АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-14010/2014
24 сентября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2014 года .
Полный текст решения изготовлен сентября 2014 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кудряшовой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт" (ИНН 4000204 , ОГРН 2502259625 , дата регистрации 14.10.2002)
к Владивостокской таможне (ИНН 0015767 , ОГРН 2504398484 , дата регистрации 15.04.2005)
о признании незаконным и отмене постановления
при участии: от заявителя – представитель ФИО1, доверенность от 01.01.2014 №5; от ответчика – старший государственный таможенный инспектор ФИО2, доверенность от 16.06.2014 №175;
установил: Открытое акционерное общество "Владивостокский морской торговый порт" (далее – общество, ОАО «ВМТП») обратилось в суд с заявлением к Владивостокской таможне (далее – таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни от 21.04.2014 по делу об административном правонарушении № 10702000-139/2014 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 10.09.2014 объявлен перерыв до 17.09.2014 до 17 часов 00 минут, о чем вынесено протокольное определение.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Приморского края в информационном сервисе «Календарь судебных заседаний». После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, с участием тех же представителей сторон.
В обоснование заявленных требований, общество ссылается на допущенную техническую ошибку, возникшую в результате сбоя компьютерной программы. Заявитель пояснил, что документ ДО-1№1000232 был составлен 03.12.2013 сотрудниками ОАО «ВМТП» затем модифицирован 04.12.2013 и23.12.2013,что подтверждается записями журнала КПС ВЭД-Склад и приведенными данными с таблицы журнала действий пользователя OPERLOG.
Кроме того, заявитель указал, что в материалах дела об административном правонарушении имеются подтверждения того, что отчёт по форме ДО-1 №1000232 был изготовлен сотрудником ОАО «ВМТП» 03.12.2013, изменён 04.12.2013, то есть в день фактического помещения товаров на склад. ОАО «ВМТП» также располагает сведениями, содержащимися в электронной программе ВЭД-Склад, в скриншоте книги учета товаров и транспортных средств датой отправки ДО-1 №1000232 указана дата 04.12.2013.
Заявитель также указал на то, что согласно пояснениям ООО «ОСТМО» в результате сбоя 04.12.2013 г. в электронной базе уведомления об ошибке обработки сообщения сервера ДВТУ могли в адрес ОАО «ВМТП» не направляться, вследствие чего ОАО «ВМТП» не было извещено о том, что отчет ДО-1 не был получен таможенными органами.
Кроме того, заявитель пояснил, что письмом №Р-201 от 06.03.2014 общество сообщило таможенному посту Морской порт Владивосток о наличии проблем в передаче данных с таможенным органом, а именно регистрация таможенного органа на своевременно изготовленные отчёты ОАО «ВМТП» не получена, учетные записи по товарам находятся в статусах: «доставлена в АСТО», «зарегистрирована», «отправлена», «отвергнута сервером АСТО», «не отправлена, документ уже зарегистрирован».
Заявитель указал, что о существовании проблемы в передаче данных таможенному органу ОАО «ВМТП» неоднократно сообщалось в таможенный пост Морской порт Владивосток, а также генеральному директору компании ООО «РС СОФТ» с просьбой устранения сбоев в компьютерной программе, в связи с чем указал на отсутствие вины общества в совершении вменяемого правонарушения.
Таможенный орган заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление. Ссылается на то, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.16.15 КоАП РФ, выразившееся в представлении в таможенный орган отчетности с нарушением установленного законом срока.
Кроме того, ответчик указал, что в ходе анализа имеющихся доказательств, установлено, что у общества имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных законодательством, в том числе, путем тщательного контроля за сроками, направляемых в таможенный орган, документов.
Ответчик также ссылается на информацию, представленную ОТД т/п «МПВ» согласно которым, из сведений электронной базы установлено, что отчет ДО 1 был сформирован 24.12.2013, а зарегистрирован таможенным органом 25.12.2013. Кроме того, согласно ответам информационно-технического отдела т/п «МПВ» таможни и информационно-технической службы ДВТУ, сбоев в программном обеспечении, влияющих на работу КПС «Учет и контроль товаров на ВХ» 04.12.2013 не зарегистрировано.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Приказом Владивостокской таможни от 18.04.2011 №2688 на территории ОАО «ВМТП» создана постоянная зона таможенного контроля (ПЗТК).
25.12.2013 ОАО «ВМТП» в ОТД т/п «МПВ» Владивостокской таможни представлена отчетность по форме ДО-1 №1000232 на товар, приьбывший на территорию Таможенного союза по коносаменту №KV-17 на т/х «FESCOULANUDE» - бульдозер Model: D275А-5D -3 грузовых места, запасные запчасти бульдозера – 21 грузовое место, в которой в качестве даты предоставления отчетности указано 04.12.2013.
Согласно электронной базы данных ТП МПВ (КПС Учет товаров на ВХ) фактически отчетность по форме ДО-1 №1000232 от 04.12.2013 была сформирована 24.12.2013, представлена в таможенный орган 25.12.2013.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), таможней 07.02.2014 возбуждено дело об административном правонарушении №10702000-139/2014.
В раках административного расследования заместителем директора общества 24.02.2014 были представлены пояснения, согласно которым отчет был предоставлен в таможенный орган 04.12.2013. В графе 2 отчета «дата и время помещения на склад» указана дата 04.12.2013. Однако в левом нижнем углу отчета проставлен регистрационный номер 10702030/251213/0380308/6, включающий в себя дату 25.12.2013. Настоящая техническая ошибка (указание неверной даты отчета) возникла в результате сбоя компьютерной программы. Об ошибках программы свидетельствует тот факт, что на дату 25.12.2013 отчеты по данной форме уже шли за номером 1000232. При этом номер ДО 1 проставляется автоматически сквозной нумерацией. Таким образом, общество считает, что отчет по форме ДО-1 №1000232 не мог быть оставлен 25.12.2013.
С учетом пояснений представителя общества, в целях предоставления информации о порядке предоставления отчета по форме ДО 1 в таможенный орган 28.02.2014 в ОТД т/п «МПВ» направлен соответствующий запрос исх.№32-10/372.
На данный запрос 06.03.2014 в таможенный орган поступила служебная записка ОТД т/п «МПВ», согласно которой, отчет по форме ДО-1 в таможенный органа представляется в электронном виде с использованием лицензионного программного средства «Учет и контроль товаров ВХ», далее должностное лицо таможенного органа в том же программном средстве с помощью электронно-цифровой подписи, фиксирует факт регистрации отчетности.
Согласно сведениям электронной базы, указный отчет был сформирован 24.12.2013, а зарегистрирован таможенным органом 25.12.2013.
17.03.2014 общество представило в таможенный орган дополнительные пояснения №ЮД-83, в которых пояснило, что согласно информации обслуживающей компании «ОСТМО», в части предоставления информационных услуг обществу, в указанный период наблюдались массовые сбои связи и регистрации внештатных ситуаций в ДВТУ, что и могло повлиять на дату предоставления указного отчета.
В целях подтверждения указанной информации, таможней 14.03.2014 направлены соответствующие запросы в функциональные подразделения таможни и ДВТУ, ответственных за программные обеспечения.
25.03.2014 ИТО т/п МПВ представило служебную записку в которой указало, что сбои КПС «Учет и контроль товаров на ВХ» в период 03.12.2013-04-12.2013 не происходили. Отчет №1000232 был зарегистрирован в КПС «Учет и контроль товаров ВХ». Пакет с отчетностью ДО-1 поступил в систему таможенного оформления МПВ 24.12.2013 в 10:12.
Информация о дате составления отчета (04.12.2013), находящаяся внутри пакета, при приеме в КПС «Учет и контроль товаров ВХ» не меняется. При регистрации 25.12.2013 в 14:38 отчета автоматически был сформирован и передан номер записи для КПС «Журнала - Регистрация» - 10702030/25.12.2013/0380308/6.
При отправке такого сообщения с отчетностью для СВХ дату такого сообщения в ТТП откорректировать невозможно.
На доставку отчета ДО -1 могли повлиять сбои СУ ВИТС и СУ ТТП на уровне ДВТУ. Информация о сообщении от 04.12.2013 или идентификаторе такого сообщения на уровне МПВ отсутствует. Таким образом, запрос об отправке или недоставке сообщения 04.12.2013 следует адресовать на уровень ДВТУ.
04.04.2014 таможенным органом в адрес ИТС ДВТ был направлен запрос №32-11/15801 о предоставлении сведений о наличии либо отсутствии сбоя в программе КПС «Учет и контроль товаров ВХ» в период с 04.12.2013.
На данный запрос информационно - техническая служба ДВТУ письмом от 08.04.2014 №132-03-10/5751 предоставила следующий ответ. Нештатных ситуаций, влияющих на работу КПС«Учет и контроль товаров ВХ», в ДВТУ и на таможенном посту Морской порт Владивосток по состоянию на 04.12.2013 зарегистрировано не было.
В отношении отчетности ДО -1 №1000232 сообщило следующее:
- запрос на открытие процедуры декларирования поступил в систему ЭД от владельца СВХ «ОАО «МПВ» 24.12.2013 в 10:00:56;
- сообщение, содержащее отчет по форме ДО-1 поступило от владельца СВХ 24.12.2013 в 10:09:59. Сообщение с уровня ДВТУ на уровень таможенного поста было перенаправлено 24.12.2013 в 10:09:59 и в это же время получено и обработано на таможенном посту Морской порт Владивосток;
- сообщение о регистрации отчета отправлено таможенным постом 25.12.2013 в 14:38:20. Сообщение с уровня ДВТУ владельцу СВХ отправлено 25.12.2013 в 14:38:25. Квитанция о получении сообщения регистрации ДО владельцем СВХ была отправлена 25.12.2013 в 14:45:18.
Полагая, что указанные данные подтверждают наличие события и состав административного правонарушения, 21.04.2014 таможней вынесено постановление по делу об административном нарушении №10702000-139/2014, согласно которому ОАО «ВМТП» признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 16.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 21 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Владивостокской таможни по делу об административном правонарушении №10702000-139/2014 от 21.04.2013, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав законность оспариваемого постановления, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности установлен в параграфе 2 главы 25 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из приведенной нормы следует, что юридическое лицо подлежит административной ответственности только в случаях, если это прямо предусмотрено санкциями норм особенной части КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 16.15 КоАП РФ за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 23 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) владельцем склада временного хранения может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения. Владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены ТК РФ.
В силу пункту 3 ст. 26 ТК ТС владелец склада временного хранения обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров.
Согласно ст. 177 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» владельцы складов временного хранения по требованию таможенных органов обязаны представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Приказом ГТК России от 03.09.2003 N 958 утверждены Правила совершения таможенных операций при временном хранении товаров (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) (далее - Правила).
В п. 27 Правил предусмотрено, что владелец склада временного хранения обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении, в частности по формам ДО1 (отчетность, формируемая при принятии товаров на склад временного хранения), ДО2 (отчетность, формируемая в случае выдачи товаров со склада временного хранения), ДО3 (периодическая отчетность, представляемая ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).
Пунктом 15 Правил установлено, что, если в процессе принятия товаров на хранение устанавливаются факты несоответствия товаров по наименованию, количеству грузовых мест, весу брутто (в килограммах) указанным в транспортных или коммерческих документах, владелец склада временного хранения извещает об этом таможенный орган путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации фиксируются данные обстоятельства. Указанные документы прилагаются к документам, представляемым при помещении товаров на СВХ.
Как установлено судом из материалов дела заявитель осуществляет коммерческую деятельность в виде предоставления услуг временно хранения товаров на складе, на основании свидетельства о включении в Реестр владельцев СВХ.
Таким образом, у общества как владельца склада временного хранения имеется обязанность по представлению в таможенные органы отчетности о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
В рассматриваемом случае заявителю вменяется представление таможенному органу отчета по форме ДО-1 №1000232 с нарушением установленных сроков.
Факт непредставления обществом отчета по форме ДО-1 №1000232 заявителем не оспаривается и подтверждается представленными материалами административного дела № 10702000-139/2014, что свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.
Обосновывая заявленные требования, общество ссылается на сбои в программном обеспечении, влияющих на работу КПС «Учет и контроль товаров на ВХ» по отправке отчета о сведениях о товаре, помещенного на хранение, а также на письмо ООО «ОСТМО» от 12.03.2014 №11, подтверждающих данное утверждение.
Однако письмо, на которое ссылается общество, не содержит каких-либо определенных сведений о факте сбоя в работе программы при отправке отчета по форме ДО-1 №1000232. Информация, содержащаяся в письме, не подтверждена документально.
При этом, сам факт представления в таможенный орган указанного письма не в день сбоя в программе, а значительно позднее, не может служить основанием для освобождения от административной ответственности за совершенное правонарушение.
При этом, из имеющихся в материалах дела ответов информационно-технического отдела т/п «МПВ» таможни и информационно-технической службы ДВТУ следует, что сбоев в программном обеспечении, влияющих на работу КПС«Учет и контроль товаров ВХ» 04.12.2013 не зарегистрировано. Подразделением ДВТУ сообщено, что сообщение, содержащее отчет по форме ДО-1 поступило от владельца СВХ 24.12.2013 в 10:09:59. Сообщение с уровня ДВТУ на уровень таможенного поста было перенаправлено 24.12.2013 в 10:09:59 и в это же время получено и обработано на таможенном посту Морской порт Владивосток. Сообщение о регистрации отчета отправлено таможенным постом 25.12.2013 в 14:38:20. Сообщение с уровня ДВТУ владельцу СВХ отправлено 25.12.2013 в 14:38:25. Квитанция о получении сообщения регистрации ДО владельцем СВХ была отправлена 25.12.2013 в 14:45:18.
Доказательств того, что заявителем своевременно предпринимались какие-либо меры, направленные на соблюдение требований норм действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Суд не установил каких-либо обстоятельств, препятствовавших заявителю проявить должную степень заботливости и осмотрительности при формировании отчетности и соблюсти требования таможенного законодательства, о сроках предоставления отчетов таможенному органу, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, в допущенном нарушении имеется вина ОАО «ВМТП», определяемая согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, в действиях заявителя установлен материалами дела об административном правонарушении.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 КоАП РФ, образует, в том числе, противоправное действие, выразившееся в нарушении сроков обязанности по представлению в таможенный орган отчетности, предусмотренной законодательством РФ о таможенном деле.
В данном случае объективная сторона административного правонарушения ОАО «ВМТП» выразилась в представлении 25.12.2013 во Владивостокскую таможню отчета ДО-1 №1000232 от 04.12.2013.
Суд проверил соблюдение административным органом процессуальных норм законодательства об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении и не установил грубых, неустранимых нарушений норм процессуального законодательства.
Срок привлечения к административной ответственности соблюден.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность заявителя и предусмотренных статьёй 4.2 КоАП РФ, не установлено.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность общества за совершение им административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.15 КоАП РФ, является повторное совершение однородного административного правонарушения в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (справка уполномоченного по ОВД ОАР).
При таких обстоятельствах требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления таможни удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни от 21.04.2014 по делу об административном правонарушении № 10702000-139/2014.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд. Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в Арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья Чугаева И.С.