АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-16399/2018
22 января 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 22 января 2019 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Баланец А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ИНН <***>; <***>, ОГРНИП <***>; <***>, дата государственной регистрации 12.04.2018)
к Администрации Дальнереченского муниципального района Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Управление Росреестра по Приморскому краю, Общество с ограниченной ответственностью «Итер», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Общество с ограниченной ответственностью «Орел», Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)
об оспаривании ответа от 04.07.2018 № 1917/05 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного <...>, ориентировочной площадью 857182 кв.м, в границах, заданных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории; обязании совершить предварительное согласование о предоставлении в аренду указанного земельного участка и произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 25:02:010708:1 для предоставления в аренду в границах, заданных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане,
при участии в судебном заседании: от заявителя – ФИО2 (доверенность от 22.10.2018 № 130); от ООО «ИТЕР» – ФИО3 (доверенность от 30.10.2018);
ответчик, Управление Росреестра по Приморскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, ООО «Орел», Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), извещенные надлежащим образом о месте и времени проведения судебного разбирательства, явку для участия в нем своих представителей не обеспечили,
установил: индивидуальный предприниматель ФИО1 - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства обратилась в арбитражный суд с указанными требованиями (с учетом принятого судом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ) к Администрации Дальнереченского муниципального района Приморского края.
Через канцелярию суда в материалы дела до начала судебного заседания поступило ходатайство ответчика о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также заявлено о его несогласии с заявленными требованиями.
В силу статьи 123, частей 3, 5 статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие не явившихся в него лиц.
В ходе рассмотрения дела заявитель требование, с учетом принятого судом уточнения, поддержал, на его удовлетворении настаивал. Изложил позицию согласно заявлению и письменным возражениям на отзыв ответчика. Заявитель полагает, что у Администрации не имелось законных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого предпринимателем в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов земельного участка ориентировочной площадью 857182 кв.м. Считает, что для рассмотрения вопроса о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого им земельного участка были предоставлены все необходимые для этого документы и сведения.
По мнению заявителя, вне зависимости от установленного факта наложения границ испрашиваемого земельного участка на границы иных земельных участков, Администрации надлежало предложить иные варианты размещения испрашиваемого предпринимателем земельного участка, поскольку в поданном муниципальному органу заявлении содержится соответствующее согласие заявителя на указанное действие в случае несоответствия или невозможности утверждения схемы расположения земельного участка в заданных границах.
Ответчик согласно представленному в материалы дела письменному отзыву с заявленным требованием не согласился. Считает изложенный в письме от 04.07.2018 № 1917/05 отказ правомерным. Полагает, что правовые основания для согласования предложенной заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории у Администрации отсутствовали ввиду частичного совпадения границ испрашиваемого заявителем земельного участка с границами земельных участков, являющихся объектами прав ООО «ИТЕР» и ООО «Орёл».
Ответчик полагает, что для подготовки схемы заявитель использовал Публичную кадастровую карту, размешенную на сайте Росреестра, которая не может считаться официальным источником информации, поскольку не гарантирует достоверность, точность указанных в ней сведений. Ответчик пояснил, что об имеющихся наложениях границ земельных участков истец был уведомлен посредством направления письма с приложением схемы наложения границ посредством электронной почта на адрес электронной почты, указанный в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Однако, ответчик полагает, что не должен был предлагать заявителю иной вариант расположения земельного участка, т.к. такое действие, по его мнению, даже при наличии соответствующего согласия обратившегося с соответствующим заявлением лица, является правом органа местного самоуправления, а не обязанностью в силу закона.
ООО «ИТЕР» в ходе рассмотрения дела поддержал позицию ответчика. Также считает, что Администрации отсутствовали законные основания для утверждения предложенной предпринимателем схемы расположения испрашиваемого земельного участка и предварительного согласования предоставления его в аренду заявителю. Полагает, что оспариваемое решение Администрации направлено на исключение наложения границ испрашиваемого предпринимателем земельного участка на уже сформированные земельные участки смежных землепользователей.
Управление Росреестра по Приморскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, ООО «Орел», Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) своего отношения к заявленному требованию не выразили.
При рассмотрении дела суд установил, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.10.2018 № 25/009/002/2018-495 и кадастровой выписке о земельном участке от 02.07.2018 № 25/ИСХ/18-319848 земельный участок с кадастровым номером 25:02:010708:1 общей площадью 198011334 +/- 38936 кв.м сформирован из земель сельскохозяйственного назначения, поставлен на кадастровый учет 21.10.1992 и ему присвоен кадастровый номер 25:02:010708:1.
Местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 0,4 км от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Дальнереченск. п. Филино, дом офицерского состава, д. 119. Участок имеет вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
Данный земельный участок принадлежит муниципальному образованию Дальнереченский муниципальный район Приморского края на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана 11.04.2014 запись регистрации права № 25-25-15 003'2014-075.
Согласно кадастровой выписке земельный участок с кадастровым номером 25:02:010708:1 состоит из 9 частей с соответствующими учетными номерами 25:02:010708:1/1, 25:02:010708:1/2, 25:02:010708:1/3, 25:02:010708:4, 25:02:010708:1/5, 25:02:010708:1/6, 25:02:010708:1/7, 25:02:010708:1/8, 25:02:010708:1/9 (далее - части участка №1, №2, №3, № 4, № 5. № 6, № 7, № 8, № 9) и обособленной площадью, стоящих на государственном кадастровом учете, имеющих собственные границы относительно координат своих поворотных точек.
Также из земельного участка сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 25:02:010708:31, 25:02:010708:32, 25:02:010708:33, 25:02:010708:34, 25:02:010708:35, 25:02:010708:36.
Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 25:02:010708:31, 25:02:010708:32, 25:02:010708:33 носят временный характер.
С 02.11.2016 на земельный участок на основании Распоряжения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта от 09.08.2016 № 1615-р наложено ограничение (обременение) в связи с изъятием для нужд Российской Федерации, о чем в ЕГРП сделана 02.11.2016 запись регистрации № 25-25/009/004/2016-137/1.
Как установлено судом, постановлением Администрации Дальнереченского муниципального района от 16.01.2015 № 4а-па предоставлено ООО «Новая Искра» в аренду сроком на 49 лет часть земельного участка с учетным № 2 общей площадью 7 145 000 кв.м. для сельскохозяйственного использования.
Между Администрацией и ООО «Новая Искра» заключен договор от 16.01.2015 № 2 аренды земли на срок 16.1.2015 по 15.01.2064.
17.11.2018 между ООО «Новая Искра» и ООО «Орёл» заключено соглашение о передаче прав и обязанностей последнему по договору аренды земли от 16.01.2015 № 2.
Указанные сделки зарегистрированы Управлением Росреестра по Приморскому краю в установленном порядке.
Постановлением Администрации Дальнереченского муниципального района от 30.11.2016 № 670-па утверждена схема расположения на кадастровой территории частей земельного участка с кадастровым номером 25:02:010708:1, образованных из части земельного участка № 2 путем раздела на:
- часть земельного участка № 5 площадью 251539 кв.м. с установленным местоположением относительно ориентира, расположенного за переделами земельного участка. Ориентир жилой дом с почтовым адресом: Приморский край, г. Дальнереченск, п. Филино, ДОС, д. 119. Участок находится примерно в 1630 метрах от ориентира по направлению на восток;
- часть земельного участка № 6 площадью 6893461 кв.м. с установленным местоположением относительно ориентира, расположенного за переделами земельного участка. Ориентир жилой дом с почтовым адресом: Приморский край, г. Дальнереченск, п. Филино, ДОС, д. 119. Участок находится примерно в 810 метрах от ориентира по направлению на восток.
В связи с этим в договор аренды земли от 16.01.2015 № 2 были внесены соответствующие изменения подписанным его сторонами дополнительным соглашением от 03.02.2017.
05.05.2017 между ООО «Орёл» и ООО «Итер» заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 16.01.2015 № 2, по которому, с учетом заключенного 03.02.2017 дополнительного соглашения, ООО «Итер» переданы все права и обязанности арендатора на части земельного участка № 5 и № 6.
Указанные сделки зарегистрированы Управлением Росреестра по Приморскому краю, о переходе к ООО «ИНТЕР» права аренды по договору от 16.01.2015 № 2 и о наличии обременения права на части № 5 и № 6 земельного участка с кадастровым номером 25:02:010708:1 с 18.05.2017 по 15.01.2064 в ЕГРН произведена запись государственной регистрации от 18.05.2017 № 25:02:010708:1-25/009/2017-9.
28.06.2018 года Индивидуальный предприниматель — глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обратилась в администрацию Дальнереченского муниципального района Приморского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду сроком на 49 лет, без проведения торгов, расположенного по адресу: <...>, ориентировочной площадью 857182 кв.м, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения сельскохозяйственного производства.
Письмом от 04.07.2018 № 1917/05 Администрация Дальнереченского муниципального района Приморского края отказала ФИО1 в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого ею земельного участка ввиду его наложения на ранее учтенный земельный участок, предоставленный в аренду.
Предприниматель ФИО1 не согласилась с данным отказом, посчитав, что таковой не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы в сфере осуществляемой ею предпринимательской деятельности, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав по правилам Главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав изложенное в письме Администрации от 04.07.2018 № 1917/05 основание для отказа в предварительном согласовании предоставления предпринимателю в аренду испрашиваемого им участка, суд не находит правовых оснований для признания оспариваемого отказа незаконным в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.
По общему, закрепленному в статье 39.6 ЗК РФ, правилу земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется заинтересованному лицу в аренду на основании договора, заключаемого на торгах, проводимых в форме аукциона. Без проведения торгов договоры аренды указанных земельных участков заключаются в случаях, перечисленных в пункте 2 данной статьи Кодекса. К таким случаям в числе прочих подпунктом 12 указанной нормы отнесено предоставление земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ) в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 1 статьи 10 названного Закона установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 9 Закона № 101-ФЗ определено, что договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов включает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрен перечень прилагаемых к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка документов, в числе которых поименованы, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в силу положений статьи 39.14 ЗК РФ является предварительным этапом для последующего формирования земельного участка, индивидуализации его как объекта права и решения вопроса о его правовой судьбе, в том числе с последующим принятием уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в аренду и заключением соответствующего договора (подпункты 1, 3, 7 пункта 1 данной статьи).
В силу положений пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, является одним из этапов образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
В соответствии со статьей 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории, и ее подготовка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункты 1 и 4).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, к которым отнесено, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3).
Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ установлен запрет на образование земельных участков, если это приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушает требования, установленные Кодексом, другими федеральными законами.
Законом Приморского края от 03.06.2015 № 638-КЗ «О реализации отдельных полномочий органами исполнительной власти Приморского края, органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности» в статье 3 определено, что Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, а также при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 1, 2, 4, 6 - 10 статьи 2 данного Закона.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Кодекса.
Аналогичные основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрены в пункте 2.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка на территории Дальнереченского муниципального района», утвержденного постановлением администрации Дальнереченского муниципального района от 06.12.2016 № 679-па (далее - Административный регламент № 679-па).
Как усматривается из материалов дела, предприниматель обратилась в Администрацию Дальнереченского муниципального района Приморского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах находящегося в муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером 25:02/010708:1 из земель сельскохозяйственного назначения на праве аренды без проведения торгов в порядке, на основании предусмотренного подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ исключения.
Предварительное согласование уполномоченным органом исполнительной власти предоставления земельного участка, в том числе из земель муниципальной собственности, является одним из этапов, предшествующих заключению договора, в том числе аренды земельного участка.
В силу приведенных норм права, с учетом предусмотренных в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ основания для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является необходимой стадией, предваряющей принятие названного решения.
Таким образом, отсутствие правовых оснований для утверждения схемы расположения испрашиваемого заинтересованным лицом земельного участка на кадастровой территории исключает принципиальную возможность принятия предусмотренного статье 39.15 ЗК РФ решения о предварительном согласовании уполномоченным органом исполнительной власти предоставления земельного участка.
Выявление наличие оснований либо отсутствие оснований для принятия указанного решения возможно в силу пункта 7 статьи 39.185 ЗК РФ на этапе проверки поступившего от заинтересованного лица заявления и необходимого пакета документов.
Как следует из материалов дела схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 857182 кв.м на территории кадастрового квартала 25:02:010708, приложенную к поданному в Администрацию 28.06.2018 заявлению о предварительном согласовании предоставления в аренду данного земельного участка, предприниматель ФИО1 подготовила самостоятельно.
Фактические обстоятельства рассматриваемого спора основаны на установлении Администрацией в ходе проведения проверки предоставленных предпринимателем заявления и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровой территории факта наложения границ испрашиваемого заявительницей земельного участка на границы частей земельного участка с кадастровым номером 25:02/010708:1 № 5 и № 6, переданных ООО «ИНТЕР» в аренду после передачи ему прав и обязанностей арендатора по договору аренды земли от 16.01.2015 № 2 на основании заключенного с ООО «Орёл» соглашения о передаче прав и обязанностей по договору от 05.05.2017.
Данное обстоятельство подтверждено представленной в материалы дела схемой наложения границ испрашиваемого земельного участка по заявлению ФИО1 на части земельного участка с кадастровым номером 25:02/010708:1.
В то же время следуя пояснениям Администрации, схеме образуемых частей ЗУ 25:02/010708:1 № 5 и № 6 из части участка № 2 в Приложении к ее постановлению от 30.11.2016 № 670-па, и схемах частей земельных участков в кадастровой выписке от 02.07.2018 № 25/ИСХ/18-319848 границы образуемой части земельного участка № 5, являющегося предметом договора аренды земли от 16.01.2015 № 2 и расположенного в границах части участка № 6, соответствуют границам поставленной на кадастровый учет части земельного участка с учетным № 7.
Согласно схеме наложения границ испрашиваемого земельного участка по заявлению ФИО1 на части земельного участка с кадастровым номером 25:02/010708:1 такое наложение усматривается в большей части испрашиваемого заявительницей земельного участка.
При этом наложение границ спорного земельного участка на часть участка с учетным № 7 (№ 5) произведено практически на всей территории указанной части ЗУ 25:02/010708:1.
Данное обстоятельство предприниматель не оспаривает, пояснив, что поданная в Администрацию схема подготовлена ею, исходя из данных Публичной кадастровой карты.
Суд в данном случае учитывает, что сайт maps.rosreestr.ru, на котором расположена Публичная кадастровая карта, имеет соответствующее Пользовательское соглашение, которое регулирует порядок, условия и правила использования информации, содержащейся в Публичной кадастровой карте.
При этом согласно пункту 1 части 4 Пользовательского соглашения любая информация, размещенная на Публичной кадастровой карте, включая картографические материалы, переназначена исключительно для некоммерческого использования.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1, 3 части 5 Пользовательского соглашения публичная кадастровая карта не гарантирует достоверность, точность, полноту и своевременность данных, а также степень соответствия данных запросам пользователя.
При таких обстоятельствах суд исходит из того, что публичная кадастровая карта не является официальным источником информации и не может быть принята во внимание при установлении обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела, поскольку соответствующий информационный ресурс не гарантирует достоверность и точность данных, содержащихся в нем
Вместе с тем заявитель полагает, что выявив наложение границ испрашиваемого ею земельного участка на границы иных участков, Администрации надлежало предложить предпринимателю иные варианты размещения участка в пределах соответствующей кадастровой территории.
Свои доводы предприниматель основывает на том, что в заявлении, поданном в Администрацию, она дала свое согласие на утверждение иного варианта схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в случае несоответствия или невозможности утверждения схемы расположения земельного участка в заданных границах.
Действительно, пунктом 3 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей.
В то же время заявитель обратился за утверждением схемы расположения земельного участка, подготовку которой обеспечил самостоятельно в порядке пункта 4 статьи 11.10 ЗК РФ.
Поскольку заявитель выбрал указанный порядок реализации права на земельный участок, в представленный схеме расположения земельного участка необходимо было указать границы земельного участка, который относится к земельному фонду и находиться в границах соответствующего кадастрового квартала.
Соответственно, заявитель должен был позаботиться о наличии в такой схеме достоверных данных о местоположении земельного участка, соблюдении интересов смежных землепользователей при планировании земельного участка на местности и о соблюдении установленного пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ запрета. Напротив, у Администрации отсутствовала обязанность разработать иную схему расположения земельного участка, равно как и откорректировать представленную заявителем.
Доводы заявителя относительно отсутствия у него возможности подготовить схему расположения испрашиваемого им земельного участка на кадастровом плане территории с учетом актуальных сведений о земельном участке с кадастровым номером 25:02:010708:1, со ссылкой на отказ Администрации в предоставлении сведения из информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, суд отклоняет, учитывая, что пунктом 11 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено обеспечение органом регистрации прав возможности подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» любым заинтересованным лицом за плату.
Приказом Министерством Экономического Развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».
Указанным Приказом утверждены требования к формату схемы расположения земельного участка, которые детально приведены в Приложениях № 1 и № 2 к приказу.
В соответствии с пунктом 4 названного Приказа схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 5 рассматриваемого Приказа подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт) или с использованием иных технологических и программных средств.
В случае если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления такому гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Содержание схемы расположения земельного участка в форме электронного документа должно соответствовать содержанию схемы расположения земельного участка в форме документа на бумажном носителе.
Согласно пункту 6 рассматриваемого Приказа в схеме расположения земельного участка приводятся, в том числе:
условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения.
Приложенная предпринимателем к поданному в Администрацию заявлению схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не содержит сведений о том, что при ее подготовке учитывались требования пункта 4 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, а также материалы и сведения государственного кадастра недвижимости, что указывает на нарушение требований перечисленных норм названного Приказа, и, следовательно, на наличие самостоятельного основания для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предусмотренного подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Доказательств обращения в Управление Росреестра Приморского края, а также в Администрацию Дальнереческого муниципального района для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории заявитель в материалы дела не представил.
Действительно пунктом 3.4.2 Административного регламента № 679-па содержится положение о том, что при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, ответственный исполнитель вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации суд учитывает, что территориальное наложение границ испрашиваемого предпринимателем земельного участка на сформированные и поставленные на кадастровый учет земельные участки, являющиеся объектами прав арендатора на основании заключенного с администрацией договора аренды земли от 16.01.2015 № 2, являлось значительным и объективно не позволяло рассмотреть варианты размещения участка в предложенных заявителем границах и местоположением с незначительным отклонением в параметрах, изначально заданных предпринимателем, в том числе по площади участка.
Подготовленная самостоятельно заявителем и представленная им в Администрацию схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основе Публичной кадастровой карты изначально не отвечала требованиям Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762. Соответственно, обратившись в Администрацию с такой схемой расположения земельного участка, по существу, заявитель предложила органу местного самоуправления самостоятельно составить им схему в соответствии с интересами предпринимателя, минуя предусмотренную пунктом 11 статьи 11.10 ЗК РФ возможность. В то время как объективных препятствий для обращения в Росреестр за получением необходимой для подготовки схемы расположения земельного участка информации у заявителя не имелось.
В данном случае предприниматель просит сформировать конкретный земельный участок, с определенными ею площадью, границами и местоположением, не предлагая иные варианты его размещения с учетом предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований.
С учетом анализа приведенных норм закона во взаимной связи с положениями пункта 3.4.2 Административного регламента № 679-па. суд приходит к выводу о том, что наличие в письменной форме согласия обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка лица на утверждение иного варианта схемы расположения формируемого земельного участка схемы не порождает обязанности уполномоченного лица органа исполнительной власти на подготовку такого варианта, тем более в отсутствие подготовленной в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 схемы с предложением заинтересованного в образовании земельного участка о его местоположении и границах.
Установленные в ходе рассмотрения спора обстоятельства наложения границ образуемого предпринимателем земельного участка на формированные земельные участки, являющиеся объектами прав, и несоответствие данной схемы ее форме, формату и требованиям к ее подготовке, установленным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, указывают на наличие предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Таким образом, в силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ правовых оснований для принятия решения о предварительном согласовании земельного участка у ответчика не имелось.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о соответствии изложенного в письме Администрации от 04.07.2018 № 1917/05 отказа положениям подпунктов 1 и 2 пункта 16 статьи 11.1, подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ, Приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 и пункту 2.1 Административного регламента № 679-па.
Оспариваемый отказ Администрации не мог нарушить права и законные интересы предпринимателя, учитывая, что подготовка схемы расположения земельного участка поставлена в зависимость от реализации заявителем процедур, предусмотренных законом, которые в данном случае соблюдены им не были, что вместе с тем не лишает его права в последующем обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, приложив к нему схему, составленную с соблюдением установленных правил
Таким образом, на основании части 3 статьи 201 АПК РФ суд отказывает заявителю в удовлетворении его требования.
В силу статьи 101 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная по платежному поручению от 13.08.2018 № 13 государственная пошлина в размере 300 руб. подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 104, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Отказать в признании незаконным ответа Администрации Дальнереченского муниципального района Приморского края от 04.07.2018 № 1917/05 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, проверенного на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, - и в обязании ответчика совершить действия.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета 300 руб. (Триста рублей) государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 13.08.2018 № 13.
Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Нестеренко Л.П.