АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-14832/2009
19 апреля 2010 года
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н. А. Галочкиной
При ведении протокола судебного заседания судьей Н.А.Галочкиной
рассмотрев в судебном заседании 13.04.10г. дело по иску ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Владивостокского расчетно – кассового центра
к администрации Приморского края, Российской Федерации, Министерству финансов РФ в лице УФК Приморского края, департаменту финансов Приморского края, Управлению финансов и экономики администрации г. Владивостока
3-е лицо: Департамент социальной защиты населения Приморского края
о взыскании 3 335 руб. 25 коп.
при участии в заседании:
от истца:ю/к 1 категории ФИО1.(доверенность № ДЭК-20-15/194Д от 01.01.2010 сроком действия до 31.12.2010),
от УФК: специалист 1 разряда юр.отдела ФИО2.(доверенность № 20-11-29/23 от 27.01.2010 сроком действия до 31.12.2010)
от Администрации ПК: гл.специалист-эксперт ФИО3.(доверенность от 17.06.2009 № 11-25/4233 сроком действия 1 год)
от Департамента социальной защиты населения ПК: гл.специалист-эксперт ФИО3.(доверенность от 04.08.2009 № 03-03/5417 сроком действия 1 год)
от Департамента финансов: гл.консультант ФИО4.(доверенность № 9 от 27.02.2008 сроком действия 3 года).
Резолютивная часть решения объявлена 13.04.10г., изготовление решения в полном объеме отложено до 19.04.10г. в порядке ст. 176 АПК РФ.
установил: ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Владивостокского расчетно – кассового центра обратилось в арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к администрации Приморского края, Российской Федерации, Министерству финансов РФ в лице УФК Приморского края, Департаменту финансов Приморского края, ФУ администрации <...> лицо: Департамент социальной защиты населения Приморского края о взыскании 3 335 руб. 25 коп., составляющих расходы, возникшие в связи с предоставлением в период с июня по июль 2008 года льгот узникам концлагерей.
Финансовое управление администрации г. Владивостока в заседание суда не явилось, извещено надлежаще.
Спор рассматривается в отсутствие представителя вышеуказанного ответчика по имеющимся в деле документам в порядке ст. 156 АПК РФ.
Истец в заседании суда уточнил наименование одного из ответчиков – Финансового управления администрации г. Владивостока, просит считать ответчиком Управление финансов и экономики администрации г. Владивостока.
Представитель истца в заседании суда поддержал исковые требования в полном объеме, указав, что в спорный период предоставлял скидку в размере 50% тарифа на электрическую энергию узникам концлагерей. Однако, несмотря на направление 21.04.08г. ОАО «ДЭК» в адрес Департамента социальной защиты населения Приморского края актов сверок и списков граждан, имеющих право на предоставление льготы в соответствии с ФЗ РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» и с постановлением Губернатора Приморского края от 16.06.08г. № 63-пг «О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края», расходы истцу не были компенсированы, что привело к образованию расходов.
Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю в заседании суда поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск, указав, что не признает исковые требования в полном объеме. В материально – правовом отношении – в обязательстве по возмещению расходов энергоснабжающей организации на предоставление льгот узникам концлагерей стоит субъект РФ, а не Министерство финансов РФ. Финансирование расходов, связанных с реализацией узникам льгот по оплате жилищно – коммунальных услуг, осуществляется в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края. В 2008 году Приморскому краю на оплату жилищно – коммунальных услуг отдельным категориям граждан было выделено 1 274 425,6 тыс. руб. Постановлением Губернатора Приморского края от 28.05.01г. № 387 «О порядке возмещения жилищно – коммунальным, топливно – и газоснабжающим организациям, вневедомственной охране расходов, связанных с реализацией ветеранами и инвалидами льгот по оплате услуг, топлива и газа» утвержден порядок возмещения льгот, который устанавливает, что финансирование вышеуказанных расходов производится за счет средств краевого бюджета. Истцом не были представлены первичные документы по каждому лицу, которому была предоставлена льгота, списки льготников. Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, Министерство финансов РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, поскольку выступает от имени казны РФ.
Представитель Департамента финансов Приморского края в заседании суда поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск, указав, что меры социальной поддержки несовершеннолетним узникам концлагерей являются расходными обязательствами РФ, которые, в соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», Департамент передал вышеуказанные полномочия органам государственной власти субъектов РФ. В связи с чем, Департамент финансов Приморского края считает себя ненадлежащим ответчиком.
Представитель администрации Приморского края в заседании суда пояснил, что с исковыми требованиями не согласен в полном объеме; списки льготников, направленные на согласование в территориальные отделы департамента социальной защиты населения Приморского края не были приняты и согласованы по причине того, что в списках были указаны умершие граждане, граждане, не имеющие право на меры социальной поддержки, граждане, не прошедшие перерегистрацию в отделах социальной защиты, форма списков не соответствует типовой форме государственного контракта, утвержденной постановлением администрации ПК от 21.02.05г. № 45-па «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета». ОАО «ДЭК» использовало в работе при предоставлении льгот базу данных «Парадокс», которая устарела и не содержала весь объем информации. В связи с чем, Отделами социальной защиты населения по г. Владивостоку проведена сверка списков льготников и были выявлены разногласия по числу льготников, в связи с чем, истцом неверно произведен расчет суммы иска, расходы составляют 2 189 руб. 34 коп.
Представитель Департамента социальной защиты населения Приморского края в заседании суда указал, что с исковыми требованиями не согласен, поскольку истцом не подтвержден размер предъявленных ко взысканию расходов, в списках льготников допущены ошибки, касающиеся числа льготников.
Суд установил следующее.
Пунктом 8 статьи 154 ФЗ от 22.08.04г. № 122 ФЗ «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что проживающим на территории РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Статьей 15 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.95г. «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22.08.04г. № 122 –ФЗ участникам Великой Отечественной Войны предоставляется льгота в виде 50% оплаты стоимости коммунальных услуг, в том числе электрической энергии.
ОАО «ДЭК» за счет собственных средств предоставило скидку при оплате электрической энергии льготным категориям граждан, подпадающих под действие вышеуказанных федеральных законов, в июне, июле 2008 года, в результате чего понесло расходы в сумме 3 335 руб. 25 коп., которые не были ему компенсированы, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя истца и возражения ответчиков, пояснения третьего лица, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в сумме 2 189 руб. 34 коп. с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ в силу следующего.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательства, не допускается.
На основании статей 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. ФЗ «О ветеранах» в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (далее – ФЗ № 122 – ФЗ) узникам концлагерей предоставляется льгота в виде 50 процентной оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления), а также льгота по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими.
Определением Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 № 524-О выявлен конституционно-правовой смысл положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вносивших изменения в данную статью, в соответствии с которым эти положения в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 года.
На основании п. 1 ст. 10 Закона (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ) меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции РФ и статье 9 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» от 24.06.1999 г. № 119–ФЗ разделение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами и законами Российской Федерации, являются реализацией полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением узникам концлагерей льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно ФЗ «О ветеранах».
Из указанного следует, что средства компенсаций на осуществление государственных полномочий РФ, переданных субъекту Федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.
Постановлением Правительства РФ № 861 от 12.12.2007 г. «Об утверждении методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно – коммунальных услуг отдельным категориям граждан и правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно – коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции» утверждены Методика и Правила зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых их федерального бюджета в 2008-2010 г.г. бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Как следует из Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24.07.2007 г. Приморскому краю было запланировано выделение средств за счет средств Фонда компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг граждан в сумме 1 274 425,60 рублей.
Согласно Закону Приморского края от 25.12.2007 г. № 179-ФЗ «О краевом бюджете на 2008 г., было запланировано выделение средств на оплату ЖКУ отдельным категориям граждан в сумме 1 534 240,62 рубля копейки, из которых 188 324,32 рубля – за счет остатков 2007 г., и 1 345 916, 30 рублей – за счет средств федерального бюджета, планируемых к поступлению в 2008 г.
Таким образом, финансирование в 2008 г. составило 954 828 610 рублей 51 копейку – за счет средств 2008 г. и 188 324 318 рублей 75 копеек – за счет средств 2007 г.
В 2009 году нераспределенный остаток вышеуказанных средств в сумме 507 921 308, 24 руб. Департаментом социальной защиты населения Приморского края возвратил в доход федерального бюджета платежным поручением от 30.03.09г. № 36674.
Между тем, как установлено судом, денежных средств (субвенций), поступивших на реализацию льгот по ФЗ «О ветеранах», оказалось недостаточно.
Принимая во внимание изложенное, с учетом того, что Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Приморский край соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), суд приходит к выводу, о том, что расходы, понесенные истцом на предоставление льгот указанной категории граждан, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ.
В связи с чем, Администрация Приморского края, Департамент Финансов Приморского края, Управление финансов и экономики администрации г. Владивостока являются ненадлежащими ответчиками.
В обоснование размера заявленных исковых требований истцом представлены списки льготников, выписки из поквартирных карточек.
Между тем, как следует из материалов дела, истец, оформляя списки льготников, использовал устаревшую базу данных «Парадокс», в связи с чем, форма списков не соответствовала типовой форме государственного контракта на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, утвержденной постановлением администрации Приморского края № 45 – па от 21.02.05г. «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета», ряд граждан, включенных истцом в списки льготников, не имели право на льготу, в списках были указаны умершие граждане, граждане, не проживающие по адресам, указанным в списках.
Департамент социальной защиты населения Приморского края письмом от 10.06.08г. № 06/3007, направленным в адрес истца, просил его не использовать базу данных «Парадокс», поскольку база данных этой программы, в связи с переходом на базу АСП, не корректировалась с сентября 2006 года, в связи с чем, данные в ней устарели.
В соответствии с п. 2 статья 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (в ред. от 29.12.2004) государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи.
Таким образом, лица, имеющие льготы, подлежат включению в федеральный регистр в заявительном порядке в соответствующем с действующим законодательством РФ.
Отделом социальной защиты населения по г. Владивостоку проведена сверка списков для подтверждения факта отнесения граждан, включенных истцом в списки льготников, к членам семей несовершеннолетних узников концлагерей. В результате чего, составлены списки лиц, не имеющих право на льготу, не вставших на учет в установленном законом порядке либо не имеющих подтверждения факта отнесения к узникам концлагерей.
Правовым Департаментом администрации Приморского края с учетом указанных сведений составлен контррасчет расходов, согласно которого сумма возмещения составляет 2 189 рублей 34 копейки. Расчет проверен судом и признан обоснованным.
Иных документов, свидетельствующих о том, что лица, не включенные в федеральный регистр в установленном порядке, являются несовершеннолетними узниками фашистских концлагерей и их союзников и имеют право на льготы, установленные действующим законодательством, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению частично в сумме 2 189 рублей 34 копейки.
В удовлетворении требований на сумму 1 145 рублей 91 копейка суд отказывает.
Доводы Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о том, что оно освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ не признаются судом обоснованными в силу следующего.
Согласно подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны. Из смысла ст. 101 АПК РФ следует, что к судебным расходам относится государственная пошлина.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
Как следует из Письма ВАС РФ № ВАС – УП – 1055 от 14.03.09г., суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам. В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 .1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, не должно повлечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Таким образом, законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
В иске к Департаменту финансов Приморского края, Администрации Приморского края, Управлению финансов и экономики администрации г. Владивостока суд отказывает.
Поскольку истец при подаче иска уплатил государственную пошлину в установленном законом порядке и размере, исковые требования удовлетворены судом частично, следовательно, расходы по уплаченной государственной пошлине подлежат возмещению с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации пропорционально правомерно предъявленным требованиям на основании ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» 2 189 (Две тысячи сто восемьдесят девять) рублей 34 копейки расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате электрической энергии несовершеннолетним узникам концлагерей, в июне, июле 2008 года, 328 (Триста двадцать восемь) 20 копеек расходов по уплаченной государственной пошлине.
Во взыскании 1 145 рублей 91 копейка ОАО «ДЭК» отказать.
В иске к Департаменту финансов Приморского края, Администрации Приморского края, Управлению финансов и экономики администрации г. Владивостока отказать.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Галочкина Н.А.