ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-16346/20 от 04.03.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-16346/2020

11 марта 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена марта 2021 года .

Полный текст решения изготовлен марта 2021 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Андросовой Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тищенко Т.В., рассмотрев в судебном в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека  арбитражных дел» (онлайн-заседание) дело по заявлению Администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата регистрации в качестве юридического лица  22.08.1991)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица  15.12.2002)

о признании незаконным постановления о наложении штрафа от 23.09.2020 по делу №025/04/19.5-1162/2020 об административном правонарушении, прекращении производства по делу,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности, диплом, удостоверение;

от управления – ФИО2 (посредством веб-конференции) по доверенности, паспорт, диплом,

установил:

Администрация города Владивостока (далее – заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Управление, антимонопольный орган, УФАС по ПК) о признании незаконным постановления о наложении штрафа от 23.09.2020 по делу №025/04/19.5-1162/2020 об административном правонарушении, прекращении производства по делу.

Заявитель с выводами антимонопольного органа, изложенными в оспариваемом постановлении, не согласился, считает, что в действиях Администрации отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности Администрация исполнила предписание УФАС по ПК от 23.09.2020 по делу №025/04/19.5-1162/2020о прекращении нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон №135-ФЗ) в полном объёме. Кроме того, в соответствии с распоряжением администрации города Владивостокаот 03.02.2021 № 89-р в отдел текущего содержания и озеленения управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока введена должность администратора мест захоронения - 2 единицы; распоряжением администрации города Владивостока от 03.02.2021№ 225-рл на должность администратора мест захоронения отдела текущего содержания и озеленения управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока принят сотрудник ФИО3Согласно распоряжению администрации города Владивостока от 05.02.2021 № 108-р ФИО3 делегировано право подписи разрешений напредоставление места(участка)    длязахоронения(новое), родственное захоронение, родственное перезахоронение, кремацию, эксгумацию, справок о захоронении.Разработаны и утверждены должностные обязанности администратора мест захоронения по эксплуатации и содержанию мест захоронения (кладбищ) города Владивостока, ведению учетно-регистрационной работы захоронений, предоставлению муниципальных услуг по выдаче справок о захоронении, разрешений на захоронение, по оказанию муниципальных услуг, связанных с предоставлением мест (участков) для захоронения.

Представитель Управления с предъявленными требованиями не согласна. Считает, что оспариваемое постановление вынесено антимонопольным органом правомерно, с учетом всех обстоятельств дела, так как в установленный в предписании срок его требования выполнены не были в полном объёме; кроме того, предпринятые Администрацией в дальнейшем меры по установлению режима работы, правил посещения общественных кладбищ и правил движения транспортных средств на территории общественных кладбищ, по реорганизации МУПВ «Некрополь» в МБУ «Некрополь», введение уведомительного порядка въезда автотранспортных средств на территорию общественных кладбищ не позволяют сделать вывод об исполнении выданного Администрации предписания, поскольку по существу не устраняют ограничение конкуренции, выразившееся в необоснованном предоставлении МБУ «Некрополь» властных организационно-распорядительных и контрольных полномочий на рынке ритуальных услуг.

Как установлено судом, 30.12.2019 по результатам рассмотрения материалов дела № 025/01/15-861/2019 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией УФАС по ПК было принято решение, которым признан факт нарушения Администрацией города Владивостока части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в непринятии мер по прекращению осуществления хозяйствующим субъектом МУПВ «Некрополь» функции (полномочий) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах, то есть по выполнению властных организационно-распорядительных и контрольных полномочий, включающих прием заявок на захоронение, выдачу разрешений на захоронение, предоставление мест (участков) для захоронения, ведение учетно-регистрационной работы, определение режима работы кладбищ и порядка въезда на кладбища, контроль за соблюдением правил, установленных на территории кладбищ, что ограничило конкуренцию на товарном рынке оказания услуг по погребению и иных связанных с ним услуг (ритуальных услуг) в границах г. Владивостока, так как предприятию, состоящему в конкурентных отношениях с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (по оказанию ритуальных услуг), предоставлены преимущественные условия деятельности на территории городских общественных кладбищ, а деятельность иных хозяйствующих субъектов на указанном товарном рынке поставлена в зависимость от принятия предприятием (его должностными лицами) властных организационно-распорядительных решений, то есть поставлена в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях.

На основании указанного решения антимонопольный орган выдал Администрации предписание о прекращении нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которым обязал последнюю в срок до 20.02.2019 (в соответствии с определением Комиссии УФАС по ПК об исправлении описки, опечатки или арифметической ошибки от 10.02.2020 – до 20.02.2020) для обеспечения (восстановления) конкуренции на товарном рынке оказания услуг по погребению и иных связанных с ним услуг (ритуальных услуг) в границах г. Владивостока принять меры по прекращению осуществления хозяйствующим субъектом МУПВ «Некрополь» функции (полномочий) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах г. Владивостока, то есть по прекращению выполнения предприятием властных организационно-распорядительных и контрольных полномочий, включающих прием заявок на захоронение, выдачу разрешений на захоронение, предоставление мест (участков) для захоронения, ведение учетно-регистрационной работы, определение режима работы кладбищ и порядка въезда на кладбища, контроль за соблюдением правил, установленных на территории кладбищ и др., и осуществлению указанной функции (полномочий) органом местного самоуправления (Администрацией г. Владивостока).

Не согласившись с названными решением и предписанием, 08.01.2020 Администрация обратилась в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными, одновременно заявив ходатайство об обеспечении заявления путём приостановления действия оспариваемого предписания.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 07.02.2020 по делу № А51-1213/2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020, Администрации отказано в приостановлении действия предписания в качестве обеспечительных мер по делу, в связи с чем предписание подлежало исполнению в указанный в нём срок (до 20.02.2020).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.08.2020 по делу № А51-1213/2020, оставленным в силе постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020, в удовлетворении требований Администрации о признании незаконными решения и предписания от 30.12.2019 по делу № 025/01/15-861/2019 отказано.

Письмом от 21.02.2020 № 142д (вх. Управления от 25.02.2020 №1766) Администрация уведомила антимонопольный орган об исполнении предписания в части установления режима работы, правил посещения общественных кладбищ и правил движения транспортных средств на территории общественных кладбищ в г. Владивостоке путём принятия постановления от 17.02.2020 № 592 «Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ на территории Владивостокского городского округа», опубликованное в газете «Владивосток» от 18.02.2020 №18 (6355).

Проанализировав указанный муниципальный правовой акт, Управлением были установлены признаки нарушения:

- пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении в абзаце 1 пункта 3.5 Порядка деятельности общественных кладбищ натерритории Владивостокского городского округа, утвержденного постановлением от 17.02.2020 № 592 (далее – Порядок № 592), требований для ритуальных организаций о необходимости в целях беспрепятственного проезда на территорию общественных кладбищ и движения по территории кладбищ заблаговременного (не позднее чем за 3 календарных дня) уведомления специализированной службы о каждом планируемом въезде принадлежащих им катафальных и иных транспортных средств, в том числе образующих похоронную процессию, на территорию общественных кладбищ, что ограничивает конкуренцию (создает угрозу конкуренции) на товарном рынке оказания ритуальных услуг в границах Владивостокского городского округа, так как создает необоснованное препятствование в осуществлении ритуальными организациями деятельности по предоставлению услуг по погребению и связанных с ними услуг путем установления не предусмотренного законодательством РФ о погребении и похоронном деле требования к хозяйствующим субъектам (ритуальным организациям);

- части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии пункта 3.5 Порядка № 592 в части, наделяющей специализированную службу по вопросам похоронного дела, являющуюся хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (код экономической деятельности ОКВЭД 96.03), состоящую в конкурентных отношениях с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими такую же деятельность, функцией (полномочием) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах Владивостокского городского округа, в частности административно-распорядительным полномочием по регулированию и учету въезда на общественные кладбища, а именно устанавливающего требование для ритуальных организаций в целях беспрепятственного проезда на территорию общественных кладбищ и движения по территории кладбищ необходимость заблаговременного уведомления специализированной службы о каждом планируемом въезде принадлежащих им катафальных и иных транспортных средств на территорию общественных кладбищ и ведению реестров планируемых к въезду на территорию общественных кладбищ катафальных и иных транспортных средств, принадлежащих ритуальным организациям, что ограничивает конкуренцию (создает угрозу конкуренции) на товарном рынке оказания ритуальных услуг в границах Владивостокского городского округа ввиду создания хозяйствующему субъекту, выполняющему функцию специализированной службы по вопросам похоронного дела, состоящему в конкурентных отношениях с другими ритуальными организациями (хозяйствующими субъектами, осуществляющими такую же деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг), преимущественных условий деятельности на указанном товарном рынке, в том числе ввиду того, что беспрепятственный въезд иных хозяйствующих субъектов на территорию общественных кладбищ для осуществления погребения и предоставления иных услуг поставлен в зависимость от уведомления специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В связи с этим 03.03.2020 на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Администрации было выдано предупреждение № 1510/08 со сроком исполнения до 20.03.2020 об изменении акта, содержащего признаки нарушения части 1 и части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем: 1) исключения из пункта 3.1 Порядка № 592 слов «с учетом требований пункта 3.5 настоящего Порядка»; 2) исключения абзаца 1 пункта 3.5, устанавливающего, что ритуальные организации должны заблаговременно (не позднее чем за 3 календарных дня) осуществлять письменное уведомление специализированной службы о каждом планируемом въезде принадлежащих им катафальных и иных транспортных средств на территорию общественных кладбищ; 3) исключения из абзаца 2 пункта 3.5 слов «на основании полученных уведомлений специализированная служба», «планируемых».

Письмом от 20.03.2020 № 2027д (вх. № 2133 от 23.03.2020) Администрация сообщила Управлению, что считает, что постановление № 592 принято в соответствии с действующим законодательством, положения Порядка № 592 соответствуют нормам законодательства о погребении и похоронном деле, а также нормам антимонопольного законодательства, в связи с чем основания для удовлетворения предупреждения отсутствуют.

При указанных обстоятельствах приказом от 03.04.2020 №65 УФАС по ПК на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции возбудило в отношении Администрации дело по признакам перечисленных нарушений антимонопольного законодательства № 025/01/15-426/2020 и создало Комиссию по его рассмотрению.

Определением Комиссии УФАС по ПК от 16.04.2020 дело № 025/01/15-426/2020 было назначено к рассмотрению на 12.05.2020.

Письмами от 18.05.2020 № 142д, от 10.06.2020 №142д, от 22.06.2020 №142д, направленными в дополнение к письму от 21.02.2020 №142д, Администрация сообщила о принятии постановления от 13.05.2020 № 1784 «О реорганизации муниципального унитарного предприятия города Владивостока «Некрополь» в форме преобразования в муниципальное бюджетное учреждение «Некрополь» и утверждения Устава муниципального бюджетного учреждении «Некрополь», а также о принятии постановления от 04.06.2020 № 2007 «О внесении изменений б постановление администрации города Владивостока от 17.02.2020 № 592 «Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ на территории Владивостокского городского округа», и о том, что считает предписание антимонопольного органа от 30.12.2019 исполненным.

Посчитав, что предпринятые Администрацией меры не свидетельствуют об исполнении ею предписания от 30.12.2019, Управление 09.07.2020 составило протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление от 17.07.2020 по делу об административном правонарушении № 025/04/19.5-892/2020 о признании Администрации виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, и наложении административного штрафа в размере 101000 руб.

Не согласившись с указанным административным постановлением,  Администрация г. Владивостока обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.12.2020 по делу № А51-12163/2020 постановление УФАС по Приморскому краю от 17.07.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 025/04/19.5-892/2020 признано незаконным и отменено в связи с истечением двухмесячного срока давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

В связи с привлечением администрации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания от 30 декабря 2019 года по делу № 025/01/15-861/2019 исх. № 11095/08 Определением от 20 июля 2020 года Комиссия Приморского УФАС России установила новый срок исполнения указанного предписания - до 25 августа 2020 года.О выполнении предписания необходимо было сообщить в срок до 28 августа 2020 года

Письмом от 11.08.2020 № 9570д (вх. № 6656 от 12.08.2020) администрация сообщила о выполнении предписания путем принятия постановления от 13.05.2020 № 1784 «О реорганизации муниципального унитарного предприятия г. Владивостока «Некрополь» в форме преобразования в муниципальное бюджетное учреждение «Некрополь» и утверждении Устава муниципального бюджетного учреждения», и направлением письма от 25.06.2020 № 142 д, которым МБУ предписано принять меры по недопущению ограничения конкуренции на рынке оказания услуг по погребению и иных связанных с ним услуг (ритуальных услуг), а именно деятельность других хозяйствующих субъектов не должна быть поставлена в зависимость от реализации МБУ властных организационно-распорядительных и контрольных полномочий в соответствии с его уставной деятельностью.

УФАС, посчитав, что предписание администрацией не исполнено, 15.09.2020 в отношении администрации составило протокол №025/04/19.5-1162/2020, а постановлением 23.09.2020 по делу №025/04/19.5-1162/2020 привлекло администрацию г. Владивостока к административной ответственности по ч. 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) законность оспариваемого постановления в полном объеме, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу пункта 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи.

Объектом правонарушения является установленный порядок управления в части исполнения законных требований антимонопольного органа об устранения нарушений антимонопольного законодательства.

Объективной стороной указанного правонарушения является действие (бездействие), выраженное в неисполнении в установленный срок законного предписания, выданного антимонопольным органом.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно статье 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

Частью 1 статьи 53 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.

Согласно части 2 статьи 51 Закона о защите конкуренции неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.

Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства (часть 4 статьи 51 Закона о защите конкуренции).

Срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть продлен комиссией не более чем на шесть месяцев по мотивированному ходатайству ответчика, ответчиков в случае, если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения такого предписания направляется в антимонопольный орган не позднее чем за двадцать рабочих дней до истечения срока исполнения предписания (часть 5 статьи 5Закона о защите конкуренции).

Как установлено судом из материалов дела, администрацией принято постановление от 13.05.2020 № 1784 «О реорганизации муниципального унитарного предприятия города Владивостока «Некрополь» в форме преобразования в муниципальное бюджетное учреждение «Некрополь» и утвержден Устав муниципального бюджетного учреждения «Некрополь».

Согласно пункту 3.1 Устава целью Учреждения является выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий администрации города Владивостока как органа местного самоуправления города Владивостока в сфере погребения, похоронного дела и ритуального обслуживания.

Пунктом 3.3 Устава установлено, что Учреждение для реализации уставной цели осуществляет, в том числе следующие виды деятельности: работы по эксплуатации и содержанию кладбищ города Владивостока (пункт 3.3.9); услуги по выдаче справок о захоронении (пункт 3.3.10); услуги по выдаче разрешений на захоронение (пункт 3.3.11); услуги, связанные с предоставлением мест (участков) для захоронения (пункт 3.3.12); ведение учетно-регистрационной работы захоронений (пункт 3.3.21).

Пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что решение вопроса местного значения «организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения» на территории городского округа относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа.

Как предусматривает пункт 3 статьи 17 Закона № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.

Вместе с тем, органы местного самоуправления не могут произвольно, по собственному усмотрению создавать муниципальные предприятия и учреждения. Правовой статус таких организаций должен соответствовать нормативным правовым актам, регулирующим их создание и деятельность.

Создание и деятельность бюджетного учреждения регулируются статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ).

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2 статьи 9.2.3акона № 7-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ государственные и муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Согласно пункту 4 статьи 9.2.3акона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Создание бюджетного учреждения в целях осуществления функций государственного органа или органа местного самоуправления не предусмотрено статьей 9.2.3акона № 7-ФЗ и Бюджетным кодексом РФ в их совокупном применении. Государственное или муниципальное бюджетное учреждение создаются для предоставления государственных или муниципальных услуг только в случае, если предоставление таких услуг государственным органом или органом местного самоуправления предусмотрено федеральным законом.

Отношения, связанные с организацией ритуальных услуг, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее также - Закон о погребении, Закон № 8-ФЗ).

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

Согласно пункту 2 статьи 25 и пункту 1 статьи 29 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Исходя из оценки полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию на территории городского округа мест захоронения, отнесенных Федеральным законом № 131-ФЗ к ведению городских округов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий, обеспечивающих каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления.

Ведение дел, управление делами, осуществление руководства делами на общественных кладбищах, организация работы общественных кладбищ отнесены Законом о погребении к функции (полномочиям) органа местного самоуправления.

Следовательно, выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в отношении объекта заведования - общественных кладбищ, что предполагает принятие соответствующих решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, могут только органы местного самоуправления.

Возможность передачи общественных кладбищ в ведение (заведование, управление) хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта указанными полномочиями органа местного самоуправления указанными федеральными законами не предусмотрена.

В силу толкования Закона о погребении, изложенному в постановлениях Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 № 12027/07, в Определении Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 301-КГ 17-4039 предоставление (отвод) участка земли под захоронение, выдача разрешений на захоронение, ведение учетно-регистрационной работы, регулирование въезда (допуска) на территорию общественных кладбищ, и др. относятся к административно-распорядительным полномочиям органа местного самоуправления.

Таким образом, нахождение общественных кладбищ в ведении хозяйствующего субъекта и осуществление последним организационно-распорядительной или административно-хозяйственной функции, включающей, в том числе полномочия по предоставлению (отводу) участка земли под захоронение, выдаче разрешений на захоронение и справок о захоронении, ведение учетно-регистрационной работы, регулирование въезда на территорию общественных кладбищ, эксплуатацию и содержание общественных кладбищ противоречит законодательству о похоронном деле.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Пунктом 2 стати 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении установлено, что стоимость услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела возмещается за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Из положений статей 9 и 10 указанного закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не запрещает выполнение данной деятельности (деятельности по погребению) другими хозяйствующими субъектами, определяя лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Анализ приведенных законоположений приводит к заключению о том, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном образовании специализированной службы органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона № 8-ФЗ и одновременно предоставил лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, право выбора хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги в сфере похоронного дела.

Из совокупного применения перечисленных норм следует, что специализированная служба по вопросам похоронного дела создается органами местного самоуправления исключительно в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения умерших при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, умерших, личность которых не установлена (невостребованных и безродных), и оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размерах социального пособия на погребение с последующим возмещением специализированной службе расходов из бюджета по каждому факту захоронения.

Вместе с тем, специализированная служба может быть наделена правом на оказание услуг по погребению и связанных с ним услуг (на оказание ритуальных услуг) на возмездной основе (за плату).

Федеральный закон № 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы по вопросам похоронного дела, такое понятие содержится в пункте 2.1.3 ГОСТа 32609-2014, который определяет специализированную службу по вопросам похоронного дела как хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших".

Согласно статье 3 Закона Приморского края от 23.12.2005 № 332-КЗ (ред. от 03.08.2018) "О погребении и похоронном деле в Приморском крае" погребение - обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Похоронное дело - деятельность по оказанию ритуальных, обрядовых, производственных, юридических и иных сопутствующих услуг, связанных с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения, а также организацией и проведением похорон. Ритуальные услуги - предоставление населению определенного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе или за плату. К ритуальным услугам относятся: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) захоронение и перезахоронение;3) кремация тела; 4) транспортировка тел (останков) умерших (погибших); 5) изготовление и опайка цинковых гробов; 6) предоставление гробов (кроме цинковых), а также урн для захоронения праха умершего;7) санитарная и косметическая обработка тел; 8) облачение тел; 9) бальзамирование; 10) изготовление и установка надмогильных сооружений; 11) изготовление надписей на памятниках и фотокерамических изделий; 12) производство и предоставление различных предметов ритуала; 13) уход за местами погребения и отдельными захоронениями; 14) иные виды услуг, необходимых для погребения.

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет товар как объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Следовательно, услуги по погребению, в том числе оказываемые в пределах гарантированного перечня, обладают свойствами товара, относятся к конкурентному виду услуг, деятельность специализированных служб по вопросам похоронного дела по погребению всегда является экономической деятельностью, код ОКВЭД 96.03.

Таким образом, специализированная служба по вопросам похоронного дела, создаваемая органом местного самоуправления, является хозяйствующим субъектом, в полномочия которого входит исключительно погребение умерших - совершение обрядовых действий по захоронению тела останков человека после его смерти, предоставление в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении услуг по погребению, в состав которых входит оформление документов, необходимых для погребения (справки о смерти, свидетельства о смерти); предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом), из чего следует, что специализированная служба по вопросам похоронного дела является таким же участником товарного рынка, как и другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по погребению (код ОКВЭД 96.03.), состоит с ними в конкурентных отношениях.

Осуществление организационно-распорядительной или административно-хозяйственной функции, включающей полномочия по предоставлению (отводу) бесплатного участка земли под захоронение, выдаче разрешений на захоронение и справок о захоронении, ведение учетно-регистрационной работы, регулирование въезда (допуска) на территорию общественных кладбищ, контроль за соблюдением порядка на общественных кладбищах, содержание общественных кладбищ не относится к услугам по погребению (к ритуальным услугам).

Передача общественных кладбищ в ведение специализированной службы и наделение специализированной службы полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а именно организационно - распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, включающими полномочия по предоставлению (отводу) участка земли под захоронение, выдачу разрешений на захоронение и справок о захоронении, ведение учетно-регистрационной работы, регулирование въезда (допуска) на территорию общественных кладбищ, контроль за соблюдением порядка на общественных кладбищах, содержание общественных кладбищ, то есть наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела функцией (полномочиями) органа местного самоуправления, являющейся хозяйствующим субъектом, правом хозяйничать на общественных кладбищах не предусмотрена Законом о погребении, следовательно, является незаконной.

Уставом установлено, что МБУ «Некрополь» осуществляет захоронение тела (останков) умершего (п.3.3.1); осуществление погребения умершего при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо иных законных представителей умершего или при невозможности осуществить ими погребения, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение (п.3.3.3); осуществление погребения   умерших, личность которых не установлена (п. 3.3.4); оказание услуг по погребению и кремации (п.3.3.5); захоронение урны с прахом умершего (п. 3.3.6); оказание услуг на безвозмездной основе услуг по погребению согласно гарантированному перечню (п. 3.3.7); производство, приобретение и реализация изделий и предметов похоронно-ритуального назначения (п.3.3.14.); проведение похоронного ритуала в зале крематория (п. 3.3.16); рытье могилы вручную (п. 3.3.17); услуги рабочих по обслуживанию похорон (п, 3.3.18): захоронение умерших в семейных (родовых) могилах (п.3.3.19); изготовление и установка надмогильных сооружений (п. 3.3.20); предоставление специализированного автотранспорта для перевозки гроба с телом и участников процесса погребения на кладбищах, а также предоставление транспортных услуг для обеспечения ритуальных обрядов (п.3.3.23); заключение договоров, связанных с похоронной деятельностью (п.п. 3.3.28, 3.3.29).

Согласно пункту 4.1 Устава МБУ «Некрополь» взаимодействует с организациями всех организационно-правовых форм и гражданами на основе договоров, контрактов, соглашений.

МБУ «Некрополь» вправе сверх установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам деятельности, предусмотренные настоящим Уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (п.4.2 Устава).

Одним из источников финансовых ресурсов МБУ согласно пункту 7.1 Устава являются средства от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности.

Порядок определения платы для физических и юридических лиц за работы, относящиеся к основным видам деятельности Учреждения, оказываемые сверх муниципального задания, устанавливает учредитель (п. 8 Устава).

Из перечисленных положений Устава следует, что МБУ «Некрополь» наделено функцией специализированной службы по вопросам похоронного дела и правом оказания услуг по погребению (ритуальных услуг) за плату, следовательно, является хозяйствующим субъектом, участником товарного рынка оказания услуг по погребению и иных связанных с ним услуг (ритуальных услуг) в границах г. Владивостока.

Исходя из совокупности статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ, положений Бюджетного кодекса РФ и Закона о погребении, МБУ «Некрополь» не может наделяться  административно-распорядительными полномочиями органа местного самоуправления, включающими отвод (предоставление) участков для захоронения, выдачу разрешений на захоронение и справок о захоронении, ведение учетно-регистрационной работы, эксплуатацию и содержание общественных кладбищ.

Между тем, при реорганизации МУП «Некрополь» путем преобразования за МБУ «Некрополь» пунктами 3.3.9-3.3.12, 3.3.21 Устава сохранены указанные полномочия, которые фактически осуществляло предприятие.

Пункт 3.5 Порядка деятельности общественных кладбищ на территории Владивостокского городского округа в новой редакции постановление от 04.06.2020 № 2007 «О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 17.02.2020 № 592 устанавливает въезд и передвижение транспортных средств на территории общественных кладбищ после прохождения процедуры учета транспортных средств, осуществляемой смотрителями общественных кладбищ, посредством внесения в реестр учета въезда катафальных и иных транспортных средств на бумажном носителе сведений о дате и времени въезда, наименовании ритуальной организации (при наличии), о марке, модели и государственном регистрационном номере транспортного средства, а также причине (основании) въезда.

Пункт 3.5 Порядка, утвержденного постановлением от 17.02.2020 № 592 в новом редакции, в совокупном применении с пунктом 3.3.21 Устава свидетельствует о том, что учет и ведение реестра въезда катафальных и иных транспортных средств осуществляется смотрителями кладбищ, которые являются работниками МБУ «Некрополь».

Таким образом, принятие администрацией постановления от 17.02.2020 № 592 «Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ на территории Владивостокского городского округа» и постановления от 04.06.2020 № 2007 «О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 17.02.2020 № 592», устанавливающего пунктом 3.5 уведомительный характер въезда и передвижения транспортных средств на территории общественных кладбищ не свидетельствуют о выполнении предписания, равно как и принятые администрацией указанные меры по реорганизации МУП «Некрополь» в МБУ «Некрополь» не привели к прекращению осуществления хозяйствующим субъектом функций (полномочий) органа местного самоуправления.

Как установлено судом, после  вынесения  постановления  по  делу  №  025/04/19.5-892/2020  об административном управление в соответствии с частью 7 статьи 51 Закона о защите конкуренции определением от 20 июля 2020 года по делу № 025/01/15-861/2019   установило    новый   срок исполнения    предписания от 30.12.2019 по делу № 025/01/15-861/2019 - до 25 августа 2020 года, при этом о выполнении предписания необходимо было сообщить в срок до 28 августа 2020 года.

Однако, администрация не выполнила предписание в установленный   определением от 20 июля 2020 года по делу № 025/01/15-861/2019 новый срок.  

МУПВ «Некрополь», находясь в стадии реорганизации, продолжала вести дела на общественных кладбищах г. Владивостока, что косвенно подтверждает письмо администрации от 25.06.2020 № 142д, которым МБУ предписано принять меры по недопущению ограничения конкуренции на рынке оказания услуг по погребению и иных связанных с ним услуг (ритуальных услуг), а именно: деятельность других хозяйствующих субъектов не должна быть поставлена в зависимость от реализации МБУ властных организационно-распорядительных и контрольных полномочий в соответствии с его уставной деятельностью.

Не предусмотрено прекращение осуществления хозяйствующим субъектом, имеющим статус специализированной службы, функции по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах и после завершения реорганизации МУПВ «Некрополь» в МБУ «Некрополь».

В рассматриваемом случае реорганизация МУПВ «Некрополь» в МБУ «Некрополь» не свидетельствует о прекращении предприятием нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку в Уставе за МБУ «Некрополь», являющимся хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по оказанию услуг по погребению и связанных с ним услуг, то есть таким же участником товарного рынка как и другие хозяйствующие субъекты, администрация закрепила те же административно-распорядительные полномочия органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах г. Владивостока. То есть указанная реорганизация не изменила положение дел на товарном рынке оказания ритуальных услуг в границах г, Владивостока.

Наделение хозяйствующего субъекта, в частности, бюджетного учреждения, исполнительно-распорядительными, контролирующими функциями в сферах, отнесенных действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления, противоречит части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Передача хозяйствующему субъекту функций органа местного самоуправления контрольно-распорядительного характера сопряжена с созданием преимущественных условий для деятельности соответствующего хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на том же товарном рынке.

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения в силу статьи 9.2 Федерального закона  «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ в совокупном применении с положениями статей 6, 69.1, 69.2, 174.2 БК РФ, ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (Закон № 210-ФЗ) создаются для предоставления государственных или муниципальных услуг, предоставление которых федеральным законом отнесено к полномочиям органом власти.

Администрация, реорганизуя МУПВ в МБУ, и закрепляя за ним указанные административно-распорядительные полномочия органа местного самоуправления, не учла различия между исполнением функций (полномочий) органов власти, под которыми понимаются те виды управленческих полномочий (в частности, исполнительно-распорядительных, контролирующих), которые отнесены исключительно к компетенции органа власти, и действиями по реализации функций (полномочий) органа власти (например, выполнение работ, оказание услуг), которые могут осуществляться органом власти через подведомственные организации.

Закрепление администрацией в Уставе выполнение хозяйствующим субъектом МБУ административно-распорядительных функций (полномочий) органа местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг на общественных кладбищах Владивостокского городского округа (по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах) имеет признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, следовательно, не свидетельствует о выполнении предписания.

Указанные обстоятельства и явились поводом к возбуждению дела - № 025/04/19.5-1162/2020 об административном правонарушении и вынесению 23.09.2020 по данному делу постановления о наложении на администрацию административного штрафа в размере 250 000 рублей, учитывая продолжение администрацией противоправного поведения.

Материалами дела подтверждается, что администрация предписание от 30.12.2019 по делу № 025/02/15-863/2019 не выполнила, противоправное поведение не прекратила, в связи с чем Приморское УФАС России в целях понуждения прекратить действие, содержащее признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выдало администрации предупреждение от 25.09.2020 № 8453/08 о необходимости исключения из Устава пунктов 3.3.9-3.3.12, 3.3.21, закрепляющих за МБУ «Некрополь» административно-распорядительные полномочия органа местного самоуправления по ведению дел (управлению) делами на общественных кладбищах г. Владивостока.

В свою очередь, администрация предупреждение не выполнила, в связи с чем Приморским УФАС России на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции было возбуждено дело № 025/01/15-1309/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого 15.12.2020 принято решение о признании факта нарушения администрацией части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции и выдано предписание о необходимости исключения из Устава пунктов 3.3,9-3.3.12,3.3.21, закрепляющих за МБУ «Некрополь» административно-распорядительные полномочия органа местного самоуправления по ведению дел (управлению) делами на общественных кладбищах г. Владивостока.

Администрация исключила из Устава учреждения антиконкурентные положения только во исполнение предписания по делу №025/01/15-1309/2020 постановлением от 24.12.2020 № 5482.

В связи с чем, антимонопольный орган пришел к правомерному выводу о том, что администрацией повторно не было выполнено предписание в новый срок, установленный определением УФАС по Приморскому краю от 20 июля 2020 года по делу № 025/01/15-861/2020, что свидетельствует о наличии объективной стороны правонарушения.

Факт наличия в действиях (бездействии) администрации состава вмененного административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.

Администрацией не представлены доказательства принятия всех зависящих от нее мер для исполнения обязанности по исполнению предписания, отсутствия реальной возможности и наличия чрезвычайных обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий для исполнения обязательств, предусмотренных антимонопольным законодательством.

В силу статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено.

В соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ продолжение противоправного поведения и повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения признаются обстоятельствами, отягчающим административную ответственность.

Защита конкуренции является конституционной функцией государства, поддержка и развитие конкуренции - один из главных приоритетов государственной политики в сфере экономики.

Указом Президента РФ от 21.12.2017 №618 утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы и определены основные направления государственной политики по развитию конкуренции.

Указом Президента РФ № 618 постановлено, что в целях укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности считать активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

В целях обеспечения надлежащей конкурентной среды, экономических интересов государства законодателем установлены запреты, направленные на  недопущение со стороны органов власти (государственных органов, органов местного самоуправления) совершения действий (бездействия), принятие актов (решений), которые приводят к ограничению конкуренции или создают угрозу конкуренции (возможность наступления последствий в виде ограничения конкуренции).       

          В связи с этим противоправное поведение органа местного самоуправления, недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством, представляет существенную угрозу экономическим интересам государства, субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющим деятельность на товарном рынке оказания ритуальных услуг Владивостокского городского округа.    

Из пункта 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ определено, что продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Определяя размер административного штрафа в 250 тысяч рублей при вынесении 23.09.2020 в отношении администрации г, Владивостока постановления по делу № 025/04/19.5-1162/2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ, санкция которого предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей,  управление правомерно учло длительность  противоправного поведения.

Несмотря на требование Приморского УФАС России, выраженного в Определении от 20 июля 2020 года по делу №025/01/15-861/2019, администрация не приняла надлежащих мер в срок до 25 августа 2020 года по прекращению выполнения МУПВ «Некрополь» административно-распорядительных полномочий  в  отношении  объекта  заведования —  общественных  кладбищ г. Владивостока.

Администрация, реорганизовав МУПВ «Некрополь» в МБУ «Некрополь», указанные управленческие полномочия закрепила в Уставе учреждения.

Администрация исключила из Устава МБУ «Некрополь» положения, наделяющие учреждение управленческими полномочиями в отношении общественных кладбищ Владивостока, постановлением от 24.12.2020 №5482  только  во исполнение предписания Приморского УФАС России от 15.12.2020 по делу № 025/01/15-1309/2020.

При этом указанные изменения согласно листу записи ЕГРЮЛ были зарегистрированы только 05.02.2021.

Доводы заявителя со ссылками на распоряжения администрации г.Владивостока от 03.02.2021 №225-рл, от 05.02.2021 №108-р об исполнении предписания, судом отклоняются, поскольку данные распоряжения   приняты уже после истечения срока (до 25.08.2020), установленного для исполнения предписания.

На основании изложенного, принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, применение административным органом размера санкции, предусмотренной частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, привлечение заявителя к административной ответственности является правомерным. Постановление вынесено в пределах общего двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.

Согласно  части 3  статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При указанных обстоятельствах оспариваемое постановление является законным, а требование заявителя – удовлетворению не подлежит.

Что касается требования заявителя о прекращении производства по делу об административном правонарушении, то суд приходит к следующему.

Возможность отмены постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении предусмотрена пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ. Вместе с тем, статья 211 АПК РФ подобной возможности не предусматривает.

В силу статей 207 и 211 АПК РФ арбитражный суд в результате рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности принимает решение о признании его незаконным и отмене полностью или в части, изменении решения либо об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Согласно статье 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в случаях, предусмотренных данной статьей.

 С учетом изложенного, производство по делу об административном правонарушении может быть прекращено соответствующим административным органом, а в компетенцию арбитражного суда, рассматривающего дело об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, разрешение данного вопроса не входит.

При этом пунктом 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что судам при рассмотрении дел, отнесенных КоАП РФ к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 АПК РФ и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.

По изложенному, производство по делу в части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

В силу части 4 статьи  208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь п.1 ч.1 статьи 150, статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

В удовлетворении требования Администрации города Владивостока   о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 23.09.2020 о наложении штрафа по делу №025/04/19.5-1162/2020 об административном правонарушении  отказать.   

Производство по делу в части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

          Судья                                                                   Андросова Е.И.