АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-1877/2018
29 мая 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2018 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Баланец А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Реверс» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 27.10.2006)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 21.06.2007)
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
об оспаривании решения
при участии в судебном заседании: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 01.06.2017 № 7юр/2017); от ответчика – главный консультант отдела правового обеспечения имущественных и земельных отношений правового департамента Администрации Приморского края ФИО2 (доверенность от 13.12.2017 № 20/46596);
установил: общество с ограниченной ответственностью «Реверс» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 31.10.2017 № 20/03/02-14/41102.
Министерство обороны Российской Федерации, извещенное надлежащим образом о месте и времени проведения судебного разбирательства, для участия в нем своего представителя не направило.
В силу статьи 123, части 5 статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие третьего лица.
В ходе рассмотрения спора ООО «Реверс» заявленное требование поддержало по основаниям, изложенным в заявлении. Полагает, что оспариваемый отказ департамента земельных и имущественных отношений Приморского края не соответствует закону и нарушает права общества в сфере осуществляемой им экономической деятельности. Общество считает, что, как собственник нежилого здания, расположенного на земельном участке по адресу: <...>, имеет преимущественное право на приобретение данного участка в собственность без проведения процедуры торгов. По мнению заявителя, кадастровый план территории сведений о каких-либо ограничениях в использовании испрашиваемого земельного участка не содержит. Также считает, что действующее законодательство не содержит запретов на получение в собственность земельных участков, расположенных в санитарно-защитной зоне предприятий, санитарных разрывах, зоне охраны объекта культурного наследия исторического центра, а также в границах гостевого маршрута Владивостокского городского округа и запретном районе в/ч, устанавливая лишь требования к соблюдению землепользователями установленного для таких земельных участков особого правового режима. Заявитель указал, что сведения о границах запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для военных объектов не внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН). По мнению заявителя, сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности ВГО сами по себе не могли служить основанием для приведенных в оспариваемом отказе ответчика выводов.
Ответчик с заявленным обществом требованием не согласился, придерживаясь изложенной в письменном отзыве позиции. Полагает, что законные основания для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого им земельного участка в собственность у департамента имелись. Департамент указал, что заявленный к образованию земельный участок расположен на территории запретного района войсковой части, относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность. Также ответчик указал на расположение испрашиваемого заявителем земельного участка по ул. Светланская, 9в г. Владивостоке водоохранной зоне, в санитарно-защитной зоне предприятий, санитарных разрывах, в зоне охраны объекта культурного наследия исторического центра и в границах гостевого маршрута ВГО, что, по мнению департамента, свидетельствует об особом режиме использования спорного земельного участка.
Из материалов дела следует, что ЗАО «Реверс» на праве собственности принадлежит объект недвижимости - здание административное общей площадью 105,1 кв.м. (лит.7); инвентарный номер 6482, этажность:2; назначение: нежилое. Кадастровый (или условный) номер: 25:28:000000:00:06482/7. Адрес (местоположение) объекта: <...>, приобретенный на основании договора купли-продажи от 21.10.2016. В Едином государственном реестре недвижимости отражены сведения о зарегистрированном праве собственности ЗАО «Реверс» на данный объект (выписка из ЕГРН от 21.08.2017 № 25/001/003/2017-7562).
06.06.2017 ЗАО «Реверс» через МКУ МФЦ ВГО Отделение № 2 обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 200 кв.м., расположенного по адресу: <...>, для цели: дальнейшей эксплуатации указанного административного здания.
Планируемое размещение земельного участка в испрашиваемых заявителем границах обществом определено в границах кадастрового квартала 25:28:02 00 21.
Письмом от 31.10.2017 № 20/03/02-14/41102 департамент отказал обществу в утверждении схемы расположения земельного участка, указав на нахождение образуемого земельного участка в границах запретного района войсковой части, водоохранной зоне, в санитарно-защитной зоне предприятий, санитарных разрывах, в зоне охраны объекта культурного наследия исторического центра и в границах гостевого маршрута ВГО.
ЗАО «Реверс» не согласилось с изложенным в письме департамента отказом, сочтя его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере осуществляемой им экономической деятельности, и оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав по правилам Главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав на соответствие закону оспариваемое решение, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования заявителя в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Этой же статьей Кодекса предусмотрены исключения из указанного правила, предусматривающие возможность выкупа земельных участков без проведения торгов.
К таким исключениям подпунктом 6 пункта 2 названной статьи Кодекса отнесен выкуп земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления, в том числе в собственность образованного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В соответствии с данным порядком заключению договора купли-продажи земельного участка, в случае, если земельный участок, необходимый для использования объекта недвижимости, предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, процедура предоставления земельного участка в данном случае включает следующие подготовительные этапы: подготовку схемы расположения земельного участка; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка (подпункты 1, 2, 4, 5, 6, 7 пункта 1 указанной статьи Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другими федеральными законами, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В пункте 1 статьи 11.10 ЗК РФ указано, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Законом Приморского края от 18 ноября 2014 года № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» установлено, что Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского и Надеждинского муниципальных районов, по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, бесплатно предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям для индивидуального жилищного строительства, земельных участков, предоставляемых для строительства объектов дошкольного/начального общего, основного общего, среднего общего образования), в том числе по:
1) обеспечению подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
2) утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
3) предоставлению земельных участков на торгах и без проведения торгов.
Указанные полномочия предоставлены ответчику Положением о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденное постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 № 374-па.
В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Подпунктом 5 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено испрашиваемой схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Обращаясь в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность и утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка по адресу: <...>, помимо указанной схемы общество представило в департамент кадастровый план территории, выписку из ЕГРН со сведениями о принадлежащем ему на праве собственности объекте недвижимого имущества, выписку из ЕГРЮЛ, копию доверенности представителя.
Из оспариваемого отказа департамента не следует, что при обращении в департамент через МКУ МФЦ ВГО Отделение № 2 с названным заявлением обществом были нарушены какие-либо формальные требования к оформлению заявления и формированию необходимого пакета документов.
В обоснование отказа в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка по адресу: <...>, департамент в своем письме от 31.10.2017 № 20/03/02-14/41102 сослался на расположение планируемого заявителем к предоставлению земельного участка на праве собственности в водоохранной зоне; в санитарно-зашитном зоне предприятий; санитарных разрывах; в зоне охраны объекта культурного наследия исторического центра; в границах гостевого маршрута Владивостокского городского округа; в запретном районе в/ч; части участка площадью 289 кв.м - в зоне охраны объекта культурного наследия; части участка площадью 42 кв.м - в зоне с особыми условиями использования территории с учетным номером 25.28.2.149 (Охранная зона объекта культурного наследия «Здание бывшего театра «Золотой Рог», в котором а 1923 голу перед трудящимися Владивостока выступал Всероссийский староста ФИО3»).
Проанализировав приведенные департаментом в обоснование оспариваемого отказа выводы на основе оценки по правилам статьи 71 АПК РФ представленных в материалы дела доказательств и доводов лиц. участвующих в деле суд приходит к следующим выводам.
Действительно, согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Оценивая обстоятельства спора, суд учитывает, что в силу положений статьи 11.10 ЗК РФ на стадии утверждения схемы земельного участка выяснение вопросов о возможности формирования земельного участка в испрашиваемых границах, о существующих ограничениях и наложениях на испрашиваемом земельном участке является обязательным, поскольку при установлении законных ограничений по использованию земельного участка проведение последующих процедур по оформлению земельного участка не приведет к достижению цели, для которой испрашивается земельный участок, и повлечет необоснованные расходы заявителя.
Право собственности объект недвижимого имущества в силу положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) является исключительным для третьих лиц и приобретение такого права в будущем на земельный участок, подлежащий формированию обусловлено соблюдением ряда условий, а равно исключением установленных законом ограничений (статья 15 ЗК РФ).
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в силу положений статьи 39.14 ЗК РФ является предварительным этапом для последующего формирования земельного участка, индивидуализации его как объекта права и решения вопроса о его правовой судьбе.
В подпункте 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьи 39.20 настоящего Кодекса.
Заявитель обратился за утверждением схемы расположения земельного участка, подготовку которой обеспечил самостоятельно.
Поскольку заявитель выбрал указанный порядок реализации права на земельный участок, в представленный схеме расположения земельного он указал границы земельного участка, который относится к земельному фонду и находиться в границах соответствующего кадастрового квартала.
Как указал в своем письме от 31.10.2017 № 20/03/02-14/41102 департамент, представленная схема соответствовала форме и содержанию схемы, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 № 762.
Образуемый земельный участок, согласно Правилам землепользования и застройки Владивостокскою городского округа, утвержденным решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 № 462 (далее – ПЗЗ № 462) (в редакции от 30.12.2014), расположен в территориальной зоне ОД-1 (зона многофункциональной общественно-деловой застройки).
Также ответчик согласился с тем, что заявленная обществом цель использования земельного участка - «для дальнейшей эксплуатации административного здания» - соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны ОД-1 (основной вид разрешенного использования; административные объекты).
В то же время, в обоснование оспариваемого отказа департамент помимо прочих оснований указал на нахождение части формируемого земельного участка в запретном районе в/ч.
В силу положений пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если, среди прочего: земельный участок изъят из оборота, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральным законом изъятые из оборота земельные участки могут быть предметом договора аренды (подпункт 10); земельный участок ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (подпункт 11).
Согласно пункту 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно- территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами. В силу пункта 7 статьи 93 Земельного кодекса в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально- бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.
Исходя из положений пункта 2, подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд являются землями, ограниченными в обороте. Указанные земли не передаются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, возможность формирования земельного участка из состава земель, ограниченных в обороте, с целью его последующего выкупа заинтересованным лицом исключена.
Обстоятельства рассматриваемого спора суд оценивает с учетом периода принятия департаментом оспариваемого решения, учитывая, что оно обосновано правовым регулированием сложившихся между сторонами спора отношений именно на дату принятия оспариваемого заявителем ненормативного правового акта - 31.10.2017, а также сведениями о градостроительном планировании Владивостокского городского округа актуальными именно на указанную дату.
Сведения о расположении формируемого обществом земельного участка в запретном районе военных частей подтверждено сведениями фрагмента схемы функционального зонирования территории с отображением зон с особыми условиями использования территорий представленной заявителем в материалы дела справки от 14.11.2017 № 28-5099 из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности ВГО, подготовленной по его заявке КГБУ «Центр развития территорий». При этом в разделе 9 «Дополнительная информация» сведений ИСОГД указано, что границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей, расположенных на территории Приморского края, определены в соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 № 217-пг на основании постановления Правительства РФ от 17.02.2000 № 135, которое постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 признано утратившими силу, что, однако, не является основанием для признания недействующим постановления Губернатора Приморского края № 217-пг.
Как следует из материалов дела, запретный район зона установлен для военной части 63948, дислоцированной в районе мыса ФИО4 во Владивостокском городском округе.
Границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей расположенных на территории Приморского края, определены в соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 № 217-пг «Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю» на основании постановления Правительства РФ от 17.02.2000 № 135 «Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».
В силу пунктов 4, 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 № 135, для военных складов ракет, боеприпасов, взрывчатых и химических веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей устанавливался запретный район шириной не менее 3 километров от внешнего ограждения территории военного склада. Границы запретной зоны и запретного района утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по представлению органов военного управления, в ведении которых они находятся. Установление границ запретной зоны и запретного района должно производиться с учетом требований природоохранного законодательства Российской Федерации, взрывной и пожарной безопасности.
Согласно приложению № 1 к постановлению Губернатора Приморского края от 07.12.2005 № 217-пг (в редакции Постановления Губернатора Приморского края от 18.04.2013 № 56-пг, действовавшего на момент принятия оспариваемого решения) запретная зона установлена в пределах технической территории в/ч 63948. Также для данного военного объекта установлен запретный район шириной 3 км.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее – Положение № 405). Этим же постановлением отменено постановление Правительства РФ от 17.02.2000 № 135.
Понятие запретного района постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 не определено. Согласно новеллам, для военных объектов устанавливаются запретные зоны, зоны охраняемого военного объекта, охранные зоны военного объекта, специальные зоны.
Согласно пункту 2 Положения № 405, «запретная зона» - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; «военные объекты» - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
Положение № 405 определяет назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.
Таким образом, земли обороны и безопасности, в том числе земельные участки в границах запретных зон и районов, относятся к землям, ограниченным в обороте, и не могут быть предоставлены в частную собственность, поскольку такая возможность федеральным законом не предусмотрена.
Постановление Губернатора Приморского края от 07.12.2005 № 217-пг на момент принятия оспариваемого решения действовало в редакции, предусматривающей установление 3-километрового запретного района для в/ч № 63948, не было признано утратившим силу.
Более того, положениями постановления Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 также не предусматривалось, что установленные ранее зоны и территории со специальным режимом использования применительно к военным объектам автоматически утрачивают силу. В связи с принятием этого постановления установленные ограничения должны были быть приведены в соответствие с изменившимся нормативным регулированием.
В настоящее время такие изменения внесены, в частности, постановление Губернатора Приморского края от 07.12.2005 № 217-пг в настоящее время (в редакции постановления от 13.04.2018 № 14-пг) не предусматривает установление запретного района для в/ч 63948 (проставлен прочерк).
Вместе с тем, данное обстоятельство не влияет на законность решения департамента, принятого 31.10.2017.
Само по себе Губернатора Приморского края от 07.12.2005 № 217-пг не устанавливает зонирование территории Владивостокского городского округа в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, поэтому требованиям градостроительного законодательства не противоречит.
Процедура внесения в ЕГРН сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, осуществляемая уполномоченным органом на основании документов, представленных в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти или органами местного самоуправления, не является действием по кадастровому учету в смысле, придаваемом Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 № 217-пг границы запретного района внесены в геоинформационную систему и в документы градостроительного зонирования на территории г. Владивостока (Карта запретных зон и районов войсковых частей на территории Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое) и подлежат обязательному учету при решении вопроса об определении границ образуемых земельных участков с целью их дальнейшего предоставления в собственность.
Пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Из части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования территорий - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункты 1 и 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон (часть 3 статьи 34 ГрК РФ).
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Таким образом, сведения о границах запретных районов военных объектов имели статус сведений о зонах с особыми условиями использования территории, подлежали включению в ИСОГД в качестве таковых, а ограничение на приобретение в частную собственность земельных участков, расположенных в границах запретного района, возникло с момента установления их границ.
В то же время суд не может согласиться с доводами департамента относительно ограничения в предоставлении в собственность земельных участков в связи с их нахождением в в водоохранной зоне; в санитарно-защитной зоне предприятий; санитарных разрывах; в зоне охраны объекта культурного наследия; в границах гостевого маршрута Владивостокского городского округа.
Согласно пункту 10 статьи 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Статьей 57 ПЗЗ 462 установлено, что зона охраны объектов культурного наследия Владивостокского городского округа определена для обеспечения правового режима охраны памятников истории и культуры, сохранения системы исторической планировки, ценных элементов ландшафта, ценной средовой застройки, закрепления или восстановления градоформирующего значения памятников в архитектурно-пространственной организации городского округа, создания благоприятных условий зрительного восприятия объектов культурного наследия, устранения диссонансов, нарушающих восприятие памятников, цельность композиции охраняемых архитектурных комплексов и ландшафтов.
В силу части 2 статьи 58 ПЗЗ № 462 границы зон с особыми условиями использования территорий отображены на соответствующих картах зон с особыми условиями использования территории Владивостокского городского округа. Виды и границы зон с особыми условиями использования территорий могут уточняться посредством внесения изменений в настоящие Правила (часть 3 указанной статьи).
В соответствии пунктом 3 статьи 26 ПЗЗ № 462, в редакции решения Думы г. Владивостока от 30.12.2014 № 408, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории общественно-деловых зон, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территорий: охранных, санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, зон охраняемых объектов, иных зон, устанавливаемых в соответствии с требованиями действующего законодательства.
По смыслу статей 27, 99 ЗК РФ в качестве земель, гражданский оборот которых ограничен, выделены, в том числе земли занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия (изъяты из оборота). Земельные участки, в границах которых расположены иные, не поименованные в подпункте 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса объекты культурного наследия, ограниченными в обороте не являются, вне зависимости от того, к какой категории историко-культурного назначения относится объект культурного наследия (федерального, регионального либо местного значения).
Формируемый земельный участок, относящийся к землям особо охраняемых территорий - землям историко-культурного назначения, не ограничен в обороте, так как его статус как историко-культурного заповедника или земельного участка, занятого особо ценными памятниками или объектами археологического наследия, не подтвержден материалами дела.
При этом согласно пункту 2 статьи 27 ПЗЗ № 462, в редакции решения Думы г. Владивостока от 30.12.2014 № 408, размещение административных объектов отнесено к основным видам разрешенного использования земельных участков земель территориальной зоны ОД-1.
Следуя изменениям ПЗЗ № 462, внесенным распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28.03.2018 № 14, указанный вид разрешенного использования для земель названной территориальной зоны сохранен.
Нахождение земельных участков в санитарно-защитной зоне предприятий не названо законом в качестве препятствия к предоставлению земельного участка в собственность.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Пунктом 15 этой же статьи установлены виды деятельности. осуществление которой запрещено в водоохранной зоне.
Использование земель санитарно-защитной и водоохраной зоны обусловлено соблюдением землепользователями установленных законом условий и запретов.
Доказательств того, что использование обществом земельного участка под принадлежащим ему на праве собственности административным зданием повлечет нарушение правового режима земель указанных зон, департамент вопреки части 5 статьи 200 АПК РФ в материалы дела не представил.
В этой связи приведенные в письме департамента от 31.10.2017 № 20/03/02-14/41102 причины отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за исключением довода о нахождении формируемого участка в границах запретного района военного объекта, суд находит не основанными на нормах права.
В силу части 2 статьи 85 ЗК РФ и части 1 статьи 36 ГрК РФ правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельных участков в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Таким образом, поскольку на момент принятия оспариваемого решения департаментом установлено нахождение формируемого земельного участка в пределах запретного района, у департамента отсутствовали правовые основания для утверждения представленной заявителем схемы земельного участка по адресу <...> для целей его предоставления в собственность.
Оспариваемое решение не нарушило прав и законных интересов заявителя, который не лишен возможности вновь обратиться к уполномоченному органу за формированием земельного участка и последующим его предоставлением в собственность, учитывая отпадение в настоящее время обстоятельства, повлекшего законный отказ в формировании участка в 2017 году.
В силу изложенного у суда отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого решения незаконным.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Отказать в признании незаконным отказа Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 31.10.2017 № 20/03/02-14/41102, проверенного на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Нестеренко Л.П.