$!91A3HA-fhiaab!
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-13987/2021
13 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 13 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.В.Колтунлвой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.В.Тищенко,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 26.07.2004)
к Акционерному обществу «Почта России» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 01.10.2019)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (по протоколу об административном правонарушении №АП-25/4/2046 от 06.08.2021)
от заявителя: ФИО1, по доверенности от 20.08.2021 № 25-Д, срок действия до 29.10.2021, с/у № 10059, диплом;
от ответчика: не явились, извещены,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (далее – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества «Почта России» (далее – ответчик, общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении №АП-25/4/2046 от 06.08.2021.
Административный орган полагает, что собранным административным материалом установлен факт (событие) административного правонарушения, а также вина общества в его совершении. Заявитель считает, что вменяемое ответчику правонарушение, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи, что является нарушением условий лицензии, подлежит квалификации в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. На основании части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителя общества на основании имеющихся в деле документов.
Ответчик представил письменный отзыв на заявление, согласно которому считает совершенное правонарушение малозначительным, просит ограничиться устным замечанием.
При отсутствии возражений сторон суд в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
С 01.10.2019 ФГУП «Почта России» в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2018 № 171-ФЗ было реорганизовано в форме преобразования в акционерное общество «Почта России» и последнее является полным правопреемником ФГУП «Почта России».
АО «Почта России» осуществляет лицензируемый вид деятельности в области услуг почтовой связи на основании лицензии № 162571, выданной 11.04.2018 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В Управление Роскомнадзора по Приморскому краю поступило обращение гр. ФИО2 содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, по вопросу нарушения требований статьи 37 Федерального закона РФ от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» при осуществлении ответа на его заявление (претензию) №0030847533 от 21.04.2021 на розыск международного почтового отправления (далее - МПО) № R0149781937RU, поданное в адрес АО «Почта России». Заявитель утверждает, что 21.04.2021 подал заявление (претензию) через сайт АО «Почта России» и по состоянию на 02.07.2021 ответ на нее не получил.
В рамках рассмотрения обращения гр. ФИО2 Управлением Роскомнадзора по Приморскому краю в адрес АО «Почта России» было направлено письмо от 02.07.2021 № 11795-01/25 о предоставлении информации.
В ходе рассмотрения представленных АО «Почта России» документов (вх. № 10392/25 от 02.08.2021, исх. № А6-АУО-02/7497-Кач от 30.07.2021) установлено, что оператор почтовой связи подтверждает факт регистрации вышеуказанной претензии 21.04.2021 под № 0030847533 и сообщает, что на нее был дан ответ от 30.07.2021 № А6-АУО-06/58151. Данный ответ был направлен на адрес электронной почты заявителя.
Таким образом, оператором почтовой связи АО "Почта России" не обеспечено надлежащее качество оказания услуг почтовой связи, в части неисполнения обязательства по рассмотрению претензий пользователя услугами почтовой связи, что является нарушением подпункта подпункта "в" пункта 46 Правил.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 06.08.2021 № АП-25/4/2046.
Заявление и материалы дела в порядке статьи 23.1 КоАП РФ были направлены в Арбитражный суд Приморского края для решения вопроса о привлечении ответчика к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Лицензионные требования – это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (часть 7 статья 3 Закона № 99-ФЗ).
В силу статьи 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по оказанию услуг связи.
Согласно статье 29 Закона № 126-ФЗ оказание услуг связи осуществляется на возмездной основе и требует наличие соответствующей лицензии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона № 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В силу положений статьи 14 Закона № 176-ФЗ одной из основных гарантий доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования является обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.
Статьей 16 Закона № 176-ФЗ установлено, что услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Операторы почтовой связи обязаны предоставлять пользователям услуг почтовой связи информацию об установленных сроках оказания услуг почтовой связи, а также об утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах доставки и контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции.
Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
Согласно пункту 5 лицензионных требований от 11.04.2018 № 162571 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан: оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; руководствоваться при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.
Оказание услуг почтовой связи регулируются Правилами оказания услуг почтовой связи (далее - Правила), утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234, зарегистрированными в Минюсте 26.12.2014 N 35442.
Пунктом 66 Правил установлено, что претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, рассматриваются оператором почтовой связи в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Статьей 37 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) определен порядок рассмотрения претензий пользователей услугами почтовой связи.
Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.
В соответствии со ст. 37 Закона N 176-ФЗ письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки:
- на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней;
- на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней;
- на претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно Всемирной почтовой конвенции (Стамбул, 2016 г.), срок рассмотрения обращений не должен превышать двух месяцев. При этом, в случае рассмотрения вопроса о выплате возмещения, срок рассмотрения может продлеваться до 3 месяцев.
Таким образом, претензия гр. ФИО2 от 21.04.2021 № 0030847533 должна была быть рассмотрена АО "Почта России" не позднее 22.06.2021.
Кроме того, с целью реализации требований законодательства в части рассмотрения претензий пользователей услуг почтовой связи оператором почтовой связи 28.02.2018 утвержден "Регламент работы с обращениями пользователей услугами ФГУП "Почта России", пункты 6.5, 6.32 которого были проигнорированы АО "Почта России".
Оказание услуг почтовой связи с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Факт совершения указанного нарушения подтвержден материалами административного дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 06.08.2021 № АП-25/4/2046, обращением заявителя от 02.07.2021 ID 3043084 (вх. № 01-24-1649/25 от 02.07.2021); запросом Управления Роскомнадзора по Приморскому краю от 02.07.2021 № 11795-01/25; ответом АО «Почта России» вх. № 10392 от 02.08.2021 (исх. № А6-АУО- 02/7497-Кач от 30.07.2021).
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По смыслу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения норм действующего законодательства, обществом не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях ответчика вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Проверив соблюдение со стороны управления требований процессуального законодательства в ходе производства по делу об административном правонарушении, суд не установил каких-либо грубых, неустранимых нарушений.
Процессуальных нарушений, допущенных при составлении протокола об административном правонарушении, а также нарушений, влекущих невозможность использования доказательств в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
Судом установлено, что оснований для освобождения заявителя от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения с учетом положений ст. 2.9 КоАП РФ и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", вопреки позиции ответчика, судом не установлено.
Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в несоблюдении АО "Почта России" публично-правовых обязанностей, которые возложены на него законодательством и ненадлежащей организации заявителем публично значимой деятельности в области почтового дела.
На основании части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как и другими лицами.
По правилам части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Из информационного ресурса «Картотека арбитражных дел» в сети «Интернет» по адресу: www.kad.arbitr.ru, а так же из представленных Управлением сведений, судом установлено, что АО «Почта России» ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений (дела № А51-1129/2021, № А51-5955/2021, № А51-5954/2021).
Совершение обществом административного правонарушения, рассматриваемого в настоящем деле, является повторным.
Таким образом, у ответчика имеются отягчающие ответственность обстоятельства в виде повторного совершения однородных правонарушений.
Учитывая изложенное, а также вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, при наличии отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд считает необходимым и достаточным применение к ответчику наказания в виде штрафа в размере 31 000 руб.
При этом суд исходит из того, что наказание в виде штрафа в указанном размере, предусмотренном частью 3 статьей 14.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Привлечь акционерное общество «Почта России» (ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 01.10.2019, ИНН: <***>, КПП: 772401001, 131000, МОСКВА ГОРОД, ВАРШАВСКОЕ ШОССЕ, ДОМ 37) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 31 000 (тридцать одна тысяча) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию по следующим реквизитам:
Получатель
УФК по Приморскому краю (Управление Роскомнадзора по Приморскому краю)
Лицевой счет
04201А19110
ИНН
<***>
КПП
253901001
Наименование банка
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Приморскомукраю г. Владивосток
получателя
БИК
010507002
Единый казначейский счет
40102810545370000012
Казначейский счет
03100643000000012000
ОКТМО
05701000
КБК
09611601141019002140
УИН
09600000000035126542
назначение платежа: штраф по делу № А51-13987/2021.
Платежный документ об уплате штрафа в десятидневный срок представить Арбитражному суду Приморского края.
В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок и непредставления суду доказательств уплаты направить решение на принудительное исполнение.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Приморского края в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.В.Колтунова