строительного контроля;
- приказ о назначении лиц, ответственных за производство работ и ведение строительного контроля;
- договор генподряда (подряда);
- общий и специальные журналы работ;
- исполнительная документация на выполненные работы (акты освидетельствования скрытых работ, исполнительные схемы).
Дополнительно 25.05.2021 обществом в адрес инспекции направило пояснения, из которых следует, что вышеуказанные документы не могут быть предоставлены Обществом в силу их отсутствия.
Результаты проверки послужили основанием для выдачи Инспекцией регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, объекта капитального строительства от 27.05.2021 № 03-33, которым на общество возложена обязанность по устранению в срок до 19.07.2021 вышеуказанных нарушений путем представления отсутствующих документов.
В период с 20.07.2021 по 22.07.2021 на основании распоряжения от 17.06.2021 № 194-п Инспекцией в целях проверки исполнения обществом требований ранее выданного предписания проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой установлено, что требования предписания от 27.05.2021 № 03-33 обществом не исполнены.
Усмотрев в действиях застройщика признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, Инспекция составила в отношении ООО «Грация-Инвест» протокол от 22.07.2021 № 03-98 об административном правонарушении, который послужил основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования.
Так, согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание.
Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Целью выдачи предписания является устранение выявленного нарушения и предупреждение его последствий.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на проверяемое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Таким образом, законность соответствующего правоприменительного акта выступает важным квалифицирующим признаком административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации Государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Частями 4, 5, 6 и 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора. Основанием для проведения проверки является, в том числе истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируется законодательством о градостроительной деятельности, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 3 и часть 1 статьи 4 ГрК РФ).
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (часть 4 статьи 54 ГрК РФ).
Частью 5 статьи 54 ГрК РФ в число оснований для проведения проверки включены, в том числе: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (подпункт «б» пункта 3).
Пунктами 1.1, 1.1.1 и 1.1.2 Положения об инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 № 356-па, установлено, что Инспекция РСН и КДС Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Согласно пункту 2.2.11 указанного Положения Инспекция вправе выдавать лицам, осуществляющим строительство, по результатам проведенных проверок предписания об устранении выявленных нарушений в области строительства.
В силу части 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений.
Аналогичное положение предусмотрено и подпунктом «г» пункта 24 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, согласно которому должностные лица органов государственного строительного надзора по результатам проведенных проверок составляют акты, на основании которых выдают предписания об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, право органа государственного строительного надзора осуществлять в рамках своих полномочий надзор за объектами, подпадающими под действие государственного строительного надзора, предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, Инспекция РСН и КДС Приморского края уполномочена осуществлять проверку соблюдения организационно-правового порядка строительства, выносить предписание об устранении нарушений, выявленных в ходе такой проверки, требовать исполнения этого предписания, а в случае его невыполнения составить протокол об административном правонарушении в соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что предписанием от 27.05.2021 № 03-33 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, объекта капитального строительства на общество была возложена обязанность по устранению в срок до 19.07.2021 выявленных в ходе проверки и зафиксированных в предписании нарушений требований закона в сфере градостроительства, допущенных при строительстве объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями и подземной парковкой оп адресу <...>».
Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства считается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
По правилам части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 данной статьи.
В силу части 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Так, согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
На основании пункта 16 статьи 1 ГрК РФ застройщиком признается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 52 ГрК РФ в случае, если в соответствии с ГрК РФ при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ.
По правилам части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Согласно пункту 5 названного Порядка застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до начала осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, направляет в орган государственного строительного надзора извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
На основании части 4 статьи 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.12.2019 № 861/пр утвержден и введен в действие «СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004».
Пунктом 4.6 СП 48.13330.2019 предусмотрено, что базовыми функциями застройщика на период строительства являются, в том числе привлечение подрядной организации (генеральной подрядной организации) для выполнения работ по строительству здания или сооружения в качестве лица, осуществляющего строительство, в случае выполнения работ по договору.
В силу пункта 5.6 СП 48.13330.2019 участники строительства (юридические лица, индивидуальные предприниматели) своими организационно-распорядительными документами (приказами) назначают персонально ответственных за строительство должностных лиц:
- застройщик (технический заказчик) - ответственного представителя застройщика (технического заказчика) по вопросам строительного контроля (с указанием идентификационного номера в национальном реестре специалистов в области строительства);
- лицо, осуществляющее строительство (подрядная организация, генеральная подрядная организация) - представителя лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля (с указанием идентификационного номера в национальном реестре специалистов в области строительства);
- лицо, осуществляющее строительство (подрядная организация, генеральная подрядная организация), - ответственного производителя работ (с указанием идентификационного номера в национальном реестре специалистов в области строительства);
- лицо, осуществившее подготовку проектной документации (проектная организация), - ответственного представителя авторского надзора в случаях, когда авторский надзор выполняется в соответствии с настоящим сводом правил (с указанием идентификационного номера в национальном реестре специалистов в области архитектурно-строительного проектирования).
В силу пункта 9.3 СП 48.13330.2019 лицо, осуществляющее строительство, в составе строительного контроля выполняет, в том числе освидетельствование выполненных работ, результаты которых становятся недоступными для контроля после начала выполнения последующих работ (скрытые работы) в полном объеме (перечень скрытых работ, подлежащих освидетельствованию, устанавливается в действующей нормативной, проектной и рабочей документации).
Обязанность по соблюдению требований федеральных законов, нормативных правовых актов и нормативных документов, в том числе, строительных норм и правил, при осуществлении строительства объекта капитального строительства возложена на всех субъектов строительства в силу закона. Указанная публичная обязанность по соблюдению установленных требований подлежит выполнению всеми участниками гражданско-правовых отношений.
Из материалов дела усматривается, что Инспекцией было предписано Обществу представить документы, которыми он должен был располагать, являясь застройщиком объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями и подземной парковкой оп адресу <...>».
Предписание органа строительного надзора 27.05.2021 № 03-33 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, объекта капитального строительства содержит указание на конкретные действия, которые Обществу следует совершить; ссылки на Законы, нормативные правовые акты Российской Федерации, требования которых нарушены, а также срок исполнения.
Таким образом, требования Инспекции, изложенные в предписании, являлись законными и обоснованными.
Вместе с тем, положительное заключение экспертизы проекта, выписка СРО, договор на осуществление строительного контроля, приказ о назначении лиц, ответственных за производство работ и ведение строительного контроля, договор генподряда (подряда), общий и специальные журналы работ, исполнительная документация на выполненные работы (акты освидетельствования скрытых работ, исполнительные схемы) представлены застройщиком не были.
При этом доказательств того, что ответчик обращался в инспекцию о продлении срока исполнения предписания до истечения, установленного в нем срока (19.07.2021), материалы дела не содержат, в установленном порядке предписание надзорного органа обществом не обжаловалось, в судебном порядке не отменялось.
Нарушения Обществом названных требований, а также факт неисполнения предписания Инспекции в установленный срок установлены в ходе проверки, проведенной с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом требований статьи 54 ГрК РФ.
Данные факты подтверждены материалами административного дела, фотоматериалами, приложенными к акту проверки, и ответчиком не оспорены.
Принимая во внимание изложенное, суд находит верным вывод Инспекции о том, что действия ответчика по неисполнению законного предписания органа государственного строительного надзора образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Неисполнение законного предписания инспекции посягает на общественные отношения в сфере порядка управления, игнорируя обязательные для исполнения указания органа государственного строительного надзора.
Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица. Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно не предотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований действующего законодательства в области строительного контроля в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований градостроительного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Каких-либо процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Компетенция Инспекции на составление протокола об административном правонарушении, установлена статьей 54 ГрК РФ, Положением Инспекции РСН и КДС Приморского края, утверждённым постановлением администрации Приморского края от 26.11.2012 № 365-па, частью 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьёй 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела судом не истёк.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, суд не усматривает.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъясняется, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с абзацем 3 пункта 18.1 названного постановления, квалификация правонарушения как малозначительного имеет место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы при рассмотрении вопроса о привлечении лица к административной ответственности обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возлагаемых на него законом в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере исполнения обязательных требований по ведению строительства, эксплуатации объекта капитального строительства, что, безусловно, создает угрозу безопасности жизни и здоровью людей.
Как подтверждается материалами дела, рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области градостроительной деятельности, соблюдение требований которого служит основой для защиты жизни и здоровья граждан, ввиду чего, исходя из характера указанных правоотношений, действия общества не могут рассматриваться как малозначительные.
Таким образом, совершенное ответчиком правонарушение не может быть признано малозначительным.
Суд также не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку не может быть подтверждена безопасность работ, осуществляемых в отсутствие полного комплекта исходно-разрешительной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, определяющей цели административного наказания, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Совершение административного правонарушения предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ в соответствии с санкцией данной нормы влечет наложение на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются, в том числе, повторное совершение однородного административного правонарушения.
Сведений о том, что ранее Общество привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, материалы дела не содержат.
Административное наказание должно отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.
Поскольку сведения о том, что общество ранее привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, в материалах дела отсутствуют, отягчающих вину обстоятельств судом не установлено, суд полагает, что в данном случае минимальное наказание, предусмотренное часть 6 статьи 19.5 КоАП РФ для юридических лиц, в полной мере соответствует тяжести совершенного обществом правонарушения,
Исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом характера выявленных нарушений и тяжести совершенного административного правонарушения, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности ответственности, соразмерности и справедливости наказания, суд полагает возможным применить к Обществу административное наказание в виде минимального административного штрафа в размере 50000 руб.
Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Грация-Инвест» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 17.07.2015, 692501 <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50000 руб. (Пятьдесят тысяч рублей).
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию по указанным реквизитам: получатель – Управление Федерального казначейства по Приморскому краю (Дальневосточное управление Ростехнадзора л/с <***>), ИНН <***>, КПП 272101001, банк получателя – Дальневосточное ГУ Банка России // УФК по Приморскому краю г. Владивосток, казначейский счет 03100643000000012000, Единый казначейский счет (расчетный счет) 40102810545370000012, БИК 010507002, ОКТМО 05701000, КБК 49811601191010005140, назначение платежа – административный штраф по делу № А51-13828/2021.
Платежный документ об уплате штрафа представить Арбитражному суду Приморского края.
В случае неуплаты штрафа и непредставления суду доказательств уплаты направить решение на принудительное исполнение.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Нестеренко Л.П.