ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-17561/11 от 22.11.2011 АС Приморского края

$!90A3BB-abaaae!

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-17561/2011

22 ноября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 22 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карпачевым М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Землемер-плюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании: от заявителя – не явился, извещен; от ответчика – ФИО1 – представитель по доверенности от 04.10.2011 б/н, сроком действия 1 год

установил: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее по тексту – управление) обратилось с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Землемер-плюс» (далее по тексту – общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ)

Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств не представил, в связи с чем суд на основании статей 123 ,156, 205 АПК РФ рассматривает дело без участия заявителя по имеющимся в материалах дела документам.

По тексту заявления управление указало, что в результате проверки представленного обществом межевого плана земельных участков установлен факт отсутствия регистрации геодезических работ при межевании земельного участка, а также установлен факт незаконного использования координат пунктов государственной геодезической сети при составлении межевого плана.

Поскольку в действиях общества усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, управление просит привлечь общество к административной ответственности.

Общество факт совершенного административного правонарушения не оспаривает и просит учесть то обстоятельство, 14.10.2011 им было подано заявление в управление Россреестра по Приморскому краю на регистрацию топографо-геодезических работ, в том числе на земельный участок, расположенный относительно ориентира здание спасательной станции, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <...>. Представитель общества пояснил, что 24.10.2011 управление зарегистрировало геодезические работы на объектах: «10 земельных участков в г. Лесозаводске», в том числе и по земельному участку по ул.Причальной, д.1.

Выслушав пояснения общества, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Землемер-плюс» зарегистрировано в качестве юридического лица 24.06.2005 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Приморскому краю за основным государственным регистрационным номером <***>, о чем выдано свидетельство серии 25 № 00437236.

На основании лицензии от 24.12.2010 №25-00010Г обществу предоставлено право на осуществление геодезической деятельности, за исключением геодезической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Обществом  22.09.2011 года в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю был сдан межевой план (регистрационный номер 2500/101/11-35518), подготовленный по земельным участкам, расположенным по адресу: относительно ориентира здание спасательной станции, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <...>.

Управлением 06.10.2011 года была произведена выгрузка из АИС «Государственный кадастр недвижимости» информации о поступлении 22.09.2011 заявления регистрационный номер 2500/101/11-35518.

В ходе проверки межевого плана управлением установлено, что исполнителем кадастровых работ являлось ООО «Землемер-плюс». В состав кадастровых работ по данному межевому плану входит геодезические работы, выраженные в определении координат точек границ земельных участков. При подготовке межевого плана в качестве геодезической основы были использованы пункты и знаки государственной геодезической сети. Исходные геодезические данные указаны в пункте 2 листа 3 межевого плана. Координаты вышеуказанных пунктов и знаков государственной геодезической сети использованы для геодезических построений (лист 5-7) и определения координат точек границ земельных участков межевых планов.

Проверка осуществлялась на основании книг регистрационного учета, в том числе их копий, полученных в Дальневосточном окружном управлении геодезии и картографии (до 01.07.2010 регистрация геодезических работ и выдача разрешений на использование координат госгеопунктов осуществлялась в ДВО УГК г. Хабаровск).

Указанные нарушения были обнаружены непосредственно ведущим специалистом-экспертом отдела геодезии и картографии УправленияРосреестра по Приморскому краю, о чем составлена докладная записка от 06.10.2011.

Установив, что общество за получением разрешения на использование координат государственных геодезических пунктов в органы госгеонадзора не обращалось, разрешение на использование координат не получало и оплату не производило, геодезические работы при межевании земель не были зарегистрированы в органе госгеонадзора, Управление пришло к выводу, что ООО «Землемер-плюс» нарушило требования и условия, предъявляемые к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности.

Данные факты явились основанием для составления 20.10.2011 в отношении ООО «Землемер-плюс» протокола об административном правонарушении № 24-13/321, в котором деяние общества квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Материалы дела в порядке части 3 пункта 3 статьи 23.1 КоАП РФ были направлены на рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

Исследовав представленные документы, заслушав пояснения ответчика, суд находит обоснованным требование заявителя о привлечении ООО «Землемер-плюс» к административной ответственности по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 26.12.1995 №209-ФЗ «О геодезии и картографии», пунктами 42,43 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» геодезическая и картографическая деятельность, за исключением геодезической, картографической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся: геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах (статья 3 ФЗ №209-ФЗ).

В силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при составлении межевого плана местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежит схема геодезических построений (приложение № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством деятельность по определению координат характерных точек границ земельных участков, осуществляющаяся, в том числе в рамках кадастровой деятельности, является геодезической и подлежит лицензированию.

Статьей 2 Закона №128-ФЗ установлено, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан выполнять лицензионные требования и условия, то есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности в силу подпункта «а» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 N 705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии» являются соблюдение порядка организации геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О геодезии и картографии».

На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», геодезической основой государственного кадастра недвижимости являются государственная геодезическая сеть и создаваемые в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке геодезические сети специального назначения.

Для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат (часть 4 статьи 6).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (далее – Закон о геодезии и картографии), геодезические и картографические работы являются процессом создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных.

Согласно части 2 статьи 13 Закона о геодезии и картографии, подпункту 3 пункта 5 Положения о государственном геодезическим надзоре за геодезической и картографической деятельностью, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2000 № 273, регистрация геодезических и картографических работ, за исключением указанных работ в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, является одной из основных задач государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью. В силу пункта 6 названного Положения органы государственного геодезического надзора в соответствии с основными задачами государственного геодезического надзора выдают в установленном порядке разрешения на пользование материалами и данными федерального и территориальных картографо-геодезических фондов.

Следовательно, получение и использование координат пунктов государственной геодезической сети при составлении межевого плана должно осуществляться на основании разрешения уполномоченного органа, а проведение геодезических и картографических работ подлежит обязательной регистрации в уполномоченном органе. Незаконное использование координат государственных геодезических пунктов при подготовке межевого плана земельных участков, а также отсутствие обязательной регистрации геодезических работ является нарушением требований и условий, предъявляемых к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности.

ООО «Землемер-плюс» за получением разрешения на использование координат государственных геодезических пунктов в органы госгеонадзора не обращалось, разрешение на использование координат не получало и оплату за пользование материалами и данными не производило.

Поскольку нарушение ответчиком лицензионных требований подтверждено имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 22.10.2011 № 24-13/321, межевым  планом от 16.09.21011 №2500/101/11-35518, пояснениями ответчика, зафиксированными в протоколе судебного заседания, суд считает обоснованными выводы административного органа о наличии в деянии общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 настоящего Кодекса вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 № 705 лицензирование геодезической деятельности возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Протокол об административном правонарушении от 13.09.2011 № 24-13/270 составлен уполномоченным лицом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 209-ФЗ от 26.12.1995 «О геодезии и картографии» к геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах.

Согласно пункту 3.2.1 Стандарта отрасли «Виды и процессы геодезической и картографической производственной деятельности. Термины и определения» ОСТ 68-14-99 геодезические работы - категория полевых и камеральных работ, основным назначением которых является сбор данных для определения фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени.

Пунктом 7 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Из материалов дела судом установлено, что в межевом плане в качестве геодезической основы использовались местные системы координат. В то же время, на листе 3 межевого плана, составленного ООО «Землемер-плюс» указаны пункты государственной геодезической сети. Согласно выписке каталогов координат геодезических пунктов государственной геодезической сети, все указанные в межевом плане пункты являются пунктами государственной геодезической сети. Каталоги координат являются материалами федерального картографо-геодезического фонда, находящегося на хранении в Управлении Росреестра по Приморскому краю. Таким образом, фактически при подготовке межевого плана использовалась государственная система координат.

При этом не имеет значение, какая использовалась система координат местная или государственная, эти координаты принадлежат пунктам государственной геодезической сети и использование их без разрешения и оплаты не допускается.

Таким образом, использование координат пунктов, указанных в межевых планах в любой системе координат разрешается только при получении разрешения и оплаты.

Следовательно, деятельность по определению координат характерных точек границ земельных участков, осуществляемая, в том числе в рамках кадастровой деятельности, является геодезической деятельностью, подлежащей лицензированию.

При таких обстоятельствах суд считает доказанными факт правонарушения и вину общества, выразившуюся в том, что, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, данное лицо не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек. Проверив наличие нарушения требований КоАП РФ, допущенных со стороны административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении, суд не установил таковых.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия ответчиком всех зависящих от него мер по соблюдению лицензионные требований и условий, предусмотренных лицензией на осуществление геодезической деятельности, в материалы дела не представлено, в связи с чем общество признается виновным в совершении данного административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ за нарушение, допущенное обществом, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от тридцати до сорока тысяч рублей.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Статья 3.4 КоАП РФ предусматривает, что за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба может быть установлено предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

Судом установлено, что 14.10.2011 обществом было подано заявление на регистрацию топографо-геодезических работ, в том числе на земельный участок, расположенный относительно ориентира здание спасательной станции, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <...>. Кроме того 24.10.2011 управление зарегистрировало геодезические работы на объектах: «10 земельных участков в г. Лесозаводске», в числе которых и земельный участок по ул.Причальной д.1 в г.Лесозаводстве.

Суд, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание признание вины со стороны ООО «Землемер-плюс», осуществление действий по устранению обстоятельств, повлекших привлечение к административной ответственности, считает возможным наложить на общество взыскание в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Землемер-плюс», зарегистрированное в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №7 по Приморскому краю 24.06.2005 за ОГРН <***>, расположенного по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья Чугаева И.С.