ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-14323/20 от 09.11.2020 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-14323/2020

16 декабря 2020 года

Решение в виде резолютивной части изготовлено  09.11.2020.

Мотивированное решение изготовлено декабря 2020 года в связи с поступлением апелляционной жалобы.

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Кирильченко М.С.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению  общества с ограниченной ответственностью "Барракуда" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.04.2006)

к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.03.2005)

об оспаривании постановления № 117 от 05.03.2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст.14.53 КоАП РФ (штраф 30000рублей), с ходатайством о восстановлении срока

установил: общество с ограниченной ответственностью "Барракуда" обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю об оспаривании постановления № 117 от 05.03.2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст.14.53 КоАП РФ (штраф 30000рублей), с ходатайством о восстановлении срока

Определением суда от 15.09.2020 заявление ООО «Барракуда» принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании части 4 статьи 228 АПК РФ заявление и приложенные к нему документы размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Сторонам установлен срок для представления доказательств суду и друг другу, а также для представления ответчиком отзыва на исковое заявление – до 06.10.2020, для представления дополнительных доказательств по делу – до 27.10.2020. Стороны уведомлены о принятии заявления и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.

Заявитель с вынесенным постановлением не согласен в полном объеме, считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ, поскольку торговая точка магазином не является. Считает что при производстве по делу об административном правонарушении, административным органом не были запрошены никакие документы. Со ссылкой на заключение эксперта Общество указывает, что расстояние от места торговли табачными изделиями до учебного заведения составляет 108 метров, при этом в ход в торговый объект расположен в цокольном этаже с противоположной стороны от школы.

В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления ООО «Барракуда» указывает, что Общество не работало в период пандемии, что подтверждается приказом от 11.02.2020 № 1/20-КВ, в штате организации отсутствует юрист, о наличии постановления ему стало известно только после ознакомления с материалами дела 28.08.2020

Административный орган с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, полагает, что в действиях ООО «Барракуда» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ, в связи с чем,  штраф в размере 30000 руб. назначен правомерно. Считает, что основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют.

Рассмотрев вышеуказанное ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с настоящими требованиями, суд считает, что оно подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 113 АПК РФ процессуальные действия совершаются в сроки, установленные АПК РФ или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом.

В силу ч. 1 ст. 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Как следует из ч. 2 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 № 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а как следует из ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 30.03.98 № 54-ФЗ, «каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

Таким образом, основным условием для восстановления срока обжалования постановления о привлечении к административной ответственности является уважительность причины его пропуска. При этом каких-либо критериев для определения уважительности причин в тех или иных случаях законодатель не установил, в связи с чем, данный вопрос решается по усмотрению суда с учетом обстоятельств дела.

Из представленных в материалы дела документов следует, что оспариваемое постановление вынесено в период пандемии в связи с распространением короновирусной инфекции (COVID-19), когда штат компании не работал и отсутствовал юрист в штате, который мог отследить данные вопросы, о наличии постановления заявителю стало известно только после ознакомления с материалами дела 28.08.2020. Однако, судом установлено, что Общество не имело цели пропустить срок на обжалование постановления от 05.03.2020 № 117.

На основании изложенного, в целях обеспечения заявителю права на доступ к правосудию ходатайство судом удовлетворено.

Из представленных документов судом установлено, что 12.11.2019 в отношении ООО «Барракуда» по письменному обращению гражданина (вх. № 25-3118/Ж-2019 от 21.10.2019, указывающему на факты нарушения п. 2 ч. 7 ст. 19 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23 02.2013 № 15-ФЗ (далее также Федеральный закон № 15-ФЗ) в части розничной продажи табачных изделий в магазине, расположенном по адресу: <...>, без учёта расстояния до границ средней образовательной школы № 16, расположенной по адресу: <...>, было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 14.53 ч.1 КоАП РФ (определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 339 от 12.11.2019, определение об истребовании сведений 12.11.2019 направлены в адрес Общества заказным письмом с уведомлением).

20.11.2019 с 12 час.00 мин до 13 час.00 мин., в ходе осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в магазине ООО «Барракуда», расположенном по адресу: в <...>, в присутствии администратора Общества ФИО1 и понятых (протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 20.11.2019), установлена продажа табачной продукции в отделе винной продукции.

Также по определению об истребовании сведений в адрес Управления Обществом были представлены копии договора аренды на помещение магазина №2-2017 от 01.11.2017, счета-фактуры на получение сигарет от АО «ТК «Мегаполис» от 20.11.2019 и ассортиментного перечня табачной продукции Общества от 01.11.2019.

В рамках административного расследования также был сделан запрос в Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (исх. № 12297 от 12.11.2019) с просьбой предоставить обзорную схему, выполненную по материалам топографической съёмки с нанесенными промерами расстояний по прямой линии без учёта искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией средней образовательной школы № 16 (<...>) до магазина «Мой Март» ООО «Барракуда», расположенного по адресу (<...>).

25.11.2019 при рассмотрении в Управлении Роспотребнадзора по Приморскому краю (<...>) обзорной схемы, масштаба 1:500 с нанесёнными промерами расстояний от средней образовательной школы № 16 (<...>) до магазина ООО «Барракуда», расположенного по адресу <...>, установлено, что расстояние по прямой линии без учёта искусственных и естественных преград от ближайшей точки магазина, в котором осуществляется продажа табачной продукции, до границы территории средней образовательной школы № 16 составляет 41,31 м, вместо не менее 100 м.

Таким образом, было установлено, что ООО «Барракуда», осуществляющее торговлю табачной продукцией в магазине по адресу <...> нарушен п. 2 ч. 7 ст. 19 Федерального закона № 15-ФЗ - запрещающий розничную продажу табачных изделии на расстоянии менее сто метров по прямой линии без учёта искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

По факту выявленного в ходе проведения проверки нарушения, административным органом 10.01.2020 в отношении ООО «Барракуда» составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.53 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом  вынесено постановление от 05.03.2020 № 117 о назначении ООО «Барракуда» административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

 Заявитель, полагая, что постановление от 05.03.2020 №117 не отвечает требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд, исследовав материалы дела, оценив доводы сторон в порядке статьи 71 АПК РФ каждое доказательство, как в отдельности, так и в совокупности, пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Объективную сторону данного правонарушения образует любое нарушение запретов и ограничений, установленных законодательством для осуществления деятельности по реализации табачной продукцией и табачных изделий.

Субъектом правонарушения выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению требований законодательства в сфере охраны здоровья граждан.

Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 15-ФЗ законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 15-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в том числе, соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона N 15-ФЗ розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

Как следует из протокола осмотра объект торговли ООО «Барракуда», расположенный по адресу <...> является магазином, поскольку объект торговли находится в части здания, специально предназначенном для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспечен торговыми и подсобными помещениями, В протоколе осмотра отмечено, что реализация табачной продукции производится в отделе вино-водочной продукции из закрытой витрины.

При этом, как следует из положений ст. 19 Федерального закона №15-ФЗ, допускается торговля табачной продукцией не только в магазинах и павильонах, но и в других торговых объектах (наименования законодателем не обозначены, следовательно сюда может быть отнесена и торговая точка которой считает свой торговый объект заявитель).

Пунктом 2 части 7 статьи 19 Федерального закона N 15-ФЗ установлен запрет на розничную торговлю табачной продукцией на расстоянии менее, чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

Под образованием в статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона N 15-ФЗ за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в целях ограничения доступности табачных изделий для несовершеннолетних законодательно установлен запрет розничной продажи указанного товара на расстоянии 100 метров от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг. Такая зона, соответственно, представляет собой окружность вокруг границы территории образовательного учреждения с радиусом 100 метров от любой точки на границе территории образовательного учреждения.

В ответ на запрос Управления (12.11.2019 № 12297) от Управления архитектуры, градостроительства Администрации г. Владивостока получена обзорная схема, выполненная по материалам топографической съемки с нанесенными промерами расстояний по прямой линии, согласно которой, до магазина ООО «Барракуда», расположенного по адресу <...>, установлено, что расстояние по прямой линии без учёта искусственных и естественных преград от ближайшей точки магазина, в котором осуществляется продажа табачной продукции, до границы территории средней образовательной школы № 16 составляет 41,31 м, вместо не менее 100 м.

В ходе административного расследования Управлением установлено, что Обществом не соблюдены ограничения в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями, а именно в нарушение подпункта 2 пункта 7 статьи 19 Федерального закона N 15-ФЗ Обществом осуществляется розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров: 41.31метр - расстояние до территории общеобразовательной школы N 16.

Закон четко указывает на расстояние от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг и такой территорией, является не только непосредственно территория помещения, где оказываются услуги, но и территория земельного участка, необходимого для эксплуатации здания, в котором расположено образовательное учреждение.

Факт административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ, подтвержден протоколом об административных правонарушениях от 10.01.2020, информацией, полученной из Управления архитектуры, градостроительства администрации г. Владивостока, протоколом осмотра от 20.11.2019 документами, представленными ООО «Барракуда» по определению об истребовании сведений в адрес Управления (вх.№ 12765 от 21.11.2020г.) и иными материалами дела.

Представленные административным органом доказательства отвечают требованиям КоАП РФ, являются допустимыми и достаточными для установления наличия события административного правонарушения, юридического лица, допустившего нарушение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями, виновность данного лица, привлекаемого к административной ответственности. Имеющиеся в материалах дела доказательства получены в соответствии с требованиями закона в рамках производства по делу об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю и оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.

Ссылка заявителя на письмо Роспотребнадзора от 03.06.2005 №0100/4244-05-32 «О надзоре за реализацией табачных изделий» несостоятельна, поскольку указанное письмо не является нормативно-правовым актом, содержащем в себе обязательные требования. Более того в указанном письме содержится лишь рекомендация при определении 100-метровой зоны от границ территорий образовательных организаций руководствоваться кадастровым планом как одним из видов доказательств по делу. Управление в рамках административного делопроизводства запросило и получило необходимую информацию о расположении объекта торговли Общества.

Общество в своем заявлении ссылается на заключение эксперта, согласно которому расстояние от места торговли табачными изделиями до здания школы составляет 108 метров, указывая, в том числе, на расположение торгового объекта в цокольном этаже с единственным входом с противоположной стороны от учебного заведения.

Между тем, Обществом неверно трактуется п.2 ч.7 ст. 19 Федерального закона №15-ФЗ - запрет на розничную торговлю табачной продукцией распространяется на торговые объекты, находящиеся на расстоянии менее чем сто метров именно по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг (в данном случае МБОУ СОШ №16).

Общество ошибочно полагает возможным включить при замере расстояния от границы МБОУ СОШ №16 до собственной торговой точки непосредственно весь пешеходный путь до входа в торговый объект и учитывает естественную преграду в виде здания (дом №4 по ул. ФИО2), увеличивая, тем самым, расстояние на путь, необходимый для того, чтобы обойти это здание.

Вместе с тем, из п.2 ч.7 ст. 19 Федерального закона №15-ФЗ следует, что необходимо исходить из буквального толкования, используемого в законе термина "расстояние", то есть как пространства между территорией границы образовательного учреждения и торговой точкой по кратчайшему пути (по прямой линии без учета искусственных и естественных преград). Таким образом, в действующей редакции, указанная норма не предусматривает

В целях ограничения доступности табачных изделий для несовершеннолетних законодательно установлен запрет розничной продажи указанного товара на расстоянии 100 метров от любой точки границы территории образовательных учреждений без учета пешеходной доступности, правил дорожного движения, искусственных и естественных препятствий, а также без учета места расположения входа в торговый объект и места размещения табачных изделий. Такая зона, соответственно, представляет собой окружность вокруг границы территории образовательного учреждения с радиусом 100 метров от любой точки на границе территории образовательного учреждения. Следовательно, нахождение торговой точки по розничной продаже табачных изделий в пределах этой зоны является нарушением пункта 2 части 7 статьи 19 Закона N 15-ФЗ.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 14.53 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено.

Штраф назначен Обществу в пределах санкции, предусмотренной в части 1 статьи 14.53 КоАП РФ в минимальном размере. Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.

Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а равно о наличии оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ либо положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного у суда отсутствуют основания для отмены оспариваемого постановления.

Руководствуясь статьями 167-170, 229 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Восстановить процессуальный срок для обжалования постановления № 117 от 05.03.2020 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Барракуда" к административной ответственности по ч. 1 ст.14.53 КоАП РФ.

В удовлетворении требований о признании незаконным постановления № 117 от 05.03.2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст.14.53 КоАП РФ, вынесенное Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в отношении общества с ограниченной ответственностью "Барракуда", отказать

Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение 15 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                     Кирильченко М.С.