ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-18295/2023 от 20.11.2023 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-18295/2023

20 ноября 2023 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Горбуновым М.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Находкинской таможни (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 03.08.2009)

о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о приеме имущества, обращенного в федеральную собственность и указанного в уведомлении от 26.07.2023 № 25-13/08532, обязании устранить нарушения права и законных интересов

при участии: стороны не явились, извещены,

установил: Находкинская таможня обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным указанного бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае.

Стороны в судебное заседание не явились, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения. На основании части 4 статьи 137 АПК РФ суд, завершив подготовку дела, перешел к судебному разбирательству и в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствие сторон.

Как следует из текста заявления, таможенный орган полагает, что оспариваемое бездействие нарушает требования статьи 323 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регламентирующей согласованные действия таможенного органа и Росимущества по приему-передаче товаров, обращенных в федеральную собственность. Указал, что спорное имущество должно было быть принято ответчиком, поскольку признано бесхозяйным согласно судебному акту.

Ответчик в письменном отзыве, не оспаривая правомерность ссылок заявителя на соответствующие нормативно-правовые акты, указал на несогласие с заявленным требованием, поскольку бездействие Теруправления не имеет места, ведется определенная работа по реализации Соглашения от 22.11.2019 № 01-69/0024/01-12/98. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

При рассмотрении дела суд установил, что вступившим в законную силу решением Находкинского городского суда от 14.11.2022 по делу № 2-3369/22 по требованию Находкинской таможни, заявленному к Обществу с ограниченной ответственностью «ДВ Торг», признано бесхозяйным и обращено в федеральную собственность имущество, перечень которого приведен в решении.

В данном решении указано также на поручение Находкинской таможне передачу товара в установленном порядке уполномоченному органу.

Решение вступило в законную силу 15.12.2022.

В рамках Соглашения от 22.11.2019 № 01-69/0024/01-12/98 о
порядке и условиях взаимодействия ФТС России и ФАУГИ при передаче
имущества, обращенного в собственность государства, а также вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, заключенного ФТС России и ФАУГИ, и Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 № 1238 «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства», Находкинская таможня направила в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае уведомление о готовности к передаче имущества, обращенного в федеральную собственность, от 10.02.2023 № 2 (исходящий № 25-13/01617 от 13.02.2023), которое было получено Теруправлением 17.02.2023.

В связи с передачей части имущества, указанного в решении суда, письмом от 26.07.2023 № 25-13/08532, Находкинская таможня направила Теруправлению уточненное (скорректированное) приложение к уведомлению от 10.02.2023 № 2, в котором указала имущество: подлежащее передаче: круглая печать ООО «Прим Логистик» в количестве 1 шт., флеш-карты в количестве 3 шт. – бывшие в употреблении.

Откорректированное уведомление ответчик получил 03.08.2023.

Полагая, что поскольку в соответствии с пунктом 2.4. названного Соглашения срок принятия имущества уполномоченным лицом Росимущества (его территориального органа) исчисляется с даты получения Росимуществом (его территориальным органом) от таможенного органа оригинала уведомления и не может превышать 30 рабочих дней, а ответчиком не осуществлены действия по принятию имущества, обращенного в федеральную собственность, Находкинская таможня оспорила бездействие Теруправления ФАУГИ по Приморскому краю в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы заявителя, суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования.

Так, по смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 323 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 289-ФЗ) товары обращаются в федеральную собственность:

1) на основании решения суда по уголовному делу или делу об административном правонарушении при применении конфискации товаров, изъятых или арестованных в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении, со дня вступления в силу указанного судебного решения;

2) на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, со дня вступления в силу судебного акта;

3)на основании помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства со дня передачи таможенным органам товаров.

В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с Положением о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, в действующей редакции, органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию, уничтожения или переработки (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности (Росимущество).

Согласно пункту 5.35 Положения к полномочиям Росимущества в установленной сфере деятельности относится прием в установленном порядке имущества, обращенного в собственность Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.5 (2) указанного Положения Росимущество в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле осуществляет:

-учет переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;

-организацию проведения оценки переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;

-организацию реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;

-уничтожение либо переработку (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, в том числе организацию уничтожения либо переработки (утилизации) таких товаров.

Как установлено статьей 226 Гражданского кодекса Российской Федерации, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 323 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» товары обращаются в федеральную собственность в том числе на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, со дня вступления в силу судебного акта.

Таким образом, Росимущество осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника федерального имущества, в частности, в случае обращения имущества в федеральную собственность на основании судебного акта, принятого по заявлению таможенного органа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 № 1238 утверждено Положение о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства (далее - Положение о распоряжении имуществом).

Пунктом 3 указанного Положения определено, что имущество, обращенное в собственность государства, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам, которые осуществляют его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами, предусмотренными пунктом 11 Положения.

В настоящее время в целях организации своевременной передачи обращенных в федеральную собственность товаров для дальнейшего распоряжения ими Росимущество и таможенные органы руководствуются Соглашением от 22.11.2019 № 01-69/0024/01-12/98 «О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при организации приема-передачи отдельных категорий имущества», подписанным руководителем ФТС России и руководителем Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Пунктом 2.4 данного Соглашения определено, что срок принятия имущества уполномоченным лицом Росимущества (его территориального органа) исчисляется с даты получения Росимуществом (его территориальным органом) от таможенного органа уведомления и не может превышать 30 (тридцати) рабочих дней. В пределах указанного срока Росимущество (его территориальный орган) письменно, а также по электронным каналам связи (факсимильная связь, электронная почта, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, при их наличии, информирует таможенный орган об уполномоченном лице Росимущества (его территориального органа), которому предоставлено право принимать имущество у таможенного органа и подписывать документы по его принятию. Уполномоченные лица Росимущества (его территориального органа) и таможенного органа не позднее 5 (пяти) рабочих дней до предполагаемой даты принятия имущества согласовывают в рабочем порядке дату принятия имущества.

Подписанный акт приема-передачи является основанием для снятия имущества с учета таможенного органа и принятия его к учету Росимуществом (его территориальным органом) (пункт 2.7. Соглашения).

При этом в соответствии с разделом VI Соглашения Росимущество :

1) организует и контролирует выполнение условий данного Соглашения территориальными органами Росимущества;

2) организует и обеспечивает своевременный прием, транспортировку, учет и обеспечение сохранности передаваемого имущества.

Таким образом, нормативные правовые акты регламентируют согласованные действия таможенного органа и Росимущества по приему-передаче товаров, обращенных в федеральную собственность по предусмотренным законом основаниям.

Материалами дела подтверждается факт направления Находкинской таможней Теруправлению Росимущества в Приморском крае уточненного уведомления о готовности к передаче спорного имущества, обращенного в федеральную собственность, а также получения ответчиком этого уведомления.

Срок принятия имущества на момент обращения заявителя в арбитражный суд истек.

Как утверждает заявитель, какой-либо ответ на уточненное уведомление получен не был, действия по принятию остального имущества, обращенного в федеральную собственность решением Находкинского городского суда от 14.11.2022 по делу № 2-3369/22, Теруправлением не совершены.

В письменном отзыве Теруправление указало, что провело определенную работу по реализации положений Соглашения, не конкретизируя, какие именно действия им были совершены.

Вместе с тем, действий ответчика было недостаточно для надлежащего исполнения публично-правовой обязанности, которая заключается не только в заключении государственного контракта, но и в осуществлении надлежащего контроля за его исполнением, и будет считаться выполненной только после фактического достижения требуемого правового результата: принятия имущества от уполномоченного органа, причем в том объеме, который указан в судебном акте и воспроизведен в уведомлении.

Доказательств принятия от заявителя имущества, указанного в уточненном уведомлении, направленном письмом от 26.07.2023, к моменту рассмотрения дела ответчик не представил. Напротив, по пояснениям заявителя, бездействие ответчика продолжается, мер к принятию имущества не принято.

Бездействием Теруправления нарушаются права и законные интересы Находкинской таможни, действующей в интересах бюджета, в целях обеспечения своевременности и полноты перечисления в федеральный бюджет денежных средств, полученных от реализации товаров, обращённых в федеральную собственность (пункт 3 статьи 324 ТК ЕАЭС), а также для исключения необоснованного расходования средств федерального бюджета, связанного с хранением товаров, обращённых в федеральную собственность.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При изложенных обстоятельствах суд удовлетворяет уточненные требования заявителя и на основании подпункта 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ указывает на обязанность ответчика принять спорное имущество, обращенное в федеральную собственность, в порядке и сроки, предусмотренные Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 № 1238.

Поскольку и заявитель, и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины на основании статей 333.38 НК РФ, 105 АПК РФ, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Признать незаконными бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, выразившееся в непринятии решения о приеме имущества, обращенного в федеральную собственность и указанного в уведомлении от 26.07.2023 № 25-13/08532.

Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае принять имущество, указанное в приложении к уведомлению Находкинской таможни, направленному письмом от 26.07.2023 № 25-13/08532,в порядке и сроки, предусмотренные Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 № 1238.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья Нестеренко Л.П.