ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-14982/15 от 04.02.2016 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-14982/2015

11 февраля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена февраля 2016 года . Полный текст решения изготовлен февраля 2016 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кобко Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Панкратовой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации города Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании решения незаконным

          при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность №1-3/3438 от 02.10.2015, удостоверение;

от ответчика – ФИО2, доверенность №03-11 от 11.01.2016, удостоверение;

от третьих лиц – не явились, извещены;

установил: Администрация города Владивостока обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании незаконным решения Управления Росреестра по ПК, оформленное письмом от 25.05.2015 № 25001/004/2015-1511 (вх. № 5724сп от 27.05.2015), об обязании Управления Росреестра по ПК произвести государственную регистрацию права собственности Муниципального образования город Владивосток на земельный участок с кадастровым номером 25:28:060130:5, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для размещения арсенала; площадь 33 606 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка: ориентир пирс, участок находится примерно в 70 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, (ул. Экипажная).

Определением Арбитражного суда Приморского края от 17.07.2015  к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 05.08.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю.

В обоснование своих требований заявитель указывает, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю незаконно отказало в государственной регистрации права собственности муниципального образования город Владивосток на земельный участок с кадастровым номером 25:28:060130:5, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 33 606 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка: ориентир пирс, участок находится примерно в 70 м. от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира:  Приморский край, г.Владивосток, о.Русский (ул.Экипажная).

Управление Росреестра по ПК требования не признает, полагает, что отказ в государственной регистрации является законным и обоснованным, поскольку заявителем не были представлены необходимые для государственной регистрации  документы.

Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ, в связи с чем настоящее дело согласно ст.ст. 156, 200 АПК РФ рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.

Из пояснений лиц, участвующих в деле, материалов дела следует, что приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 19.03.2013 № 146 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования город Владивосток» (далее приказ № 146 от 19.03.2013) из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Владивосток был передан земельный участок с кад, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, военный городок № 11.

26.11.2003 в Государственный кадастр недвижимости были внесены сведения в отношении земельного участка с кадастровым №25:28:060130:5, общей площадью 33606 кв.м., расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир пирс. Участок находится примерно в 70 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, о.Русский (ул.Экипажная), разрешенное использование: для размещения арсенала. Правообладатель: Российская Федерация.

23.10.2014 заявитель на основании приказа № 146 от 19.03.2013 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 25:28:060130:5, общей площадью 33606 кв.м., расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир пирс. Участок находится примерно в 70 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, о.Русский (ул.Экипажная), разрешенное использование: для размещения арсенала.

22.05.2015 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю сообщением об отказе в государственной регистрации № 25/001/004/2015-1511 на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального Закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок.

В обоснование причин отказа в государственной регистрации Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю указало, что заявителем в качестве правоустанавливающего документа был представлен приказ от 19.03.2013 № 146, не содержащий сведений о площади, кадастровом номере передаваемого земельного участка, в связи с чем невозможно точно идентифицировать земельный участок, передаваемый в собственность муниципального образования город Владивосток.

Заявитель полагает, что отказом в государственной регистрации права собственности, изложенным в сообщении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю №25/001/004-2015-1511 от 25.05.2015, заявителю незаконно отказано в государственной регистрации права собственности, в связи с чем заявитель обратился с требованиями по настоящему делу в арбитражный суд.

В п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

   Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ № 423-ФЗ от 08.12.2011) решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.

В п. 2 ст. 3 ФЗ № 423-ФЗ от 08.12.2011 установлены требования к содержанию решения, оно должно содержать: наименование субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в собственность которых безвозмездно передается военное недвижимое имущество, указанное в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона; указание воинской части (подразделения), соединения, военной образовательной организации высшего образования, иной организации Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - организации), военное недвижимое имущество в границах военных городков или земельных участков которых передается из федеральной собственности; кадастровые номера земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случае, если проведен государственный кадастровый учет указанных земельных участков, либо в случае, если кадастровые номера не присвоены указанным земельным участкам или не проведен их государственный кадастровый учет, описание их местоположения и (или) расположенного на них военного недвижимого имущества на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо территории поселения, территории городского округа; перечень объектов, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства и которые сохраняются в федеральной собственности, в случае, если в границах военного городка или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков имеются данные объекты; условные номера объектов недвижимости, которые расположены на указанном в пункте 3 настоящей части земельном участке и право собственности Российской Федерации на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при наличии данных объектов.

  В подп. 3 п. 2 ст. 2 ФЗ от 08.12.2011 № 423-ФЗ указано, что в целях настоящего Федерального закона границами военных городков являются границы земельных участков, используемых для размещения соответствующих воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны.

Нормами ФЗ от 08.12.2011 № 423-ФЗ установлено, что предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение является основанием для возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество (подп. 2 п. 8 ст. 3).

Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с п. 1.2 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», п. 5 ст. 25.2, п. 2 ст. 25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе; в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в п. 1 ст. 19 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Из п. 5 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.

Согласно п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, из совокупного анализа указанных норм следует, что регистрирующим органом при вынесении отказа в государственной регистрации, изложенного в сообщении об отказе от 25.05.2015 № 25/001/004/2015-1511, не учтено, что приказ №146 от 19.03.2013 согласно нормам  ФЗ № 423-ФЗ от 08.12.2011 является единственно необходимым для осуществления государственной регистрации правоустанавливающим документом.

Возможность отсутствия в решении о передаче недвижимого имущества указания кадастрового номера земельного участка в связи с отсутствием государственного кадастрового учета земельного участка прямо предусмотрена ФЗ № 423-ФЗ от 08.12.2011 и, таким образом, не может являться препятствием для государственной регистрации права собственности на такой земельный участок.

В соответствии с п. 2 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

П. 3. ст. 8 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что в срок не более чем пять дней с даты обращения органы государственной власти, органы местного самоуправления (в том числе органы по учету государственного и муниципального имущества), организации, имеющие сведения, необходимые для государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, обязаны предоставлять такие сведения правообладателям бесплатно или за плату, установленную законодательством Российской Федерации, а также бесплатно органам, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Из представленного в материалы дела Кадастрового паспорта  земельного участка от 27.02.2015 №25/00-15-72811 следует, что сведения о спорном земельном участке были внесены в ГКН 26.11.2003.

          Таким образом, с учетом того обстоятельства, что сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок были внесены в государственный кадастр недвижимости на момент подачи заявителем в регистрирующий орган документов для регистрации права собственности, и у регистрирующего органа фактически имелась возможность запросить данные сведения в органе, осуществляющем кадастровый учет, но в нарушение норм ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регистрирующий орган это не осуществил, спорный отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права заявителя является незаконным, не соответствующим ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ФЗ № 423-ФЗ от 08.12.2011, нарушающим права и законные интересы заявителя на государственную регистрацию права собственности на спорный земельный участок на основании приказа № 146 от 19.03.2013.

Согласно п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу подп. 3 п. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
  В связи с этим арбитражный суд считает, что предъявленные по настоящему делу требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, как в части требований о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в государственной регистрации, оформленного письмом от 25.05.2015 № 25/001/004/2015-1511, так и, как следствие, в части требований об обязании Управления Росреестра по Приморскому краю произвести государственную регистрацию права собственности Муниципального образования город Владивосток на земельный участок с кадастровым номером 25:28:060130:5, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для размещения арсенала; площадь 33 606 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка: ориентир пирс, участок находится примерно в 70 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, (ул. Экипажная), поскольку такой способ восстановления нарушенных прав заявителя соответствует объему и характеру данных прав, с учетом того обстоятельства, что доказательства наличия препятствий для осуществления спорной государственной регистрации в материалы дела не представлены.

Заявитель и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в соответствии со ст. 105 АПК РФ, ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты госпошлины по настоящему делу.

          Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Управления Росреестра по Приморскому краю, оформленное письмом от 25.05.2015 № 25001/004/2015-1511 (вх. № 5724сп от 27.05.2015).

Обязать Управление Росреестра по Приморскому краю произвести государственную регистрацию права собственности Муниципального образования город Владивосток на земельный участок с кадастровым номером 25:28:060130:5, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для размещения арсенала; площадь 33 606 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка: ориентир пирс, участок находится примерно в 70 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, (ул. Экипажная).

          Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

          Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                            Кобко Е.В.