ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-13894/13 от 08.07.2013 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-13894/2013

10 июля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 10 июля 2013 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи В.В.Овчинникова,

  при ведении протокола судебного заседания секретарем О.П.Буковой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПромТехРесурс» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 24.05.2005)

к финансовому отделу городского округа ЗАТО город Фокино (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 14.11.2002)

третье лицо: Администрация городского округа ЗАТО город Фокино

о признании незаконным бездействия, выразившееся в неисполнении определения и об обязании исполнить определение суда

при участии

от истца: представитель ФИО1, доверенность от 23.05.2013 со специальными полномочиями, постоянная (паспорт),

от ответчика: представитель ФИО2, доверенность от 10.06.2013 №170 со специальными полномочиями, постоянная (паспорт),

установил: ООО «ПромТехРесурс» обратилось в Арбитражный суд Приморского края о признании незаконным бездействия Финансового отдела городского округа ЗАТО город Фокино, выразившееся в неисполнении определения Арбитражного суда Приморского края от 21.12.2011 по делу № А51-19914/2011 на основании исполнительного листа от 20.08.2012 и возвращении обществу с ограниченной ответственностью «Промтехресурс» документов, поступивших на исполнение; Обязании Финансовый отдел городского округа ЗАТО город Фокино исполнить определения Арбитражного суда Приморского края от 21.12.2011 по делу № А51-19914/2011 на основании исполнительного листа от 20.08.2012 в трехмесячный срок с даты поступления исполнительных документов; Наложении на Финансовый отдел городского округа ЗАТО город Фокино судебного штрафа в размере 100 000 рублей за неисполнение определения арбитражного суда от 21.12.2011 по делу №А51-19914/2011.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал. Заявил об отказе от требований в части наложения судебного штрафа.

Представитель ответчика требования оспорил по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения и возражения сторон, суд установил следующее.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 21.12.2011 по делу № А51-19914/2011 утверждено мировое соглашение, заключенное между обществом с ограниченной ответственностью «ПромТехРесурс» (истец) и городским округом ЗАТО город Фокино (ответчик). По условиям мирового соглашения в целях урегулирования спора Ответчик обязуется после вступления мирового соглашения в силу выплатить истцу сумму задолженности по иску в общем размере 28 779 956 рублей 59 копеек. В пункте 3.1 мирового соглашения стороны определили сроки оплаты указанной суммы.

В соответствии с пунктом 4 мирового соглашения, в случае неисполнения ответчиком в установленные сроки обязанностей по оплате задолженности, истец имеет право обратить настоящее мировое соглашение к исполнению в принудительном порядке по правилам раздела VII АПК РФ.

На основании заявления взыскателя, 20.08.2012 выдан исполнительный лист серия АС № 004680812 для принудительного исполнения определения суда.

01.03.2013 ООО «ПромТехРесурс» направило в адрес Финансового отдела городского округа ЗАТО город Фокино заявление от 28.02.2013 № 148 об исполнении требования по исполнительному листу с приложением необходимых установленных законом документов. Указанное заявление было получено адресатом 15.03.2013.

21.03.2013 ООО «ПромТехРесурс» направило запрос № 160 о предоставлении информации руководителю Финансового отдела городского округа ЗАТО город Фокино с просьбой сообщить о результатах рассмотрения заявления от 28.02.2013 № 148 и проделанных мероприятиях по исполнению требований, содержащихся в исполнительном листе. 25.03.2013 запрос получен специалистом Финансового отдела городского округа ЗАТО город Фокино.

Письмом от 12.04.2013 № 2071 администрацией городского округа ЗАТО город Фокино был дан ответ на вышеуказанные заявления, из которого следует, что исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства местного бюджета по обязательствам администрации городского округа ЗАТО город Фокино следует направлять в Управление Федерального казначейства по Приморскому краю. Документы, поступившие на исполнения в Финансовый отдел городского округа ЗАТО город Фокино, возвращены взыскателю.

Полагая, что возврат ответчиком исполнительных документов без исполнения является незаконным, взыскатель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В пункте 3 статьи 242.1 БК РФ перечислены основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение:

непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи;

несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года №119-ФЗ «Об исполнительном производстве»;

нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;

представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

Данный перечень оснований является исчерпывающим.

Учитывая, что истец выполнил все требования статьи 242.1 БК РФ при направлении документов на исполнение, а доказательства наличия оснований предусмотренных пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ суду не представлено, действия ответчика по возврату исполнительного документа, поступившего на исполнение, являются незаконными.

Ссылка ответчика на статью 242.5 Бюджетного кодекса РФ судом отклоняется по следующим основаниям.

В силу пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» судам предписано учитывать, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

Согласно статье 125 Гражданского кодекса РФ, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Ответчиком в споре и должником в исполнительном производстве является муниципальное образование, и, следовательно, задолженность по исполнительному листу является обязательством публично-правового образования.

Участие в деле администрации городского округа ЗАТО город Фокино от имени муниципального образования городской округ ЗАТО город Фокино и представление его интересов не доказывает факт, что взысканная в пользу ООО «ПромТехРесурс» задолженность представляет собой денежное обязательство Администрации городского округа ЗАТО город Фокино как казенного учреждения.

Неуказание в исполнительном листе арбитражного суда о взыскании задолженности с казны муниципального образования не изменяет порядок исполнения исполнительного документа и не может служить основанием для возврата исполнительного листа.

Таким образом, действия ответчика по возврату исполнительного документа не соответствуют требованиям закона и нарушают права заявителя по исполнению судебного акта.

Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с разделом 3 Административного регламента Финансового отдела городского округа ЗАТО город Фокино по исполнению муниципальной функции «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета городского округа ЗАТО город Фокино», утвержденного Постановлением муниципального учреждения Администрация городского округа ЗАТО город Фокино от 26 октября 2010 г. № 1042-па организация исполнения судебных актов включает в себя следующие административные процедуры:

прием исполнительных документов и формирование по каждому исполнительному документу отдельного тома в пределах дела по номенклатуре дел; проверку юридическим отделом администрации городского округа ЗАТО город Фокино документов, поступивших для исполнения, на соответствие требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации (документа, отменяющего, либо приостанавливающего исполнение требований судебного акта); возврат взыскателю либо в суд исполнительного документа без исполнения; уведомление должника о поступлении исполнительного документа; учет информации должника; перечисление денежных средств в пользу взыскателя; учет документов, подтверждающих исполнение (частичное исполнение) требований исполнительного документа, в том числе минуя лицевой счет должника, открытый в Отделении по г. Фокино УФК по Приморскому краю; приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника; уведомление взыскателя о неисполнении должником требований исполнительного документа; приостановление и возобновление исполнения требований судебного акта или исполнительного документа; завершение организации исполнения требований исполнительного документа.

Ответчик доказательств выполнения указанных выше действий не представил.

Таким образом, при своевременном получении Финансовым управлением исполнительного листа от 20.08.2012 № 004680812 и непринятие последним мер по его исполнению, суд пришел к выводу и о незаконности бездействия Финансового управления.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Мера устранения допущенных нарушений в виде обязания Финансового управления исполнить исполнительный лист № 004680812 соответствует целям восстановления нарушенного права заявителя, но при наличии у ответчика исполнительных документов.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом, при этом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом отказ от исковых требований принимается, если он не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Отказ от требований в части наложения судебного штрафа на Финансовый отдел городского округа ЗАТО город Фокино не противоречит закону и не нарушает интересов других лиц, в связи с чем, он судом принимается.

При таких обстоятельствах производство по делу в части требований о наложении судебного штрафа подлежит прекращению в силу пункта 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие Финансового отдела городского округа ЗАТО город Фокино, выразившееся в неисполнении определения Арбитражного суда Приморского края от 21.12.2011 по делу № А51-19914/2011 на основании исполнительного листа от 20.08.2012 и возвращении обществу с ограниченной ответственностью «ПромТехРесурс» документов, поступивших на исполнение.

Обязать Финансовый отдел городского округа ЗАТО город Фокино исполнить определения Арбитражного суда Приморского края от 21.12.2011 по делу № А51-19914/2011 на основании исполнительного листа от 20.08.2012 в трехмесячный срок с даты поступления исполнительных документов.

Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.

В части наложение штрафа на Финансовый отдел городского округа ЗАТО город Фокино производство по делу прекратить.

Взыскать с Финансового отдела городского округа ЗАТО город Фокино в пользу общества с ограниченной ответственностью «ПромТехРесурс» 2 000 (две тысячи) рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Овчинников В.В.