ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-18435/19 от 13.01.2020 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                          Дело № А51-18435/2019

13 января 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено, в связи с подачей апелляционной жалобы.

Арбитражный суд Приморского края  в составе судьи  Карандашовой Е.В., рассмотрев, в порядке упрощенного производства,   дело   по

исковому заявлению Фонда Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 25.12.2013)

к федеральному казенному учреждению "Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 21.10.2011)

о взыскании 26 934 руб. 18 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за период август 2016 года – апрель 2019 года, начисленной, в связи с принадлежностью ответчику на праве оперативного управления нежилого помещения I общей площадью  116,4 кв.м. в жилом доме, расположенном по адресу: <...>,

установил: истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика 26 934 руб. 18 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за период август 2016 года – апрель 2019 года, начисленной, в связи с принадлежностью ответчику на праве оперативного управления нежилого помещения I общей площадью  116,4 кв.м. в жилом доме, расположенном по адресу: <...>.

         Определением от 28.08.21019 рассмотрение дела было назначено в порядке упрощенного производства.

          Ответчик, надлежаще извещенный, по  правилам ст.ст.121, 123 АПК РФ, отзыв на иск не представил, возражений по существу спора не заявил.

При исследовании материалов дела, суд установил, что, в  соответствии с программой  капитального ремонта  общего имущества в многоквартирных  домах, расположенных  на территории Приморского края, на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013 № 513-па, на счете регионального оператора сформирован фонд капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории Приморского края.

 Согласно постановлению администрации Михайловского сельского поселения Приморского края от 06.09.2014 № 83-па, фонд капитального ремонта дома № 7 на ул. 1-й квартал в с. Михайловка формируется на счете регионального оператора.

В указанном доме имеется нежилое помещение, площадью           116,4 кв.м, находящееся на праве оперативного управления у федерального казенного учреждения "Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" с 10.05.2016, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра  недвижимости об объекте недвижимости.

Для уплаты взносов на капительный ремонт общего имущества, в том числе спорного  многоквартирного дома за период с августа 2016г.  по апрель 2019г., ответчику выставлены соответствующие счета (помесячно).

Так как оплата ответчиком не произведена, истец направил в его адрес претензию от 28.05.2019 № 11-исп/5255-ст с предложением погасить имеющуюся задолженность.

Ответчик ответ на претензию не представил, задолженность не оплатил, что послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома.

Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

На основании Закона Приморского края от 07.08.213 №227-КЗ          «О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае» (далее Закон №227-КЗ), у собственников помещений в многоквартирных домах с 01.10.2014 наступила обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

Постановлением Администрации Приморского края от 18.11.2013 №411-па установлен минимальный взнос на капитальный ремонт                на 2014 - 2016 года в размере 6,57 руб., на 2017-2019 годы – в размере     7,10 руб. в расчет на один квадратный метр общей площади жилого помещения в многоквартирном доме в месяц.

В соответствии со статьей 7 Закона №227-КЗ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ.

Из материалов дела следует, что, в нарушение требований статей 158, 169 ЖК РФ, статьи 7 Закона №227-КЗ, взносы на капитальный ремонт общего имущества за период с августа 2016 по  апрель 2019 не были уплачены.

Вместе с тем, разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.

Материалами дела подтверждено, чтоспорное нежилое помещение находится у ответчика на праве оперативного управления, а поэтому применению подлежат общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющие права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении.

На основании пункта 4 статьи 214 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Исходя из смысла статей 210, 296 ГК РФ и правовой позиции, изложенной во втором абзаце пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества. Соответственно, на лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются положения статьи 169 ЖК РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы на капитальный ремонт.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений», эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.

Таким образом, обладатели права оперативного управления, с момента его возникновения, обязаны нести расходы на содержание общего имущества.

Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 304-ЭС15-6285.

В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ, право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Учитывая, что, согласно выписке из ЕГРН, спорное нежилое помещение передано федеральному казенному учреждению "Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" на праве оперативного управления, последнее является обязанным лицом по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества, соответственно, исковые требования о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД подлежат удовлетворению на заявленную сумму 26 934 руб. 18 коп., с отнесением судебных расходов истца по уплате государственной пошлины на ответчика, по правилам ст.110 АПК РФ.

     Суд,  руководствуясь ст.ст. 102, 110, 167-171, 176, 229 Арбитражного процессуального кодекса, Российской Федерации,

                                    р е ш и л:

Взыскать сфедерального казенного учреждения "Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" в пользу Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» 26 934 рубля 18 копеек задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за период август 2016 года – апрель 2019 года, начисленной, в связи с принадлежностью ответчику на праве оперативного управления нежилого помещения I общей площадью 116,4 кв.м. в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, государственную пошлину по иску                   на  2 000  рублей.

  Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

          Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

  Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение 15 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

  Исполнительный лист на основании судебного решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, до  вступления судебного акта в законную силу,  выдается взыскателю  только по его заявлению.

Судья                                                                  Карандашова Е.В.