АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-13848/2010
30 ноября 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2010 года. Полный текст решения изготовлен 30 ноября 2010 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.П.Хвалько
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.А. Ковальчук,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
к Администрации г. Владивостока и Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока
о признании незаконным решения администрации, оформленного письмом № 6965-д от 20.08.2010 и обязании устранить нарушенное право,
при участии в судебном заседании:
от заявителя –не явился, извещен;
от Администрации – представитель ФИО2 по доверенности от 19.11.2009 № 1-3/5220;
от Управления – представитель ФИО2 по доверенности от 28.12.2009 № 27/1-2036,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации г. Владивостока (далее – ответчик, Администрация г. Владивостока) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, оформленное письмом № 6965-д от 20.08.2010, обязании Администрации г. Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока устранить нарушенное право путем оформления и утверждения акта выбора земельного участка для строительства в районе <...> в г. Владивостоке, подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами размещения объекта, магазина продовольственных и непродовольственных товаров, извещения населения о возможном предоставлении земельного участка для строительства в районе <...> в г. Владивостоке, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, магазина продовольственных и непродовольственных товаров, в районе <...> в г. Владивостоке.
Ходатайством от 26.10.2010 заявитель уточнил заявленные требования, просит признать незаконным решение Администрации г. Владивостока об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, оформленное письмом № 6965-д от 20.08.2010, обязать Администрации г. Владивостока направить обращение департамента о выборе земельного участка в районе <...> в г. Владивостоке в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, обязать Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока обеспечить выбор земельного участка для строительства в районе <...> в г. Владивостоке, известить население о возможном предоставлении земельного участка для строительства в районе <...> в г. Владивостоке.
Предприниматель в судебное заседание не явилась, а материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, по тексту заявления указала, что действующее законодательство не закрепляет обязанности лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, осуществлять подготовку схемы испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории своими силами и за свой счет, в связи с чем полагает, что такая обязанность возложена на орган местного самоуправления.
Заявитель указал, что Администрация г. Владивостока, принимая оспариваемое решение об отказе в выборе земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего проведения государственного учета и изготовления кадастрового паспорта земельного участка, превысила свои полномочия.
По мнению заявителя, отказ Администрации г. Владивостока в утверждении схемы расположения земельного участка не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Представитель Администрации г. Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока требования не признала, указав, что в полномочия органа местного самоуправления не входит обязанность по изготовлению схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Представитель указала, что обязанность по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка орган местного самоуправления может исполнить только при условии предоставления ей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в красных линиях перспективного расширения автодороги, в пределах которых капитальное строительство запрещено.
Оспариваемый отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, по мнению Администрации г. Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока не нарушает права и законные интересы заявителя по настоящему делу, так как какие либо права и законные интересы в отношении испрашиваемого земельного участка у него не возникли и заявитель не лишен возможности испрашивать к предоставлению иной земельный участок для размещения магазина.
Данные обстоятельства, по мнению ответчиков, свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Суд на основании ст. 123, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел заявление в отсутствие надлежащим образом извещенного предпринимателя по имеющимся в материалах дела документам.
При изучении материалов дела судом установлено следующее.
07.12.2009 индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на шесть лет земельного участка ориентировочной площадью 600 кв.м., расположенного в районе <...> в г. Владивостоке с предварительным согласованием места для размещения объекта для проектирования и строительства магазина продовольственных и непродовольственных товаров.
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, рассмотрев заявление предпринимателя обратился к Главе города Владивостока с запросом о выдаче заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.
Администрация г. Владивостока письмом от 20.08.2010 №6965д сообщила Департаменту, что обеспечить выбор земельного участка и утвердить схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте не представляется возможным, поскольку часть земельного участка в соответствии с утвержденным «Генеральным планом Владивостокского городского округа», разработанного ОАО «Приморгражданпроект» (2008), расположена в красных линиях перспективного расширения автодороги, где капитальное строительство запрещено.
Администрация г. Владивостока также сообщила, что в представленном комплекте документов отсутствует схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте для ее утверждения.
Кром того, в соответствии с утвержденными Думой г. Владивостока, Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа от 07.04.2010 № 462, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами.
Не согласившись с вынесенным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности предприниматель обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (часть 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ выбор земельных участков для строительства осуществляется в следующем порядке: гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Орган местного самоуправления на основании указанных материалов должен выбрать один из вариантов выбора земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, или об отказе в его размещении (часть 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что принятию решения о предоставлении земельных участков для строительства должно предшествовать проведение работ по их формированию, в том числе предварительное согласование размещения участка, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием его границ на кадастровом плане территории и решением о предварительном согласовании места размещения участка, утверждающим этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа в выборе земельного участка послужило отсутствие в представленном комплекте документов схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории для ее утверждения.
Согласно приложению к заявлению предпринимателя от 07.12.2009, а также приложению к заявлению о выборе земельного участка, направленному в Департамент схема расположения испрашиваемого земельного участка в комплекте документов отсутствовала.
Земельным кодексом РФ установлено, что в полномочия органа местного самоуправления входит лишь утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из содержания названной нормы закона следует, что орган местного самоуправления с учётом зонирования территории в месячный срок утверждает и выдаёт заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Таким образом, обязанность разрабатывать схему на кадастровом плане лежит на заявителе, поскольку названная норма закона предусматривает, что заявитель за свой счёт обеспечивает выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка, в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Более того, кадастровые работы это не только работы, которые связаны с непосредственным формированием земельного участка в натуре и постановкой объекта недвижимости на кадастровый учет, но и составление картографической основы для дальнейшего утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка органом местного самоуправления.
Подготовительные работы по разработке проекта схемы и нанесение ее на топографическую основу, на координатной сетке в масштабе 1:500 кв.м. осуществляется специализированной организацией.
Согласно ст. 29 п.1 ст. 44 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровой деятельностью занимаются кадастровые инженеры, а переходный период до 01.01.2011 - кадастровые организации, имеющие лицензию на право заниматься топографическими работами.
Согласно письму Управления Федерального агентства Роснедвижимости по Приморскому краю от 10.02.2009 № 258 (03-09) «О схеме расположения земельного участка» по мнению Управления Роснедвижимости по ПК, не исключается разработка схемы размещения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в следующей последовательности: 1) подготовительные работы (выполняет организация-исполнитель), 2) подготовка материалов по подготовке схемы (выполняет организация-исполнитель), 3) утверждение схемы (утверждает уполномоченный орган местного самоуправления).
Обязанность по разработке (изготовлению) схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в настоящее время не возложена законодательством на орган местного самоуправления, который лишь утверждает эту схему и выдает ее заявителю. Отсутствие данной схемы не позволило органу местного самоуправления совершить действия, предусмотренные пунктами 2, 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, данную обязанность орган местного самоуправления может исполнить только при условии предоставления ему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно пункту 1 статьи 30 Устава г. Владивостока от 06.05.2010 Администрация города Владивостока является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Владивостокского городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Устава, в полномочия администрации г. Владивостока входит в том числе, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, определенном решением Думы города Владивостока
Статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Решением Думы г. Владивостока № 259 от 03.04.2009 утверждено Положение об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее – Положение).
Согласно пунктам 1.1, 1.3 Положения Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока является органом администрации города Владивостока, осуществляющим управление в области градостроительства и архитектуры.
В соответствии с пунктами 4.16-4.18 названного Положения для реализации возложенных задач и функций Управление наделяется рядом полномочий, в том числе: обеспечение выбора земельного участка, подготовка информационного сообщения для населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, именно УГА администрации г. Владивостока уполномочено совершать действия, об обязании совершить которые просит заявитель.
Исходя из смысла пункта 3 статьи 8 Федерального закона 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при письменном обращении, содержащем вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Из письма Администрации г. Владивостока от 20.08.2010 № 6965д в адрес Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края следует, что обращение ФИО1 об обеспечении выбора земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего проведения государственного учета и изготовления кадастрового паспорта земельного участка, расположенного в районе ул. Сипягина, 26 для размещения магазина продовольственных и непродовольственных товаров по поручению главы Администрации г. Владивостока рассмотрено Управлением градостроительства и архитектуры.
Таким образом, Администрация г. Владивостока не нарушила требования действующего законодательства, в связи с чем довод заявителя о превышении ею установленных законом полномочий, судом отклоняется.
Кроме того, органом местного самоуправления установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа от 07.04.2010 № 462, утвержденными Думой г. Владивостока, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, а также в красных линиях перспективного расширения автодороги в пределах которых, капитальное строительство запрещено.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Суд полагает, что оспариваемый отказ в утверждении схемы расположения земельного участка не нарушает прав и законных интересов заявителя по настоящему делу, поскольку какие либо права и законные интересы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Тунгусская, 44 у заявителя не возникли, кроме того, заявитель не лишен возможности испрашивать иной земельный участок для размещения магазина.
При таких обстоятельствах суд считает, что Администрация г. Владивостока принимая оспариваемое решение об отказе в выборе земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего проведения государственного учета и изготовления кадастрового паспорта земельного участка не нарушила норм действующего земельного законодательства и не превысила установленные законом полномочия, в связи с чем требование заявителя о признании незаконным решения от 20.08.2010 № 6965-д удовлетворению не подлежит.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ при признании судом незаконными действий органов местного самоуправления суд в резолютивной части решения указывает на обязанность органов местного самоуправления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и способ такого устранения.
Поскольку решение ответчика является законным и обоснованным, то у суда отсутствуют основания для обязания Администрации г. Владивостока направить обращение Департамента о выборе земельного участка в районе <...> в г. Владивостоке в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, а также обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка, оформить и утвердить акт выбора земельного участка для строительства в районе <...> в г. Владивостоке и известить население о возможном предоставлении земельного участка для строительства в районе <...> в г. Владивостоке.
Расходы по государственной пошлине в силу статьи 110 АПК РФ суд относит на заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требования о признании незаконным решение администрации города Владивостока, оформленного письмом от 20.08.2010 № 6965-д, а также об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока совершить действия индивидуальному предпринимателю ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья О.П.Хвалько